Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Санжарова O.

Объемный мир Фернандо Ботеро

Авторы:

Санжарова O.

Подробнее об авторах

Просмотров: 162

Загрузок: 6

Как цитировать:

Санжарова O. Объемный мир Фернандо Ботеро. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2023;(6‑7):132‑143.
Sanzharova OE. Fernando Botero's voluminous world. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2023;(6‑7):132‑143. (In Russ.)

Творчество Фернандо Ботеро

Фернандо Ботеро. Автопортрет в образе Веласкеса. 1999 г.

Меня поддерживает любопытство, что ж такого я еще могу рассказать в следующей картине, и желание научиться еще чему-нибудь с каждой новой работой.

Фернандо Ботеро

Толстые всадники на толстых конях, толстые матадоры, сражающиеся с толстыми быками (или сражаемые толстыми быками), толстые красавицы в комнатах с мебелью, которая тоже как-то толста, толстая и очень юная Мона Лиза, толстые автопортреты, пародирующие старых мастеров: вся эта узнаваемая округлость и обильность тел – любимый прием живого классика, «главного ориентира колумбийского и латиноамериканского искусства» – художника Фернандо Ботеро.

***

«Самый колумбийский из всех колумбийских художников» (по его собственным словам) родился 91 год назад в Медельине, в семье коммивояжера и швеи. Его отец умер, когда мальчику было всего четыре года, и его воспитанием занимался дядя. В детстве Фернандо мечтал стать тореро и даже несколько лет занимался в школе матадоров. Вероятно, это намерение было вполне симпатично его семье, а вот желание стать художником родню предсказуемо опечалило.

Он был любознателен, непоседлив и интересовался не только практикой, но и теорией искусства настолько, что был исключен из иезуитского колледжа за статью о Пикассо и рисунки (преподаватели сочли, что и рисунки юного художника, и Пикассо – чрезвычайно непристойны). Впрочем, юноша достаточно быстро начал зарабатывать газетными иллюстрациями, в 17 лет принял участие в первой выставке в родном городе и сам смог оплатить обучение в художественном лицее.

После лицея Фернандо странствовал по Колумбии, жил в Боготе и городке Толу на побережье Карибского моря, мечтал стать новым Гогеном и расписывал за еду стены местного ресторана.

Устав от приморской романтики, он отправился в Испанию и поступил в Королевскую художественную академию в Мадриде, а затем поучился в Академии изящных искусств во Флоренции. Учебу и жизнь в Европе он вновь оплачивал сам, продавая копии картин старых мастеров. Ему приходилось копировать и Веласкеса, и Гойю, и великих итальянцев, среди которых он более всех ценил Тициана, Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа.

Кстати, когда журналисты как-то спросили Ботеро (тогда уже зрелого и знаменитого художника), какой чужой картиной он хотел бы владеть, он назвал лондонское «Крещение Христа» Пьеро делла Франческа и добавил, что эту работу готов даже украсть.

Пьеро делла Франческа. «Крещение Христа». 1445 г. Фреска. Национальная галерея, Лондон, Англия

Со временем он соберет коллекцию чужих картин – и довольно ценную, но подарит ее музею в Боготе. Впрочем, старых мастеров в ней практически не будет.

К своему современному стилю Ботеро пришел не сразу, изобретательно синтезировав его из ясных линий раннего Возрождения, пышности барокко, монументальной мощи Диего Риверы и Пикассо «русского периода».

Хотя если бы Ботеро не был по-настоящему талантлив, умение «изобретательно синтезировать» ему бы не помогло.

Одной из первых работ в узнаваемом стиле стала картина-оммаж живописи Андреа Мантеньи, за которую Ботеро в 1958 году получил первый приз на X Салоне колумбийских художников. Признанию этой работы, позже названной «одним из важнейших произведений колумбийского искусства», сопутствовал ряд приключений – сначала она была отвергнута Салоном как карикатурная и издевательская, затем решение жюри было оспорено искусствоведами, затем ее «уродливый язык» был признан достаточно выразительным и наконец она очаровала какого-то бизнесмена из Чикаго, после чего исчезла в частной коллекции.

Фернандо Ботеро рядом с работой La Camara degli Sposi («Посвящение Мантенье»). 1958 г.

Много позже художник напишет изрядно приглаженную версию этой вещи.

Фернандо Ботеро. «Посвящение Мантенье». 1980 г.

Если сам Ботеро не лукавит, рассказывая о своем пути, к новому стилю его привели натюрморты. Хотя в этом есть определенная логика: искажать «неживые» предметы художнику проще, чем живые – и поле для экспериментов просторнее, и натура не возражает, и критика мягче.

Первой «жертвой», по воспоминаниям художника, стала карикатурно раздувшаяся мандолина.

Фернандо Ботеро. Натюрморт с мандолиной. 1957 г. Холст, масло

Позже он напишет немало натюрмортов в своей новой манере – мандолины с неохватными грифами, гитары, больше чем обычно похожие на широкобедрых женщин, массивные валики драпировок, пухлые книги, фрукты, которые своими круглыми боками буквально распирают вазы, овощи, теснящиеся на слишком маленьком столе.

Фернандо Ботеро. Натюрморт с фруктами и кофейником. 1977 г. Холст, масло

Фернандо Ботеро. Натюрморт с мандолиной. 1988 г. Холст, масло

Если вы задержитесь на этих натюрмортах взглядом более чем на несколько секунд, то, скорее всего, ощутите, что при всей округлости и обманчивой массивности предметы у Ботеро не выглядят весомыми. Они зрительно легки, словно воздушные шары, искусно выполненные в форме кувшинов, книг, фруктов… Язвительные критики называли героев картин Ботеро «резиновыми куклами», и он ловко подхватил эту неприятную реплику, превратив ее в «я как бы надуваю вещи».

Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне, но это правда. То, что я рисую – объемно. Когда я пишу натюрморт, я также делаю его объемным. То же самое касается животных и пейзажей. Кого бы я ни писал – женщину, мужчину, собаку или лошадь, – я всегда делаю это с идеей объема, а не потому что одержим толстяками.

Фернандо Ботеро

Фернандо Ботеро. «Женщина, похищенная демоном». 1979 г. Холст, масло

Определившись со стилем, Ботеро – со свойственной ему ироничностью и изрядной наглостью – написал в нем немало подражаний великим мастерам. Одной из первых ему под кисть попала «Джоконда» – картина «Мона Лиза в двенадцать лет» была создана (и стремительно продана) в 1959–1960 годах.

Фернандо Ботеро. «Мона Лиза в двенадцать лет». 1959 г. Холст, масло

Эта ранняя проба нового стиля сейчас смотрится очень далекой от «современного» Ботеро – без жесткого контура, с чуть припыленым цветом, с пропорциями, искаженными по схеме детских рисунков: огромная голова и маленькое тельце и руки.

Позже он напишет Мону Лизу еще несколько раз, все более приближаясь к композиции оригинала и меняя пропорции с «я рисую, как ребенок» на «рисую, как рисуют кукол».

Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Холст, масло.

После Леонардо он не обделит своим вниманием любимого Пьеро делла Франческа, Яна ван Эйка, Веласкеса, Вермеера, Рубенса, Гойю и Энгра.

Фернандо Ботеро. По Пьеро делла Франческа (портреты герцога да Монтефельтро и его супруги). 1998 г.

Фернандо Ботеро. По портрету четы Арнольфини Яна ван Эйка. 1978 г.

Фернандо Ботеро. По Питеру Паулю Рубенсу. 1965 г.

Но, к счастью, только на переосмыслении созданного другими художник не остановился. Ботеро пробовал (и пробует) себя в портретах, жанровой, исторической живописи, религиозных сюжетах. Он писал (и пишет) детей, красавиц, священников, бандитов, корриду… Проще сказать, чего совсем не писал Ботеро, чем перечислить все, что он писал.

Фернандо Ботеро. Автопортрет в образе испанского конкистадора. 1986 г. Холст, масло

Его живописная манера – поначалу довольно фактурная – сгладилась: из палитры ушли сложные и «грязные» оттенки, он поймал тонкий баланс между примитивностью и гламуром – и практически зафиксировал себя в этой точке. Хотя нельзя сказать, что Ботеро совсем не пытался сбежать от своего «раздуто-глянцевого» стиля – он честно поэкспериментировал с экспрессионизмом и абстракцией, но после очередной попытки возвращался к привычным (и милым покупателям) «толстякам и толстушкам».

Фернандо Ботеро. «Богоматерь Колумбии». 1992 г. Холст, масло

Фернандо Ботеро. «Меланхолия». 1989 г. Холст, масло

Фернандо Ботеро. «Пикадор». 1986 г. Холст, масло

В 1973 году, в Париже, художник внезапно увлекся скульптурой – и здесь ему тоже сопутствовал успех. В искусстве все меняется быстро, но совсем недавно он числился самым дорогим из живых скульпторов. И уже никто (даже он сам) не сможет сказать, что его скульптуры – отнюдь не миниатюрные – не вызывают ощущение весомости.

Фернандо Ботеро. «Женщина с зеркалом». 1987 г. Мадрид, Испания

Фернандо Ботеро. «Рука». 2005 г. Мадрид, Испания

Фернандо Ботеро. «Всадник». 2012 г. (дата установки). Музей Израиля, Иерусалим, Израиль

Фернандо Ботеро. «Кот». 1990 г. Барселона, Испания

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.