Когда я был студентом, мне казалось, что иммунология – наука для избранных, что «тайна сия велика есть». Признаться, и сегодня я недалеко ушел от такого понимания. Просто позади сотни пациентов с бронхиальной астмой, аутоиммунными заболеваниями, эозинофильными гастритами, сезонной аллергией и т. д.
Но порой фантазия отправляет в чудесные путешествия. Париж: стою за плечом Ильи Мечникова, втыкающего кончик шипа розы в хрустальное тело личинки морской звезды. А вот уже Берлин: Пауль Эрлих увлеченно рассказывает мне об открытых им тучных клетках. Швейцария: тихо-тихо, чтобы не отвлечь, наблюдаю, как Николя-Морис Артюс внутрикожно вводит белок лошадиной сыворотки заранее сенсибилизированному кролику, создавая своеобразный инфильтрат. Скачок на век назад – Лондон: склонившись над бумагами, Джон Босток пишет сенсационную статью «О случае периодического поражения глаз и груди», в которой описывает самого себя (под маской некоего пациента Джона Б.) в период весеннего поллиноза. А что нам стоит «улететь» во II век? Рим: посмотрите, с каким изумлением Гален смотрит на знакомого, который, понюхав цветок, начал неостановимо чихать. Еще один скачок на 700 лет назад – остров Кос близ Греции: Гиппократ, периодически останавливаясь и задумываясь, тростниковым пером шуршит по папирусу, описывая странные кожные высыпания и жесточайшие расстройства пищеварения, появлявшиеся у некоторых его пациентов после употребления определенной пищи.
В этом номере журнала тоже будут исторические экскурсы, но основное место мы посвятили аллергологии, иммунологии и лор-заболеваниям.
Приятного чтения!
Профессор И.В. Егоров