
Панно на Фасаде Евангелического приюта для сирот. https://mosprogulka.ru
Архитектура московских богаделен – благотворительных учреждений для содержания и ухода за нетрудоспособными лицами (увечными, неспособными к работе, престарелыми, немощными, больными и выздоравливающими)
Богадельни, приюты и дома призрения открывали в Москве и ранее, но именно на рубеже XIX–XX веков купцы и фабриканты-благотворители начали приглашать на проекты видных архитекторов, которые строили здания, ставшие объектами культурного наследия. Рассказываем про самые примечательные здания от мастеров модерна, которые стоит увидеть в городе, – в византийском и неорусском стилях, в виде готического замка, а также целый «богадельный» квартал, ставший основой больницы.
Богадельня имени Геера
Верхняя Красносельская ул., д.15, стр. 1
Богадельня им. И.Н. Геера. Автор: Ирэн@. https://fotokto.ru
В 1894 году вдова купца швейцарского происхождения Иосифа Геера Наталья Петровна предложила городским властям участок в своем имении на Верхней Красносельской улице для обустройства богадельни, которая была бы названа в честь ее покойного супруга. Строить богоугодное заведения пригласили архитектора Льва Кекушева, который через несколько лет прославится как выдающийся мастер русского модерна благодаря выстроенному для себя дому в Глазовском переулке (известен сейчас как особняк Отто Листа), ставшему первым в России зданием в этом стиле. Также архитектор в 1899 году выиграет конкурс на строительство гостиницы «Метрополь», а в начале ХХ века построит замечательный деревянно-модерновый дом для купца Василия Носова, о котором мы уже писали ранее. Помогать в работе над богадельней Кекушев позвал Иллариона Иванова-Шица, автора Мазуринского сиротского приюта, Морозовской больницы, родильного приюта при Бахрушинской больнице и Солдатенковской больницы (ныне Боткинская). Кекушев на момент работы над богадельней еще не увлекся модерном, и здание выстроено с оглядкой на романо-византийский стиль: с резным декором под крышей, ребристым куполом домовой церкви Иосифа Обручника по центру и витражным остеклением, так что строение похоже на маленький дворец. Богадельня открылась в 1899 году, содержание стариков осуществлялось за счет пожертвований и государственного бюджета. После революции заведение закрыли, здание занимали различные организации. В последние годы оно пустует, но даже в нынешнем обветшавшем виде привлекает внимание.
Боковой фасад Богадельни имени Геера, 2009 г. Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
Во время прогулки советуем дойти и до 3-й Рыбинской улицы, д.22, стр. 4, где стоит бывший особняк Иоганна Леонгардовича Динга в стиле модерн. Сейчас здание за забором, так как находится на территории фабрики, но тем менее что-то да можно разглядеть. Немец Динг в 1880-х годах открыл в Москве фабрику по производству макарон и кондитерских изделий. В 1903 году архитектор Александр Калмыков построил фабриканту особняк, напоминающий миниатюрный сказочный замок, который использовался и как жилой дом, и как контора «Объединенной макаронно-кондитерской фабрики Динга». Кстати, архитектор Калмыков является автором еще двух «кондитерских» зданий: фабрики «Эйнем» (ныне «Красный октябрь») и жилого дома Абрикосова – владельца «Фабрично-торгового товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей» (ныне Кондитерский концерн «Бабаевский»).
Купол бывшей домовой церкви Иосифа Обручника, 2009 г. Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
Евангелический приют для сирот
Гороховский пер., д.17
По Гороховскому переулку невозможно пройти, не заметив удивительный краснокирпичный средневековый замок в немецком стиле и с керамическим панно на фасаде, изображающим мифическую птицу (последнее, впрочем, появилось в результате реконструкции в наши дни). Сейчас здание занимает Школа акварели художника Сергея Андрияки, в ней работает музей, поэтому внутрь можно попасть, даже не будучи учеником изящных искусств.
Фасад Евангелического приюта для сирот, 2009 г. Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
В 1888 году Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях (благотворительная организация для помощи неимущим лицам лютеранского исповедания) выкупило участок вблизи Немецкой слободы для строительства двухэтажного здания детского приюта. Проект поручили русскому архитектору немецкого происхождения Максиму Геппенеру, который работал в строительном совете Московской городской управы и, к примеру, принимал участие в создании сооружений трамвайной сети. К 1889 году Геппенер выстроил приют, который остроконечной башенкой отсылал к готическим замкам, хотя краснокирпичный фасад кажется еще и напоминанием о тогдашней фабричной архитектуре. В 1909 году у здания надстроили мансардный этаж, так что нынешний вид отличается от первоначального. В доме проживало около 40 детей в возрасте до 9 лет. Приют закрылся еще до революции, так как в России из-за Первой мировой войны усилились антинемецкие настроения.
Проект реставрации здания в Гороховском пер., д. 17. Деталь. Ограда. Главный фасад. Конец 1990-х гг. Архитектурная мастерская О.И. Журина. https://geppener.ru/
Богадельня московского дворянства / Богадельня имени Тарасовых
Шаболовка ул., д.33 / Шаболовка ул., д.4, стр. 1
Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева, Шаболовка, д. 33. Авторы: М.С. Пономаренко, А.Б. Хорошавина. https://muzeydela.ru
В районе Шаболовки расположены сразу два здания бывших богаделен. Первая – Богадельня московского дворянства – появилась в городе при поддержке Юрия Нечаева-Мальцова. Сотрудник Министерства иностранных дел Юрий Нечаев в 1880 году стал сказочно богат благодаря наследству дяди – Ивана Мальцова, владельца стекольных и хрустальных заводов в Гусе (ныне Гусевский хрустальный завод). Племянник же пустил деньги на благие дела, например Музей изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ) основан на его пожертвование в 2 миллиона рублей. К началу ХХ века меценат купил участок в районе Шаболовки и предложил построить на нем богадельню имени своего отца Степана Дмитриевича Нечаева для «безвозмездного призрения нуждающихся, преимущественно неизлечимо больных потомственных дворян Московской губернии православного вероисповедания». Существенную часть средств на строительство и содержание постояльцев богадельни пожертвовал также брат благотворителя Дмитрий. Архитектором был приглашен Роман Клейн, который также был автором Музея изящных искусств, спонсируемого Нечаевым-Мальцовым, и Московского гинекологического института имени Шелапутиной в Клиническом городе, тоже построенного на меценатские средства. В 1901 году Клейн разработал проект трехэтажного здания в неорусском стиле: с теремковой крышей над входом и ажурным орнаментом на фасаде, с тыльной стороны богадельни была пристроена церковь святого архидиакона Стефана. Спустя 5 лет заведение для неимущих дворян открылось. Помимо интересной архитектуры, оно было технически хорошо оснащено водопроводом, канализацией и отоплением.
Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева, Шаболовка, д. 33. https://pastvu.com
Городская богадельня имени Тарасовых, открытая 12 августа 1911 г., Шаболовка, д. 4. https://sobory.ru
После нужно дойти и до Богадельни имени Тарасовых. «Городское убежище имени Степана и Анны Тарасовых» создано благодаря пожертвованию вдовы московского городского главы Степана Тарасова. Анна Тарасова завещала 900000 рублей на его строительство. Автором проекта богадельни стал архитектор Александр Рооп, известный в основном как строитель промышленных объектов: здания газового завода «Букье и Гольдсмита» и газгольдера в Нижнем Сусальном переулке, Казенного винного склада №3 между Большой Пироговской и Малой Пироговской улицами. Однако по его проектам строились и корпуса Старо-Екатерининской больницы и Бахрушинской больницы. Для здания богадельни Тарасовых архитектор вдохновлялся византийским и неорусским стилями. К 1912 году здание с домовым храмом Воскресения Словущего было построено.
Богадельня им. С.А. и А.П. Тарасовых с домовым храмом Воскресения Словущего, центральный вход. Автор: Miruva. https://ru.wikipedia.org
Солодовниковский богадельный дом / Дом призрения бедных им. Т.Г. Гурьевой / Третьяковская богадельня-приют для слабоумных
Щипок ул., д.6/8 / Большая Серпуховская ул., д.27 / Большая Серпуховская ул., д.27
На территории Центра хирургии им. А.В. Вишневского находятся сразу три бывших благотворительных дома, ставших основой больничного городка. Начнем с Солодовниковского богадельного дома. Фабриканты Михаил, Алексей и Василий Солодовниковы владели крупным участком земли в районе Большой Серпуховской улицы, где находилось их текстильное производство. В 1862 году братья пожертвовали полмиллиона рублей для строительства на этом участке богадельного дома своего имени. Богадельня с храмом Архангела Михаила открылась спустя три года; Солодовниковы оставались ее попечителями, а по соседству позже построили еще здание Александровского начального училища. На этой же территории Московское купеческое общество решило возвести Александровскую больницу, проект которой поручили архитектору Александру Каминскому. Тот много строил для купцов-меценатов Третьяковых, в частности здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда. Для здания больницы архитектор использовал стиль эклектики. Она начала функционировать в 1891 году. В больнице бесплатно оказывали медицинскую помощь людям с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, в том числе пожилым, для которых это место стало пожизненным приютом.
Солодовниковская богадельня на Щипке с храмом Архангела Михаила. Фото Н.А. Найденова, 1884 г. https://commons.wikimedia.org
Спустя два года рядом началось строительство еще одной богадельни – Дома призрения бедных им. Т.Г. Гурьевой – с домовой церковью Татианы, Иллариона и Покрова Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Ивана Владимирова. Купчиха Татьяна Гурьева выделила на возведение и содержание дома призрения 325000 рублей. Заведение предназначалось для пожилых и неизлечимо больных людей, могло вместить 100 постояльцев.
Дом призрения бедных имени Т.Г. Гурьевой. https://commons.wikimedia.org
Благодаря одному из упомянутых меценатов Третьяковых в 1906 году открылось еще одно богоугодное заведение – Третьяковская богадельня-приют для слабоумных. По завещанию Павла Третьякова, чей сын страдал душевным недугом, почти 1 миллион рублей после его смерти необходимо было направить на строительство богадельни для таких же больных. Архитектором приюта стал Сергей Соловьев, чей модерновый особняк в Ржевском переулке, вероятно, стал прообразом дома булгаковской Маргариты, кроме того, он принимал участие в проектировании зданий Клинического городка на Девичьем поле, а также больницы и богадельни Медведниковых (ныне Центральная клиническая больница имени святителя Алексия). Соловьев выполнил здание в неорусском стиле под впечатлением от построек древнерусского зодчества, в центре богадельни он разместил домовую церковь Святого Павла Латрского. Приют был рассчитан на 380 постояльцев, оборудован редким для того времени электричеством.
Третьяковская богадельня-приют для слабоумных. https://liveinmsk.ru
После революции все богадельни были упразднены, а здания на Большой Серпуховской стали основой больницы имени Семашко. Третьяковская богадельня превратилась в хирургическую клинику, Гурьевская – в терапевтическую, Солодовниковская – в гинекологическую, а Александровская больница – в неврологическую.
Приют для вдов и сирот русских художников имени Павла Третьякова
Лаврушинский пер., д.3/8, стр. 2
Приют для вдов и сирот русских художников им. П.М. Третьякова, 2022 г. Автор: Р.А. халеков. https://um.mos.ru
Говоря о Павле Третьякове, нельзя не упомянуть про построенный на его средства Приют для вдов и сирот русских художников. Это здание находится в двух шагах от основанной им Третьяковской галереи, что символично. Приют открылся в 1912 году согласно завещанию мецената, который оставил городу участок в Лаврушинском переулке и 150000 рублей для возведения дома для проживания вдов и детей русских художников и скульпторов. Большая часть средств пошла на строительство, остальная – на последующее содержание постояльцев. Архитектор Николай Курдюков выполнил двухэтажное краснокирпичное здание в неорусском стиле и с майоликовым панно на одном из фасадов. В приюте было 16 квартир и общие кухни. Вдовы и дочери художников могли оставаться там пожизненно или до замужества, сыновья – до совершеннолетия. К сожалению, до наших дней здание не дошло в изначальном виде: в 1930-х годах надстроили еще два этажа, утрачены оригинальная крыша и майолика.
Приют им. П.М. Третьякова, 1910-е гг. https://pastvu.com
Дом призрения для бедных имени Герасима Хлудова
Сыромятнический пр., д.6, корп. 1
Дом призрения для бедных имени Герасима Хлудова. Автор: Александр Иванов. https://um.mos.ru
Купец Герасим Хлудов, владелец Егорьевской текстильной фабрики, решил открыть дом призрения в память о своем рано умершем сыне. Для этого фабрикант пожертвовал почти полмиллиона рублей на строительство и последующее содержание постояльцев дома, хотя и не застал его открытия. Четыре купеческие дочери-наследницы – Прасковья, Клавдия, Любовь и Александра – занялись обустройством заведения сами и пригласили для создания архитектурного проекта Бориса Фрейденберга (автора Сандуновских бань, Музея русских древностей Петра Щукина и Бахрушинской больницы). Фрейденберг любил неорусский стиль, так что применил его и для хлудовского дома призрения. Заведение открылось в 1888 году. Сестры Хлудовы оставались его попечителями и в последующие годы постоянно расширяли постройки. Так, для строительства нового корпуса бесплатных квартир для вдов и сирот и женского ремесленного училища в 1897 году был приглашен Лев Кекушев.
Дом призрения для бедных имени Герасима Хлудова. Внутренний интерьер домовой церки Преп. Герасима Иорданского.