Одним из наиболее известных врачей, внесших весомый вклад в развитие здравоохранения Тамбовской области в середине прошлого века, был Тихон Митрофанович Гроздов. Плодотворная организаторская, практическая хирургическая, педагогическая и общественная деятельность, научные труды в различных областях медицины (военно-полевая хирургия, онкология, гинекология и др.) снискали ему глубокое уважение и признание у коллег, а его имя сделали хорошо известным в широких кругах тамбовской медицинской общественности.
Его активная деятельность по организации хирургической работы в эвакогоспиталях крупнейшей в период Великой Отечественной войны Тамбовской госпитальной базы оценивается достаточно высоко. Становление и развитие онкологической службы области так же прочно связано с его именем.
Т.М. Гроздов родился 20 марта 1894 г. в селе Моршань (Кирсановский уезд, Тамбовская губерния), вторым ребенком в многодетной семье священнослужителя. В 1914 г. закончил Тамбовскую духовную семинарию, в том же году поступил на медицинский факультет Московского государственного университета (сегодня Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), который закончил в апреле 1919 г. Вскоре (1919) был принят на работу в сыпно-тифозное отделение Тамбовской губернской советской больницы на должность ординатора. В июне 1919 г. от медико-санитарного отдела Тамбовского губернского совета рабочих и крестьянских депутатов был откомандирован на борьбу с сыпным тифом в г. Сасово (Тамбовская губерния — прим. автора).
Переболев тифом, в июле 1919 г. был мобилизован в Красную армию. Служил в Первом Тамбовском пехотном милиционном территориальном полку — сначала младшим врачом полка, а затем — старшим. В сентябре 1920 г., служа в должности старшего врача в составе 164 бригады, попал в польский плен под г. Лида (Западная Беларусь, Гродненская губерния).
В тяжелейших условиях польского плена выжить молодому врачу помогал неиссякаемый оптимизм и замечательное чувство юмора. Сохранились его зарисовки, с рифмованными шуточными подписями, к примеру: «Как шкурку с липки, сняли все до нитки, и в одной сорочке довели до точки. И в таком вот виде добрели до Лиды» или «По дороге не кормили. Пан все ел, а я глядел».
Находился в польском концентрационном лагере Тухоль (Tucheln — лагерь построен немцами в 1914 г. во время Первой мировой войны — прим. автора), одном из самых страшных на тот период истории. В декабре 1920 г. представитель Польского общества Красного Креста Наталья Крейц-Вележиньская писала: «Лагерь в Тухоле — это так называемые землянки, в которые входят по ступенькам, идущим вниз. По обе стороны расположены нары, на которых пленные спят. Отсутствуют сенники, солома, одеяла. Нет тепла из-за нерегулярной поставки топлива. Нехватка белья, одежды во всех отделениях. Трагичнее всего условия вновь прибывших, которых перевозят в неотапливаемых вагонах, без соответствующей одежды, холодные, голодные и уставшие… После такого путешествия многих из них отправляют в госпиталь, а более слабые — умирают…»
Из отчета госпитальной службы: «С момента открытия лазарета в феврале 1921 г. до 11 мая того же года в лагере было эпидемических заболеваний 6491 (сыпной, возвратный и брюшной тиф, холера, дизентерия, туберкулез и др.), неэпидемических 12 294, всего 23 785 заболеваний… За тот же промежуток времени в лагере зарегистрирован 2561 смертный случай, за 3 мес погибли не менее 25% от общего числа пленных, содержавшихся в лагере…» В этом же лазарете работал врачом пленный Т.М. Гроздов. Через 1 год он был освобожден «по обмену» в числе 65 тыс. таких же военнопленных.
В августе 1922 г., Тихон Митрофанович стал старшим врачом Кирсановского стрелкового полка. В ноябре 1922 г., в составе 3-го Туркестанского полка занимался борьбой с сыпным тифом в городах Ташкент, Бухара и Чарджоу (Туркменская ССР). За успешные результаты работы в награду получил серебряный портсигар.
Удивительно то, что вся его военно-медицинская служба в те прошлые годы не считалась участием в Гражданской войне. В анкете, в графе «Принимали ли активное участие в Октябрьской революции и гражданской войне» стоит «нет», т. е. в описываемый период военные действия против белополяков и басмачей Гражданской войной не считались.
В 1924 г. вернулся в родной Тамбов. Год отработал врачом-экстерном в Тамбовской городской больнице, т. е. внештатным врачом, волонтером. В 1926 г. был принят врачом-интерном в гинекологическое отделение. Окончив 3-летнюю интернатуру, в 1929 г. Тихон Митрофанович стал штатным врачом гинекологического отделения той же больницы.
Направления медицинской деятельности Т.М. Гроздова, под влиянием различных обстоятельств, со временем менялись. Имели место быть: небольшой санитарно-эпидемический опыт в Тамбовской губернии; военная медицина (врач полка на Западном фронте); санитарно-гигиеническое направление в Туркменистане; после мобилизации и возвращения на родину в Тамбов занимался хирургией, со временем направил профессиональную деятельность на хирургическую гинекологию.
Великая Отечественная война вернула Тихона Митрофановича в военно-полевую хирургию. В 1941 г. он был назначен заведующим хирургическими отделениями эвакогоспиталей № 1913 и № 1106 (Тамбов). Эвакогоспитали, чьи номера начинались с единицы, относились к подразделениям действующей армии. В 1943 г. был назначен главным хирургом отдела эвакогоспиталей Тамбовского облздравотдела.
С его назначением оперативная активность и результаты хирургической работы в эвакогоспиталях стали улучшаться. Еще более значимый рост был отмечен в 1944 г., когда в феврале-месяце известный профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий прибыл на Тамбовскую землю и в эвакогоспиталях продолжил характерную для него плодотворную практическую хирургическую, научную и педагогическую деятельность.
По данным из диссертационной работы А.Е. Яковлева «Вклад профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в развитие отечественной гнойной хирургии» в эвакогоспиталях Тамбовской госпитальной базы летальность снизилась с 1,2% (в 1943 г.) до 0,18—0,2% (в 1944 г.) и до 0,06% (в 1945 г.) Это было значительно ниже, чем в эвакогоспиталях соседней Воронежской госпитальной базы — 1,5%.
Главным хирургом Тамбовской госпитальной базы Т.М. Гроздовым проводилась значительная организационная работа по хирургической специализации эвакогоспиталей (нейрохирургические, челюстно-лицевые, торакальные, восстановительные и прочие). Была налажена практика регулярных инспекторских проверок эвакогоспиталей. При этом Т.М. Гроздов одновременно трудился и в должности заведующего хирургическими отделениями двух подчиненных ему эвакогоспиталей. Только за неполные два года, как следует из сохранившейся справки, он выполнил 392 операции.
В Приказе войскам Воронежского фронта № 135/н от 26 августа 1943 г., подписанном Командующим войсками Воронежского фронта генералом армии Н.Ф. Ватутиным, значилось: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, военврач 3-го ранга, начальник медицинского отделения эвакогоспиталя № 1913 Гроздов Тихон Митрофанович награжден орденом Красной Звезды». В характеристике наградного листа было отмечено: «… военврач Гроздов за период своей работы проявил безграничную преданность делу помощи раненым… Те сотни редких и ответственных операций, которые проделаны им, как правило, с хорошим результатом, являются доказательством его высокой оперативной техники… Повседневно учит младших врачей военно-полевой хирургии… Тов. Гроздов ведет научную работу на тему: «Травматические аневризмы военного времени». Подготовил к диссертации работу «Огнестрельные ранения таза и оперативная техника при них»… Под его непосредственным руководством в госпитале образцово поставлено дело переливания крови».
Известно, что выполняя широкий спектр хирургических операций, большинство хирургов все же выбирают для себя более узкую специализацию (направление) в хирургии, в которой пытаются достичь высот профессионального мастерства. Хирургическое лечение раненых с огнестрельными ранениями и травмами таза, а также больных с травматическими аневризмами сосудов, занимало особое место в хирургической деятельности Т.М. Гроздова. При этом в допенициллиновую эпоху гибель пациентов с гнойно-септическими осложнениями ранений и хирургических заболеваний была почти гарантирована.
Слагаемыми успеха Тихона Митрофановича стали хирургический талант и высокая работоспособность при достижении поставленной профессиональной цели. Одной из его авторских находок в годы войны стало оригинальное (схематично-краткое) оформление для своих работ выписок из историй болезни пациентов в виде карточки. В условиях дефицита бумаги, времени, а также наличия у хирурга таланта живописца, вся информация о пациенте излагалась на одном листе, на котором цветными карандашами зарисовывались объем поражения и ход операции, а подписи по периферии рисунка сообщали основные анкетные данные, а также об объеме операции, операционной бригаде, течении послеоперационного периода и исходе лечения.
На некоторых таких зарисовках Тихон Митрофанович указал информацию об оперативной технике и ходе операций, которые проводил профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий в тамбовских эвакогоспиталях. У Тихона Митрофановича и Валентина Феликсовича сложились добрые отношения. Т.М. Гроздов в своих отчетах о хирургической работе в эвакогоспиталях Тамбовской госпитальной базы весьма высоко оценил многогранную хирургическую и педагогическую деятельность Валентина Феликсовича, сделал ссылки на его богатейший опыт. Помимо их общей любви к хирургии, совместной работе за хирургическим столом, у них были схожи и высокие нравственные ценности.
Пасторская деятельность профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого не могла не восхищать его ученика и коллегу Т.М. Гроздова, воспитанного, как уже говорилось, в семье священника и закончившего духовную семинарию, имевшего репрессированного старшего брата — служителя религиозного культа.
Примечательно, что сохранился авторский карандашный портрет архиепископа Луки — профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, созданный Т.М. Гроздовым. Также имеется фотография архиепископа-хирурга с примечательной дарственной надписью коллеге: «Талантливому, выдающемуся хирургу Т.М. Гроздову от хирурга Архиепископа Луки 11. VI 1945».
По медицинским трудам лауреата Сталинской премии I степени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, и прежде всего по его монографиям «Регионарная анестезия», «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях крупных суставов», училось несколько поколений хирургов.
Свидетельство близких отношений Т.М. Гроздова и В.Ф. Войно-Ясенецкого неожиданно обнаружилось на родине Тихона Митрофановича в селе Моршань (Инжавинский район, Тамбовская область). Сегодня от этого села осталась лишь одна, сохранившаяся в хорошем состоянии, церковь (год постройки 1901). Строилась она под надзором и по инициативе местного священника, отца Тихона Митрофановича, Митрофана Ивановича Гроздова. В 1937 г. церковь была закрыта богоборческой властью. Однако в 1946 г. ее снова открыл уже сам архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий), коллега и учитель Т.М. Гроздова по операционному столу и, очевидно, по его же и ходатайству.
Так и было: первый раз церковь открывал родной отец Тихона Митрофановича, второй раз отец духовный, архипастырь «Земли Тамбовской просиявший». Всего же, архиепископ Лука за два года служения на Тамбовщине открыл около 30 церквей.
Великая Отечественная война закончилась, вскоре эвакогоспитали опустели и закрылись. Главному хирургу эвакогоспиталей Тамбовской госпитальной базы Т.М. Гроздову нашлось мирное применение. В 1946 г. он был назначен главным врачом вновь открывшегося областного онкологического диспансера.
Оказание медицинской помощи онкологическим больным как отдельное направление в здравоохранении области, как и по всей стране, было организовано в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 30 апреля 1945 г. № 935 «О мероприятиях по улучшению онкологической помощи населению». Так, о значимости онкологической проблемы говорит дата его принятия — апрель 1945 г. — разгар Великой Отечественной войны, шла грандиозная битва за Берлин и половина нашей Родины была в руинах. Однако принципиальное решение по вопросу организации отечественной онкологической службы уже было принято.
О борьбе с раком и спасении онкологических больных в России думали и раньше… При этом академик Н.А. Вельяминов [(1855—1920); лейб-медик (1894), доктор медицины (1883), академик (1913) медицины, профессор (1894) и начальник (1910—1912) Императорской Военно-медицинской академии, директор (1893) Максимилиановской клиники, инспектор (1898) Придворной медицинской части, тайный советник (1905), основатель (1885) и издатель журнала «Русский хирургический архив» — прим. автора] во вступительной речи на I Всероссийском съезде по борьбе с заболеванием раком (1914) подчеркнул: «Если припомнить, что в нашем обширном отечестве целые области лишены почти всякой врачебной помощи, что у нас даже в городах не хватает больничных коек, требовать или даже ожидать от государства или общественных учреждений субсидий на борьбу со злокачественными заболеваниями и возведении специальных раковых институтов, по-моему, опрометчиво…»
Необходимо подчеркнуть, что уже в ХIХ веке Тамбовская губерния была в числе немногих центров России, среди которых были города Санкт-Петербург, Москва, Киев, Варшава, в которых имелись отдельные койки и палаты для раковых больных. С 1869 г. инкурабельные больные содержались в отделении для «неизлечимых и неоперабельных больных», с 1890 г. — в приюте Святой Елизаветы (Тамбовская губернская земская больница; в настоящее время Тамбовская областная клиническая больница — прим. автора) для неизлечимых больных.
Реальные возможности борьбы с раком в области появились лишь в середине ХХ в. За новую работу по организации онкологической службы в Тамбовской области Тихон Митрофанович взялся энергично. По-военному, четко выстроил вертикаль управления. Все районы области объединялись в так называемые «кусты», где имелся специалист-онколог, необходимый минимум диагностической и лечебной аппаратуры, рентгеновское оборудование и терапевтические аппараты. В «кусты» регулярно выезжали врачи-кураторы диспансера. К 1949 г. у областного медицинского начальства Тихон Митрофанович выпросил, получил и перестроил из бывшего общежития медработников психиатрической больницы небольшой, но отдельный корпус для организации онкодиспансера (на 60 коек). До этого, в первые годы работы, ютились в двух палатах областной больницы.
В 1952 г. Т.М. Гроздов был награжден значком «Отличник здравоохранения РСФСР». При этом, не забывая научную деятельность, опубликовал около 20 научных трудов (статей). Его довоенные работы были посвящены отдельным вопросам оперативной гинекологии. В годы Великой Отечественной войны в ведущем журнале «Хирургия» и в сборнике «Военная медицина на Воронежском фронте» им были опубликованы работы по лечению огнестрельных ранений костей таза и остеомиелита, хирургическому лечению травматических аневризм сосудов и др. В послевоенном периоде опубликованы статьи по вопросам организации онкологической помощи, и ранней диагностике злокачественных новообразований. В 1950 г. Т.М. Гроздов был избран председателем Тамбовского областного научного медицинского общества. В 1951 г. Тихона Митрофановича указом Президиума Верховного Совета СССР за «выслугу лет и безупречную работу» наградили орденом Ленина.
В 1952 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.04.52 за выдающиеся заслуги в области народного здравоохранения ему присвоено звание заслуженного врача РСФСР. В 1953 г. головной онкологический центр страны — Государственный онкологический институт им. П.А. Герцена провел в Тамбове трехдневную выездную сессию своего ученого совета.
На Тамбовщине работы, где уже стала действовать эффективная онкологическая служба, конструктивно обсуждались и решались насущные проблемы. С 1955 г. Т.М. Гроздов организовал издание сборников трудов врачей Тамбовской области. Он же был заместителем редактора и одним из наиболее активных авторов.
В 1956 г. отмечено десятилетие со дня основания онкологического диспансера Тамбовской области. В соответствии с Приказом министра здравоохранения СССР № 81-н от 16 февраля 1956 г. девять сотрудников были награждены значком «Отличнику здравоохранения». Такое же количество «отличников» появилось в диспансере за последующие шестьдесят лет…
За 10 лет показатели работы онкологического диспансера выросли многократно. Число посещений поликлиники выросло с 3 тыс. в 1947 г. до 10 тыс. в 1955 г. (2996—10 213). Число процедур в рентгенотерапевтическом кабинете выросло за те же годы с 4842 до 15 650. Число больных в кюрикабинете выросло с 9 в 1950 г. до 72 в 1955 г. Число больных, пролеченных в стационаре, выросло с 686 до 952 в 1955 г. Число хирургических вмешательств за те же годы выросло с 336 до 810. Число лапоротомий возросло с 89 до 188. Из них резекций желудка и гастрэктомий по поводу рака увеличилось с 13 до 64. Снижалась послеоперационная летальность. Если в 1948 г. при операциях на желудке она составила 7 (21%) из 34 прооперированных, то в 1955 г. только 8 (12,5%) из 64. При этом следует помнить, что операции выполнялись под местной анестезией. Начиная с 1951 г., летальность при пангистерэктомиях составила 0%. Косвенным показателем роста объемов оперативных вмешательств служит количество гемотрансфузий. Их количество с 1947 г. увеличилось с 207 до 1165.
Стремительно шло время, онкодиспансер расширялся. Появилась пристройка, в которой разместился пансионат и лабораторная служба. Началось строительство лучевого каньона. Однако не все из задуманного успел сделать главный врач: в октябре 1957 г., после непродолжительной тяжелой болезни, он умер от инфаркта миокарда на 64 году жизни. Похоронен в Тамбове, на Воздвиженском кладбище.
На всех этапах своей медицинской деятельности Тихон Митрофанович Гроздов проявил себя талантливым врачом и мудрым руководителем здравоохранения. В тяжелейших условиях гражданской войны и плена он, вчерашний студент, оказывал посильную помощь раненым, организовывал борьбу с эпидемиями инфекционных заболеваний местного населения Туркестана. За годы работы в гинекологическом отделении Тамбовской городской (позже областной) больницы вернул здоровье сотням женщин. В годы Великой Отечественной войны его руками спасены сотни жизней раненых бойцов, а активная и грамотная организационная работа помогла спасти тысячи. Основы организации онкологической службы области, заложенные им в послевоенные годы, успешно развиты следующими поколениями онкологов, а принципы, которые он заложил в основу работы областных онкологов — активная профилактическая работа, активная курация районного лечебного звена и раннее выявление онкологических заболеваний, и сегодня актуальны, как никогда.
О его отношении к религии можно судить, исходя из происхождения и известного принципа: «Скажи, кто твой друг?». Но имеется и документальное подтверждение глубокой религиозности Т.М. Гроздова. На внутренней стороне обложки одного из рабочих дневников им было записано крылатое выражение, по сути — девиз: «Работай, как будто ты должен вечно жить; молись, как будто, должен сегодня умереть. Tuscan Proverb». (Тосканская пословица — прим. автора).
«Работай, как будто, ты должен вечно жить», — в этом жизненном девизе Т.М. Гроздова есть много смыслов… И прежде всего — «Работать с полной отдачей, не боясь умереть, надорваться», в России сказали бы — как «трехжильный». А также — призыв работать так, чтобы навечно остаться в доброй памяти коллег и родного народа. Этому и посвятил свою светлую жизнь и профессиональную деятельность достойный сын земли Тамбовской — врач-хирург Тихон Митрофанович Гроздов.