Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Верю!

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 218

Загрузок: 3

Как цитировать:

Алышева И.В. Верю!. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(1‑2):92‑94.
Alysheva IV. I do! Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2024;(1‑2):92‑94. (In Russ.)

Автор:

Максим Сергеевич Ковальчук

Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций


Публичное выступление врача. Методы Цицерона, Сократа, Станиславского

Многие врачи выступают на конференциях, проводят школы пациентов, участвуют в вебинарах, ведут видеоблоги. Те, кто пробовал выступать перед аудиторией, сталкиваются с рядом проблем:

– Как построить свое выступление?

– С чего начать?

– Как захватить внимание слушателей с первой минуты?

– Что поможет сделать выступление полезным и интересным?

Ответы на эти вопросы дают приемы публичного выступления, или ораторского искусства. История его развития насчитывает тысячи лет. Одним из основоположников публичных выступлений считается древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон. Он считал, что выступающий, если хочет добиться успеха, должен решить 3 задачи:

– увлечь публику;

– убедить ее;

– повести за собой.

У древнегреческого философа Сократа был свой способ воздействия на собеседников, который он назвал майевтикой – повивальным искусством. Собеседник к концу разговора «рождался» с другим мнением. Для этого Сократ использовал вопросы о будущем, о чувствах, вопросы-сравнения.

Примеров ораторов, оказавших влияние на умы и сердца людей, много. Многие из них брали уроки актерского мастерства, чтобы сильнее влиять на аудиторию.

Реформатор театра, русский актер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский предложил систему выступления, которую может применить обычный лектор.

В ее основе лежат три принципа:

– сверхзадача – цель выступления;

– сценическое действие – сравнение противоположных идей;

– вера в предлагаемые обстоятельства – искренность.

Рассмотрим некоторые из этих приемов на примерах публичного выступления врачей.

Как построить свое выступление?

Все начинается с постановки цели. Здесь пригодится первый принцип системы Станиславского – сверхзадача.

Сверхзадача – это цель выступления, то, что должны сделать слушатели. Допустим, лектор ставит себе задачу, чтобы после школы пациентов слушатели начали соблюдать рекомендации врача по здоровому образу жизни. Теперь, четко понимая цель, легче будет составить структуру своего выступления.

Хорошая новость – структура нам знакома со времен школьных сочинений:

– вступление – кратко рассказать, о чем пойдет речь;

– основная часть – подробно раскрыть тему;

– заключение – повторение изложенного и выводы.

Вступление – это краткое содержание всей речи. В одном-двух предложениях расскажите, о чем ваше выступление. Помимо анонса краткого содержания, нужно заинтересовать слушателей с первых минут. Для этого можно сразу начать с того, что важно для аудитории.

Например, врач выступает на школе пациентов. Какой вариант вступления быстрее привлечет внимание?

Первый вариант: «Мы сегодня поговорим о лечении артериальной гипертонии».

Второй вариант: «Мы сегодня поговорим о том, как лечение артериальной гипертонии изменит к лучшему ваше самочувствие».

Первый вариант позиционирует лечение, как длительный беспросветный процесс, в связи с чем вряд ли привлечет внимание пациентов. У многих из них возникают унылые вопросы: «Мне теперь пожизненно принимать таблетки?!»

Второй вариант, скорее всего, вызовет интерес и улучшит настроение пациентов, поскольку речь пойдет о положительных изменениях в их жизни.

Основная часть – в этой части выступающий подробно раскрывает тему. Что значит подробно? Ответить на этот вопрос помогает второй принцип системы Станиславского – сценическое действие. Если мы говорим о лекторе, то это рассказ о том, что мешает и что помогает достичь цели. В результате получится борьба двух идей. А следить за борьбой намного интереснее, чем слушать монотонное перечисление определений, классификаций и методов лечения.

Итак, врач рассматривает 2 мнения: что будет, если лечить артериальную гипертонию с точки зрения доказательной медицины, и что будет, если применить народные средства.

Здесь понадобятся приемы Цицерона: самому себе задавать острые вопросы и отвечать на них, самому себе возражать и парировать эти возражения, спорить с собой, приводить доказательства.

Как сделать вопросы интересными? Тут на помощь приходит метод Сократа. Вот примеры вопросов:

– Что будет, если своевременно не лечить гипертоническую болезнь?

– Если сравнить метод лечения А с методом лечения В, то какие преимущества мы увидим?

Получится выступление в виде мини-спектакля.

Спектакль зрители считают хорошим, если верят выступающему, если его слова звучат искренне. Как достигнуть этой искренности? В этом поможет третий принцип системы Станиславского – вера в предлагаемые обстоятельства. Суть принципа в том, что лектор вспоминает подобную ситуацию из своей жизни, практики: что он думал, чувствовал в этот момент. Такие воспоминания помогут подсказать нужные слова, жесты, интонацию речи, выражение лица.

Допустим, доктор вспоминает самого себя в роли пациента, когда он раздумывал, следовать ли рекомендациям своего врача или нет. Что тогда его тревожило? Как удалось преодолеть сомнения? Ответы на эти вопросы помогут составить текст, который будет интересен слушателям.

Усилить воздействие речи на аудиторию может еще один прием: сделать предложения короткими и понятными аудитории. Если врач выступает перед пациентами, используя медицинские термины, их нужно объяснить, например: «Артериальное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов – артерий. Уровень артериального давления зависит от многих факторов. К ним относятся наследственность, уровень холестерина, пол, возраст и даже количество поваренной соли в пище».

Чтобы достичь поставленной цели, важно сделать наиболее ярким финал. Эту задачу выступающий решает в третьей части лекции – заключении.

Заключение – оратор кратко повторяет основные тезисы выступления и призывает к действию, чтобы достичь поставленной цели. И выступление как будто образует кольцо: в начале говорили о цели, в конце – призвали к действию. Например: «Лечение артериальной гипертонии более эффективно, когда пациент соблюдает рекомендации врача и ведет здоровый образ жизни. Уважаемые пациенты, ходите пешком 150 минут в неделю, ешьте несоленую пищу, спите 8 часов в сутки. Почувствуйте себя лучше!»

Благодаря перечисленным приемам ваше публичное выступление непременно станет успешным! А еще поможет напутствие Константина Сергеевича Станиславского: «Трудное важно сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Тогда выступление принесет радость и слушателю, и оратору.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.