Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Черебилло В.Ю.

ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им.С.М. Кирова», Санкт-Петербург

Курнухина М.Ю.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Исследование качества жизни больных с глиомой головного мозга в до- и послеоперационном периодах

Авторы:

Черебилло В.Ю., Курнухина М.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1542

Загрузок: 51


Как цитировать:

Черебилло В.Ю., Курнухина М.Ю. Исследование качества жизни больных с глиомой головного мозга в до- и послеоперационном периодах. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2020;9(2):37‑41.
Cherebillo VYu, Kurnukhina MYu. Study of the quality of life of patients with cerebral glioma in the pre- and postoperative period. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2020;9(2):37‑41. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog2020902137

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной эпи­леп­си­ей, пе­ре­нес­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):130-136
Осо­бен­нос­ти пси­хо­эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и ка­чес­тва жиз­ни у па­ци­ен­тов с вес­ти­бу­ляр­ной миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):48-52
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Вли­яние тон­зил­лэк­то­мии на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ким тон­зил­ли­том. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):67-73
Эф­фек­тив­ность те­ра­пии и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с рев­ма­то­ид­ным ар­три­том в за­ви­си­мос­ти от ис­ход­ной при­вер­жен­нос­ти ле­че­нию. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):78-84
Вли­яние су­ло­дек­си­да на те­че­ние ран­не­го пе­ри­ода пос­ле ра­ди­очас­тот­ной об­ли­те­ра­ции и ми­ниф­ле­бэк­то­мии у па­ци­ен­тов с ва­ри­коз­ной бо­лез­нью. Фле­бо­ло­гия. 2023;(2):72-78
Оцен­ка ре­зуль­та­тов и сто­имос­ти ле­карствен­ной те­ра­пии ане­мии у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой бо­лез­нью по­чек 5-й ста­дии, на­хо­дя­щих­ся на ге­мо­ди­али­зе, в ус­ло­ви­ях ре­аль­ной кли­ни­чес­кой прак­ти­ки г. Мос­квы. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):14-21
Ана­лиз по­ка­за­те­лей пос­ле­опе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода и ка­чес­тва жиз­ни пос­ле эн­дос­ко­пи­чес­кой ге­ми­ти­реоидэк­то­мии пос­редством под­мы­шеч­но­го «без­га­зо­во­го» дос­ту­па и от­кры­той ге­ми­ти­реоидэк­то­мии. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(4):13-23
Вли­яние Мек­си­до­ла на улуч­ше­ние ког­ни­тив­но­го ста­ту­са и па­ра­мет­ров ка­чес­тва жиз­ни в сос­та­ве ком­плексной те­ра­пии па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью II—III фун­кци­ональ­но­го клас­са. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(4-1):362-373

На протяжении последних 50 лет имеется стойкая тенденция к росту летальности от опухолей головного мозга в развитых странах Европы и Америки [1]. Ежегодно различные новообразования головного мозга диагностируются в среднем с частотой 21 случай на каждые 100 тыс. населения [2].

В 60% случаев опухоли головного мозга развиваются из глиальных клеток [3]. Глиальные опухоли составляют большую часть первичных опухолей центральной нервной системы у взрослых и включают целый спектр опухолей различных по уровню клеточной дифференциации и злокачественности [4]. Продолжительность жизни больных прежде всего зависит от гистологического строения глиального новообразования [5].

Лечение пациентов с глиомами комбинированное: хирургическое вмешательство дополняется лучевым воздействием и химиотерапией [5]. Одной из целей хирургического лечения глиом головного мозга является улучшение качества жизни больного. Исследование качества жизни пациентов — важное направление современной медицины.

Качество жизни является интегральной характеристикой физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанной на его субъективном восприятии [6]. Исследование качества жизни открывает возможности для проведения мониторинга состояния пациентов в период реабилитации, а также позволяет отслеживать ранние и поздние осложнения заболевания. Вместе с тем именно показателю качества жизни в настоящее время отводят решающую роль в оценке эффективности лечения [7].

Цель исследования — анализ и оценка изменений качества жизни больных с глиомой головного мозга в до- и послеоперационном периодах.

Материал и методы

Настоящее исследование проводили у больных, госпитализированных в период с сентября 2017 г. по октябрь 2018 г., которым выполняли оперативное лечение по поводу глиомы головного мозга на базе нейрохирургического отделения ПСПбГМУ им. И.П. Павлова. Проведено обследование 30 больных (13 женщин и 17 мужчин в возрасте от 25 до 65 лет) с гистологически подтвержденным диагнозом глиомы головного мозга. Средний возраст пациентов составил 51,83±11,43 года, медиана 56,5 (40,5/61,3) года. Установление диагноза у больных основывалось на клинико-лабораторных данных, данных лучевых и инструментальных методов исследования.

Всем пациентам в дооперационном и позднем послеоперационном периодах проводили МРТ головного мозга с контрастированием для оценки расположения опухоли, уточнения ее размеров, направлений распространения, наличия рецидивов образования. Степень радикальности операции оценивали интраоперационно и через 3—6 мес после оперативного лечения.

Медикаментозная предоперационная подготовка включала назначение всем обследуемым больным противосудорожной, противоотечной терапии. Кортикостероиды использовали для снятия перитуморозного отека. Снижение выраженности отека и внутричерепной гипертензии позволяло достичь меньшей интраоперационной травматизации головного мозга.

В зависимости от тяжести состояния и выраженности перифокального отека вещества головного мозга пациенты получали 8—16 мг дексаметазона внутримышечно 2 раза в сутки в течение 3 дней перед операцией, при необходимости — в сочетании с осмодиуретиками.

Все проведенные хирургические вмешательства выполняли под тотальной внутривенной анестезией с искусственной вентиляцией легких. Длительность анестезии составила 217,5±65,2 мин, хирургического вмешательства ⸺ 159,6±59,3 мин.

Для оперативного лечения у обследуемой группы использовали следующие хирургические доступы: лобный (53,4%), височный (16,7%), теменной (10%), ретросигмоидный (10%), орбитоптериональный (3,3%), контралатеральный (3,3%), трансфеноидальный (3,3%) [8].

В ложе удаленной опухоли укладывали гемостатический материал. С этой целью широко использовали Surgicel, который имеет ряд преимуществ, наиболее полно отвечающих задачам нейрохирургического гемостаза и выгодно отличающийся от других гемостатических средств по механизму действия, внутренней гемостатической способности и простоте использования.

Клинический анализ включал в себя выяснение анамнеза заболевания обследуемых, оценку лабораторных, инструментальных данных, особенностей оперативного вмешательства, определение послеоперационных изменений качества жизни обследуемых.

Анализ изменений качества жизни проводили у больных в дооперационном периоде, раннем (первые 5—7 дней после оперативного лечения и до момента выписки из стационара) и позднем послеоперационном периоде (через 3—6 мес после оперативного вмешательства).

В настоящее время существуют различные опросники для оценки качества жизни больных с глиомами головного мозга, например, FACT-Br, EuroQol EQ-5D, MOS SF-36, EORTC QLQ-C30.

По опроснику EuroQol EQ-5D оценивается статус здоровья на основании 5 компонентов, связанных со следующими аспектами жизни: подвижность, самообслуживание, активность в повседневной жизни, боль или дискомфорт, беспокойство или депрессия [9].

Результаты опросника MOS SF-36 представляют собой оценку в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее качество жизни. Исследуемые шкалы: физическое и ролевое функционирование, интенсивность болевого синдрома, общее состояние здоровья, жизнеспособность, социальное и ролевое функционирование, психическое здоровье [10].

Опросник FACT-Br включает вопросы, объединенные в группы, которые характеризуют продуктивность, двигательную активность, выносливость, боль, эмоции, специфические симптомы [11].

На предыдущие опросники во многом похож специальный опросник EORTC QLQ-C30. Этот опросник был создан специалистами, входящими в группу оценки качества жизни Европейской организации исследования и лечения рака [12]. Опросник использовался во многих международных клинических исследованиях, он высокочувствителен и применяется для оценки качества жизни у больных независимо от вида онкологического заболевания. Опросник EORTC QLQ-C30 состоит из 30 вопросов и различных шкал: шкал общего состояния здоровья, 5 функциональных шкал (физической, ролевой, когнитивной, эмоциональной и социальной функции), шкал симптоматики. В симптоматическую шкалу входят такие симптомы, как усталость, тошнота/рвота и боль. Также в опросник EORTC QLQ-C30 вошли 6 отдельных пунктов: наличие бессонницы, потеря аппетита, запор, диарея, диспноэ, финансовые трудности [13, 14].

Сравнивая опросники EORTC QLQ-C30 и MOS SF-36, для нашего исследования отдали предпочтение опроснику EORTC QLQ-C30, так как в него включены более детальные оценки симптомов, возникающих при новообразованиях головного мозга. В опросник EORTC QLQ-C30 в отличие от FACT-Br и EuroQol EQ-5D включена оценка самим пациентом своего здоровья и качества жизни. Следовательно, для нашего исследования был выбран опросник EORTC QLQ-C30.

Ответы на вопросы по каждой шкале опросника EORTC QLQ-C30 переводили в числовой диапазон от 0 до 100. Таким образом, при более высоких значениях функциональных, симптоматических шкал предполагали высокий уровень функционирования и меньшую выраженность определенных симптомов и токсичности. И, наоборот, чем ниже были показатели по шкалам общего статуса здоровья, тем более высокую оценку пациент давал своему общему состоянию здоровья до и после оперативного лечения [15].

Полученные в процессе исследования данные обрабатывали c помощью лицензионной программы SPSS Statistics 22.0 в два этапа. На первом этапе оценивали вид распределения признаков в выборках, на втором этапе в зависимости от вида распределения рассчитывали среднее значение и его стандартное отклонение (М±SD) или медиану и интерквартильные интервалы (Me; 25/75). Для анализа качественных переменных использовали критерий χ2 Пирсона.

Проверку закона распределения при необходимости анализа количественных переменных проводили при помощи теста Колмогорова—Смирнова. Для определения силы связи использовали двухсторонний ранговый корреляционный анализ Спирмена в случае ненормального распределения переменных и двухсторонний корреляционный анализ (r) Пирсона для нормального распределения. Также оценивали значимость различий между группами (p). Критический уровень достоверности нулевой статистической гипотезы (об отсутствии различий и влияний) принимали равным 0,05 [16, 17].

Результаты и обсуждение

Глиомы головного мозга преимущественно локализовались у больных в лобной доле (63,3%), также в височной (33,3%), теменной доле (16,7%) и в задней черепной ямке (ЗЧЯ) (20%).

В большинстве случаев это были нераспространенные образования, границы которых не выходили за пределы одной доли (70%). Средний размер новообразования, по данным МРТ головного мозга с контрастированием, до операции составил 32,4 (17,1/64,7) см3, через 3—6 мес после операции — 14,8 (0,4/26,7) см3. Тотальное удаление новообразования произведено у 23,3% больных.

По результатам гистологического исследования операционного материала обследуемых больных был сделан анализ степени злокачественности глиом. Большая часть больных имела высокую степень злокачественности. Grade IV выявлена у 36,7% больных, Grade III — у 26,6%, Grade II — у 20%, Grade I — у 16,7%.

Проведена оценка общего состояния больных (performance status) с использованием шкалы Карновского и ECOG-ВОЗ [18, 19].

В дооперационном периоде подавляющее количество больных (66,8%) соответствовало 90% по шкале Карновского (пациент способен к нормальной деятельности, отмечаются незначительные симптомы или признаки заболевания) и 1 баллу по ECOG-ВОЗ (есть симптомы заболевания, но состояние ближе к нормальному). По шкале Карновского 70% отмечено у 3,3% больных (пациент обслуживает себя самостоятельно, однако не способен к нормальной деятельности или активной работе), 60% — у 23,3% (нуждается, порой, в помощи, но способен сам удовлетворять значительную часть своих потребностей). Соответственно, 2 балла по ECOG-ВОЗ было у 26,6%. По шкале Карновского у 3,3% больных (6,6% по ECOG-ВОЗ) было 50% (пациент нуждается в значительной помощи и медицинском обслуживании) и 40% (инвалид, нуждается в специальной помощи, в том числе медицинской).

В раннем послеоперационном периоде увеличилось количество больных до 90% по шкале Карновского (с 66,8 до 90%).

Установлено, что у 10% больных через 3—6 мес после оперативного лечения отметили отсутствие жалоб, очаговой симптоматики; МРТ-исследование не подтвердило наличие патологического объемного образования головного мозга (100% по шкале Карновского и 0 баллов по ECOG-ВОЗ). В позднем послеоперационном периоде отсутствовали пациенты с 40% по шкале Карновского.

Были проанализированы жалобы обследуемых больных при поступлении. Больных (56,7%) беспокоили ухудшение памяти и болевой синдром (головные боли диффузной локализации). Среди жалоб в обследуемой группе также отмечены головокружения (33,4%), нарушения речи (16,7%), тошнота, рвота (13,3%), головная боль определенной локализации (10%), нарушение движений (10%). В анамнезе выявлены эпизоды потери сознания у 10% больных, периодически возникающие судороги у 3,3%.

При неврологическом осмотре у 5 (16,7%) больных до операции наблюдался гемипарез (3 балла), который полностью регрессировал в позднем послеоперационном периоде. После операции уменьшилось количество больных с афазией (с 26,7 до 3,3%).

Качество жизни больных оценивали в дооперационном, раннем и позднем послеоперационном периодах. Провели анализ показателей качества жизни по функциональным и симптоматическим шкалам.

У обследуемых больных отмечена положительная динамика в раннем послеоперационном периоде по всем функциональным шкалам. Так, после операции у пациентов улучшилось физическое (с 72,6±21 до 74,3±17,6), ролевое (с 66,1±34,4 до 77,3±17,6), когнитивное (с 51,7±32,9 до 78,3±26,8), эмоциональное (с 31,7±33,8 до 83,6±25,1; p<0,05), социальное (с 66,7±45,5 до 77,2±30,6) функционирование.

В позднем послеоперационном периоде по сравнению с дооперационным также отмечена положительная динамика по всем функциональным шкалам: улучшилось физическое (с 72,6±21 до 80,1±17,8), ролевое (с 66,1±34,4 до 82,3±30), когнитивное (с 51,7±до 78,4±29,7), эмоцио-нальное (с 31,7±33,8 до 77,3±29,2; p<0,05), социальное (с 66,7±45,5 до 80,6±32,2) функционирование.

В раннем послеоперационном периоде по сравнению с данными до операции выявлено уменьшение утомляемости (с 43,6±32,1 до 36,9±22,6), частоты возникновения одышки (с 4,5±17 до 0), улучшение сна (с 39,9±37,6 до 5,5±12,5), аппетита (с 13,2±18,7 до 3,3±10,1).

Однако в раннем периоде после операции пациентов чаще беспокоили болевой синдром (с 25±22,1 до 30,4±19,6), тошнота/рвота (с 2,8±6,4 до 3,4±8,1).

Пациенты лучше оценивали общее состояние своего здоровья сразу после операции (с 34,1±22,7 до 55,7±22,8).

При анализе результатов опросника в позднем послеоперационном периоде выявлена положительная динамика по всем симптоматическим шкалам: уменьшение утомляемости (с 44,6±32,1 до 29,8±23), болевого синдрома (с 25±22,1 до 14,9±22,8), частоты появления тошноты/рвоты (с 2,8±6,4 до 1,7±6,7), одышки (с 4,5±17 до 0), улучшение сна (с 39,9±37,6 до 8,9±25,8), аппетита (с 13,2±18,7 до 1,7±6,7), нормализация моторики кишечника — снижение частоты выявления запора и диареи (с 3,3±10 до 1,7±6,7).

В отдаленном послеоперационном периоде пациенты реже отмечали финансовые трудности (с 17,7±31,2 до 11,1±28,1). При опросе пациентов о причине уменьшения финансовых трудностей в послеоперационном периоде мы выявили, что после операции пациенты испытывали облегчение в связи с тотальностью удаления образования, улучшением общего состояния и были готовы приступить к своим служебным обязанностям вовремя, не нуждаясь в длительном пребывании на листке нетрудоспособности.

В позднем послеоперационном периоде пациенты отмечали улучшение общего состояния здоровья (с 34,1±22,7 до 64,4±24,6; p<0,05).

Таким образом, в позднем послеоперационном периоде выявлена положительная динамика по всем 15 шкалам опросника качества жизни EORTC QLQ-C30.

Получен статистически достоверный положительный результат в позднем послеоперационном периоде по шкалам эмоционального функционирования, общего состояния здоровья.

При оценке связи между степенью злокачественности и результатами опросника обнаружено, что у пациентов с Grade IV более низкие показатели по всем функциональным шкалам и шкале общего состояния здоровья в дооперационном периоде; p<0,05.

Проведен корреляционный анализ данных МРТ и результатов опросника качества жизни EORTC QLQ-C30. Обнаружено, что при наличии аксиальной дислокации и признаков вклинения у пациентов был более выражен болевой синдром до операции (r=0,640; p=0,001). Корреляционная связь между размерами глиомы, наличием перифокального отека и результатами опросника не обнаружена (p<0,05).

У обследуемых больных отсутствовали интра- и послеоперационные осложнения.

Была проанализирована литература по теме исследования. Так, в 2017 г. немецкий нейрохирург L. Stöckelmaier и соавт. [20] изучали влияние различных видов лечения рецидивирующих высокозлокачественных глиом и выявили, что оперативное лечение, как и любое другое, не оказывает негативного влияния на качество жизни таких больных.

Положительное влияние оперативного лечения глиом на когнитивные функции также подтверждалось в исследовании израильских нейрохирургов O. Barzilai и соавт. [21]. Данные результаты подтверждены и в нашем исследовании.

Выводы

  1. Выявлено, что оперативное лечение глиом головного мозга приводит к улучшению качества жизни больных в позднем послеоперационном периоде.
  2. Определена статистически достоверная положительная динамика в послеоперационном периоде по двум шкалам опросника качества жизни— эмоциональное функцио-нирование, общее состояние здоровья (р<0,05).
  3. Отмечено, что при наличии аксиальной дислокации и признаков вклинения у пациентов более выражен болевой синдром до операции (р<0,05).
  4. Установлено, что у 10% больных через 3—6 мес после оперативного лечения отмечалось отсутствие жалоб, очаговой симптоматики, а также МРТ-данных, подтверждающих наличие патологического объемного образования головного мозга (100% по шкале Карновского и 0 баллов по ECOG-ВОЗ).

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.Ю.Ч., М.Ю.К.

Сбор и обработка материалов — М.Ю.К.

Статистическая обработка — М.Ю.К.

Написание текста — В.Ю.Ч., М.Ю.К.

Редактирование — В.Ю.Ч.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.