Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Трессеррас Р.

Салто Е.

CINDI-Испания

Авторы:

Трессеррас Р., Салто Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 366

Загрузок: 0


Как цитировать:

Трессеррас Р., Салто Е. CINDI-Испания. Профилактическая медицина. 2017;20(2):25‑27.
Tresserras R, Salto E. CINDI-Spain. Russian Journal of Preventive Medicine. 2017;20(2):25‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201720225-27

Каталония присоединилась к сети программ CINDI в 1992 г. во время встречи Директоров программ CINDI в Любляне. Этому предшествовали несколько предварительных контактов в 1991 г. и посещение региона представителями Руководящего комитета CINDI. В то время руководителем программы CINDI был доктор Луис Саллерас, Генеральный директор по общественному здравоохранению в Департаменте здравоохранения правительства Каталонии, а исполнительным директором — доктор Гелиос Пардел, председатель консультативного совета по артериальной гипертензии (АГ) и президент консультативного совета по курению. Вполне логично, что областями для сотрудничества CINDI в Каталонии были рабочие группы по АГ и курению. Группа по АГ с самого начала координировалась из Каталонии.

Присоединение к CINDI произошло во время существенных изменений, происходящих в местной политике здравоохранения. Это было время работы над первым Планом Здоровья Каталонии [1], основанном на использовании стратегии Европейского бюро ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году». В это время был заключен договор между руководителями здравоохранения, научными обществами и работниками здравоохранения, особенно в сфере первичного звена, по которому определялись профилактические мероприятия, требуемые в клинической практике для достижения целей Плана здоровья. Эти два события были важны для системы здравоохранения Каталонии и объединяли интересы вокруг хронических заболеваний — приоритетной области политики здравоохранения в Каталонии.

С самого начала сотрудники CINDI из Каталонии принимали участие в международных рабочих группах, что способствовало их контактам с коллегами и обмену опытом. Кроме участия в группах по АГ и курению, мы также участвовали в группах по профилактике в первичном звене здравоохранения, подготовке специалистов, оценке программ и т. д. В течение нескольких лет мы являлись членами Руководящего комитета и участвовали в международной работе CINDI. Среди этих проектов особо стоит отметить кампанию «Брось курить и выиграй», а также активное участие в разработке опросника по развитию политики здравоохранения.

При участии CINDI, форума EUROPHARM и объединения фармакологов г. Жирона была проведена программа по контролю АГ в г. Жирона. В основе программы лежало сотрудничество между работниками первичного звена здравоохранения и фармацевтами города. Там же мы осуществили программы по отказу от курения и сахарному диабету, в которых фармакологи играли ведущую роль. Все эти программы были частью внедрения профилактических мероприятий в первичную медицинскую помощь взрослому и пожилому населению. В дополнение осуществлялось более широкое сотрудничество фармакологов, связанное с основанием в Европе общества семейных врачей, называемое EUROPREV, которое координировалось из Барселоны в сотрудничестве с департаментом Каталонии и в котором CINDI-Каталония играла связующую роль.

Принадлежность к сети CINDI дала нам возможность участвовать в различных международных мероприятиях, особенно в группе реализации Декларации Виктории, в рамках которой мы организовали 2-ю международную конференцию «Здоровое сердце» в Барселоне в 1994 г., и где была принята Каталонская декларация «Инвестиции в здоровое сердце» [2], а по завершении конференции была организована встреча директоров CINDI. Каталония провела несколько встреч рабочих групп по АГ и курению и Руководящего комитета сети CINDI.

Борьба с курением и поощрение здорового питания и физической активности — две области, в которые CINDI внесла заметный вклад. Участие в международных кампаниях «Брось курить и выиграй» с 1994 по 2006 г. позволило нам получить доступ к опыту и инновациям наиболее продвинутых в этой области стран, установить сотрудничество, выходящее за пределы сектора здравоохранения, и объединить отдельные мероприятия для решения поставленных задач. Наконец, стала очевидной необходимость систематической оценки процесса и результатов профилактических программ. Кампания «Брось курить и выиграй» стала экспериментальной площадкой для развития идей по борьбе с курением и основой для создания свободных от табака зон в медицинских учреждениях и других местах [3]. Без участия в программе CINDI Каталония не смогла бы стать национальным лидером в процессе внедрения современного законодательства по созданию свободных от табака зон и не достигла бы к 2014 г. впечатляющего снижения распространенности ежедневного курения до 23% в популяции старше 15 лет. Участие в программе CINDI способствовало поощрению здорового питания и физической активности, прежде всего через стимулирование рационализации и улучшения инструментов для измерения и анализа ситуации и особенно демонстрацию преимуществ комплексного многосекторального подхода. Глобальный план по профилактике здоровья через физическую активность и здоровое питание выходит за пределы отдельных вмешательств и разрастается во множество интервенций в различных сферах (образование, здравоохранение, место жительства, рабочее место). В таких программах по физической активности, как организованная ходьба, программа «Лестницы» или программа по питанию, поощряющая средиземноморскую диету, присутствует влияние международной программы CINDI.

Наше участие в программе CINDI послужило стимулом для принятия политики здравоохранения, ориентированной на профилактику здоровья. Без сомнения, мы учились на опыте организации вмешательств в других странах и пытались применить его в наших условиях. Это помогло нам сделать работу администрации здравоохранения более систематической и упорядоченной. Это важно, поскольку программа CINDI в Каталонии, в отличие от других стран, была создана внутри администрации, и интегральный и национальный подходы имели особый смысл для нас. Это было причиной того, что в дополнение к деятельности в области общественного здравоохранения мы старались сотрудничать с медицинскими структурами, особенно первичным звеном здравоохранения [4].

Важным событием в работе программы CINDI в Каталонии и последующего формирования политики здравоохранения, предложенной в Плане здравоохранения, была публикация в 2004 г. документа «Взгляд CINDI: стратегия по профилактике хронических заболеваний в Европе. Фокус на действиях общественного здравоохранения». Этот документ имел огромное влияние на участников программы CINDI и менеджеров системы здравоохранения в Каталонии. Документ сформулировал подход CINDI в шести основных областях: основные хронические заболевания, детерминанты здоровья, образ жизни, факторы риска, вмешательства и стратегии внедрения. Трудно сказать, до какой степени этот документ повлиял на политику в отношении хронических заболеваний, развиваемую в последующие годы в Каталонии, но очевидно, что в наши дни существует детальная программа борьбы с хроническими заболеваниями [5], инициатива по внедрению принципов «Здоровья во всех политиках» через межминистерский план по интеграции здравоохранения и социального обеспечения для покрытия нужд лиц с хроническими заболеваниями, также существует Генеральный план мероприятий от профилактики до реабилитации хронических заболеваний [6]. Все эти инициативы в большей или меньшей степени развиваются под влиянием участников CINDI, от имени которых написана эта статья. Также в рамках CINDI были предприняты несколько эпидемиологических исследований, включающих медицинские осмотры, которые, с одной стороны, продемонстрировали необходимость для получения информации, а с другой — предоставили данные для оценки плана здоровья и трансформировались в процесс постоянного мониторинга индикаторов в рамках наблюдения за здоровьем в Каталонии.

Заключение

Программа CINDI в Каталонии не имела отдельного офиса или лого. Мы позаботились о том, чтобы идеи CINDI были включены во все аспекты ежедневной работы подразделений администрации здравоохранения. Мы постарались, чтобы вся деятельность администрации в отношении хронических заболеваний развивалась в соответствии с идеологией CINDI, хотя в некоторых случаях действующие лица не подозревали об этом.

Сотрудничество с CINDI позволило усилить подход, направленный на достижение целей здоровья, в планировании и осуществлении программ в различных секторах, и минимизировать вклад в здоровье факторов риска, поведенческих привычек и образа жизни. Сотрудники, работающие в программе CINDI, участвовали в подготовке различных планов здоровья, проводили их систематическую оценку, формировали общественное мнение, способствующее продвижению идеи интегрального подхода к профилактике хронических заболеваний и таким образом генерировали импульс, который сделал возможными события недавних лет по многофакторной профилактике, о которых мы упоминали выше.

Трудно представить, как международная программа оказала такое большое влияние на развитие политики здравоохранения в региональном правительстве Каталонии. Фактически на международном уровне CINDI являлась программой, направленной на профилактику хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, и состояла из стран, существенно различающихся как по взглядам на проблему, так и по подходам к ее решению и доступным ресурсам [7]. Без сомнения, это трудно объяснить и у нас нет количественных данных подтверждающих это, но мы думаем, что именно различие членов CINDI и обусловило ее силу как международной сети. Все страны-члены имели свои проблемы, требующие анализа, изучения и в то же время множество возможностей для знакомства с опытом других, кто использовал различные подходы к решению аналогичных проблем.

То что было сделано, люди, которые в этом участвовали, множество взаимодействий между ними породили достигнутые результаты. Иногда не имеет смысла отделять результаты от действительности и пытаться приписать их одному событию или действиям одного человека или программы. Существует влияние, которое трудно определить и которое заметно только тем, кто находится под этим влиянием. Каталония — яркий этому пример. Нашей целью было добиться, чтобы CINDI стала неотъемлемой частью нашей работы, и мы старались повлиять на выбор тех действий, эффективность которых была доказана.

Оглядываясь назад, мы думаем, что влияние программы CINDI в Каталонии было позитивным. Часто было трудно, находясь в администрации, продвигать мероприятия и при этом не раскрывать их происхождение, но, с точки зрения результатов, было неважно, исходило ли это мероприятие из CINDI — важен был сам результат. С этой точки зрения, чем меньше оно выглядело как CINDI, тем больше разделяло идеи CINDI. Авторитет Европейского бюро ВОЗ тоже оказывал положительное влияние.

Будучи членами CINDI, мы оказались связанными со множеством международных групп, которые часто предлагали новые пути к решению проблем. В этой сети опыт каждого члена был ценным, каждый мог учиться и в то же время учить. Мы убедились, что важно развивать теорию до определенного момента, но если есть явные доказательства, что можно учиться на собственных ошибках, должны быть предприняты и действия. Подход, который мы использовали, был не столько амбициозным, сколько достижимым. И хотя существовали определенные требования, у нас была свобода действий.

Наконец, мы выяснили, что работа с населением эффективна и выходит за пределы сектора здравоохранения, и постарались придать ей большое значение в политической повестке не только в теории, но и как показывают наши примеры, в действии. Похоже, что с недавнего времени такие сети, как программа CINDI, больше не рассматриваются как возможность для международного сотрудничества. Это трудно понять, так как у нас была возможность участия в такого рода сотрудничестве, и после многих лет работы по формированию политики здоровья мы считаем, что годы сотрудничества с CINDI были самыми потрясающими в нашей карьере. С 2005 г. участие Каталонии в сети CINDI было минимальным, однако мы по-прежнему ощущаем ее влияние. Мы развиваем многие рабочие направления, которые начались в период активного сотрудничества с сетью. Вполне возможно, что сейчас CINDI влияет на нашу работу больше, чем раньше. Только не говорите никому об этом!

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.