История развития программы CINDI-Россия
Развитие программы CINDI в России было связано с опытом участия в профилактических проектах ВОЗ «Загребское исследование», «Каунасско-Роттердамское профилактическое исследование» и в проекте «Многофакторная профилактика ишемической болезни сердца» в СССР. Российские специалисты участвовали в программе CINDI с первых шагов разработки концепции и практического осуществления — с начала 80-х годов прошлого века.
CINDI-Россия развивалась как интегральный компонент международной программы ВОЗ: вначале как часть программы штаб-квартиры ВОЗ «Программа интегрированной профилактики и контроля неинфекционных заболеваний» (1980—1985), а потом (с 1985 г.) — как часть программы CINDI Европейского бюро (ЕРБ) ВОЗ. В соответствии с протоколом CINDI [1] Московский центр был назначен Координационным центром CINDI ЕРБ ВОЗ и функционировал как таковой, тесно сотрудничая с Центром обработки данных CINDI ЕРБ ВОЗ в Гейдельберге (E. Nussel, W. Morgenstern).
В то время существовал СССР, и в рамках СССР CINDI эффективно осуществляла сотрудничество и общие проекты с литовским Каунасом (под руководством Z. Janushkevicius, A. Baubiniene, V. Grabauskas).
Развитие программы CINDI в ВОЗ в то время поддержали консультанты из СССР: Е.И. Чазов (Москва), Г. И. Сидоренко, Э.И. Зборовский (Минск), М.М. Миррахимов, Т.Б. Мейманалиев (Бишкек, Киргизия).
В 90-х годах в России была создана сеть региональных программ CINDI. Организация региональных и городских программ CINDI в России в соответствии с международным протоколом в принципе приветствовалась. Были разработаны правила, по которым при подаче заявки заявленный регион посещала российская группа для оценки возможности проведения программы. Годичное совещание директоров региональных программ рассматривало вопрос о возможном приеме заявившего об участии региона (города) в программу CINDI-Россия. К концу 90-х годов российская сеть CINDI состояла из двадцати региональных программ.
Карта российских региональных программ
Регионы CINDI распространены по всей стране, хотя они несколько больше представлены в европейской части России (рис. 1). Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины был координационным центром программы. Координационная группа центра включала Р.Г. Оганова (Национальный директор программы), И.С. Глазунова (исполнительный директор), Р.А. Потёмкину, Т.В. Камардину, М.В. Попович, И.М. Соловьеву, Е.В. Усову, С.В. Константинову (члены группы). Каждая региональная программа имела назначенного регионального директора. Ежегодно собирались совещания региональных директоров для рассмотрения общего курса действий и разработки решений о следующих шагах.
Деятельность программы планировали и осуществляли в проектах, которые в значительной мере соответствовали проектам международной программы CINDI. Участие в проектах отдельных регионов определялось их интересами, способностью выполнения проекта и ресурсами. Главными общими проектами были: разработка стратегии, питание, курение, образование, детские программы, мониторинг. Выполнялась также программа обмена опытом с австрийской провинцией Форарльберг, поддержанная Минздравом Австрии, в области участия врачей общей практики в профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ).
Далее мы представляем краткую информацию о проектах CINDI-Россия. Читателей, желающих получить более детальную информацию, мы приглашаем посетить интернет-страницу CINDI-Россия (CINDI.gnicpm.ru) [2] и, в частности, ознакомиться на этом сайте с публикацией «Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде».
Разработка стратегии
Деятельность по формированию и развитию стратегии интегрированной профилактики НИЗ осуществлялась на протяжении 1990—2008 гг. Кроме того, CINDI-Россия активно участвовала в разработке международной стратегии профилактики НИЗ. Все российские региональные программы сделали свой вклад в эту работу. Осуществлялось тесное сотрудничество с канадской группой (S. Stachenko, A. Petrasovitc). Первый документ по стратегии НИЗ в России был опубликован в 1994 г. В период 1994—1996 гг. с помощью этой же канадской группы были разработаны и опубликованы первые российские документы по региональной стратегии интегрированной профилактики НИЗ (для Челябинска и Твери).
Следующий этап разработки стратегии осуществлялся также в международном сотрудничестве. В этот раз главным образом с CDC Атланта (B. Lankenau, T. Schmid, E. Zabina). Была проведена серия подпроектов для разработки и уточнения ряда аспектов: выяснение потребностей и реальной практики профилактики НИЗ в здравоохранении (цели, методы профилактики и оценки эффекта программ). Была созвана всероссийская конференция по профилактике НИЗ для рассмотрения проекта предлагаемого предложения стратегии НИЗ. Документ «Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России» опубликован в 1997 г.
Проблема НИЗ остается ключевым компонентом здравоохранения в России, что требует периодического рассмотрения для модернизации стратегии предупреждения НИЗ. Поэтому следующая ревизия была сделана в рамках работы CINDI-Россия в 2004—2008 гг. В этой разработке приняли участие и поддержали работу Министерство здравоохранения РФ, ЕРБ ВОЗ (A. Shachkute, J. Farrington), Всемирный банк (P. Marquez), группа международных экспертов (S. Stachenko, P. Puska, D. Labarthe из США). Проект предложений по стратегии был рассмотрен примерно двадцатью международными экспертами. Окончательный вариант «Стратегия профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травм в Российской Федерации» был опубликован в 2008 г. [3].
Питание
Главным направлением работы была разработка политики здорового питания для регионов страны. Было проведено специальное исследование нужд и потребностей в нескольких регионах. Привычки и показатели питания изучались в девяти регионах CINDI. В совместной работе с ЕРБ ВОЗ по разработке рекомендаций по здоровому питанию для Европы соответствующие рекомендации были разработаны для регионов России. На примере регионов CINDI был разработан и опубликован план действий по развитию здорового питания в российских регионах.
Курение
Данные исследований в регионах CINDI подтвердили, что распространение курения среди российских мужчин существенно выше, чем среди мужчин Евросоюза. Результаты этих исследований также показали, что в период 1990—2000 гг. произошел весьма существенный рост частоты курения среди российских женщин, особенно молодых (примерно на 50%).
Поэтому CINDI-Россия направила усилия на разработку борьбы с курением с популяционным подходом. Наша программа работала в сотрудничестве с другими странами CINDI и по единому с ними протоколу, разрабатывая проект «Брось курить и победи». Мы признательны финским коллегам, возглавлявшим развитие этого проекта, и персонально проф. П. Пуске за коллективную работу в этом интересном и полезном проекте. На протяжении 10 лет CINDI-Россия провела пять кампаний «Брось курить и победи» с количеством зарегистрированных участников от 28 до 40 тыс. человек в каждой из них. Была оценена эффективность каждой из этих пяти кампаний. Средний процент отказа от курения среди лиц, участвовавших в кампании, оцененный через год, был существенным — 15%. Это соответствовало международному опыту CINDI. Был подготовлен детальный протокол для проведения этой кампании в России. Он был представлен Министерству здравоохранения и был доступен для всех потенциальных пользователей.
Детские программы
Этот проект ставил целью разработку стратегии школьных детских программ в российских регионах. В проекте участвовали одиннадцать российских регионов: Бийск, Вологда, Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Уфа, Тверь, Томск, Челябинск и Электросталь.
Все сотрудничающие регионы разработали общий план действий и согласовали общий протокол работ. Было проведено исследование для изучения ситуации в регионах в настоящее время и их потребностей. Общий центр обработки данных был создан и успешно функ-ционировал в Оренбурге. Были разработаны и распространены в регионах программы для обучения как детей, так и лиц, обучающих детей здоровому образу жизни.
Как и в других проектах CINDI-Россия, был извлечен урок о том, что политика укрепления здоровья детей может успешно разрабатываться только в сотрудничестве и партнерстве с ключевыми влияющими на нее организациями. Как можно ожидать, ведущими организациями в описываемом проекте являются школы, семьи, школьники, здравоохранение, местное правительство и СМИ. Школы и сами школьники имеют самый большой потенциал в укреплении здоровья.
Мониторирование факторов риска НИЗ
В 2000—2003 гг. была разработана стандартная методология изучения поведенческих факторов риска. После проведения серии обучающих семинаров шесть российских регионов провели исследования по изучению этих факторов на случайных представительных выборках населения 25—64 лет размером 2000—3000 человек каждая. Отклик в регионах варьировал от 60 до 80%. Анализ данных выявил высокий уровень факторов риска среди населения (рис. 2, 3).
Полученные результаты размещены на сайте CINDI-Россия (http://www.CINDI.ru).
Было также разработано общее руководство по проведению исследования.
Обучающий курс по научно обоснованной профилактике хронических заболеваний
Обучающий курс по научно обоснованной профилактике хронических заболеваний (НОПНИЗ) был разработан для лиц, принимающих решения. Цель курса — обучить методологии планирования, осуществления и оценки программ профилактики НИЗ. Курс был разработан в сотрудничестве с докторами R. Brownson (Университет Сент-Луиса, США) и P. Siegel (Центры по контролю и профилактике заболеваний, Атланта, США).
Программа курса включала 10 лекций и 8 практических занятий, основанных на последовательности действий в процессе принятия решений. С 2000 по 2005 г. шесть семинаров были проведены в российских регионах в основном для лиц, принимающих решения в области общественного здоровья. Материалы курса постоянно совершенствовались при проведении семинаров. Обучающий семинар был также проведен для потенциальных преподавателей такого курса в городах Санкт-Петербург и Тверь («обучение обучающих»). Материалы курса были также размещены на сайте CINDI (http://www.CINDI.ru).
Заключение
Мы весьма обязаны профессору Fernando De Padua за благодарную идею и помощь в ее осуществлении, за предложение суммировать информацию о программе CINDI и опыте ее работы в Европе и Канаде. Так что мы приводим здесь некоторую информацию о развитии и осуществлении программы CINDI в России.
Пожалуй, одним из главных достижений этой работы была демонстрация возможности выполнять на добровольной основе большую методологическую деятельность по профилактике НИЗ сразу в ряде регионов и центров такой большой страны, как Россия. Это также был очень хороший опыт работы с другими странами с выполнением общих проектов, обмена опытом и совместного анализа результатов. При этом нередко решающее значение имела поддержка ВОЗ.
Для России многие параметры деятельности CINDI представляли собой инновации. Опыт разработки политики и стратегии, приобретенный в рамках международного сотрудничества, весьма ценен и используется сейчас при разработке программ профилактики НИЗ.