Цель исследования — изучить ассоциированность компонентов питания с активностью теломеразы.
Материал и методы. Обследованы 263 жителя (87 мужчин и 176 женщин) Москвы, обратившихся по поводу коррекции факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в поликлиническое отделение ФГБУ «ГНИЦ ПМ» в течение 6 мес 2012 г. Средний возраст мужчин составил 47,8±12,4 года, женщин — 52,9±13,5 года. Оценка фактического питания выполнена на программе «Анализ состояния питания человека» версия 1.2.4.
Результаты. При выполнении анализа по Спирману отмечена отрицательная корреляция между потреблением общего жира и активностью теломеразы (r=0,161; p=0,05) без гендерных различий. Анализ по Пирсону выявил невысокую корреляцию активности теломеразы и потребления этанола (r=0,213; p<0,01) без различий по полу. Анализ частоты потребления основных групп пищевых продуктов и активности теломеразы не показал достоверных корреляций. В группе мужчин с активностью теломеразы выше 0,5 усл. ед. достоверно отмечен более низкий профиль потребления белка (р<0,05), крахмала (р<0,05), общих углеводов (р<0,05), натрия (р<0,05), железа (р<0,05) и витамина В1 (р<0,05). Энергетическая ценность рациона питания была также достоверно ниже в группе мужчин с более высокой активностью теломеразы (р<0,05). В группе мужчин, имеющих уровень активности теломеразы выше 0,5 усл. ед., выявлено более низкое потребление крахмала, которое сочеталось с низким уровнем потребления картофеля — 45,7±8,85 г/сут против 84,4±17,4 г/сут в группе мужчин с активностью теломеразы ниже 0,5 усл. ед. Еще одной особенностью в группе мужчин явилось потребление рыбы. В анализе распределения по квинтилям средние уровни суточного потребления рыбы в первых трех группах имеют достоверные различия (р<0,05). Однако показатель верхнего квинтиля не позволяет выстроить тренд. Такая же закономерность прослеживается и в профиле потребления витамина D, где различия достоверны между значениями только первых трех квинтилей (р<0,05). В группах женщин независимо от уровня активности теломеразы достоверных различий в нутриентном профиле потребления не отмечено.
Выводы. У мужчин с высокой активностью теломеразы отмечен более здоровый рацион питания по сравнению с мужчинами, имеющими низкий уровень активности теломеразы.