Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вашакмадзе Л.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава РФ

Франк Г.А.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Белоус Т.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава РФ

Хомяков В.М.

Военная медицинская часть, Голицыно, Московская область, Россия, Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Черемисов В.В.

Торакоабдоминальное хирургическое отделение Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Минздрава РФ

Клинико-морфологические особенности и результаты хирургического лечения нейроэндокринной карциномы желудка

Авторы:

Вашакмадзе Л.А., Франк Г.А., Белоус Т.А., Хомяков В.М., Черемисов В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1430

Загрузок: 32


Как цитировать:

Вашакмадзе Л.А., Франк Г.А., Белоус Т.А., Хомяков В.М., Черемисов В.В. Клинико-морфологические особенности и результаты хирургического лечения нейроэндокринной карциномы желудка. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2012;1(3):4‑7.
Vashakmadze LA, Frank GA, Belous TA, Khomyakov VM, Cheremisov VV. The clinical and morphological features of neuroendocrine carcinoma of the stomach and results of its surgical treatment. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2012;1(3):4‑7. (In Russ.)

Введение

Нейроэндокринные опухоли (НЭО) желудка составляют 3—6% всех НЭО и около 2% всех опухолей желудка [1]. Низкодифференцированные нейроэндокринные карциномы (НЭК) составляют не более 6% среди НЭО желудка, однако их истинная распространенность может быть недооценена из-за сложностей морфологической диагностики. Мужчины заболевают в 3 раза чаще женщин, средний возраст больных составляет 64 года.

Согласно международной классификации гастроэнтеропанкреатических нейроэндокринных опухолей (ВОЗ, 2010) и рекомендациям Европейского общества по изучению нейроэндокринных опухолей (ENETS), выделяют НЭО G1 и G2, НЭК G3, которая в свою очередь подразделяется на мелкоклеточный и крупноклеточный варианты, и смешанные аденонейроэндокринные карциномы (табл. 1) [2].

Кроме того, на практике применяется предложенная в 1993 г. классификация карциноидов желудка по Rindi, впоследствии расширенная до 4 типов [3]. Нейроэндокринные карциномы относят к опухолям 3-го и 4-го типа. По системе TNM НЭК желудка стадируются аналогично раку желудка в отличие от НЭО G1 и G2, для которых разработана отдельная TNM классификация (ENETS).

НЭК являются высокозлокачественными новообразованиями. У большинства больных на момент постановки диагноза имеются отдаленные и регионарные метастазы, медиана выживаемости, по данным разных авторов, варьирует от 12 до 18 мес [4, 5].

Особое место занимают смешанные аденонейроэндокринные карциномы (АНЭК), к которым относят злокачественные эпителиальные опухоли желудка, сочетающие в себе участки низкодифференцированного нейроэндокринного рака и аденокарциномы различных вариантов строения при доле нейроэндокринного компонента не менее 30%. АНЭК являются редкими опухолями. По данным S. La Rosa и соавт. [6], в литературе описано около 100 подтвержденных случаев. Постановку морфологического диагноза затрудняет наличие нескольких морфологических вариантов. Например, Y. Fujiyoshi и соавт. [7] в своей работе выделяют 6 морфологических типов смешанных аденонейроэндокринных опухолей желудка, включая так называемые амфикринные опухоли, в клетках которых выявляют маркеры нейроэндокринной и экзокринной дифференцировки. Гистогенез смешанных опухолей остается не совсем ясным. Часть исследователей полагают, что подобные опухоли возникают из двух разных клеточных линий, в то время как другие говорят о дивергентной дифференцировке единой клетки-предшественницы в процессе опухолевого роста, что подтверждается наличием в подобных опухолях амфикринных клеток, содержащих одновременно и муцин, и нейроэндокринные секреторные гранулы [6, 8].

Клиническое течение смешанных опухолей зачастую определяется более злокачественным нейроэндокринным компонентом. При НЭК наряду с массивным лимфогенным распространением чаще встречаются метастазы в печени, костях, в то время как перитонеальная диссеминация более характерна для аденокарциномы желудка.

Материалы и методы

Отбор больных для исследования осуществлялся путем ретроспективного анализа патологоанатомических заключений за период с 1999 по 2011 г. Поскольку часть заключений была предположительной, с целью подтверждения диагноза все гистопрепараты были пересмотрены одним патоморфологом с обязательной оценкой иммуногистохимических (ИГХ) реакций. Всего было идентифицировано 58 больных с нейроэндокринной карциномой желудка. Клинические данные оценивались путем анализа истории болезни, записи в амбулаторной карте, эпикриза и протокола операции.

Все больные были разделены на 2 группы. В 1-ю группу включили 41 больного, у которых опухоль была представлена структурами НЭК. Допускалось наличие участков аденокарциномы в виде отдельных микрофокусов в единичных полях зрения. У 3 больных опухоль при микроскопическом исследовании формально соответствовала НЭО G2 (карциноид желудка 3-го типа по Rindy). Однако инвазивный рост, массивное регионарное и отдаленное метастазирование позволило отнести этих больных в группу нейроэндокринного рака (высокодифференцированная эндокринная карцинома по классификации ВОЗ (см. табл. 1). Во 2-ю группу вошли 17 больных, у которых выявлены смешанные АНЭК. Критерием включения была доля нейроэндокринного компонента не менее 30%, при этом у 12 (более 50%) из 17 больных в опухоли преобладали именно структуры НЭК.

В группе НЭК преобладали мужчины старших возрастных групп (средний возраст 65 лет), в группе АНЭК соотношение мужчин и женщин было примерно одинаковым. В обеих группах опухоли локализовались преимущественно в проксимальном отделе желудка (более 50%), у 1/3 больных имелся переход опухоли на нижнюю треть пищевода (табл. 2).

При анализе распределения больных по стадиям TNM (pTNM у 55 оперированных больных) отмечено, что у 70% больных имелась III—IV стадия заболевания, лимфогенные метастазы были обнаружены у 2/3 больных, отдаленные — у каждого четвертого больного (табл. 3).
Преимущественной локализацией отдаленных метастазов была печень — 6, брюшина — 4, парааортальные и брыжеечные лимфатические узлы — 4. Перитонеальная диссеминация отмечена лишь у 3 из 55 оперированных больных.

Морфологическое исследование

Рутинное гистологическое исследование с окраской гематоксилином и эозином позволяло заподозрить наличие нейроэндокринной дифференцировки. Для подтверждения диагноза выполняли ИГХ-исследование с использованием широкой панели маркеров в зависимости от конкретной ситуации.

Основными маркерами, подтверждающими нейроэндокринную природу опухоли, являлись синаптофизин, хромогранин А и нейронспецифическая енолаза (НСЕ) (рис. 1 на цв. вклейке).

Рисунок 1. Нейроэндокринная карцинома желудка G3. а — окраска гематоксилином и эозином. ×100.; б — экспрессия хромогранина А в клетках опухоли. ×200.
Дополнительными маркерами нейроэндокринной дифференцировки были CD56 и S100. Пролиферативная активность оценивалась при помощи реакции на Ki-67 (рис. 2 на цв. вклейке).
Рисунок 2. Нейроэндокринная карцинома желудка G3 (мелкоклеточный вариант). а — окраска гематоксилином и эозином. ×100; б — экспрессия синаптофизина в клетках опухоли. ×200; в — экспрессия Ki-67 в клетках опухоли; г — экспрессия CD-56 в клетках опухоли. ×200.
Наиболее часто опухоли экспрессировали синаптофизин (88,7%), реже — НСЕ (64,1%). Экспрессия хромогранина А и CD56 отмечена в 42,6% и 41,5% наблюдений, положительное окрашивание на S100 обнаружено в 4 из 11 исследованных образцов (рис. 3).
Рисунок 3. Частота экспрессии маркеров нейроэндокринной дифференцировки в клетках опухоли при ИГХ-исследовании.
У большинства больных (86%) отмечалась высокая пролиферативная активность (Ki-67 >30%), а у 30% этот показатель составил более 70%. Сосудистая инвазия выявлена у 62% больных.

При смешанных опухолях наличие нейроэндокринного и экзокринного компонента также подтверждали при ИГХ-исследовании (рис. 4 на цв. вклейке).

Рисунок 4. Смешанная аденонейроэндокринная карцинома желудка G3. а — окраска гематоксином и эозином. ×100; б — экспрессия Pan-цитокератина в клетках экзокринного компонента опухоли. ×200; в — экспрессия HCE в клетках нейроэндокринного компонента опухоли. ×200; г — экспрессия синаптофизина в клетках нейроэндокринного компонента опухоли. ×200.
Участки аденокарциномы характеризовались отсутствием экспрессии нейроэндокринных маркеров, однако при сочетании НЭК и перстневидно-клеточного рака в цитоплазме отдельных перстневидных клеток отмечалась положительная реакция на некоторые маркеры нейроэндокринной дифференцировки. Последнее обстоятельство согласуется с современной теорией происхождения перстневидно-клеточного рака желудка из энтерохромаффиноподобных (ECL) клеток путем их дедифференцировки с наличием промежуточных типов перстневидных клеток, сохраняющих эндокринную иммунореактивность [9].

Результаты хирургического лечения

Хирургическое лечение проведено 55 (94,8%) больным из 58. Медикаментозное лечение в виде полихимиотерапии с последующей терапией высокими дозами аналогов соматостатина провели у 1 больной, у которой имелась единственная в исследуемой группе функционирующая опухоль с выраженным карциноидным синдромом и множественными метастазами в печени. Ранее этой же больной была выполнена эксплоративная лапаротомия в другом медицинском учреждении. Еще 2 больным специальное лечение не проводилось, диагноз установлен по данным амбулаторного обследования и биопсии с ИГХ-исследованием.

Условно-радикальные операции (R0) удалось выполнить у 42 больных, циторедуктивные (R1—2) — у 13. Наиболее часто выполняли гастрэктомию — у 32 больных, субтотальные дистальные резекции выполнены у 16, проксимальные — у 6. Комбинированные оперативные вмешательства произведены у 17 больных, у 15 (27,3%) из них потребовалась трансторакальная резекция пищевода (комбинированный доступ). При комбинированных вмешательствах чаще всего резецировали поджелудочную железу — 9, реже ободочную кишку — 6 и печень — 5.

Послеоперационные осложнения отмечены у 12 (21,8%) больных. Наиболее частыми хирургическими осложнениями были панкреатиты — у 4 больных, несостоятельность пищеводного анастомоза отмечена у 2 больных, перфорация толстой кишки с развитием перитонита — у 2. В послеоперационном периоде умер один больной от массивной тромбоэмболии легочной артерии (1,8%).

При нерадикальном характере операции, IV стадии процесса, наличии неблагоприятных факторов прогноза в послеоперационном периоде назначали ПХТ на основе препаратов платины.

Отдаленные результаты прослежены у 48 (86%) из 56 пролеченных больных. Медиана выживаемости составила 18,1 мес для всех стадий и только 7 мес при IV стадии опухолевого процесса (рис. 5).

Рисунок 5. Выживаемость больных с нейроэндокринной карциномой желудка (по методу Каплана—Мейера).
Низкие показатели выживаемости обусловлены преобладанием III—IV стадии заболевания (70%), а также высокой агрессивностью данного типа опухоли, что свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе у больных с местно-распространенным и метастатическим нейроэндокринным раком желудка даже после условно-радикальных операций.

Заключение

Таким образом, НЭК желудка являются высокозлокачественными опухолями с агрессивным клиническим течением, выраженным метастатическим потенциалом, что обусловливает высокий процент запущенности уже при первичном обращении. Морфологическая диагностика НЭК сложна и требует исключения лимфомы и недифференцированного рака. Диагноз может быть установлен по совокупности гистологических признаков с обязательным проведением иммуногистохимических реакций.

Основной метод лечения НЭК желудка — хирургическое вмешательство с расширенной лимфаденэктомией и резекцией соседних органов при их вовлечении. При нерадикальном характере операции, нерезектабельном процессе показана химиотерапия на основе препаратов платины (этопозид/цисплатин, FOLFOX, XELOX). Целесообразность применения адъювантной или неоадъювантной терапии при НЭК желудка в настоящее время не установлена и требует дальнейших исследований.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.