Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вассилевски Н.

Димитров П.

Цолова Г.

CINDI-Болгария

Авторы:

Вассилевски Н., Димитров П., Цолова Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 543

Загрузок: 1


Как цитировать:

Вассилевски Н., Димитров П., Цолова Г. CINDI-Болгария. Профилактическая медицина. 2017;20(2):30‑32.
Vassilevski N, Dimitrov P, Tsolova G. CINDI-Bulgaria. Russian Journal of Preventive Medicine. 2017;20(2):30‑32. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201720230-32

В 1980 г., когда была принята Глобальная стратегия здоровья для всех, во всем мире господствовала эпидемия неинфекционных заболеваний (НИЗ) и население страдало от ее последствий. Размер эпидемии был определен, факторы риска названы, стратегии высокого риска на популяционном уровне сформулированы и необходимость профилактических программ среди населения не вызывала сомнений. Сложность проблемы требовала кооперации на международном уровне, координируемой ВОЗ. В Европе также была разработана стратегия «Здоровье для всех». В 1982 г. Европейское бюро ВОЗ начало создание программы CINDI с целью помощи странам региона в разработке политики и стратегии профилактики НИЗ. В 1985 г. Министерство здравоохранения Болгарии выразило интерес к присоединению к программе CINDI. Болгария стала одной из стран-основателей сети CINDI.

Были выделены четыре демонстрационные зоны: районы Габровский, Великотырновский, Старозагорский и Сливенский, где проживали более 1 млн человек. На основании результатов исследования, проведенного в этих районах, была разработана Национальная программа профилактики социально значимых заболеваний. Вскоре после принятия действие ее приостановилось. Одной из основных причин был политический и социально-экономический кризис в стране, затронувший и систему здравоохранения. Другой причиной было навязывание программы «сверху» при недостаточной политической поддержке на местном и региональном уровнях и неготовность персонала к участию в ней. В 1990—1991 гг. программа была полностью прекращена. Болгария была единственной страной, где это произошло.

Однако уже в начале 1994 г. Национальный институт профилактики заболеваний предложил Министерству здравоохранения возобновить программу. В апреле 1994 г. был создан Национальный координационный совет по профилактике НИЗ, который координировал программу CINDI, и назначен исполнительный директор. Во избежание предыдущих ошибок программа началась «снизу», с достижения консенсуса на местном уровне. В Велико-Тырново на встречах с руководителями медицинской службы, губернаторами, мэрией и другими организациями обсуждались причины прежних неудач и необходимость охвата профилактикой хронических заболеваний. Для подготовительной работы была сформирована инициативная группа, которая подготовила и представила анализ состояния здоровья населения на период более 10 лет с фокусом на НИЗ.

Негативные тенденции в здоровье населения убедили в отсутствии альтернативы проведению программы CINDI в этих регионах и распространении информации на всю страну. На городском форуме, транслируемом по телевидению, радио и в прессе, исполнительный директор и представители местных властей (включая муниципальную), общественных организаций, церкви, неправительственные организации и т. д. предоставили анализ состояния здоровья населения, существующие проблемы и необходимость в программе CINDI. На форуме исполнительные муниципальные власти, включая здравоохранение, обязались работать совместно для реализации программы CINDI и создали Коалицию общественного здравоохранения. Она объединила муниципальные власти, политиков и тех, кто формировал общественное мнение — журналистов, знаменитостей, спортсменов, бизнесменов, — для помощи в популяризации CINDI.

Программа рекламировалась через средства массовой информации, призывая население участвовать в исследованиях, которые способствовали развитию программы. Эти исследования проводились по протоколу CINDI. Через средства массовой информации все население узнало о результатах, вследствие чего проведение программы было официально одобрено местными властями. Был сформирован Совет программы и 10 рабочих групп по различным направлениям. Немедленно началась кампания в прессе по информированию и обучению населения, также проводились мероприятия по обучению профессионалов.

Активность в демонстрационных зонах вызвала интерес во всей стране. Программа CINDI представила свою политику в Министерство здравоохранения (МЗ). Было опубликовано несколько статей в прессе. В 1997 г. еще несколько городов Ловеч, Стара Зогора, Ямбол и Кърджали выразили желание участвовать в CINDI. Затем в 1998 г. их примеру последовали Видин, Добрич, Борово-Русенская область. Таким образом, охват увеличился на 700 тыс. человек. Всюду события развивались по одинаковому сценарию: консультации, достижение консенсуса с партнерами о совместной работе, проведение исследований, информирование населения, проведение форумов, на которых подтверждалась приверженность программе, информирование населения, создание коалиции, назначение местного координатора и формирование рабочих групп. Разумеется, другие регионы и среди них те три, которые пробовали начать CINDI в 1985 г., пытались присоединиться к CINDI, но ни один из них не продемонстрировал намерения на серьезную работу.

В 1999 г. МЗ одобрило рамки работы CINDI до 2010 г., согласно которым программа CINDI приобрела важное национальное значение. Программа должна была работать в соответствии с национальной политикой здравоохранения, используя для профилактики имеющуюся инфраструктуру и при этом обеспечивая активное участие населения в достижении определенных целей и задач, исполнение которых мониторировалось. Ответственность за выполнение программы возлагалась на МЗ, руководство осуществлялось из Национального центра по профилактике заболеваний, где базировался исполнительный директор и его команда. На ежегодных встречах местных координаторов программы обсуждались текущие дела и процессы, важные для каждого региона.

Программа оперировала в соответствии с Протоколом, Руководством и другими документами сети CINDI, исходящими из Европейского бюро ВОЗ. Стратегические задачи программы CINDI в Болгарии сводились к улучшению здоровья и качества жизни населения в демонстрационных зонах через снижение заболеваемости и преждевременной смертности от хронических заболеваний. Oбщей целью являлось снижение уровня основных факторов риска НИЗ через изменение образа жизни и улучшение лечения. Практические цели включали достижение скоординированного подхода к контролю НИЗ в обществе, переориентацию службы здравоохранения на профилактику и укрепление здоровья, разработку руководств по профилактике, создание надежной информационной системы по мониторированию изменений и системы для оценки результатов. Политические принципы программы: интегральный подход, межсекторальное сотрудничество, применение научных знаний в практике и политике. Приоритетными заболеваниями для вмешательства стали кардио- и цереброваскулярные (ишемическая болезнь сердца, инсульт, артериальная гипертензия); злокачественные новообразования (рак легких, молочной железы и матки); респираторные (хронические обструктивные заболевания), травмы (транспортный травматизм) и интоксикации. Приоритетными поведенческими и биологическими факторами были курение, нездоровая диета, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем, высокое кровяное давление, повышенный холестерин, ожирение. Среда, поощряющая здоровый образ жизни, — обеспечение здоровыx условий жизни и работы. Группа для вмешательства была определена как работоспособное население в возрасте 25—64 лет, включая группы высокого риска некоторых заболеваний. Местом интервенций стали демонстрационные зоны. Мониторинг и оценка работы: для оценки процесса внедрения программы использовалось подготовленное экспертами Руководство по мониторингу и оценке результатов. Индикаторы для мониторинга делились на обязательные, рекомендуемые и селективные. Руководство и координация программы на централизованном уровне осуществлялась МЗ и Национальным институтом общественного здравоохранения, общее руководство выполнял Исполнительный директор программы CINDI, а на местном уровне — ре-гиональные инспекции по защите и контролю здоровья и местные координаторы. Совет программы состоял из управляющих органов на местном уровне и членов рабочих групп.

После 2000 г. программа стала более активной, особенно в отношении образования населения по контролю основных факторов риска НИЗ, повышения потенциала медицинских специалистов, развития партнерства. Особое внимание уделялось привлечению к работе населения и развитию межсекторального сотрудничества. Было разработано руководство по лучшим практикам и информационные материалы для населения.

Наиболее важные элементы объема работы, выполненной по программе CINDI

— Ежегодно проводилось множество образовательных мероприятий среди населения: около 300 теле- и 550 радиопрограмм, выпущено 600 аудио- и видео клипов, более 250 прессрелизов, проведено 55—60 прессконференций, 140—150 лекций и выступлений, около 130—140 семинаров, около 20 тематических кампаний, множество дискуссий, большое количество мероприятий для групп высокого риска, включая телешколы для гипертоников, курильщиков, и т. п.

— Более 300 материалов для населения были распространены.

— Более 120 тренировочных курсов для врачей были проведены в демонстрационных зонах с целью формирования навыков по использованию лучших практик, также проведено множество научных исследований.

— Семь руководств по лучшим практикам были подготовлены и доступны для врачей общей практики; одно из них распространено на национальном уровне.

— Были запущены местные подпрограммы, одна из которых получила поддержку от Европейского бюро ВОЗ.

— Было инициировано межсекторальное сотрудничество по некоторым проблемам (питание, физическая активность, курение) в нескольких демонстрационных зонах.

— Повысилось участие местных жителей в мероприятиях по профилактике и здоровому образу жизни.

— Коалиция по общественному здравоохранению в значительной мере поддерживала программу.

— Уникальные для страны базы данных (объединенная и отдельная для каждой демонстрационной зоны) были созданы по образцу Европейского бюро ВОЗ.

— Инструменты CINDI были использованы для проведения национальных исследований по факторам риска в 2007 г.

Наиболее важные для населения результаты программы

Мониторинг поведенческих факторов риска, проведенный в 2000, 2002, 2004 и 2006 гг., позволил выявить позитивные изменения на популяционном уровне.

— Доля лиц, у которых факторы риска находились под контролем, увеличилась в демонстрационных областях — артериальная гипертензия до 80%, холестерин — до 30%, масса тела — 50%.

— Артериальная гипертензия у мужчин снизилась на 6,2 ед. измерения, а у женщин — на 10 ед.

— Средний уровень холестерина в популяции сократился на 2 ммоль/л.

— Доля лиц с избыточной массой тела сократилась.

— Были отмечены позитивные изменения в характере питания.

— Увеличилась физическая активность.

— Курение снизилось у мужчин на 10%, но увеличилось у женщин на 3%.

— Злоупотребление алкоголем сократилось на 4%.

— Сократилось число людей с несколькими факторами риска.

Некоторые цели не были полностью достигнуты, главным образом, по причине недостаточных ресурсов и неблагоприятных условий в стране.

Опыт, накопленный в течение многих лет осуществления программы для взрослых, позволил разработать программу для детей «Здоровые дети в здоровых семьях». Она была запущена в Велико-Тырново после проведения в 2004 г. исследования факторов риска среди школьников 14—18 лет, согласно протоколу для детского компонента программы CINDI. Программа была обсуждена в соответствующих муниципальных структурах и одобрена местным парламентом в 2007 г. Политические рамки, стратегические цели, задачи и мероприятия были сформулированы в соответствии с основной программой, но учитывали специфику детской возрастной группы. Программа была направлена на подростков 14—18 лет, их родителей и учителей. Предполагалось постепенное распространение программы на детей моложе 14 лет. Для осуществления программы проводилась работа с медиками, родителями и учителями. Во многих аспектах программа была отражением взрослой, но в дополнение включала работу в школьной среде, измерение поведенческих факторов риска студентов. Многие мероприятия были направлены на укрепление здоровья и изменения в школьной среде. В период 2008—2012 гг. детский компонент распространился на другие демонстрационные зоны: Добрич, Ловеч, Кърджали, Стара Загора и города Габрово и Русе.

Исследование поведенческих и биологических факторов риска, уровня знаний студентов и их привычек к здоровому образу жизни, проведенное в 2014 г. в Велико-Тырново и Русе, продемонстрировало позитивные изменения. Доля студентов, регулярно занимающихся физической активностью, и ее продолжительность увеличились. Уменьшилось число курящих и количество выкуриваемых сигарет. Сократилось потребление всех типов алкоголя и среднее потребление на человека. Было выявлено улучшение показателей кровяного давления у студентов. Однако проблема с избыточной массой тела и ожирением вызывает беспокойство: доля таких студентов несколько увеличилась, что требует более активных действий в этом направлении.

Заключение

Программа CINDI в Болгарии показала свою эффективность как модель программы по профилактике НИЗ и укреплению здоровья. Она была успешной благодаря правильно сформулированным политике и стратегии, четко поставленным задачам, интегральному подходу, участию партнеров из различных секторов, привлечению к участию населения, созданию рабочей структуры, повышению потенциала медработников в профилактике и лечении заболеваний, обучению партнеров, работающих в программе, включая средства массовой информации. Все это было сделано с очень незначительными затратами. Большой вклад в успех программы внесло сотрудничество с Европейским бюро ВОЗ, участие в международных встречах директоров и рабочих групп. При том, что Европейское бюро ВОЗ формально больше не ассоциируется с программой CINDI, ее политика находит отражение во всех других программах Бюро. Опыт и политика CINDI были положены в основу Национальной программы по профилактике НИЗ в Болгарии на период 2014—2020 гг.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.