Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зибиров Р.Ф.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, Калужская область, Обнинск, Россия

Мозеров С.А.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, Обнинск, Россия

Характеристика клеточного микроокружения опухоли

Авторы:

Зибиров Р.Ф., Мозеров С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3874

Загрузок: 190


Как цитировать:

Зибиров Р.Ф., Мозеров С.А. Характеристика клеточного микроокружения опухоли. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2018;7(2):67‑72.
Zibirov RF, Mozerov SA. Characterization of the tumor cell microenvironment. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2018;7(2):67‑72. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog20187267-72

Рекомендуем статьи по данной теме:
Зна­че­ние опу­хо­ле­во­го мик­ро­ок­ру­же­ния и мо­ле­ку­ляр­но-би­оло­ги­чес­ких па­ра­мет­ров в оцен­ке прог­но­за за­бо­ле­ва­ния у боль­ных ра­ком же­луд­ка на ран­них ста­ди­ях. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):78-85
Гло­ме­ру­ло­па­тии при но­во­об­ра­зо­ва­ни­ях по­чек: час­то­та встре­ча­емос­ти, струк­ту­ра за­бо­ле­ва­емос­ти. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):21-26
Хо­рис­то­ма сред­не­го уха и сос­це­вид­но­го от­рос­тка. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):73-77
ФРФ23-ин­ду­ци­ро­ван­ная ос­те­ома­ля­ция опу­хо­ле­во­го ге­не­за с ло­ка­ли­за­ци­ей но­во­об­ра­зо­ва­ния в ба­ра­бан­ной по­лос­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):91-96

Опухолевые процессы являются одной из основных причин заболеваемости и смертности в мире [1].

Роль опухолевого микроокружения в канцерогенезе. Канцерогенез представляется как многоступенчатый процесс, сопровождающийся формированием уникального клеточного микроокружения, необходимого для роста опухоли. Последние исследования показывают, что опухолевое микроокружение имеет намного большее влияние на рост и метастазирование опухоли, чем считалось ранее. Сложные взаимодействия между опухолевыми клетками внутри микроокружения играют важную роль в прогрессии и инвазии опухоли, активации ангиогенеза [2].

Показано, что в течении канцерогенеза преобладают два главных сигнальных типа влияния в опухолевом микроокружении: первый — аутокринная стимуляция пролиферации опухолевых клеток через сигнальные молекулы, второй — паракринное взаимодействие между опухолевыми клетками и компонентами микроокружения. При этом вещества, выделяемые опухолевыми клетками, стимулируют нормальные клетки к продукции факторов роста, на которые впоследствии опухолевые клетки будут реагировать [3]. Но компоненты микроокружения опухоли взаимодействуют не только с опухолевыми клетками, но и между собой [4]. Образующиеся при этом взаимодействии вещества привлекают клетки воспаления, фибробласты, миелоидные клетки, изменяют внеклеточный матрикс, инициируют и поддерживают неоваскуляризацию, однако вновь сформированные кровеносные сосуды отличаются извитостью и высокой проницаемостью. Это приводит к формированию «неблагоприятного» микроокружения, которое может способствовать более агрессивному поведению опухолевых клеток [5]. Такие клетки микроокружения, как фибробласты, Т-лимфоциты, макрофаги, развиваясь одновременно с ростом опухоли, в ряде случаев меняют свой фенотип [6]. Таким путем клетки опухоли изменяют микроокружение на метаболически более эффективное. Понимание механизмов взаимодействия опухоли и микроокружения является основой лечебной тактики, так как в ряде случаев она модифицирует опухолевое микроокружение, приводя к резистентности опухоли к применяемой терапии [7]. Очевидно, что для эффективного контроля над опухолью канцерогенез должен рассматриваться не как автономный клеточный процесс, а как заболевание с привлечением сложных многоклеточных взаимодействий внутри заново сформированной опухолевой ткани. В связи с этим была предложена концепция опухолевого микроокружения как существенного компонента опухоли [8].

В процессе прогрессии новообразования клетки опухоли приобретают определенный фенотип, включающий неограниченную пролиферацию, отсутствие чувствительности к сигналам, замедляющим их рост, самообеспеченность сигналами роста, способность ускользать от апоптоза, активацию ангиогенеза, инвазию, метастазирование [9]. Параллельно с изменением свойств опухолевых клеток происходит и изменение взаимодействия опухоли с микроокружением, т. е. взаимодействия опухоль—микроокружение не являются статическими [10] и рассмотрение морфогенеза опухоли без микроокружения не учитывает его стромальную составляющую [2].

Общая характеристика опухолевого микроокружения. Опухолевое микроокружение представлено стромой с клетками различного типа: фибробласты, опухолеассоциированные фибробласты, миофибробласты, гладкомышечные клетки, эндотелиоциты, перициты, нейтрофильные и эозинофильные лейкоциты, базофилы, тучные клетки, Т- и В-лимфоциты, NK-клетки, макрофаги и дендритные клетки. Попробуем представить роль этих клеток в канцерогенезе и полноту имеющихся данных литературы. Известно, что одни клетки противодействуют опухолевому росту, тогда как другие «порабощаются» опухолью для стимулирования ее роста и инвазии [11].

Т-лимфоциты. Показано, что клетки опухоли могут избегать иммунной системы, экспрессируя интерлейкин-10, который угнетает активность цитотоксических Т-лимфоцитов через рецепторные взаимодействия [12]. Некоторые авторы [13] отмечают, что увеличение количества CD3+ и CD8+ Т-лимфоцитов в опухолевом микроокружении связано с более благоприятным прогнозом. Увеличение количества CD3±лимфоцитов сопровождалось уменьшением количества метастазов по сравнению со случаями, где количество CD3+ Т-лимфоцитов было ниже. При этом количество CD3-лимфоцитов было больше в опухолевом микроокружении при высокодифференцированных опухолях по сравнению с низкодифференцированными [14]. Подчеркивается, что прогностическое значение лимфоцитов зависит от их локализации в опухоли. Повышенный уровень CD3+ Т-лимфоцитов в непосредственной близости к опухолевой массе сопровождается лучшим исходом заболевания, в то время как CD3+ инфильтрация стромы опухоли на ее периферии не имеет влияния на прогноз [15]. Установлена дисфункция как циркулирующих, так и инфильтрирующих опухоль Т-лимфоцитов. Наиболее частые функциональные дефекты инфильтрирующих опухоль Т-лимфоцитов включают сниженную пролиферативную активность в ответ на митогены, неспособность уничтожать опухолевые клетки-мишени, нарушение продукции цитокинов, апоптоз [16]. Показано, что на ранних стадиях рака интраэпителиальные CD8+Т-клетки и NK-клетки характеризуются преимущественно иммуносупрессивным фенотипом [17], что может способствовать росту опухоли. Интересно, что Th17 Т-клетки через интерлейкин-17 могут ингибировать пролиферацию клеток опухоли, но в то же время способствуют активации ангиогенеза [0]. CD4+ Т-регуляторные клетки активируют прогрессию опухоли через ингибирование функции Т-клеток и NK-клеток [19].

По сравнению с Т-лимфоцитами информации о роли В-лимфоцитов в патогенезе и лечении злокачественных опухолей меньше, в то же время при злокачественных опухолях в крови пациентов повышается количество циркулирующих антител, а в ткани опухоли инфильтрирующих опухоль В-лимфоцитов. Одни исследователи считают, что В-лимфоциты, инфильтрирующие опухоль, выполняют защитную функцию [20], другие полагают, что В-клетки повышают агрессивность опухоли, приводя к ухудшению прогноза заболевания [21]. Показано, что выраженная инфильтрация опухоли CD20+ В-клетками сопровождается лучшей выживаемостью пациентов при колоректальном раке [22], раке яичников [23]. При определенных условиях В-клетки выполняют функцию антигенпрезентирующих клеток и, экспрессируя стимулирующие молекулы CD80, CD86 и ICOS, активируют как CD4+, так и CD8+ Т-клетки [22]. Однако активированные В-лимфоциты синтезируют антитела, блокирующие антигены опухолевых клеток, нарушая их распознавание [24]. При раке предстатель-ной железы увеличение плотности CD20+ B-лимфоцитов сопровождалось слабым ответом опухоли на проводимое лечение [25]. Интерлейкин-10, интерлейкин-35, интерлейкин-6, трансформирующий фактор роста-β (TGF-β), секретируемые регуляторными В-клетками, вовлечены в иммуносупрессию противоопухолевого иммунитета [26], например, интерлейкин-10 снижает функцию эффекторных Т-клеток, включая ингибирование иммунного ответа против опухолей [0]. В-регуляторные клетки экспрессируют сигнальные молекулы PD-L1, PD-1, CD80, CD86, LAP-TGF-β, Fas-L, CD40L и OX40L, а также гранзим В, которые напрямую нарушают функцию Т-клеток [26].

Тучные клетки. Тучные клетки рассматриваются как одни из основных клеток микроокружения опухоли. Они активируют ангиогенез через проангиогенные и ангиогенные факторы, такие как гистамин, гепарин, основной фактор роста фибробластов, фактор роста эндотелия сосудов, TGF-β [28]. Установлено, что среднее количество тучных клеток больше в высокодифференцированных и умереннодифференцированых раках по сравнению с низкодифференцированными [29], хотя эти данные не подтверждаются другими исследованиями [30]. Выявленные изменения количества тучных клеток при переходе высокодифференцированных опухолей в низкодифференцированные могут быть использованы как показатель опухолевой прогрессии. При этом уменьшение количества тучных клеток, возможно, отражает важную модификацию микроокружения опухоли при ее прогрессии [29]. Изучение характера взаимодействий между тучными клетками, другими компонентами микроокружения и опухолью может обеспечить более детальное понимание канцерогенеза [28]. Роль тучных клеток в развитии опухоли до конца не ясна, и данные об их положительной и отрицательной роли в этом процессе противоречивы и зависят от изменений в строме [31]. Опухолевое микроокружение через c-Kit-рецептор активируют созревание тучных клеток, которые в свою очередь выделяют ангиогенные факторы, факторы роста, поддерживающие развитие опухоли [28]. Тучные клетки не только напрямую влияют на пролиферацию и инвазию клеток опухоли, но и участвуют в организации их микроокружения, изменяя противоопухолевый иммунный ответ. Центральная роль тучных клеток в контроле неадаптивного и адаптивного противоопухолевого иммунного ответа позволяет им окончательно влиять на исход заболевания и определять судьбу пациента [32].

Опухолеассоциированные макрофаги. Опухолеассоциированные макрофаги, присутствующие в большом количестве в опухоли, могут стать причиной как прогрессии опухоли в связи с активацией ангиогенеза посредством выработки фактора роста эндотелия сосудов, экспрессией металлопротеиназ матрикса (MMP), подавлением адаптивного иммунного ответа [33], так и привести к гибели опухолевых клеток [2]. Показано увеличение опухолеассоциированных макрофагов в опухолевом микроокружении и периферической крови при раке полости рта с одновременным повышением уровня TGF-β, действие которого связывают с его иммуносупрессивным эффектом [34]. Получена связь количества опухолеассоциированных макрофагов со стадией опухоли, степенью ее дифференцировки, инвазией, плотностью внутриопухолевых сосудов [35]]. Некоторые исследователи [36] не нашли зависимости между количеством CD68±макрофагов и степенью дифференцировки опухоли. На основе зависимости между индексом пролиферативной активности в опухоли и ее инфильтрацией макрофагами выдвинуто предположение, что количество опухолеассоциированных макрофагов функционально связано с прогрессией опухоли [37]. Показано, что количество CD68 макрофагов при раке было увеличено по сравнению с нормальной тканью и воспалительными изменениями [14], что обусловлено действием цитокина CCL-2 и интерлейкина-6, участвующих в дифференцировке M2-макрофагов [38]. Эти данные свидетельствуют, что повышение количества макрофагов может сопровождать трансформацию нормального плоского эпителия в предраковые изменения и далее в рак [37]. Количество макрофагов в низкодифференцированных раках было меньше, чем в умереннодифференцированных [14]. В связи с тем что макрофаги выполняют важную роль в прогрессии опухолей, данные клетки могут быть использованы для развития новых терапевтических стратегий. Терапия с использованием макрофагов как мишеней показана при раке области головы и шеи, меланоме, раке молочной железы, где исследователи нарушали индуцированный макрофагами ангиогенез [39]. Известно, что опухолеассоциированные макрофаги выделяют катепсины, способствующие прогрессии и резистентности опухоли к терапии [40]. Фенотип опухолеассоциированных макрофагов зависит от вида опухоли, стадии опухолевого процесса и микроокружения, и пока точно не раскрыт. Например, некоторые исследователи обращают внимание на маркер CD163 для дифференцировки опухолеассоциированных макрофагов [36].

Опухолеассоциированные фибробласты. Опухолеассоциированные фибробласты считаются наиболее важными элементами клеточного микроокружения опухоли. Они являются активными участниками канцерогенеза, активируют рост и метастазирование опухоли [41].

Активация опухолеассоциированных фибробластов происходит за счет факторов, выделяющихся в микроокружении, таких как TGF-β, моноцитарный хемотаксический протеин-1, фактор роста фибробластов [42]. Опухолеассоциированные фибробласты продуцируют сигнальные белки: фактор роста гепатоцитов, инсулиноподобный фактор роста-1, которые стимулируют пролиферацию клеток опухоли [43], экспрессируют факторы ангиогенеза: фактор роста тромбоцитов, фактор роста эндотелия сосудов [44]. Опухолеассоциированные фибробласты определяются как в первичных, так и в метастатических раках. Они могут быть распределены в опухоли, либо сосредоточены в виде островков или могут формировать цепочки клеток на периферии опухоли [45]. Очевидно, что клетки используют протеазы и механическое ремоделирование межклеточного вещества для «прокладывания» пути инвазии опухоли [2]. Опухолеассоциированные фибробласты влияют на инвазию опухолевых клеток как через межклеточные контакты, так и через секрецию проинвазивных факторов, продуцируют MMP, принимающие участие в метастазировании. Механизм, посредством которого клетки способствуют опухолевой прогрессии, представляет особый интерес. Показано, что прямой контакт между клетками опухоли и фибробластами приводит к секреции MMP-2 и MMP-9 как фибробластами, так и опухолевыми клетками [46], а секреция интерлейкина-33 опухолеассоциированными фибробластами усиливает агрессивность опухолевых клеток [47].

Миофибробласты секретируют компоненты межклеточного вещества, MMP и имеют большое значение в контроле процессов инвазии и ангиогенеза. Миофибробласты способны к изменению своего фенотипа в зависимости от сигналов их микроокружения [48]. На примере языка крыс показано, что при гиперплазии и дисплазии плоского эпителия увеличивается количество миофибробластов в строме, что дало возможность предположить связь этого процесса с малигнизацией [49].

Нейтрофильные лейкоциты. Нейтрофилы действуют на опухоль через различные механизмы: активируют генетическую нестабильность опухоли, ее инвазивные свойства, активируют ангиогенез [50]. Z. Fridlender и соавт. [51] разделили клетки на N1-нейтрофилы — противоопухолевые, характеризующиеся пониженной экспрессией MMP-9, повышенным образованием реактивных метаболитов кислорода, и N2-нейтрофилы с проопухолевым фенотипом, формирующимся после стимуляции их TGF-β. Они характеризуются экспрессией протеаз MMP-9 и коллагеназы. Таким образом, нейтрофилы могут выполнять функционально разные роли при опухолевой прогрессии. Нейтрофилы протеолитически активные и подвижные клетки, что позволяет им прямо взаимодействовать с опухолевым микроокружением. Вероятно, белки, которые они выделяют, можно использовать для раннего определения стадии и прогноза злокачественных опухолей. В связи с их доступностью в периферической крови и слюне нейтрофилы — лучшие кандидаты для разработки новых биомаркеров при плоскоклеточном раке полости рта [52]. Нейтрофилы привлекаются в ниши метастазирования опухолей и могут играть ключевую роль в метастатическом распространении [53]. Нейтрофилы выживают дольше в опухолевом микроокружении; это ставит под сомнение данные о том, что эти клетки короткоживущие и не могут эффективно участвовать в прогрессии опухоли, которая продолжается длительный период времени. Более длительное выживание нейтрофилов поддерживает воспаление и секрецию ими медиаторов, что может способствовать прогрессии опухоли [52]. Нейтрофилы привлекают в очаг роста опухоли Т-регуляторные клетки, способствующие иммуносупрессии и снижению противоопухолевого ответа [54].

Эозинофильные лейкоциты. Эозинофилы секретируют белки и цитокины, участвующие в опухолевой прогрессии [55]. Th2-клеточный ответ способен элиминировать опухолевые клетки в зависимости от влияния макрофагов и эозинофилов [56]. Однако эозинофилы способны угнетать противоопухолевый иммунитет через секрецию интерлейкина-10, который участвует в подавлении дифференцировки дендритных клеток, угнетает продукцию цитокинов Th1- и Th2-клетками. Но интерлейкин-10 играет важную роль в активации В-клеток [57]. TGF-β, экспрессируемый эозинофилами, ингибирует пролиферацию и дифференцировку Т-клеток, цитолитическую активность NK-клеток [58]. Исследователи [59] не нашли связи опухолеассоциированной тканевой эозинофилии с сосудистой, периневральной, мышечной инвазией, регионарными метастазами.

Эндотелиоциты и перициты. Эндотелиоциты выделяют фактор роста эндотелия сосудов [60] и ММР-9 [61], активирующие пролиферацию и инвазию клеток опухоли. В опухолевых сосудах связи между перицитами и эндотелиоцитами нарушены, перициты удалены от стенки сосуда по сравнению с перицитами сосудов нормальной ткани, что способствует повышению сосудистой проницаемости и метастатическому распространению опухоли. При этом в перицитах выявляются различные модификации экспрессии типичных маркеров, например десмина, а также аномальные цитоплазматические выпячивания [62]. Разобщение связей между эндотелием и перицитами приводит к гипоксии, что повышает инвазивные свойства опухоли через индуцированный фактор-1α [63]. Показан экстраваскулярный механизм метастазирования, во время которого инвазии опухоли в сосуды не происходит, а миграция опухолевых клеток происходит вдоль сосудистых стенок и при этом сопровождается взаимодействием их с перицитами [64]. Кроме того, перициты участвуют в адаптивном противоопухолевом иммунном ответе, оказывая иммуносупрессивное влияние [65].

Заключение

Понимание механизмов, вовлеченных во взаимодействие между клетками опухоли и микроокружением, открывает большую перспективу для изменения стратегии лечения, которая поможет бороться с опухолями более эффективно [2].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Зибиров Руслан Фяритович — врач-патологоанатом патолого-анатомического отд.; e-mail: patologr@mail.ru;

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.