Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Санжарова О.

Театральные рецепты

Авторы:

Санжарова О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 51

Загрузок: 0

Как цитировать:

Санжарова О. Театральные рецепты. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2025;(3):130‑133.
Sanzharova OE. Theater recipes. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2025;(3):130‑133. (In Russ.)

Целебная сила искусства

В последнее время в людях проснулась удивительная тяга к театру. И речь не о километровых очередях, выстраивающихся в кассы Большого театра за новогодним Щелкунчиком… Сейчас театры заполняются осенью с началом сезона – и не пустеют до самого конца. Зрители разбирают и классику, и авангард, и студенческие постановки. В театральных чатах то и дело возникает вопрос: «Подскажите, на что сводить начинающего театрала?»

В чем причина театрального бума? Вероятно, их намного больше одной. Самый простой и частый ответ «попытка бегства от суровой реальности в прекрасный мир фантазии» не выдерживает никакой критики. Мир Гамлета или Раскольникова жесток и грязен, но зрители идут и в эти миры. Поэтому мы не будем доискиваться, почему люди ходят в театр, а расскажем, на что они могли бы пойти.

Театр МТЮЗ

«Ромео и Джульетта»

Режиссер:

Петр Шерешевский

Режиссер Петр Шерешевский, поставивший в МТЮЗе свою версию «Ромео и Джульетты», лишил ее чего-то весьма значимого. И поверьте, она не стала от этого хуже. Но рассказывать здесь, что именно отняли у пьесы Шекспира, не стоит – иначе не будет интересно.

Зато можно рассказать, что к ней добавили. Режиссер, не меняя имен героев, перенес их из слегка неопределенного времени в Вероне в наши бурные 90-е годы: кормилица стала тетей, Тибальт – студентом-медиком, а Ромео – студентом-философом, фра Лоренцо, похоже, прошел Афган, но Монтекки и Капулетти остались теми, кем были, – враждующими семьями, для которых их война ценнее жизни.

Сатирикон

«Человек из ресторана»

Режиссер:

Егор Перегудов

А впрочем, почему именно МТЮЗ? Может быть, Сатирикон?

«Человек из ресторана» (режиссер Егор Перегудов) похож на неторопливый разговор с хорошим знакомым и, несмотря на то что тексту более ста лет, удивительно созвучен нашей жизни.

Это история «маленького человека» – немолодого официанта, живущего свою невзрачную жизнь (работа, скудное жалование, придирчивые клиенты, дети, для которых хочется лучшей участи) во время, интересное для историков. Русско-японская война, студенческие волнения, революция 1905 года – такие огромные события! А у него болеет жена, сына собираются отчислить из реального училища, дочь-гимназистка хочет новое платье, жилец-мерзавец еще. И что ты будешь делать с этим большим и страшным миром, когда ты и со своим маленьким не справляешься?

Этот спектакль – почти бенефис Константина Райкина. Он на сцене каждую минуту. И созданный им порядочный, тревожный, добрый человек, не решающийся положить себе в чай лишний кусок сахара, два акта напоминает нам, что и на фоне огромных исторических событий наша собственная некрупная жизнь важна.

Театр на Юго-Западе

«Сон в летнюю ночь»

Режиссер:

Валерий Белякович

Но иногда от театра хочется просто бездуховной чистой радости. Ее можно добыть, к примеру, в Театре на Юго-Западе.

Сейчас этот театр знают не слишком хорошо. А в 1990–2000-е годы он был очень популярен. На маленькой сцене в подвале жилого дома ставили спектакли свежо и ярко, к тому же зрителей притягивал мрачный гений – великолепный и пугающий Виктор Авилов, сыгравший здесь Гамлета, Воланда, Мольера.

Там и сейчас можно посмотреть «Мастера и Маргариту», «Гамлета», «Ромео и Джульетту» и «Макбета», но они не про радость.

Зато про радость «Сон в летнюю ночь» (режиссер Валерий Белякович).

Этому спектаклю лет – как очень дорогому коньяку. И он, как хорошо выдержанный коньяк, с годами только лучше.

Как и большинство спектаклей Юго-Запада, «Сон» скуп на декорации: здесь любят зеркала и свет, но не слишком любят предметы. Зато щедр на прекрасную пластику и прекрасные тела: костюмы Оберона, Титании, фавнов и фей предельно минималистичны – почти невидимое белье и прикрывающие его гирлянды из листьев и цветов.

Текст комедии слегка отредактирован, ссора Оберона и Титании потеряла часть своей соли, но в целом подача Юго-Запада удивительно близка к самой сути театра времен Шекспира. Она смешная, грубоватая, площадная, с моментами импровизации и шутками «на уровне набедренной повязки Оберона». Все это, конечно, может возмутить, но, поверьте, при Шекспире все так и было – зрители любили, чтобы их развлекали.

Театр на Юго-Западе

«Женитьба»

Режиссер:

Валерий Белякович

Если вас не напугает, как Юго-Запад обошелся с классикой английской комедии, можно оценить, что он сделал с классикой комедии русской, и посмотреть их «Женитьбу» (режиссер Валерий Белякович, обновленная версия).

Тем более что в этом спектакле тоже есть привкус театра времен Шекспира: главные женские роли в нем играют мужчины, и играют великолепно. Хотя одна роль для актрисы в «Женитьбе» все-таки есть – роль идеальной невесты, о которой мечтают гоголевские женихи.

Как часто бывает у Юго-Запада, декорации зрителям придется вообразить, костюмы историческим будут соответствовать приблизительно, но Подколесин, к огорчению Агафьи Тихоновны, опять сбежит от брака через окно.

Это смешно, ярко, хулигански и, несмотря на солидный возраст спектакля, очень свежо! А главное, помогает на пару часов убежать из нашего сложного мира в какой-то другой – это сейчас очень ценно!

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.