Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Санжарова O.

Великий душой и плотью

Авторы:

Санжарова O.

Подробнее об авторах

Просмотров: 231

Загрузок: 4

Как цитировать:

Санжарова O. Великий душой и плотью. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2023;(3):130‑139.
Sanzharova OE. Great in soul and flesh. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2023;(3):130‑139. (In Russ.)

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного. 1535 г. Дерево, масло. Гемальдегалери, Берлин, Германия

Пипин Короткий, Филипп Красивый, Людовик Сварливый, Лоренцо Великолепный – правители нередко получали в придачу к именам прозвища, кратко характеризовавшие их обладателей. Хотя не всегда эти характеристики полностью соответствуют современным. Так, герцог Бургундский Филипп Добрый получил свое прозвище не за хороший характер, а за то, «что хорошо держал в руках меч», а его сын Карл Смелый был скорее Карлом Безрассудным. Но вот курфюрст Саксонский Фридрих III Мудрый и впрямь был человеком, чрезвычайно ценящим знания, а его брат и наследник Иоганн Твердый обладал изрядной стойкостью. Племянник Фридриха и сын Иоганна (получивший оригинальное имя Иоганн-Фридрих) не стал нарушать традицию, и свое прозвище Великодушный тоже носил вполне заслужено.

Но если бы Иоганн-Фридрих не был образован, благочестив и справедлив, то вполне мог бы получить прозвище Толстый, потому что его большая душа помещалась в теле немалых размеров. Знаем мы об этом благодаря множеству сохранившихся портретов, написанных великим Лукасом Кранахом Старшим – придворным художником всех троих саксонских курфюрстов.

Лукас Кранах Старший. Портрет курфюрстов саксонских: Иоганна Твердого, Фридриха Мудрого и Иоганна-Фридриха Великодушного. 1523 г. Дерево, масло, темпера. Национальный музей, Нюрнберг, Германия

***

В 1504 году Лукас Кранах, тогда еще не Старший, а единственный, перебрался из Вены в Виттенберг, чтобы служить Фридриху Мудрому, после его смерти достался «по наследству» Иоганну Твердому, а затем – Иоганну-Фридриху. Каждого из своих покровителей он увековечил и живописно, в гравюре, но с третьим его связывали особые отношения.

Художник, получивший в 1508 году волей Фридриха Мудрого дворянство, был назначен наставником юного Иоганна-Фридриха – и тот сохранил к Лукасу Кранаху привязанность на всю жизнь.

Один из первых портретов будущего курфюрста Кранах создал, когда мальчику исполнилось шесть лет. Художник, умевший совмещать условность готики с реализмом Возрождения, написал юного наследника в зелено-красном костюме, украшенном массивной золотой цепью, и шляпе со страусовыми перьями, подав одежду в старомодно-плоскостной манере, но «вылепив» детское лицо нежнейшими светотеневыми переходами.

Лукас Кранах Старший. Иоганн-Фридрих(часть диптиха «Иоганн Твердый с сыном»). 1509 г. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон, Англия

Женился Иоганн-Фридрих тоже не без помощи Кранаха. Как это нередко бывало, придворный художник участвовал в сватовстве: от него требовалось написать портрет будущей невесты, чтобы жених мог ее оценить.

В жены юноше предназначалась четырнадцатилетняя Сибилла Клевская. Кранах написал сначала ее «ознакомительный» портрет, а затем и свадебный (в пару к портрету молодого мужа).

Он запечатлел ее совершенно официально: в драгоценном брачном венке, в роскошном платье из красного бархата с парчовыми вставками, с руками, скромно сложенными на животе, но каким-то минимумом деталей – наклоном головы, намеком на улыбку, выбившимися волосками из потока распущенных рыже-золотых волос – дал намек на кокетливый и своевольный характер невесты.

Лукас Кранах Старший. Свадебный портрет Сибиллы Клевской. 1526 г. Дерево, масло, темпера.Веймарский замок, Тюрингия, Германия

К портрету жениха художник подошел куда менее эмоционально: двадцатитрехлетний Иоганн-Фридрих наряден, уже довольно дороден и благодушно-флегматичен.

Лукас Кранах Старший. Свадебный портрет Иоганна-Фридриха Великодушного. 1526 г. Дерево, масло, темпера. Веймарский замок, Тюрингия, Германия

Возможно, именно хлопоты о браке наследника Лукас Кранах позже отразил в картине «Суд Париса». Во всяком случае, минимум одна из претендующих на золотое яблоко богинь чрезвычайно похожа на юную Сибиллу, а Меркурий, дающий совет Парису (облаченному в латы и берет с пышным плюмажем), возрастом и раздвоенной бородой напоминает самого художника.

Лукас Кранах Старший. «Суд Париса». 1528 г. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Лицо Сибиллы – с характерными высокими скулами, острым подбородком, чуть раскосыми глазами и лукавой улыбкой – появится еще на многих картинах Кранаха. На официальных портретах, которые он напишет, она будет взрослеть, а после – и стареть, а своим Евам, Юдифям, Венерам, Дианам, всевозможным нимфам и даже Деве Марии он будет снова и снова дарить ее юный, лисий, русалочий лик.

Кстати, современные искусствоведы любят находить в отрубленной голове Олоферна сходство с супругом Сибиллы, считая, что таким образом Кранах обыгрывает метафору «потерял голову от любви». Делают они это совершенно зря. Мужская голова, называемая то Олоферном, то Иоанном Крестителем, практически не меняясь, кочует по картинам художника с 1510 года (Иоганну-Фридриху тогда исполнилось семь лет).

Лукас Кранах Старший. Юдифь с головой Олоферна. 1530 г. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

А вот великому Гансу Гольбейну, участвовавшему в сватовстве английского короля Генриха VIII к младшей сестре Сибиллы – Анне Клевской, повезло меньше. Портрет его работы короля восхитил, а привезенная невеста – нет, из-за чего Гольбейн на некоторое время впал в немилость, а устроивший брак Томас Кромвель вскоре был казнен (живописца король ценил явно выше, чем своих советников). Впрочем, для самой Анны все разрешилось самым лучшим образом – она не отказала королю в разводе, после чего стала его «любезной сестрой» и, в отличие от следующей супруги Генриха, прожила безбедную жизнь и умерла своей смертью.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской. 1539 г. Пергамент, переведенный на холст, масло, темпера. Лувр, Париж, Франция

***

Брак Сибиллы и Иоганна-Фридриха оказался счастливым, а жизнь беспокойной, ведь именно в их землях начал свой путь реформатор Мартин Лютер, что привело Европу к церковному расколу, религиозным войнам, народным восстаниям и прочим событиям, интересным историкам.

Иоганн-Фридрих, как и его отец, принял Реформацию «душой, а не расчетом», что неудивительно, так как образованием наследника занимался соратник Лютера Георг Спалатин. Со временем курфюрст стал одним из лидеров Шмалькальденской лиги (протестантского союза немецких княжеств, земель и городов), и это привело его к конфликту с императором Карлом V, потере земель, титула и власти.

Несмотря на то что на «воинственном портрете» 1535 года Иоганн-Фридрих такой же благодушный, как на свадебном, воевал он неплохо. Правда его вес в доспехах могла выдержать далеко не всякая лошадь, но из повозки он командовал войсками довольно успешно.

Удача отвернулась от курфюрста, когда его двоюродный брат Мориц Саксонский (кстати, тоже протестант) вступил в сговор с императором, чтобы получить власть и земли Иоганна-Фридриха.

В 1547 году войска Шмалькальденской лиги встретились с армией императора у местечка Мюльберг, где солдаты Карла, переправившись через Эльбу по понтонному мосту, напали на лагерь Иоганна-Фридриха и захватили его, раненого в лицо, в плен.

Великий Тициан, прибывший в ставку Карла V, написал портрет знатного пленника. Он изобразил его вооруженным и в доспехах, на которые стекает кровь из раны на лице. Это, несомненно, являлось художественным преувеличением: к моменту позирования рана Иоганна-Фридриха зарубцевалась, но кровь, зафиксированная знаменитым живописцем, должна была отразить «для истории» момент поражения непокорного курфюрста.

Тициан Вечеллио. Портрет курфюрста Саксонии Иоганна-Фридриха Великодушного. Около 1548 г. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Заключение было довольно комфортным: курфюрста не держали в цепях, не морили голодом, но Карл V вполне серьезно задумывался о его казни. Авторитет Иоганна-Фридриха был велик, а владения – огромны, так что один удар топора мог избавить императора от множества проблем (и принести вместо них другие). Пленнику было предложено помилование, если он согласится вернуться в лоно католической церкви, но он ответил: «Бог просветил меня знанием Своего Слова; я не могу оставить истину, чтобы не навлечь на себя вечного проклятия. Для чего мне принимать постановление, которое по многим существенным вопросам расходится со Священным Писанием, осуждать учение Иисуса Христа, которое я до этого исповедовал, и на словах одобрять то, что я считаю нечестием и заблуждением? Если я придерживаюсь августинского вероисповедания, то делаю это ради спасения души, пренебрегая мирским. После того как окончится эта тяжелая и жалкая жизнь, моей целью является стать причастником блаженной радости вечной жизни».

Известие о казни, грозящей Иоганну-Фридриху, было донесено до Сибиллы, и ради спасения мужа она сдала войскам императора Виттенберг.

10 мая 1547 года император подписал приговор о казни. Иоганн-Фридрих узнал свою участь во время шахматной партии – и, по легенде, продолжил ее как ни в чем не бывало.

Это драматическое зависание курфюрста между жизнью и смертью даже отражено в живописи одним из придворных художников Карла V.

Антонис Мор или Ян Корнелизон Вермеен (атрибуция). «Курфюрст Иоганн-Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином». 1549 г. Дерево, масло. Замок Фриденштайн, Гота, Германия

В конце концов Карл решил проявить к Великодушному великодушие и подарил курфюрсту жизнь, вынудив, впрочем, подписать Виттенбергскую капитуляцию, отдававшую его земли Морицу Саксонскому.

По условиям капитуляции Иоганн-Фридрих вместе с сыном Иоганном-Вильгельмом должен был оставаться при императоре «сколько тому будет угодно».

Вероятно, уже после подписания этого договора Тициан создал еще один портрет знатного пленника – гораздо более тщательный и сдержанный.

Тициан Вечеллио. Портрет курфюрста Саксонии Иоганна-Фридриха Великодушного. Около 1548-1550 гг. Холст, масло.Музей истории искусств, Вена, Австрия

«Угодно» Карлу будет до 1552 года: в этом году Мориц Саксонский обратит свое оружие против императора, и тот вернет Иоганну-Фридриху свободу и даже часть земель.

Кстати, иногда историю с помилованием подают куда более романтично, приписывая спасение курфюрста от казни все тому же Лукасу Кранаху Старшему. Некоторые основания для этого есть: Кранах действительно приезжал в ставку императора в Аусбурге и был им принят. Они были давними знакомыми, ведь Кранах когда-то писал Карла восьмилетним мальчиком, и тот, ценивший и искусство, и художников, хранил этот портрет всю жизнь.

Конечно же, старый живописец просил императора помиловать своего работодателя, потому что тот был не только его покровителем и любимым воспитанником, но и задолжал художнику астрономические по тем временам деньги, занятые на военные расходы, а получить долг с живого проще, чем с мертвого. Впрочем, не слишком рассчитывая на помилование, Иоганн-Фридрих отдал письменный приказ передать Кранаху «на хранение» некоторые ценности из своей коллекции искусств, которые иначе достались бы Морицу Саксонскому.

***

Умер Иоганн-Фридрих в 1554 году, пережив на год своего кузена-врага Морица Саксонского, на два года – Лукаса Кранаха, и на две недели – любимую жену. Не вполне сказочное «жили долго и счастливо и умерли в один день», но, по мнению современников, этот династический брак был счастливее многих других.

А сын художника – Лукас Кранах Младший – продолжал писать и своего покойного покровителя, и своего великого отца, увековечивая их не только в светских портретах, но и в алтарях.

Лукас Кранах Младший. Веймарский алтарь (центр). Распятие с Иоанном Крестителем, Мартином Лютером и Лукасом Кранахом Старшим. 1555 г. Дерево, масло. Церковь Петра и Павла, Веймар, Германия

Лукас Кранах Младший. Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного. 1578 г. Холст, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Дрезден, Германия

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.