Преподавание анатомии, как известно, требует большого количества наглядных пособий и особенно биологических объектов. В связи с увеличивающимся набором студентов в медицинские вузы возникает настоятельная потребность в расширении числа препаратов для самостоятельных занятий. Авторы этой статьи посчитали возможным поделиться своим опытом, применяемыми в их коллективе методами изготовления и хранения анатомических препаратов для разных задач преподавания нормальной и клинической анатомии.
Традиционный, используемый до настоящего времени метод — сохранение препаратов путем консервации «стандартными» консервирующими растворами. Это один из самых старых способов консервации биологического материала, который используется в морфологии в различных модификациях более 100 лет [1, 2]. С этой целью используется раствор А.И. Абрикосова — формалино-глицериновая смесь следующего состава: глицерин — 600 мл, спирт — 200 мл, формалин — 200 мл, уксуснокислый калий — 30 мл, вода — 10 000 мл. Глицерин обладает высокими гидрофильными свойствами, при этом мало испаряется. Формалин является хорошим консервантом, который предотвращает гниение препаратов, а уксуснокислый калий отличается значительной гигроскопичностью и предохраняет ткани от высыхания, способствуя сохранению их естественной окраски. В результате достигаются высушивание тканей и предохранение их от гниения, при этом ткани длительное время не «пересыхают». Этот метод позволяет сохранить препараты довольно долго. В качестве недостатка данного метода консервации следует отметить необходимость хранения препаратов в консервирующем растворе, потеря со временем естественной окраски, а также неприятный запах, причем формалин, помимо всего прочего, является сильным аллергеном и токсичным ядом.
Исторически сложилось, что обучение анатомии с использованием таких «формалиновых» препаратов считается важным шагом на пути становления врача [3]. Препараты, изготовленные данным способом, используются для практических занятий по курсам нормальной анатомии и клинической анатомии, для самостоятельной работы студентов и при проведении практической части экзаменов. В то же время в последние годы в мире разрабатываются новые методы консервации, направленные в первую очередь на уменьшение токсичности используемых бальзамирующих растворов и методик.
В середине XX века проф. М.Г. Привесом разработан бесформалиновый метод изготовления сухих эластичных препаратов с помощью натурального и синтетического каучука (латекса) [4, 5]. Метод заключается в предварительном введении в сосудистую систему жидкости, содержащей уксуснокислый калий с глицерином. Жидкость является консервантом и пропитывает весь препарат. В дальнейшем артериальная и венозные системы заполняются синтетическим каучуком. Препараты, изготовленные по указанному методу, могут храниться в открытом виде, не требуют консервирующего раствора, сохраняют естественную окраску, объем, эластичность. Опыт использования таких препаратов в течение более 50 лет позволяет утверждать, что метод прошел испытание временем [6]. Однако препарирование тел, консервированных данным способом, — непростой процесс, требует определенных навыков, времени и сил, а использование латекса дорого. Поэтому препараты, изготовленные по методу М.Г. Привеса, редко используются в массовом учебном процессе, но незаменимы для выставок в учебных музеях, активно применяются при проведении экзамена и практического тура студенческих олимпиад по анатомии [7].
В последние годы все большее распространение во всем мире приобретает изготовление пластинированных препаратов. Суть метода — замещение воды и липидов биологических тканей полимерными материалами и смолами. Технология довольно сложная, а реализация ее длительная. При этом препараты сохраняют форму и естественный цвет, долговечны, прочны, рентабельны, не имеют запаха и нетоксичны. Применение полимерного бальзамирования позволяет создавать прозрачные пластинированные распилы предварительно замороженных биологических объектов, фронтальные и сагиттальные, что, благодаря сохранению взаимного расположения органов, полезно для изучения топографической анатомии [8]. Пластинированные препараты широко применяются в современной морфологии и пользуются большим коммерческим спросом [9—11]. Такие препараты используются на практических занятиях, а наиболее оригинальные выставлены в витринах музея кафедры. Наряду с этим препараты, изготовленные данным методом, применяются для практических занятий по топографической анатомии и вместе с препаратами, изготовленными классическим методом, — в практической части экзамена и при проведении студенческих олимпиад по анатомии. Такой материал незаменим при проведении постдипломного обучения хирургов, областью интереса которых являются наиболее сложные анатомические зоны и органы, например, в кардиохирургии [12].
Следующий метод консервации — мягкая заливка трупного материала с использованием консервирующего раствора, содержащего большой процент спирта [13]. Данный способ позволяет сохранить естественную окраску органов, а также форму и топографию органов, эластичность и высокую подвижность суставов [14]. Однако при препарировании и длительном хранении на открытом воздухе консервированные таким путем препараты быстро высыхают и теряют свои преимущества. Поэтому такой материал используется в основном в целях постдипломного обучения хирургов, при проведении различных мастер-классов с целью приобретения практических навыков, а также для изучения топографической анатомии. Особой популярностью пользуются мастер-классы по травматологии и ортопедии, в том числе с использованием эндовидеохирургии.
Наименее затратный метод использования биологического материала, направленный в первую очередь на проведение мастер-классов для хирургов, — заморозка неконсервированных (натуральных) биологических объектов с последующим медленным размораживанием непосредственно перед планируемым мероприятием. Такая методика использования человеческих трупов или их частей не лишена недостатков, в то же время позволяет работать на естественных тканях, что особенно важно для косметологов и пластических хирургов.
Одним из разделов преподавания клинической анатомии является рентгеноанатомия. Ввести в учебный процесс рентгеноанатомию было предложено профессором М.Г. Привесом в середине прошлого века [6]. Для преподавания этого раздела анатомии каждый учебный класс оснащен негатоскопом, а на практических занятиях студентам демонстрируются рентгенологические снимки костей и соединений торса и черепа, костей и соединений поясов, и свободной верхней и нижней конечностей, а также снимки внутренних органов, в том числе с использованием контрастных веществ (внутривенная урография, гастрография, гистерография), компьютерные и магнитно-резонансные томограммы.
Особое внимание уделяется рентгенограммам сосудов лица, показывающих особенности его кровоснабжения. Изучаемые рентгенограммы используются на опросных занятиях и экзаменах по курсу нормальной анатомия человека. В учебном процессе широко используются снимки рентгенанатомического музея кафедры. Для изучения сравнительной анатомии демонстрируются рентгеновские снимки животных.
С целью изучения влияния рода занятий на особенности строения тела представлены снимки различных частей тела, например, стоп людей различных профессий.
Таким образом, в настоящее время значительно расширен арсенал средств для изготовления анатомических препаратов, которые используются для различных целей и на различных этапах вузовского и постдипломного образования. В то же время XXI век — век высоких технологий. Оснащение учебных комнат современной видеотехникой для демонстрации презентаций и учебных фильмов по различным разделам анатомии, применение интерактивных анатомических мониторов для виртуальной работы с трехмерной моделью человеческого тела, индивидуальных тестирующих программ с использованием трехмерного изображения для опросных занятий студентов — все это также чрезвычайно важно, чтобы вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и упростить передачу знаний. В то же время сложно представить процесс преподавания анатомии без привлечения биологического материала, который в зависимости от конкретной задачи должен соответствовать разным условиям хранения, длительности и стоимости изготовления, свойствам живого биологического объекта. Перспективными направлениями представляются разработка и внедрение в учебный процесс способов бальзамирования, позволяющих хранить биологический материал в открытом виде без использования консервирующих растворов.
Все перечисленные методы консервации и наглядные пособия применяются в учебном процессе на кафедре клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса ПСПбГМУ, которая является не только одной из самых многочисленных по составу, но и ведущих по преподаванию нормальной и клинической анатомии в России.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Иванов В.А. — к.м.н., доц. каф. клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса
Контактная информация:
Акопов Андрей Леонидович — д.м.н., проф., зав. каф. клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса; e-mail: akopovand@mail.ru