Автор:
Андрей Малявин мл.
Мануэль Гарсиа – создатель ларингоскопа
Мануэль Гарсиа – младший
Музыка. Слеза в опере или концертном зале – рядовое явление, когда мелодия магическим образом пробирается в самую душу. Вот только не каждый зритель знает, что композитору или певцу зачастую приходилось изрядно пострадать, чтобы вызвать у публики такие эмоции. Причем речь идет о страданиях физических. Иоганну ван Бетховену никак не давали покоя лавры великого Моцарта, поэтому он заставлял своего юного сына Людвига проводить за фортепиано по 12 часов. Если у мальчика что-то получалось плохо, то от отца ему сразу прилетала звонкая оплеуха. Вот в этих детских слезах и мучениях рождался великий композитор.
В чем-то похожая история случилась и с нашим героем. У будущего изобретателя ларингоскопа Мануэля Гарсии (1805–1906) был совершенно невыносимый отец, колотивший Мануэля за то, что у того неподходящий голос. Гарсиа-старший был великим тенором и настоящей звездой своего времени. Оперу «Севильский цирюльник» композитор Россини написал как раз для тенора партии графа Альмавивы, которую исполнял Гарсиа-старший. Тем временем партию Розины исполняла жена Гарсии-старшего, а партию Фигаро (баритон) – Гарсиа-младший. Но отец требовал от сына разучивать партии тенора для подстраховки.
Мануэль Гарсиа – старший
К 20 годам голос у Мануэля стал ломаться, развиваясь в ярко выраженный баритон – куда уж там до тенора. Поэтому уроки отца никак не помогали. И вот, не в силах мириться с каверзами природы, отец Мануэля стал прибегать к рукоприкладству. В конце концов голос Мануэля был окончательно загублен – даже эффектного баритона след простыл. В итоге звездная семейная труппа распалась. Куда же теперь податься бывшему оперному певцу, который разошелся со своими родными? Невероятно, но в армию! Завоевывать Алжир.
В армии Мануэль Гарсиа стал санитаром при госпитале. Любопытно, что новобранец выбрал отделение, в котором находились раненные в шею солдаты. Мануэль стремился держаться поближе к операционным, постоянно напрашиваясь ассистировать в анатомическом театре. И все только для того, чтобы найти ответ на вопрос: что же заставляет голос меняться? Каким образом отец загубил голос Мануэля, стремясь изменить его с баритона на тенор? Возможно, что психологи описали бы такое поведение детской травмой. В этих порывах Мануэль будто бы хотел доказать самому себе, что его отец был не прав.
***
После армии Гарсиа становится учителем пения и занимается тем, что исправляет ошибки прошлых учителей, загубивших, как и его отец, голос своих учеников. Гарсиа одновременно выступал учителем пения и врачом-исследователем, стремясь придерживаться в своих занятиях научного подхода. Тем самым он довольно быстро нажил немало критиков, один из которых в 1845 году иронично заметил: «Точно так же, как поэту не нужно знать о физиологии мозга, чтобы сочинять стихи, так же нет необходимости знать о голосовых органах для того, чтобы петь».
Сестра Мануэля Гарсиа – Полина Виардо (1821–1910) – была его лучшей ученицей и верным соратником. А еще музой и неразделенной любовью Ивана Тургенева, которая буквально сводила с ума великого русского писателя на протяжении более 40 лет. Гарсиа обучал Полину Виардо по своей новой методике, учитывающей особенности устройства гортани и голосовых связок.
Полина Виардо. Ученица Мануэля Гарсии и муза Ивана Тургенева
«Вот бы заглянуть в гортань и рассмотреть, как работают человеческие голосовые связки!» – эта мысль не покидала Гарсиа на протяжении всей его преподавательской практики. На помощь пришла матушка-природа. Какой-то яркий солнечный зайчик пробежал по лицу Гарсия на одной из парижских улиц… И ученого ослепило и осенило одновременно: а что если взять два небольших зеркальца, одно поместить у задней стенки гортани, а другим направлять на это зеркальце луч света? Вдруг таким «перископом» получится внимательно рассмотреть связки?
В магазинчике медицинских инструментов Мануэль приобрел копеечное зеркало, закрепленное под углом на ручке, с помощью которого стоматологи рассматривают зубы пациента. В роли второго зеркала Мануэль использовал свое домашнее – для бритья. Трюк был простой. Поймав луч солнечного света, Мануэль увидел в крошечном стоматологическом зеркале собственные голосовые связки, став, таким образом, первым человеком, который сумел их увидеть вживую.
Теперь можно увидеть голосовые связки!
Карьера оперного певца оказалась ненапрасной! Позднее выяснилось, что многие ученые пытались еще до Гарсиа повторить подобное, но у них не получалось. Их подопытные просто не могли расслабить гортань нужным образом.
Подопытной у Гарсиа выступала, разумеется, Полина Виардо. На ней Гарсия изучал анатомию женских голосовых связок в течение следующих 6 месяцев. А мужские связки исследовал на себе. В итоге, в 1855 году, Гарсиа опубликовал статью о работе мужских и женских связок при пении. Лишь спустя три года профессор из Будапешта Ян Непомук Чермак (1828–1873) повторит опыт Гарсиа на себе.
Ян Непомук Чермак – профессор Будапештского университета, который ввел ларингоскоп в употребление среди врачей (1858 год)
У Чермака была врожденная низкая чувствительность гортани, поэтому он также смог легко увидеть собственные связки. Кроме этого, Чермак дополнил ларингоскоп Гарсиа керосиновой лампой, чтобы не зависеть от лучей солнца, а также приспособил удобное налобное зеркало в виде полусферы, которое использовали офтальмологи. Заодно Чермак догадался заглянуть в носовую полость, став, таким образом, первым врачом-оториноларингологом.
«Создателю ларингоскопа, Мануэлю Гарсии»
***
Изобретение Гарсиа быстро вошло в клиническую практику. Уже спустя 4 года с того дня, как Гарсиа поймал солнечный зайчик на парижской улице, при помощи ларингоскопа прооперировали первого пациента, удалив ему папилломы. Впоследствии ларингоскоп стал применяться для диагностики и лечения практически всех лор-болезней. Впрочем, оперных певцов тоже никто не забыл. Так, тип голоса будущего оперного певца до сих пор определяют с помощью ларингоскопа.
Старинное офтальмологическое зеркало, используемое также при ларингоскопии. Конструкция принципиально не изменилась и используется по сей день
Что касается самого Гарсиа, он продолжил изучать особенности человеческого голоса, постоянно совершенствуя свой метод обучения. Этой деятельностью ученый занимался вплоть до своего 101-летия. Да, Гарсия был завидным долгожителем. Вот так тумаки отца и старые детские травмы помогли появлению ларингоскопа, зарождению отоларингологии, а заодно и научили правильно преподавать уроки пения без вреда для артистов.
Изображение ларингоскопа в старинной книге о медицинских и хирургических инструментах
Узнай Гарсиа, как продвинулась медицинская техника в наши дни и во что превратилось его изобретение, он немало бы тому удивился. Современные цифровые ларингоскопы позволяют видеть то, что было недоступно врачам и ученым в XIX веке.
Один из первых ларингоскопов, выпускавшихся серийно (1870 год)
Но и старое доброе зеркало в виде полусферы, принципиально практически не изменившись в течение столетия, еще будет долго служить врачам-оториноларингологам во всем мире.
Видеоларингоскоп