Хондросаркома является второй по частоте обнаружения после остеогенной саркомы костной опухолью, составляющей около 20% всех опухолей костей. Хондросаркома обычно возникает у лиц среднего или пожилого возраста. Наиболее частые локализации хондросарком — кости тазового пояса (27%), грудная стенка (ребра и грудина — 15—20%), бедренная кость (23%), плечевая кость и лопатка (16%). Эти опухоли, исходящие из клеточных элементов хрящевой ткани, часто располагаются в области хрящей грудинно-реберных сочленений [1].
Комбинированные методы радикального лечения сарком требуют на определенном этапе выполнения расширенных оперативных вмешательств, что в большинстве случаев связано с глубокой инвалидизацией пациентов: образованием обширных сочетанных дефектов мягких тканей и опорных структур, сопровождающихся выраженными функциональными нарушениями и социальной дезадаптацией пациентов.
В последние годы значительное внимание уделяется созданию керамических материалов медицинского назначения, предназначенных для использования при реконструкции дефектов костных тканей, образующихся в результате патологических изменений в организме, обширных хирургических вмешательств или травм. Используют материалы на основе фосфатов кальция, характеризующихся биологической совместимостью с тканями организма, активностью по отношению к соединению с костной тканью и формированием новой костной ткани [2—5].
После получения положительного заключения ФГУ «ВНИИИМТ» Минздрава России об отсутствии токсичности испытанных образцов кальций-фосфатных биокерамических материалов и положительного заключения Этического комитета ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России в клинике микрохирургии были проведены ограниченные клинические испытания по использованию пористой гранулированной кальций-фосфатной керамики для замещения дефектов сложной конфигурации и различного объема при реконструктивно-пластических операциях на опорных структурах скелета.
На этапе выполнения клинического исследования проведено лечение 20 пациентов со злокачественными опухолями костей скелета гранулами кальций-фосфатной биокерамики.
Приводим клиническое наблюдение по комплексному устранению сложного костного дефекта грудины.
Больной К., 47 лет, с диагнозом: хондросаркома рукоятки грудины IA стадии, T1N0M0G1. В октябре 2003 г. при обследовании по месту жительства выявлена опухоль грудины, в связи с чем направлен в МНИОИ им. П.А. Герцена для обследования и лечения. При рентгенологическом исследовании: рукоятка грудины увеличена в размере за счет вздутия костной ткани, с деструкцией верхнего контура (кортикального), по задней поверхности деструкция кортикального слоя кости, с наличием внутрисредостенного компонента, структура неоднородна, ячеистого характера, с наличием участков разрежения и крупнобугристых очагов уплотнения костной ткани. В других отделах грудины без патологии (рис. 1).
На консилиуме с участием торакальных хирургов, радиологов и химиотерапевтов выработан план хирургического лечения.
05.01.2004 выполнена операция: резекция грудины с послойной реконструкцией.
Произведена медиастинотомия на уровне III реберно-грудинного сочленения с обеих сторон. На этом уровне выполнена остеотомия грудины. Поэтапно пересечены II и III ребра с обеих сторон кнаружи от краев грудины на 2—3 см. При попытке сохранить яремную вырезку грудины вместе с грудино-ключичными сочленениями обнаружено размягчение костной ткани. В связи с этим, соблюдая радикальность, в блок удаляемых тканей включены грудино-ключичные сочленения с обеих сторон. Размер дефекта грудины составил 11×7 см. Выполнена послойная реконструкция грудины с использованием трупной твердой мозговой оболочки (ТМО) первым слоем, гидроксиапатита, а затем широкой фасции правого бедра. Левая большая грудная мышца мобилизована на сосудистой ножке, ротирована и фиксирована в проекции передней стенки грудины. Частично кожные покровы грудной стенки восстановлены путем аутодермопластики (рис. 2).
Течение послеоперационного периода гладкое. Рана зажила первичным натяжением. После получения результатов планового морфологического исследования на консилиуме с участием радиологов и химиотерапевтов рекомендовано динамическое наблюдение.
В течение последующих 10 лет у больного отмечен безрецидивный период (рис. 3). Больной полностью реабилитирован, ведет активный образ жизни, работает по специальности. Выраженных функциональных нарушений верхних конечностей не отмечает (рис. 4).
Результаты
В результате проведенной поэтапной реконструкции сложного дефекта рукоятки грудины посредством кальций-фосфатных гранул удалось обеспечить не только длительный безрецидивный период течения заболевания, но и получить удовлетворительный косметический результат и полную социальную адаптацию пациента.
Выводы
1. Новые отечественные биокерамические материалы на основе кальций-фосфатных соединений не являются цитотоксичными.
2. Входящие в состав биокерамики кальций-фосфатные соединения являются биосовместимыми, обладают остеокондуктивными свойствами.
3. Применение кальций-фосфатной биокерамики является методом выбора для реконструкции костных дефектов у онкологических больных при формировании ограниченных дефектов опорных структур.
4. Использование кальций-фосфатной керамики способствует повышению эффективности лечения злокачественных местно-распространенных опухолей опорных структур, обеспечивая высокую функциональную и трудовую реабилитацию больных.
Конфликт интересов отсутствует.