Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Не хочу, не буду!

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 278

Загрузок: 16

Как цитировать:

Алышева И.В. Не хочу, не буду!. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2023;(3):126‑127.
Alysheva IV. I don't want to, I won't! Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2023;(3):126‑127. (In Russ.)

Автор:

Ирина Владимировна Алышева

Ирина Владимировна Алышева,
медицинский журналист


Почему пациенты боятся лечиться и что делать врачу в этом случае?

В социальных сетях нередко встречаются такие «откровения»: «Меня зовут Светлана (имя изменено). 12 лет работаю в аптеке и вижу, как врачи часто назначают дорогие и неработающие лекарства. Фармацевтика выкачивает из людей деньги. Гробит их здоровье. А я знаю реальный состав таблеток и подскажу, как обойтись без них».

Далее идет ссылка на подписку в группу, где делятся «народными рецептами».

Ситуация

На прием к врачу приходит пациент, и, когда речь заходит о медикаментозной терапии, начинает волноваться: «Доктор, я таблетки пить не буду! Назначьте что-нибудь из народной медицины».

Первая реакция врача – переубедить пациента, потому что артериальное давление высокое – 160/100 мм рт. ст., частота сердечных сокращений 85 ударов в 1 минуту. Понятно, что сердечно-сосудистая система работает с перегрузкой, возрастает риск инфаркта, инсульта. Даже если этих осложнений удастся избежать, то со временем кровообращение в сосудах станет хуже. Пациента начнет беспокоить снижение памяти, ему станет трудно осваивать новые навыки, появится одышка и сердцебиение при ходьбе.

Когда врач начнет описывать пациенту грядущие осложнения, то заметит, что тот слушает вполуха, рассеянно, а затем последует примерно такая тирада: «Я в Интернете прочитал, что таблетки только гробят здоровье. Моей соседке 90 лет, давление высокое, но она пьет только отвар шиповника!» Врач, который хочет помочь пациенту, в этом случае может не сдержать эмоции: «Вы так говорите, потому что ничего не понимаете в медицине! Если не будете принимать лекарства, у вас случится инфаркт, инсульт. Станете инвалидом!» Но пациент не воспринимает слова врача. У него уже развилась «психологическая глухота», и растревоженный разум подбрасывает очередную историю из жизни: «Вот буду пить таблетки горстями, у меня язва желудка будет, как у дяди Гены. Он из-за этой язвы и таблеток в прошлом году умер».

Что делать врачу в таких случаях?

Многие стараются найти «правильные» слова, которые убедят пациента.

Кто-то переходит на директивный стиль общения: «Делайте, что вам говорят и будет вам счастье и здоровье!»

Кто-то старается найти «слабые» места в аргументах пациента. Если тот мужчина, то в ход идут такие слова: «Повышенное артериальное давление влияет на половую функцию. У вас будет эректильная дисфункция и половая жизнь пострадает».

Но смысла пугать пациента нет. Да, сначала он начнет лечиться, но, как только страх пройдет, сразу забросит. И тут риск инсульта, о котором так долго говорили врачи, значительно возрастет.

Недостаток таких подходов – пациент чувствует, что врач не принимает его позицию, не разделяет убеждений, хочет его сломить. Это вызывает психологическое сопротивление, и пациент вступает с врачом в спор, отказывается от лечения в знак протеста. Часто такой протест неосознанный, поэтому врачу и пациенту так сложно договориться.

Для того чтобы врачу найти подходящие слова и манеру поведения, важно понять, почему пациенты не хотят лечиться.

Причин может быть несколько:

— страх пациента, что лечение может навредить;

— предыдущий отрицательный опыт терапии, вызвавшей осложнения;

— неправильное представление о последствиях лечения и нелечения;

— влияние «независимых экспертов», как в нашем рассказе про «фармацевта».

Выяснить, какая из этих причин вызывает отказ пациента от лечения, и выйти на продуктивный диалог помогут специальные приемы общения.

Прием 1

Принять пациента таким, какой он есть, со всеми его заблуждениями. В этом поможет аффирмация «У каждого есть право на свою точку зрения, и я это уважаю».

Чтобы показать пациенту, что вы на его стороне, скажите: «Я вижу, что у вас есть сомнения. Это нормально». В этом случае «психологическая глухота» пациента начнет отступать – его же услышали и посочувствовали.

Прием 2

Прояснить, что же так пугает пациента. Для этого задайте вопрос: «Что именно вас смущает в лечении таблетками?» Возможно, вам повезет услышать историю про дядю Гену и его язву, как в примере выше.

Прием 3

Подобрать подходящие аргументы. Подходящие они потому, что взяты из ответа самого пациента. Если была история, аналогичная случаю с дядей Геной, можно аргументировать следующим образом: «Иван Иванович (обращаемся к пациенту по имени-отчеству – так он почувствует больше внимания со стороны врача), у вас жалоб на желудок нет. Это значит, что вероятность язвы невысокая. К тому же таблетки, которые я вам назначаю, в защитной оболочке. Это помогает защитить слизистую желудка. Так что ситуация под контролем».

Прием 4

Объясните пациенту, как вы контролируете безопасность лечения: «Во-первых, вы будете приходить ко мне на повторные приемы, и я внимательно буду следить за вашим состоянием. Во-вторых, назначенные препараты позволят снизить риск инфаркта и инсульта. Это значит, что у вас не будет одышки, головной боли, головокружения и всех тех симптомов, которые сопровождают гипертоническую болезнь». Вот теперь пациент прислушается, потому что вы выстраиваете диалог на равных.

Прием 5

Нужно проверить понимание, узнать у пациента, на одной ли он с вами волне: «Что скажете?» И в зависимости от ответа станет ясно, будет ли пациент придерживаться терапии или нет.

Если применить все пять приемов, пациент почувствует себя услышанным и лучше воспримет аргументы врача, а это значит, что лечение станет более эффективным.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.