Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лактионов К.К.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Бредер В.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Болотина Л.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Владимирова Л.Ю.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии» Минздрава России

Гордиев М.Г.

ООО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БИОСЕРВИС

Демидова И.А.

ГБУЗ Москвы «Московская городская онкологическая больница №62» Департамента здравоохранения Москвы

Моисеенко Ф.В.

ГБУЗ Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)

Орлов С.В.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Реутова Е.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Савелов Н.А.

ГБУЗ «Московская городская онкологическая больница №62» Департамента здравоохранения Москвы

Сакаева Д.Д.

ГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

Смолин А.В.

ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. акад. Н.Н. Бурденко» Министерства обороны России

Диагностика и таргетная терапия ALK, ROS1, RET и NTRK-позитивного немелкоклеточного рака легкого. Резолюция совета экспертов

Авторы:

Лактионов К.К., Бредер В.В., Болотина Л.В., Владимирова Л.Ю., Гордиев М.Г., Демидова И.А., Моисеенко Ф.В., Орлов С.В., Реутова Е.В., Савелов Н.А., Сакаева Д.Д., Смолин А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1155

Загрузок: 46


Как цитировать:

Лактионов К.К., Бредер В.В., Болотина Л.В., и др. Диагностика и таргетная терапия ALK, ROS1, RET и NTRK-позитивного немелкоклеточного рака легкого. Резолюция совета экспертов. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2021;10(4):41‑43.
Laktionov KK, Breder VV, Bolotina LV, et al. ALK-, ROS1-, RET-, and NTRK-positive non-small cell lung cancer: diagnosis and targeted therapy. Resolution of the Expert Panel. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2021;10(4):41‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog20211004141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мо­ле­ку­ляр­но-нап­рав­лен­ная те­ра­пия би­ли­ар­но­го ра­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):34-39

17 апреля 2021 г. состоялось заседание консультационного совета, посвященного вопросам диагностики и терапии пациентов с немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) с активирующими мутациями ALK, ROS1, RET и NTRK.

НМРЛ — это гетерогенное заболевание, объединяющее множество подтипов рака легкого, которые дифференцируются как по гистологической структуре, так и по молекулярно-генетическому профилю [1]. Сегодня существует молекулярно-направленная терапия, способная увеличить выживаемость больных целым рядом подтипов распространенного НМРЛ с различными активирующими мутациями — EGFR, ALK, BRAF, ROS1, RET, NTRK, c-MET и т.д., и их количество постоянно растет [2]. Из-за этого с каждым годом увеличивается потребность в расширении возможностей и улучшении доступности молекулярно-генетического тестирования (МГТ) для пациентов с НМРЛ. Сегодня в мире существует несколько ингибиторов тирозинкиназ (ИТК) ALK, три из которых доступны в рутинной клинической практике в РФ: кризотиниб, церитиниб и алектиниб [1, 2]. Согласно действующим клиническим рекомендациям, предпочтительным препаратом в 1-й линии терапии пациентов с распространенным ALK+ НМРЛ является алектиниб [1]. В ближайшем будущем ожидается регистрация двух новых ИТК ALK: лорлатиниба и бригатиниба. Несмотря на высокую доступность таргетной терапии, по-прежнему многие пациенты с распространенным НМРЛ, нуждающиеся в тестировании на наличие транслокации ALK, эту диагностику не получают, что негативно сказывается на ожидаемой продолжительности и качестве жизни пациентов. При этом краеугольным камнем остается достаточность опухолевого материала для проведения полноценного МГТ [3].

В результате совещания члены консультационного совета пришли к следующим выводам:

— С учетом имеющихся данных большинство экспертов считает, что терапия алектинибом с переходом, в случае прогрессирования, на бригатиниб или лорлатиниб, останется предпочтительным алгоритмом лечения пациентов с ALK+ НМРЛ в ближайшем будущем.

— В случае применения лорлатиниба и бригатиниба в 1-й линии лечения при прогрессировании следует оценить время его развития: раннее прогрессирование — в течение первых 6 мес — предпочтение отдается применению химиотерапии (с включением пеметрекседа) и анти-VEGF терапии (бевацизумаба), при более длительном применении ингибиторов ALK следует обсуждать переход на другой ингибитор.

— Бригатиниб станет одной из возможных опций 1-й линии терапии для пациентов с ALK+ НМРЛ с метастазами в головном мозге и для пациентов с редкими подтипами транслокаций ALK.

— Роль лорлатиниба в 1-й линии терапии пациентов с ALK+ НМРЛ на данный момент трудно определить в связи с незрелостью данных исследования CROWN [4].

— Для повышения выявляемости транслокации ALK и, соответственно, увеличения доли пациентов с распространенным ALK+ НМРЛ, кандидатов на таргетную терапию, эксперты рекомендуют тестировать пациентов с НМРЛ всех стадий, включая ранние, чтобы в дальнейшем при прогрессировании иметь возможность воспользоваться уже полученными результатами диагностики и избежать случайной утраты диагностического материала, под сомнение можно поставить целесообразность диагностики пациентов с I стадией ввиду низкого риска прогрессирования у данной группы больных.

— Существует множество барьеров на всех этапах от постановки диагноза до проведения МГТ, рекомендуется организация отдельного совещания, посвященного вопросам поиска их решения.

— Эксперты рекомендуют активно взаимодействовать с регионами для преодоления локальных барьеров получения и логистики опухолевого материала, оптимизации сроков и качества проведения МГТ.

— Адекватное планирование методов получения опухолевого материала и рациональное его расходование позволят значительно увеличить долю пациентов, которым будет возможно выполнить тестирование редких мутаций в качестве целей молекулярно-направленной терапии одиночными тестами.

— В случае отсутствия наиболее часто встречаемых целей таргетной терапии по результатам избирательного тестирования основных драйверных генетических нарушений при наличии клинико-морфологических характеристик, свидетельствующих о высокой вероятности наличия других таргетируемых мутаций, а также при сохранном соматическом статусе пациента, может быть обосновано проведение повторной биопсии для поиска редких мутаций (в том числе RET, NTRK и др.).

— Идеальная короткая панель для NGS-образцов неплоскоклеточного рака легкого должна включать мутации EGFR, ALK, ROS1, BRAF, KRAS, RET, NTRK 1/2/3, c-MET, HER2, FGFR 1-4, а также должна применяться для секвенирования образцов опухоли других локализаций: холангиокарцинома, опухоль без выявленного первичного очага.

— У пациентов с плоскоклеточным НМРЛ может быть целесообразно определение NTRK, BRAF, FGFR и ряда других редких генетических нарушений.

— Все вышеуказанные генетические маркеры необходимо включить в клинические рекомендации при появлении доступа к соответствующим методам тестирования и регистрации в РФ соответствующей таргетной терапии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.