Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каприн А.Д.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Старинский В.В.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Александрова Л.М.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

К 70-летию онкологической службы Российской Федерации

Авторы:

Каприн А.Д., Старинский В.В., Александрова Л.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2695

Загрузок: 104


Как цитировать:

Каприн А.Д., Старинский В.В., Александрова Л.М. К 70-летию онкологической службы Российской Федерации. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2015;4(2):5‑11.
Kaprin AD, Starinskiĭ VV, Aleksandrova LM. On the occasion of the 70th anniversary of oncology service of the Russian Federation. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2015;4(2):5‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog2015425-11

a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65533:"a:2:{s:4:"TEXT";s:68756:"

В Российской Федерации существует и активно функционирует развитая система онкологической помощи населению. Онкологическая служба представляет собой совокупность специализированных онкологических учреждений и структур общей лечебной сети, оказывающих помощь больным со злокачественными новообразованиями (ЗНО).

Становление и стремительное развитие онкологической службы связано с выходом исторического постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 935 от 30 апреля 1945 г. «О мероприятиях по улучшению онкологической помощи населению», в котором предусматривалось создание в стране сети онкологических учреждений путем открытия на территории СССР 126 онкологических диспансеров, обеспечения их радием и рентгеновской аппаратурой, предусматривалась подготовка квалифицированных кадров врачей-онкологов, организация регистрации и учета заболевших, активное выявление больных с онкологическими заболеваниями. Именно этот день — 30 апреля 1945 г., принято считать днем рождения государственной онкологической службы.

Однако история действительного начала организации оказания онкологической помощи в России не на государственном уровне, а на основе частной благотворительности, гораздо старше и относится к 1903 г., когда впервые для лечения онкологических больных в Москве на частные пожертвования семьи фабриканта А.А. Морозова при Московском университете был организован 60-коечный «Институт для лечения опухолей». Инициатором его создания был заведующий кафедрой госпитальной хирургии Московского университета Л.Л. Левшин. Для лечения больных со злокачественными опухолями уже в то время применялся не только хирургический метод, но также лекарственный и лучевой. Первые препараты радия были подарены институту в 1903 г. супругами Марией и Пьером Кюри. В 1911 г., после смерти Л.Л. Левшина, директором института стал его ученик профессор В.М. Зыков. После слияния в 1922 г. института с пропедевтической хирургической клиникой Первого МГУ объединенное учреждение возглавил профессор П.А. Герцен. За годы его руководства (1922—1934) в институте были осуществлены крупные научные проекты, внедрены новые методы диагностики и лечения злокачественных новообразований. В 1947 г., после смерти П.А. Герцена, институту было присвоено его имя.

В 1911 г. в Санкт-Петербурге на средства А.Г. Елисеева была построена женская онкологическая клиника.

Историческим этапом в развитии отечественной онкологии стало издание в 1910 г. первого руководства по онкологии на русском языке «Общее учение об опухолях». Ее автором был основоположник русской онкологии Н.Н. Петров, сумевший выделить онкологию в самостоятельную дисциплину. В 1921 г. Н.Н. Петров впервые поднял вопрос об организации противораковой борьбы по диспансерному принципу. В последующие годы диспансерный метод, положенный в основу работы онкологической сети, был определяющим в организации системы онкологической помощи. 15 октября 1926 г. на базе больницы им. И.И. Мечникова (бывшая больница Петра Великого) Ленинграда Н.Н. Петровым было организовано онкологическое отделение на 100 коек, преобразованное в Научно-практический онкологический институт 16 марта 1927 г. В Париже по заказу Н.Н. Петрова были изготовлены для института радиевые препараты и радиевые иглы. Институтом было получено 400 мг радия и уже в 1928 г. стали применять лучевые методы лечения опухолей. В 1935 г. институт был переведен в систему НКЗ РСФСР. В эти годы появились 2-томное руководство «Клиника злокачественных опухолей» и другие научные труды. В 1966 г., в связи с 40-летием со дня основания, институту было присвоено имя его первого руководителя  — академика Николая Николаевича Петрова.

В 1914 г. в Санкт-Петербурге был созван I Всероссийский съезд по борьбе с раковыми заболеваниями, на котором впервые в истории страны был рассмотрен вопрос о состоянии противораковой борьбы в России. Научная программа съезда включала такие, остающиеся актуальными и сегодня, направления, как этиология и патогенез злокачественного роста, диагностика и методы лечения опухолей, статистика рака в России.

В 20-е годы прошлого столетия состоялся ряд съездов и совещаний, на которых было принято решение вести противораковую борьбу по образцу противотуберкулезной службы того времени, а именно на принципах диспансерного обслуживания населения путем организации специальных противораковых пунктов при крупных больницах. Одними из первых губерний, где были открыты такие противораковые пункты, были Тульская и Воронежская. В январе 1926 г. Тульскому губздравотделу были выделены необходимые ассигнования и при больнице им. Н.А. Семашко был открыт противораковый пункт на 10 коек.

В 1924 г. в Воронеже на базе клинической больницы была создана специализированная противораковая комиссия. Она и положила начало организации онкологической службы в области. Уже в 1928 г. были получены и применялись для лечения дефицитные радиоактивные препараты радия и радия-мезатория. В январе 1930 г. в Воронеже был открыт межобластной радиорентгенологический и онкологический научно-исследовательский институт, что послужило мощным фактором для развития онкологической помощи на территории Воронежской области и за ее пределами. В конце 1955 г. произошло объединение Воронежского радиорентгенологического института с одноименным институтом в Ростове-на-Дону.

Формирование онкологической службы в Ростове-на-Дону началось с организации 1 апреля 1928 г. Краевого рентгенорадиологического отделения. Отделение располагало мощным для того времени рентгеновским аппаратом Стабивольт, установленным в рентгенкабинете, и 25 койками, выделенными в гинекологической и хирургической клиниках Донского медицинского университета. Заведовал этим отделением профессор П.И. Бухман. 27 октября 1930 г. на заседании организационного совещания Крайздравотдела (протокол № 14) по докладу П.И. Бухмана было принято решение о реорганизации Краевого рентгенорадиологического отделения в Краевой рентгенорадиологический онкологический институт с выделением последнему полутора этажей административного корпуса Николаевской больницы. Здесь и развернули стационар на 50 коек, операционную, перевязочную, лаборатории, куда из клиник мединститута были переведены хирургические и гинекологические больные. Открытие Краевого рентгенорадиологического онкологического научно-исследовательского института состоялось 1 января 1931 г. Его директором был назначен П.И. Бухман, сотрудниками стали ординаторы и ассистенты клиник мединститута, специалисты городских больниц.

На состоявшейся в 1930 г. I конференции врачей Московской области, посвященной противораковой борьбе, было предложено организовать диспансеры — основное звено практической онкологической сети.

В 1931 г. состоялся I Всероссийский съезд онкологов, на котором была решена методическая проблема учета онкологических больных, заболеваемости и смертности населения от ЗНО. Система регистрации и учета онкологических больных была разработана и внедрена в городах, имевших онкологические учреждения, в 1939 г., а с 1953 г. — на всей территории страны.

Важным этапом противораковой борьбы явилось Постановление Совнаркома РСФСР № 1135 от 23.11.34 «Об организации борьбы с раковыми заболеваниями».

В 1934 г. Совнаркомом СССР на Центральный онкологический институт Наркомздрава СССР (ЦОИ, ныне — МНИОИ им. П.А. Герцена) была возложена обязанность по подготовке специалистов-онкологов. В соответствии с Приказом Наркомздрава СССР № 380 от 29.10.39 с целью подготовки врачей-онкологов в составе ЦОИ была создана кафедра онкологии, которую возглавил проф. Я.М. Брускин.

Таким образом, отличительной особенностью первых лет становления и развития онкологической помощи населению страны была планомерная и последовательная работа по созданию как практических специализированных онкологических учреждений, так и научно-исследовательских институтов, осуществляющих разработку и совершенствование методов диагностики и лечения онкологических больных, организацию учета больных и подготовку врачей-онкологов.

В это же время в стране организуются научные центры рентгенорадиологического профиля. В марте 1918 г. в Петербурге по инициативе проф. М.И. Неменова и при участии академика А.Ф. Иоффе нарком просвещения А.В. Луначарский подписал проект положения о создании первого в мире Государственного рентгенологического и радиологического института. Первым президентом института стал проф. А.Ф. Иоффе, вице-президентом и руководителем медико-биологического отдела — проф. М.И. Неменов. Датой рождения института считается 8 октября 1918 г.

Мария Кюри присылала в институт препараты радия с сертификатами за своей подписью. В его стенах усилиями многих ученых были заложены основы отечественной рентгенологии и радиологии, радиобиологии, хирургии, онкологии, медицинской радиационной физики.

В 1921 г. институт выделил самостоятельные учреждения: Государственный рентгенологический и радиологический институт, преемником которого является ФГБУ «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий», Физико-технический институт им. акад. А.Ф. Иоффе и Радиевый институт им. акад. В.Г. Хлопина, а также Государственный оптический институт. В 1923 г. была организована Экспериментальная раковая лаборатория и учреждение стало называться Государственным рентгенологическим, радиологическим и раковым институтом.

История Российского научного центра рентгенорадиологии начинается с его основания в 1924 г., когда постановлением Совнаркома РСФСР в Москве был создан Рентгеновский институт. Первым директором института стал академик П.П. Лазарев, отец отечественной биофизики, пионер исследований биологического действия ионизирующего излучения и создатель передвижных рентгеновских установок.

С самого начала своего создания институт строился как комплексное медико-техническое учреждение, в задачи которого входило не только изучение физических и биологических свойств лучистой энергии и возможностей рентгенодиагностики и лучевой терапии, но и разработка их физико-технических основ. Уже через 1 год официального утверждения был выпущен первый отечественный рентгеновский аппарат. В институте активно разрабатываются теоретические вопросы рентгенографического, флюорографического и томографического изображений, формирования дозных полей при лучевой терапии.

Фундаментальное изучение радиобиологии и лучевого патоморфоза требовало стационарного наблюдения за больными и условий для проведения хирургических вмешательств. Поэтому в 1929 г. в институте открылось клиническое отделение на 25 коек, впоследствии увеличенное до 60 коек.

С 1945 г. начался второй этап в развитии организации противораковой борьбы, в основу которого был положен принцип приближения специализированной помощи к больным. Для достижения этого принципа было осуществлено строгое районирование сети онкологических учреждений и их централизованного управления. Этот период характеризовался ростом числа онкологических диспансеров и онкологических кабинетов. Одновременно были сформулированы направления по оказанию специализированной онкологической помощи населению в общей лечебной сети.

Значительная заслуга в развитии онкологической службы страны принадлежит академику АМН СССР А.И. Савицкому. В период его деятельности (1944—1953) в России была организована сеть онкологических учреждений. По инициативе А.И. Савицкого создано Управление противораковыми учреждениями Наркомздрава СССР, а сам он стал первым руководителем онкологической службы страны. По его личной инициативе было подготовлено Постановление Совнаркома СССР № 935 «О мероприятиях по улучшению онкологической помощи населению», изданное 30 апреля 1945 г. Затем вышел Приказ Наркомздрава СССР о создании государственной противораковой службы. Эти нормативные документы явились основой для развертывания специализированной сети онкологических диспансеров в масштабах страны, существующей и до настоящего времени. Головным учреждением в РСФСР стал Московский онкологический институт.

Основным звеном онкологической службы является онкологический диспансер — республиканский, краевой, областной, городской. Главными направлениями его деятельности являются: обеспечение в полном объеме квалифицированной специализированной амбулаторной и стационарной онкологической помощи населению и осуществление контроля за правильностью лечения больных с онкологическими заболеваниями в других лечебных учреждениях на территории обслуживания; своевременное освоение и внедрение в практику современных методов диагностики и лечения пациентов; анализ состояния заболеваемости и смертности от ЗНО в регионе; диспансерное наблюдение за больными; организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями общей лечебной сети и координация их деятельности по вопросам профилактики и ранней диагностики ЗНО и предраковых заболеваний.

Первичным звеном онкологической службы, позволяющим приблизить специализированную помощь к населению, являются онкологические кабинеты (отделения) при поликлиниках городских и центральных районных больниц. Основные задачи, стоящие перед ними, это организация противораковых мероприятий, осуществляемых общей лечебной сетью, проведение полного учета и диспансеризации больных с ЗНО и некоторыми формами предраковых заболеваний, амбулаторное обследование и обеспечение своевременным лечением пациентов.

Смотровые кабинеты поликлиник по праву могут быть отнесены к онкологической сети. Смотровые женские кабинеты начали создаваться в РСФСР с начала 60-х годов. Впервые об организации смотровых кабинетов с целью повышения качества профилактических осмотров упоминается в информационно-методическом письме Минздрава СССР от 12.08.59 «Об организации и работе смотровых кабинетов в поликлиниках и амбулаториях». Основной задачей работы смотрового кабинета является проведение профилактического осмотра населения с целью раннего выявления злокачественных опухолей и предопухолевых заболеваний органов визуальной локализации. К 1980 г. в стране уже функционировало 4 тыс. смотровых кабинетов, и ежегодно обследовалось около 16 млн женщин, благодаря чему удельный вес активно выявленных больных раком шейки матки среди всех зарегистрированных больных достигал 40%.

По инициативе Ленинградского института онкологии на основании Приказа Минздрава СССР № 312 от 26.05.48 стали проводить профилактические осмотры населения с формированием групп лиц высокого онкологического риска. Директор института академик АМН СССР А.И. Серебров был инициатором создания цитологической службы в Ленинграде и проведения цитологического скрининга рака шейки матки в стране, программа которого начала осуществляться с 1964 г. в Ленинградской области в системе медицинских учреждений Октябрьской железной дороги. Одновременно, по инициативе сотрудников Государственного онкологического института им. П.А. Герцена, в котором цитологическая лаборатория была организована Н.Н. Шиллер-Волковой еще в 1935 г., начат цитологический скрининг рака шейки матки в Калинине. В результате проведения этих программ через 20 лет после начала скрининга было отмечено значительное, на 70—80%, снижение показателей заболеваемости и смертности от рака шейки матки и преобладание в структуре заболеваемости ранних стадий рака. Во исполнение Приказа Минздрава СССР № 1253 от 30.12.76 «О мерах по улучшению цитологической диагностики злокачественных новообразований», начиная с 1977 г., в России началось формирование централизованных цитологических лабораторий. Цитологический скрининг рака шейки матки был включен в систему ежегодных массовых профилактических осмотров на предприятиях, декларировано взятие мазков из шейки матки для цитологического исследования в женских консультациях и смотровых кабинетах поликлиник у всех женщин, начиная с 18-летнего возраста.

К 1961 г. в РСФСР было создано 116 онкологических диспансеров и развернуто 13,9 тыс. онкологических коек. К концу 60-х годов было прекращено развертывание сети мелких межрайонных диспансеров. Дальнейшее развитие онкологической службы было направлено на увеличение технической и коечной мощности республиканских, краевых, областных онкологических диспансеров. В результате к 1991 г. число онкологических коек в республике за этот период возросло в 2 раза и достигло 28,4 тыс. В диспансерах с начала 70-х годов начали создаваться узкопрофильные отделения, такие как торакальные, абдоминальные, опухолей головы и шеи, химиотерапевтические, урологические, детской онкологии. За период с 1971 по 1991 г. абсолютное число больных со злокачественными опухолями, состоящих на учете в онкологических диспансерах, возросло в 2 раза, что было обусловлено как ростом заболеваемости, так и прогрессом в лечении и увеличением выживаемости больных.

В 50-е годы прошлого века в стране открываются 2 крупнейших академических центра, призванных проводить фундаментальные научные исследования, результаты которых активно внедрять в работу практических специализированных медицинских учреждений.

В 1951 г. в Москве основан Институт экспериментальной и клинической онкологии, ныне — Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН (РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН) — одно из крупнейших медицинских учреждений России и мира. В 1991 г. в РОНЦ им. Н.Н. Блохина был открыт офис Европейской школы по онкологии — известной международной организации, осуществляющей программу продолженного медицинского образования по онкологии. В разные годы Центр возглавляли выдающиеся отечественные ученые-онкологи и организаторы онкологической службы: член-корреспондент АМН СССР М.М. Маевский, академики РАН и РАМН Н.Н. Блохин и Н.Н. Трапезников. В настоящее время генеральным директором Центра является академик РАН М.И. Давыдов, который в 2013 г. был назначен главным специалистом-онкологом Минздрава России.

22 августа 1958 г. было принято специальное правительственное постановление об организации и строительстве Института медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске, преобразованного в 1992 г. в Медицинский радиологический научный центр РАМН (МРНЦ РАМН). В настоящее время Центр является одним из крупнейших в России. В нем создана инфраструктура для экспериментальных и клинических исследований, работают высококвалифицированные специалисты, накоплен многолетний опыт разработок и внедрения новых диагностических и лечебных технологий. В течение многих лет (1978—2013) Центр возглавлял академик РАМН А.Ф. Цыб.

С 1953 г. в СССР была введена обязательная регистрация всех больных с впервые установленным диагнозом ЗНО и смертности от них, что создало основу для дальнейших исследований в области статистики злокачественных опухолей. Эффективная организация онкологической помощи базируется на прогностических показателях распространенности и заболеваемости ЗНО, разрабатываемых с учетом данных статистических и эпидемиологических исследований. В связи с необходимостью ведения планомерной противораковой борьбы и повышения оперативности управления всеми ее звеньями, а также дальнейшего развития онкологической статистики Приказом Минздрава Р.Ф. № 1266 от 31.12.76 специализированная онкологическая служба страны, начиная с 1977 г., переводится на систему централизованного учета больных с ЗНО и механизированной обработки полученных данных. Сформированный в течение 20 лет информационный массив послужил основанием для создания в стране на основании Приказа Минздрава Р.Ф. № 420 от 23.12.96 «О создании государственного ракового регистра» информационно-аналитической системы государственного ракового регистра. Дальнейшее совершенствование стандартизованной возможности адекватной формализации статистических данных определил Приказ Минздрава Р.Ф. № 135 от 19.04.99 «О совершенствовании системы государственного ракового регистра».

В 1954 г. организовано Всесоюзное научное общество онкологов, которое после распада СССР трансформировалось в Общество онкологов России, реорганизованное в конце 2000 г. в Ассоциацию онкологов России, председателем Правления которой по 2013 г. был главный онколог Минздрава России (1982—2013 гг.) академик РАН В.И. Чиссов. Ассоциация онкологов России входит в состав Международного противоракового союза, созданного в 1933 г. и объединяющего онкологов большинства стран мира.

С 1974 г. во всех медицинских институтах СССР начата организация кафедр и курсов онкологии, целью которых было улучшение подготовки студентов по клинической онкологии. К 1990 г. в СССР функционировало 23 кафедры онкологии.

29 июня 1979 г. в Томске был открыт Сибирский филиал Всесоюзного онкологического центра АМН СССР. В 1986 г. организован Томский научный центр АМН в составе 5 академических институтов. Сибирский филиал Всесоюзного онкологического научного центра преобразуется в самостоятельный институт. Директорами института в разные годы были профессора А.И. Потапов, Б.Н. Зырянов, в настоящее время его возглавляет академик РАН Е.Л. Чойнзонов. Учеными института изучены онкологическая заболеваемость и смертность населения на территории Сибири и Дальнего Востока. В Томском институте ядерной физики впервые в стране был создан Центр нейтронной терапии для лечения онкологических больных на циклотроне У-120. НИИ онкологии в Томске является единственным институтом этого профиля на территории Сибири и Дальнего Востока; он возглавляет работу проблемной комиссии по онкологии межведомственного научного совета по медицинским проблемам Сибири и Дальнего Востока, осуществляет научно-методическое руководство онкологическими учреждениями региона по вопросам клинической онкологии и внедрения научных достижений в практику здравоохранения. С 1994 г. институт является членом Европейской организации противораковых институтов (ОЕСI).

К сожалению, следует констатировать, что 90-е годы ХХ столетия негативно отразились на состоянии онкологической помощи населению России. Недостаточное финансирование службы привело к сокращению ее коечной мощности, уменьшению числа первичных онкологических и смотровых кабинетов, изношенности материально-технической базы диспансеров, дефициту в лекарственном обеспечении пациентов. Имел место отток медицинских работников из онкологической службы в коммерческие структуры, что отрицательно повлияло на доступность и качество медицинской помощи. Практически повсеместно были свернуты программы профилактики и ранней диагностики злокачественных опухолей. Весь этот комплекс негативных факторов способствовал росту заболеваемости и смертности населения страны от ЗНО. В 1995 г. стандартизованный показатель смертности от ЗНО среди мужчин составил 213,8, среди женщин — 99,1 на 100 000 населения: при этом медиана возрастного распределения умерших соответствовала 62,6 и 66,2 года соответственно.

С первым десятилетием XXI века связано начало третьего этапа развития онкологической службы России. Проблема бремени онкологических заболеваний была поднята на государственный уровень. Правительством Российской Федерации был принят ряд документов по профилактике ЗНО и их контролю. Постановлениями Правительства Р.Ф. № 790 от 13 ноября 2001 г. и № 280 от 10 мая 2007 г. в рамках федеральных целевых программ «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2002—2006 и 2007—2011 гг.) были утверждены 2 подпрограммы по онкологии: «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации» и «Онкология». В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» была разработана долгосрочная (2009—2015 гг.) программа мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению. С 2011 г. осуществляется программа модернизации здравоохранения, одним из ключевых направлений которой является модернизации онкологической службы страны.

Показателями прогноза деятельности онкологической службы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 2511-р от 24.12.2012 в государственной программе «Развитие здравоохранения» (2013—2020 гг.), являются: снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 189,5 случаев на 100 000 населения; повышение выявляемости больных с ЗНО на I—II стадии заболевания до 56,7%;увеличение удельного веса больных с ЗНО, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, до 54,5%; снижение одногодичной летальности больных с ЗНО до 21%.

Не менее важными нормативными документами, направленными на повышение доступности и эффективности онкологической помощи, явились разработанные в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Порядки оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» (Приказ Минздрава России № 915н от 15.11.2012; зарегистрировано Минюстом России 17.04.2013) и «детская онкология» (Приказ Минздрава России № 560н от 31.10.2012; зарегистрировано Минюстом России 22.03.2013), а также медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи при ЗНО.

Реализация перечисленных выше мероприятий способствовала технической модернизации службы, укреплению ее кадрового потенциала, что позволило внедрить современные инновационные диагностические и лечебные технологии в практику оказания онкологической помощи населению.

В 2013 г. на административных территориях России действовал 101 онкологический диспансер, из которых 97 функционировали в системе ОМС, 63 применяли медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи. Онкологические диспансеры Челябинской и Омской областей, Хабаровского и Алтайского краев, Республики Татарстан имеют статус окружного. Число онкологических коек достигло 34 245, что в расчете на 1000 случаев вновь выявленных ЗНО составило 63,9; радиологических коек — 7973 и 14,9; гематологических — 5620 и 226,3 соответственно.

В 2013 г. специализированное лечение на онкологических койках получили 1 031 399 взрослых и 34 451 детей в возрасте до 18 лет. Средняя продолжительность пребывания больного на онкологической койке составила 10,8 дня для взрослых и 18,2 дня для детей. При этом средняя занятость онкологической койки для взрослых составила 346,0, для детей — 336,5 дня. Интенсивность использования коечного фонда радиологических отделений была выше: при продолжительности пребывания больного в стационаре в среднем в течение 22,7 дней койка была занята 347,7 дня в году.

Одна из основных проблем в организации медицинской помощи при онкологических заболеваниях связана с дефицитом специалистов. В настоящее время вопросам подготовки и переподготовки кадров для онкологической службы, врачебного персонала, в первую очередь врачей-онкологов, радиологов, специалистов лабораторной диагностики, а также подготовке средних медицинских работников уделяется самое пристальное внимание. С 2000 по 2012 г. обеспеченность специалистами онкологической службы увеличилась на 14%.

В 2013 г. в лечебно-профилактических организациях России работали 6492 врача-онколога, что соответствовало 4,5 врача-онколога на 100 000 населения, 1723 радиолога и радиотерапевта. На 1 врача-онколога в среднем приходилось 477 состоящих на учете пациентов (2008 г. — 459). Штатных единиц среднего медицинского персонала было занято 24 531 (число штатных единиц — 26 628). Среднее число состоящих на учете онкологических больных в расчете на одного среднего медицинского работника составило 116 (2008 г. — 110).

По данным Минздрава России, общая численность медицинских работников (врачи и средний медперсонал) в 2013 г. составляла 2 054 731 человек, из них на долю работающих в онкологической службе приходилось 1,58%, а с учетом НИИ и вузов — 1,65%. Обеспеченность врачами-онкологами в 2012 г. возросла до 0,46 на 10 000 населения по сравнению с 0,42 в 2009 г. при нормативе 0,73. Таким образом, дефицит врачей-онкологов составлял 39% и компенсировался высоким коэффициентом совместительства — 1,7, что оказывает негативное влияние на качество диагностики, лечения, диспансерного наблюдения пациентов, отражается на показателе смертности.

На конец 2013 г. в 2864 учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, функционировало 4729 смотровых кабинетов. Профилактический осмотр в них прошли 16 101 687 человек, из которых в онкологическое учреждение было направлено 269 468 (1,67%).

Следует подчеркнуть, что реализация мероприятий программ модернизации, соблюдение этапов маршрутизации пациентов способствовало повышению активной выявляемости ЗНО. В 2013 г. удельный вес больных, у которых онкологическое заболевание было выявлено активно, составил 17,3% от числа всех первичных онкологических пациентов (2009 г. — 12,9%). Высокие показатели активного выявления отмечены в Тамбовской области (47,6%), Чукотском автономном округе (46,5%), Ленинградской (32,1%), Курской (29,0%), Свердловской (27,9%) областях, Республике Мордовия (26,8%).

Благодаря реализации профилактических мероприятий среди активно выявленных случаев рака доля больных ЗНО I—II стадии заболевания возросла с 60,4% (2009 г.) до 69,9%. Выявление онкологического заболевания на ранней стадии имеет существенный экономический эффект. Например, лечение больной раком молочной железы III стадии с учетом тактики лечения обходится в 15—30 раз дороже, чем при I стадии. В то же время затраты на диагностику составляют 5% средств, на лечение — 95%.

Положительная динамика отмечается и для основных прогнозируемых в 2020 г. показателей реализации программы «Развитие здравоохранения» (см. таблицу).

Динамика основных показателей эффективности функционирования онкологической службы Российской Федерации

Смертность населения России от ЗНО остается высокой. Ее показатель практически долгое время сохраняется на одном уровне, вместе с тем за период с 2003 по 2013  г. отмечается статистически незначимый среднегодовой прирост показателя на 0,09%. При этом «грубый» показатель смертности мужского населения имеет тенденцию к снижению — с 235,8 в 2003 г. до 231,3 в 2013 г. при отрицательном темпе среднегодового прироста 0,11%. «Грубый» показатель смертности от ЗНО женского населения, напротив, за последнее десятилетие значимо возрос — с 170,4 до 175,2 при среднегодовом темпе прироста 0,34%.

Задача снижения смертности населения от онкологических заболеваний была поставлена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании политики в сфере здравоохранения». Исполнение Указа предполагает реализацию крупномасштабных комплексных мер профилактической направленности как на индивидуальном, так и популяционном уровне. В связи с этим Правительством Российской Федерации, Минздравом России с привлечением других ведомств были разработаны:

— комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

— стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г.;

— стратегия лекарственного обеспечения, целью которой является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения;

— план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.;

— Федеральный закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Достижение качества медицинской помощи невозможно без достаточного количества высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В начале 2013 г. всеми субъектами Российской Федерации были приняты кадровые программы, направленные на повышение квалификации и поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Выявлению новообразований на ранней стадии способствует проведение диспансеризации взрослого населения и профилактических медицинских осмотров. Они являются одной из основ своевременного начала лечения, которое можно осуществлять без использования резервов стационарного звена здравоохранения. Поэтому диспансеризацию следует рассматривать как вид медицинской помощи не только профилактической, но и лечебной направленности. Качественно и в полном объеме выполненная диспансеризация способствует как снижению показателей заболеваемости, так и непосредственно влияет на предотвращение преждевременной смертности населения от ряда заболеваний, в частности при ЗНО, за счет выявления факторов высокого онкологического риска, морфологических изменений (дисплазия, особенно III степени), предраковых (рубцовая стриктура пищевода, семейный полипоз толстой кишки, узловая мастопатия, узловой зоб и др.) и фоновых заболеваний (псевдоэрозии, полипы, диффузная фиброзно-кистозная мастопатия, хронические воспалительные процессы и др.).

В Российской Федерации в 2013 г. стартовала принципиально новая единая система диспансеризации взрослого населения, позволяющая не только комплексно оценить состояние здоровья, но и выявить основные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, вносящих существенный вклад в смертность населения, и провести их коррекцию. Проведение профилактических мероприятий регламентировано Приказами Минздрава Российской Федерации № 1006н от 03.12.2012 «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» и № 1011н от 03.12.2012 «Об утверждении порядка проведения профилактических медицинских осмотров».

В 2013 г. диспансеризацию завершили 20,5 млн человек. Удельный вес лиц, относящихся к возрастной группе 21—36 лет, составил 36%, 39—60 лет — 42% и старше 60 лет — 22%. Во всех группах преобладали женщины с увеличением их доли в более старших возрастных группах  — 55, 58 и 64% соответственно.

Выявлена следующая частота факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, в том числе ЗНО: курение табака — 17,5%, чрезмерное потребление алкоголя — 1,5%, нерациональное питание  — 23,5%, низкая физическая активность — 19,7%, избыточная масса тела (ожирение) — 16,1%, отягощенная наследственность по хроническим неинфекционным заболеваниям — 12,2%.

При диспансеризации было выявлено 27 тыс. пациентов с ЗНО, что составило 0,13% от числа обследованных. Большинство (77,8%) всех выявленных случаев заболевания составили те виды рака, на выявление которых в программу диспансеризации были включены скрининговые тесты и диагностические исследования (рак молочной железы, рак легкого, рак желудка, колоректальный рак, рак шейки матки, рак предстательной железы, рак почки, рак поджелудочной железы, рак пищевода).

Таким образом, современный этап развития онкологической службы России характеризуется быстрым внедрением в медицинскую практику инновационных технологий диагностики, лечения и реабилитации пациентов за счет качественного технического переоснащения онкологических диспансеров современными лечебными и диагностическими аппаратами, в том числе экспертного класса. Ежегодно увеличив

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.