Дорогие коллеги!
На своих лекциях я иногда рассказываю о том, как оказался на одной эндокринологической обучающей тусовке. Лектор (известная профессор-эндокринолог) задала аудитории вопрос: «Коллеги, ожирение это: а) распущенность, б) патологический процесс, в) заболевание?» Все единодушно проголосовали за «в», и лишь я – единственный терапевт в зале – воздержался. Когда немного удивленная ведущая попросила объясниться, ответ звучал примерно так: «В моем представлении, ожирение это распущенность на всех этапах, которая запускает патологический процесс, а тот в свою очередь приводит к полиорганному заболеванию». Дальше шла короткая, но вполне себе по Гоголю, немая сцена.
Под распущенностью я понимаю не что-то, выходящее за рамки приличий и вызывающее хищный зуд у цензоров, совсем нет! Я имею в виду… дефицит воли, не позволяющий человеку держать себя в руках и ограничить поток углеводов в рот. Я имею в виду установку «Все толстые обжираются, а у меня обмен нарушен». Я имею в виду скрытые выгоды (да, да, именно выгоды!), которые неосознанно находит в своем положении пациент, вечно мечтающий похудеть, но отчего-то нисколько не приближающийся к этой мечте.
Когда-то я похудел на 24 кг. Это сложный путь… Но путь, на котором закаляется дух. А в этом номере, посвященном эндокринологии, мы уделили немало места психологическим и терапевтическим вопросам ожирения.
Приятного чтения!
Профессор И.В. Егоров