Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях (ЗВС). Руководство к действию страны

Просмотров: 1283

Загрузок: 16

Как цитировать:

Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях (ЗВС). Руководство к действию страны. Профилактическая медицина. 2014;17(5):19‑27.
. Russian Journal of Preventive Medicine. 2014;17(5):19‑27. (In Russ.)

a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:81450:"

РЕЗЮМЕ

Данное руководство является инструментом применения «принципа учета интересов здоровья во всех стратегиях» (ЗВС) в процессе принятия решений и внедрения на национальном и местном уровнях. Данный принцип может быть легко адаптирован для использования в условиях различных стран как на региональном, так и глобальном уровне.

ЧТО ТАКОЕ ЗВС?

«Принцип учета здоровья во всех стратегиях» (ЗВС) - это подход к государственной политике во всех секторах, который систематически учитывает последствия решений на здоровье населения, стремится к синергии и избегает вредного влияния на здоровье в целях улучшения здоровья населения и справедливости в отношении здоровья. Данный подход отражает принципы законности, подотчетности, прозрачности и доступа к информации, участия, устойчивости и сотрудничества между секторами и уровнями власти.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Здоровье и справедливость в отношении здоровья являются ценным правом каждого человека, а также являются важными предпосылками для достижения многих других общественных целей. Многие детерминанты здоровья и несправедливость в отношении здоровья среди населения имеют социальные, экологические и экономические истоки, которые выходят за рамки непосредственного влияния сектора здравоохранения и политики в области здравоохранения. Таким образом, государственная политика во всех секторах и на различных уровнях управления может иметь значительное воздействие на здоровье населения и справедливость в отношении здоровья.

КАК ПРИМЕНИТЬ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Руководство состоит из шести основных компонентов, которые должны быть включены для того, чтобы внедрить ЗВС:

1. Определить потребности и приоритеты для реализации принципа учета ЗВС.

2. Составить план действий.

3. Определить поддерживающие структуры и процессы.

4. Способствовать оценке и участию.

5. Обеспечить мониторинг, оценку и отчетность.

6. Создать возможности.

Эти компоненты представлены не по порядку или значимости. Вероятно, отдельные страны адаптируют и скорректируют компоненты так, чтобы они наилучшим образом соотносились с их конкретной системой управления, экономическими и социальными условиями.

РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несмотря на то что правительства в целом несут основную ответственность за здоровье своих граждан, органы здравоохранения всех уровней играют ключевую роль в продвижении ЗВС. Поэтому они должны активно искать возможность сотрудничества и влияния на другие секторы. Межправительственные организации и структуры (многосторонние, двусторонние, региональные и т.д.) могут обеспечить значительную поддержку межсекторальному сотрудничеству в области охраны здоровья и развития. ВОЗ, взяв на себя ведущую роль в межсекторальных инициативах по таким вопросам, как маркетинг заменителей грудного молока, борьба против табака, а также привлечение международных работников здравоохранения, вносит особый вклад в ЗВС как на международном, так и национальном уровне.

ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИП УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ ЗДОРОВЬЯ ВО ВСЕХ СТРАТЕГИЯХ (ЗВС)?

«Правительства несут ответственность за здоровье своих граждан, которое может быть достигнуто только путем предоставления соответствующих медицинских и социальных мер». - Устав Всемирной организации здравоохранения, 1946 г.

Восьмая Глобальная конференция по укреплению здоровья «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях» была проведена в Хельсинки (Финляндия) 10-14 июня 2013 г. Данное руководство основано на работе, проделанной до, во время и после этой конференции. Документ является кратким изложением современных представлений о принципе учета ЗВС и «инструментом для начинающих» с целью применения ЗВС в процессе принятия решений и внедрения на национальном и местном уровне. Этот принцип применим во всех странах и условиях политики, а также в работе по разработке политики.

В контексте данного руководства многосекторальная деятельность представляет собой действия между двумя или более секторами в рамках государственных структур (например, здравоохранение, транспорт и охрана окружающей среды), и используется в качестве синонима для межсекторального сотрудничества. Когда речь идет об участниках вне государственных структур (например, неправительственные организации, частный сектор, профессиональные или религиозные организации), то использует термин многостороннее сотрудничество.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Хотя корни подхода «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях» можно отнести к самим истокам возникновения Всемирной организации здравоохранения, данный подход основывается на богатом наследии идей, действий и доказательной базы, которые возникли с момента принятия Алма-Атинской Декларации по первичной медико-санитарной помощи (1978) и Оттавской хартии по укреплению здоровья (1986).

Оттавская хартия, которая появилась в результате Первой международной конференции по укреплению здоровья, стала краеугольным камнем в вопросах укреп­ления здоровья. Она определяет первостепенную важность справедливости в отношении здоровья, а также пять основных направлений деятельности. Эти направления деятельности в свою очередь стали центральными на конференции в Аделаиде в 1988 г., где были освещены принципы и опыт государственной политики в области здравоохранения, а также были центральными и на последующих конференциях по укреплению здоровья, направленных на достижение здоровья и справедливости в отношении здоровья путем создания условий благоприятных для здоровья, эффективного партнерства, а также направления усилий в сторону социальных детерминант здоровья и действий страны.

Подход ЗВС был закреплен в более поздних документах: Рио-де-Жанейрской политической декларации по социальным детерминантам здоровья (ВОЗ, 2011) и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями (Организация Объединенных Наций, 2011).

КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ

Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях (ЗВС) - это подход к государственной политике во всех секторах, который систематически учитывает последствия решений на здоровье населения, стремится к синергии и избегает вредного влияния на здоровье в целях улучшения здоровья населения и справедливости в отношении здоровья.

Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях основан на правах и обязанностях в отношении здоровья и способствует укреплению ответственности политиков за воздействия на здоровье на всех уровнях власти. Он подчеркивает последствия политики, проводимой в обществе, на системы здравоохранения, детерминанты здоровья и благополучие населения. Он также способствует устойчивому развитию.

Следует признать, что правительства сталкиваются с рядом приоритетов, в которых здоровье и справедливость в отношении здоровья не становятся автоматически приоритетными по отношению к другим политическим целям. Тем не менее приоритеты здравоохранения должны быть приняты во внимание в процессе принятия решений. Необходимо предпринять усилия, чтобы использовать все возможности в целях общих интересов разных секторов и общества в целом. Также должны быть приняты эффективные меры по защите политики от влияния заинтересованных сторон и коммерческих интересов.

Концепция ЗВС находится в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией тысячелетия ООН и Программой развития ОНН (ПРООН, 1997).

В частности, ЗВС включает следующие принципы:

- законность основывается на правах и обязанностях, закрепленных в национальном и международном праве;

- ответственность правительств перед своим народом;

- прозрачность в принятии решений и доступе к информации;

- участие широких слоев общества в разработке и реализации государственной политики и программ;

- устойчивость для того, чтобы политика, направленная на удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не ущемляла потребности будущих поколений;

- сотрудничество между секторами и уровнями власти в поддержку политики, способствующей укреплению здоровья, справедливости и устойчивости в отношении здоровья.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Здоровье и справедливость в отношении здоровья являются ценным правом каждого человека, а также важными предпосылками для достижения многих других социальных целей. Многие детерминанты здоровья и несправедливость в отношении здоровья среди населения имеют социальные, экологические и экономические истоки, которые выходят за рамки непосредственного влияния сектора здравоохранения и политики в области здравоохранения. Таким образом, государственная политика во всех секторах и на различных уровнях управления может иметь значительное воздействие на здоровье населения и справедливость в отношении здоровья.

Поэтому данный подход необходим для защиты и содействия укреплению здоровья и справедливости в отношении здоровья, особенно там, где есть конкурирующие интересы. Благодаря такому подходу понятия здоровья и справедливости в отношении здоровья становятся частью процесса принятия решений.

ЗВС предлагает способы для выявления и предотвращения таких нежелательных последствий государственной политики, которые могут иметь пагубные последствия для здоровья населения или подгрупп населения, тем самым уменьшая риск.

ЗВС НА ПРАКТИКЕ

ЗВС широко используется с большим успехом, и в настоящее время существует значительное количество документов о мероприятиях, использующих данный подход (WHO, 2011b; WHO, 2013а; R. Howard, S. Gunther, 2012; K. Leppo et al., 2013; L. Perrier, K. Shankardass, 2011; D. McQueen et al., 2012; L. Rudolph et al., 2012; I. Kickbusch, D. Gleicher, 2012). Следующие примеры демонстрируют как цели в области здравоохранения, которые затрагивают ряд секторов, могут быть поддержаны с помощью политики как на национальном, так и на международном уровне, выполняя основные принципы ЗВС.

ЭКВАДОР: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН XOPOШЕЙ ЖИЗНИ

Национальный план хорошей жизни Эквадора (Nacional para el buen vivir) стал дорожной картой для разработки и реализации социальной политики в Эквадоре при полной поддержке высшего политического руководства. Концепция «Плана хорошей жизни» основана на широком понимании здоровья. Здоровье является набором рабочих планов отдельных секторов, каждый из которых соответствует национальной стратегии и приоритетам. Рабочий план сектора здравоохранения руководствуется подходом социальных детерминант здоровья, и его цели реализуются через Координационное министерство развития, которое в свою очередь осуществляет надзор над министерствами здравоохранения, труда, образования, социального развития, миграции и жилья. В период реализации Программы (2006-2011) социальные инвестиции увеличились в 2,5 раза, доля городского жилья с туалетами и канализацией увеличилась с 71 до 78%; доля сельского жилья с доступом к сбору отходов возросла с 22 до 37% и доля обращений по вопросам здравоохранения в государственный сектор услуг выросла на 2,6% на 100 жителей (ПАОЗ, 2013).

ШВЕЦИЯ: СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Концепция программы «Нулевой терпимости» (Vision Zero) является примером того, как государственная организация «Шведская национальная дорога» - агентство по безопасности дорожного движения, которая обычно не связана с сектором здравоохранения, внесла значительный вклад в улучшение здоровья населения. На основе рекомендаций агентства шведский парламент в 1997 г. принял законопроект о безопасности дорожного движения, требующий снижения количества жертв и тяжелых травм на дорогах до нуля к 2020 г. (J. Whitelegg, G. Haq, 2006).

Эта программа положила начало системному подходу, объединившему транспорт, правосудие, окружающую среду, здравоохранение и образование, и установила парт­нерские отношения с частным сектором и гражданским обществом. Шведские органы здравоохранения, помимо оказания помощи в предоставлении данных, также работали совместно со службами скорой помощи страны для снижения количества смертельных исходов и улучшения результатов. Полиция применяла меры по безопасности дорожного движения, такие как ограничение скорости, использование ремней безопасности, а также выборочную проверку дыхания, а организации гражданского общества и частного сектора популяризировали безопасное вождение. Технические меры включали улучшение дизайна дорог, транспортных средств, надзора и оборудования для обеспечения безопасности. Эта программа, широко применяемая и в других странах, привела к сокращению количества смертельных ДТП с 9,1 смертей на 100 000 человек в 1990 г. до 2,8 смертей на 100 000 человек в 2010 г., несмотря на значительное увеличение объемов движения (IRTAD, 2012).

ТАИЛАНД: ВНЕДРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Процесс разработки Государственного плана Таиланда по интеллектуальной собственности в 2009 г. показал, как проблемы здравоохранения гражданского общества могут быть внедрены в процесс разработки политики как в секторе здравоохранения, так и в секторе торговли. В ходе подготовки Госплана министерством торговли, организации гражданского общества (ОГО) воспользовались статьей 11 закона о национальном здоровье от 2007 г., гарантирующей доступ к информации о государственных программах, которые «могут повлиять на здоровье [человека] или здоровье общества, и имеют право выражать свои мнения по таким вопросам». Исходя из этого, ОГО потребовали, чтобы правительство Таиланда пересмотрело проект Госплана для того, чтобы гарантировать, что правила интеллектуальной собственности (ИС), касающиеся легальных дженериков, не приведут к нарушению прав интеллектуальной собственности патентованных лекарственных средств, как это было в других странах. Вместо этого они потребовали разработку конкретного плана для защиты ИС и соблюдения правопорядка в отношении фармацевтической продукции. Участие ОГО в этом процессе привело к созданию рабочей группы, состоящей из Государственной комиссии по здравоохранению, Министерства торговли, Департамента по интеллектуальной собственности и Министерства общественного здравоохранения, которой было поручено разработать план по ИС специально для лекарственных средств и сопутствующих товаров. До принятия каких-либо решений в здравоохранении, чувствительных к проблемам свободной торговли, представители органов здравоохранения и гражданского общества, включая ученых, создавали комитеты, рабочие группы и слушания торгового сектора; более того, вопрос ИС для фармацевтической продукции должен был быть решен до начала какой-либо международной торговли или подписания экономических соглашений (Источник: Государственная комиссия по здравоохранению, Таиланд).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ ТАБАКА

Борьба против табака является одним из основных успешных направлений «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях» на глобальном уровне. Рамочная конвенция по борье против табака (РКБТ), которая вступила в силу 27 февраля 2005 г., является первым договором, заключенным под эгидой ВОЗ. Она была разработана в ответ на глобализацию эпидемии табакокурения, признавая то, что распространение эпидемии стимулируется с помощью различных факторов на международном уровне, включая либерализацию торговли и прямых иностранных инвестиций. РКБТ теперь включает 177 подписавшихся стран и успешно внедряет более сильные стратегии по борьбе против табака во многих частях мира. Сокращение как спроса, так и предложения являются мерами, которые включены в «набор» вмешательств против табака. В дополнение к работе министерств здравоохранения другие соответствующие министерства и агентства, такие как министерство финансов, торговли, таможенные службы в каждой подписавшейся стране работают сообща, чтобы соответствовать минимальным стандартам, регулирующим упаковку, продажу, рекламу и налогообложение табачных изделий (ВОЗ, 2013).

КАК ПРИМЕНИТЬ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Руководство состоит из шести основных компонентов, которые необходимо включить, чтобы внедрить «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях»:

1. Определить потребности и приоритеты для peaлизации принципа учета ЗВС.

2. Сформировать план действий.

3. Определить поддерживающие структуры и про­цессы.

4. Способствовать оценке и участию.

5. Обеспечить мониторинг, оценку и отчетность.

6. Создать возможности.

Важно отметить, что данные компоненты представлены не по порядку или значимости и не должны быть использованы в качестве жесткого перечня или пошагового протокола. По факту процесс и деятельность будут зависеть от таких факторов, как социально-экономическая ситуация и система управления отдельных стран, которые будут принимать и корректировать компоненты так, чтобы они наилучшим образом подходили для их конкретных условий.

1. Определить потребности и приоритеты для реализации ЗВС

Существует несколько стратегических причин для включения вопросов здравоохранения в разработку государственной политики. К ним относятся:

- устранять пробелы в области здравоохранения, справедливости в отношении здоровья, или условий для функционирования и устойчивости систем здравоохранения, которые могут быть решены лишь при межсекторальном подходе;

- поддерживать другие секторы в разработке политики в рамках их компетенций, которые оптимизируют общие выгоды и сводят к минимуму негативные последствия для здоровья;

- поддерживать широкие инициативы правительства, которые нуждаются в участии или лидерстве сектора здравоохранения, чтобы добиться успеха, в то же время способствовать достижению целей здравоохранения;

- обеспечивать межсекторальные решения в кризисных ситуациях.

Определение потребностей и приоритетов для ЗВС требует полного понимания целесообразности решения данных проблем с точки зрения здравоохранения, в том числе понимания динамики власти.

Основные мероприятия в рамках этого компонента могут включать следующее:

- Начать стратегическое планирование и выстраивание приоритетов. Критерии для определения приоритетов могут включать важность решения проблем для здравоохранения, справедливость в отношении здоровья или систем здравоохранения, согласованность с государственными приоритетами, целесообразность стратегий для решения проблем и возможностей для межсекторального сотрудничества.

- Оценить состояние здоровья, справедливости в отношении здоровья и систему здравоохранения. Лица, ответственные за разработку политики как внутри, так и за пределами сектора здравоохранения должны знать, какие способы соучастия в здравоохранении существуют, и внести свой вклад в процессы, которые касаются других секторов политики. Первоначальные источники информации для оценки последствий влияния действий и подходов на здоровье в других секторах могут включать отраслевые стратегии, показатели эффективности сектора, обзоры бюджета и отчеты по содержанию политики и ее последствий.

- Понимать контекст страны и потенциал государственных структур по ограничению или усилению применения ЗВС. Определять правовые и нормативные возможности и препятствия, а также готовность здравоохранения и других государственных секторов и общественности защищать и укреплять здоровье и справедливость в отношении здоровья. Учиться у стран, которые приняли принцип ЗВС, и определять, какие уроки могут быть извлечены в условиях различных стран.

- Определить ближайшие, среднесрочные и долгосрочные приоритеты. Направлять усилия на структурные, институциональные потребности и создание потенциала. Определить среднесрочные (1-3 года) и долгосрочные (5-8 лет) приоритеты. Изучить, что можно применить из других межотраслевых мероприятий, которые направлены на решение вопросов справедливости, гендерного равенства или охраны окружающей среды.

- Оценить стратегию и политический контекст. Узнать, в чем есть общие интересы, конфликты или нереализованный потенциал. Проанализировать и определить, кто будет поддерживать, а кто противостоять интересам здравоохранения. Определить, есть ли особое внимание со стороны средств массовой информации или общественности. Определить, какие отраслевые, стратегические альянсы и инициативы уже существуют, чтобы получать быстрые результаты и оказывать поддержку для реализации ЗВС в различных секторах.

- Определить возможности для регулирования, надзора и реализации подхода, а также определить необходимые финансовые, институциональные, человеческие и технические ресурсы.

2. Сформировать план действий

Существует большое количество различных способов планирования, которое является неотъемлемой и важной частью процесса, а также демонстрацией обязательств. Планы могут быть разработаны в контексте существующих стратегических документов или приняты в качестве отдельных планов действий, устанавливающих приоритетные направления деятельности и конкретные действия, а также обязательства различных участвующих сторон. Данный компонент может включать следующие мероприятия:

- Определить контекст, в котором ЗВС будет применяться, и определить, какие стратегии по реализации возможны в настоящее время. Возможности включают разработку отдельного межотраслевого плана, плана в рамках определенного сектора или учреждения, или включения ЗВС в другие стратегические планы.

- Определить имеющиеся данные исследования и доказательную базу, необходимые для планирования, мониторинга и оценки. Изучить все доступные материалы и исследования и определить новые источники информации и доказательности, которые могут потребоваться, включая исследования правовых и политических аспектов, а также качественных и количественных методов.

- Определить структуры и процессы, необходимые для поддержки реализации ЗВС. Первоначальный подход может основываться на существующих или новых государственных структурах и текущих процессах и стратегиях в контексте страны. Определить роли и обязанности, относящиеся к каждой из структур и как эти структуры поддерживают и дополняют стратегические приоритеты ЗВС.

- Определить человеческие ресурсы, источники финансирования и подотчетность в процессе осуществления плана. Если не потребуется увеличения числа сотрудников, то будет необходимо изменить методы и состав ра­боты.

3. Определить поддерживающие структуры и процессы

ЗВС требует: а - участия соответствующих сторон в рамках и за пределами сектора здравоохранения и б - поощрения действий по укреплению здоровья, принимаемых на всех уровнях государственной власти. Такие структуры, как межведомственные или парламентские комитеты, могут оказать поддержку в процессе осуществления.

Основные мероприятия в рамках этого компонента могут включать следующее:

- Определить главного исполнителя для управления, адаптации и продвижения ЗВС по конкретному вопросу (например, в сфере торговли, здравоохранения, окружающей среды и т.д.) и функции (например, определение приоритетов, оценка процесса и результата и т.д.). Выбор главного исполнителя зависит от ситуации в стране. Это может быть отдельная структура или такие учреждения, как Министерство здравоохранения, Управление делами Президента или премьер-министра, агентство государственного сектора. Политическая поддержка на высоком уровне может быть полезной, а в некоторых случаях незаменимой для запуска ЗВС. В одних странах политика приводится на уровне старших советников в Управлении делами Президента, премьер-министра или Кабинета; в других странах важнее привлекать парламентские комитеты и искать двухпартийную поддержку.

- Рассмотреть возможности для установления поддержки в реализации принципа ЗВС сверху вниз и снизу вверх, а также горизонтальную структурную поддержку. Многосекторальная структура может быть создана в качестве: а - комитета на государственном уровне, решающего вопросы, не связанные напрямую со здоровьем, но имеющие отношение к здоровью, б - комитета на государственном уровне по конкретным вопросам с особым акцентом на здоровье, например питание, здоровье детей или старение, или в - комитета с широким представительством множества заинтересованных сторон. По опыту многих стран создание межотраслевых или парламентских комитетов по вопросам здоровья оказалось полезным для содействия межсекторальному диалогу.

- Обратиться к уже существующим программам мероприятий и нормативной документации для поддержки в продвижении межсекторального диалога и действий для интеграции детерминант здоровья во все секторы политики. Например, конституции, президентские указы, судебные решения, законы, отчеты, механизмы регулирования прав человека, бюджеты, международные соглашения и глобальные обязательства по развитию и программам в области здравоохранения.

- Создать механизмы подотчетности, которые могут применяться в различных секторах. Потенциальные механизмы подотчетности включают аудит, содействие открытому доступу к информации, значительное участие общественности и гражданского общества на всех уровнях, усилия по содействию открытости и прозрачности.

4. Способствовать оценке и участию

Очень важно оценивать действия в отношении здоровья и повышать осведомленность и поддержку для рассмотрения этих действий в процессе принятия решений как в обществе в целом, так и в правительстве. Существуют разнообразные инструменты для вклада со стороны и широкой общественности, например более тщательная проверка процессов принятия решений. Во многих случаях успех прикладываемых усилий может быть усилен за счет целевой оценки конкретных вопросов заинтересованных сторон. Это может включать как население в целом, так и отдельные группы в обществе.

Основные мероприятия в рамках этого компонента могут включать следующее:

- Оценить влияние стратегий на здоровье либо через автономную оценку, либо в составе интегрированной оценки. Примеры инструментов включают оценку воздействия на здоровье, анализ справедливости в отношении здоровья, оценку воздействия на окружающую среду, аудит стратегии и бюджетов. Изучить использование инструментов в других секторах, например вопросы гендерного равенства и вопросы охраны окружающей среды.

- Определить ключевые группы или сообщества, которые будут затронуты в рамках существующих или предлагаемых стратегий, и предлагать им предоставлять информацию в отношении понимания потенциальных выгод для здоровья или неблагоприятных последствий, и предлагать альтернативные варианты стретегии. Формальными механизмами вовлечения могут быть ассамблеи здравоохранения, гражданские судьи, обсуждения в городском правлении, совещательные встречи или неформальные семинары. Онлайн-альтернативы, такие как интернет-форумы или социальные сети также могут быть эффективными в некоторых случаях. Масштаб и интенсивность вовлечения сообщества будет зависеть от графика, ресурсов и политических решений.

- Определить лиц, которые могут способствовать процессу принятия решений или внедрению политики, и пригласить их к участию в диалоге, чтобы понять их точку зрения, приоритеты, проблемы и рекомендации; содействовать лучшему пониманию воздействий на здоровье и совместных выгод от предлагаемых стратегий, а также заручиться поддержкой для реализации стратегий по укреп­лению здоровья. Возможности для диалога включают консультации один на один, комитеты по общесекторальному планированию, семинары по планированию или меж­отраслевые совещания.

- Изучить имеющиеся механизмы для контроля в законодательном процессе, выявляя возможности для решения вопросов в рамках реализации принципа ЗВС до применения таких механизмов. Такие механизмы могут включать: а - надзор со стороны комитетов с уставными обязанностями по вопросам здоровья; б - общественные слушания и консультации; в - проблемно-ориентированные группы и коалиции в рамках законодательного органа; г - доклады общественного здравоохранения в законодательных органах.

5. Обеспечить мониторинг, оценку и отчетность

Реализация принципа ЗВС не является конечной точкой, это непрерывный процесс по укреплению здоровья и справедливости в отношении здоровья и систем здравоохранения, поэтому мониторинг и оценка (МиО) его результатов являются достаточно сложными. Тем не менее важно собрать доказательную базу о том, что сработало и почему, выявить возникшие проблемы и определить лучший опыт. Для этого необходимо использовать структуры и программы МиО в области здравоохранения или стратегического управления, которые уже доступны в стране, насколько это возможно.

В большинстве крупных государственных программ есть компонент МиО, особенно если они включают донорское финансирование. Поэтому органы здравоохранения и соответствующие органы должны обеспечить, чтобы вопросы внедрения подхода ЗВС были интегрированы в МиО всех программ, которые могут иметь воздействие на здоровье и справедливость в отношении здоровья, или в которых органы здравоохранения играют важную роль.

Основные мероприятия в рамках этого компонента могут включать следующее:

- Как можно раньше начать мониторинг и оценки, и где уместно разрабатывать программу по оценке и внедрять МиО на протяжении всего процесса ЗВС (см. Приложение 1: Примеры основных направлений результатов ЗВС).

- Выявить потенциальные возможности для сотрудничества с ключевыми партнерами в рамках и вне правительства.

- Определить основные направления мероприятий, разработать и согласовать этапы, а также установить базовую линию, цели и показатели (см. Приложение 1).

- Провести согласованные мероприятия по мониторингу и оценке в соответствии с установленными графиками.

- Распространить информацию об извлеченных уроках, чтобы обеспечить обратную связь для будущих программ и стратегий.

6. Создать возможности

Продвижение и реализация принципа ЗВС, вероятно, потребует новых знаний и навыков, приобретаемых в широком круге отдельных лиц и учреждений. Они могут быть приобретены формальными методами обучения, например курсы и семинары на основе учреждений, но также необходимо изучить и другие методы распространения знаний и навыков, как, например, онлайн-подходы.

Основные мероприятия в рамках этого компонента могут включать следующее:

- Обучить или поддержать медицинских работников в приобретении необходимых знаний и навыков, в частности: а - анализировать широкий круг вопросов, включая нормативно-правовые аспекты стратегии; б - сообщать результаты для лиц, принимающих решения, и членов сообщества; в - понимать ожидаемые последствия решений по вопросам политики во всех секторах; г - взаимодействовать с другими секторами, чтобы повышать интерес к последствиям для здоровья, а также узнавать о целях и интересах в этих секторах.

- Создать организационный потенциал, включая кад­ровый потенциал путем: а - предоставления специального обучения принципу ЗВС для практикующих врачей; б - добавления мероприятий ЗВС к должностным инструкциям и требованиям к производительности; в - включения обучения в области общественного здравоохранения в формальное образование будущих специалистов в области здравоохранения и других специальностей, особенно журналистов и гражданских служащих, а также обучение общественности; г - предоставления экспериментального обучения под руководством экспертов или организаций, которые могут способствовать обмену опытом между странами и обучению; д - разработки рабочей силы с соответствующим составом дисциплин и других возможностей.

- Создать научно-исследовательский потенциал путем укрепления учреждений общественного здравоохранения, а также существующих междисциплинарных исследований в области здоровья населения. Необходимо проводить систематический сбор и анализ данных в области здравоохранения, а также анализ стратегий и решений по развитию. Следует предпринять усилия для обмена опытом и предоставления доступа к качественным данным и технической помощи в различных секторах.

- Укрепить образовательное и научно-исследовательское сотрудничество между секторами. Это может потребовать поиск новых источников финансирования, а также представления преимуществ такого сотрудничества руководителям учреждений.

- Создать возможности в других министерствах, обеспечивая им надлежащее руководство в отношении воздействия на здоровье и оценки этого воздействия, и по возможности, предоставляя им координационный центр для консультаций.

- Создать возможности для сообщества, поддерживая способность членов сообщества в полной мере участвовать в процессе ЗВС. Это может включать продвижение грамотности в области здравоохранения и стратегии; обучение лидеров методикам поддержания и обеспечения участия информированного сообщества в принятии решений; реализацию и оценку ЗВС.

РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ключевая роль сектора здравоохранения

Несмотря на то что правительства в целом несут основную ответственность за здоровье своих граждан, органы здравоохранения всех уровней (национального, регионального, местного) играют ключевую роль в продвижении ЗВС. Поскольку каждая страна имеет свою собственную политическую структуру и формы управления, не существует единой модели, которой необходимо следова

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.