Если учесть, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, т. е. поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, то в качестве одного из приоритетных направлений деятельности медицинских работников должно стать формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры. Полноценному выполнению задач по гигиеническому обучению и воспитанию населения мешает недооценка значения этой деятельности в снижении заболеваемости, сохранении и укреплении здоровья [1]. Фундаментом современной системы укрепления и сохранения здоровья населения является профилактика, базирующаяся на организационных и информационных технологиях. На государственном уровне предприняты беспрецедентные усилия по развитию профилактики: ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ № 15-ФЗ от 23.02.13 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.», «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.» и план мероприятий по ее реализации, «Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 г.», Подпрограмма № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», программа «Здоровье здоровых», национальный Проект «Здоровье», диспансеризации населения.
В настоящее время рассматривается три стратегии профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) [2]:
— популяционная стратегия;
— стратегия высокого риска;
— вторичная профилактика.
Центр медицинской профилактики (ЦМП) следует рассматривать как ведущее учреждение службы профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения. ЦМП — одна из основных структур здравоохранения, чья работа направлена на профилактику на групповом и индивидуальном уровне. ЦМП должны быть ведущей структурой практического здравоохранения в работе по профилактике НИЗ среди населения, использующей в основном популяционный подход. В основе деятельности центров лежит межведомственный подход.
Цель исследования — провести анализ деятельности ЦМП в области укрепления и сохранения здоровья населения и профилактики НИЗ.
Материал и методы
С использованием статистических методов проведен анализ данных о структуре и деятельности ЦМП, содержащихся в форме отраслевого статистического наблюдения по РФ № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики» за 2008, 2014 и 2015 гг.
Результаты и обсуждение
В своей работе ЦМП осуществляют координацию действий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, а также организацию межведомственного сотрудничества; разрабатывают и реализуют политику и стратегии по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, целевых программ в этой области. Важной частью деятельности ЦМП является просветительская и информационная работа с населением через СМИ, организация общественных мероприятий, работа на местах. Большое внимание уделяется подготовке медицинских работников и специалистов различных профилей по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Характеристика службы медицинской профилактики
На уровне региона службу медицинской профилактики возглавляет региональный ЦМП, являющийся самостоятельным учреждением особого типа. Однако по состоянию на 2015 г. на территории России таковыми являются только 68% центров (56 из 82). Характеристика центров, возглавляющих медицинскую профилактику в регионе, представлена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, самостоятельным является 41 ЦМП, 15 (68%) — юридическими лицами. В других случаях ЦМП являются подразделением (отделение профилактики) другой МО и выполняют только функцию регионального центра: в составе врачебно-физкультурного диспансера (ВФД) — 11 (13%), в составе медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) — 4 (5%), в специализированных центрах — 4 (5%), в составе МО — 7 (8,5%). При этом они являются только отделением и не имеют полноценной структуры ЦМП.
По сравнению с 2008 г. число региональных ЦМП увеличилось: такие центры были организованы в Ивановской, Тамбовской областях и Москве (ЦФО), в Кабардино-Балкарской Республике (ЮФО) и Камчатском крае (ДВФО). По состоянию на 2015 г. ЦМП отсутствовали в трех регионах: Ленинградской области, Чукотском автономном округе и Хабаровском крае. В настоящее время ЦМП отсутствует только в Чукотском автономном округе.
Одним из направлений деятельности регионального центра является координация деятельности центров (отделения, кабинеты) муниципального уровня. Следует отметить, что в 2015 г. произошло значительное уменьшение количества муниципальных ЦМП. Это связано с тем, что в отдельных субъектах, муниципальные центры были введены в структуру регионального ЦМП как отделение. По сравнению с 2008 г. число таких ЦМП уменьшилось на 61,4% (с 70 до 27). На рис. 1 представлено соотношение количества муниципальных ЦМП в 2008 и 2015 гг. в разрезе федеральных округов (ФО). ЦМП муниципального уровня сохранились лишь в отдельных субъектах: Московская область (5), Краснодарский край (4), Республика Татарстан (3), Пермский край (4) и Челябинская область (5), еще в 6 регионах — по одному. Наибольшее число муниципальных центров, переведенных в отделение, зарегистрировано в Смоленской (3), Самарской (3), Саратовской (4) и Тюменской (3) областях, Республике Башкортостан (3) и Приморском крае (4). На наш взгляд, превращение муниципальных ЦМП в отделения является большой ошибкой, поскольку целесообразность данного шага не подтверждена в ходе исследования; снизился статус центра; не учтено психологическое состояние сотрудников.
Профилактическая деятельность на территории муниципальных образований осуществляется за счет работы отделений и кабинетов медицинской профилактики, так как они в настоящее время организованы в каждой М.О. Однако в связи с недостаточностью кадров (один врач и/или одна медицинская сестра) основным направлением их деятельности является диспансеризация. При этом другие функции, утвержденные приказом [3], становятся трудновыполнимыми, в связи с чем снижается эффективность первичной профилактики на территории муниципального образования.
Структура региональных центров медицинской профилактики
Основой эффективной работы является полноценная структура центра. Согласно отчетной форме № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики», ЦМП должен включать пять основных отделов (рис. 2), а также методический кабинет, отделение мониторинга здоровья населения и др. Результаты анализа показали, что практически ни в одном регионе нет центра, имеющего утвержденную структуру в полном объеме. Наличие большого числа «прочих подразделений» (табл. 2) подтверждает, что региональные ЦМП не совсем устраивает утвержденная структура, в связи с чем организуются новые отделы. Учитывая наличие «Порядка об организации и осуществлении профилактики неинфекционных заболеваний и проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», утвержденного Приказом Минздрава России № 683н от 30.09.15, в котором рекомендуется другая структура ЦМП, отчетная форма № 70 «Сведения о деятельности центров медицинской профилактики» требует пересмотра. Необходимо привести в соответствие нормативную (Приказы № 455 и № 683н) [3, 4] и отчетную (годовая форма № 70) документацию.
Методическая работа центров медицинской профилактики
Среди основных направлений деятельности ЦМП были рассмотрены обучение кадров, подготовка методических материалов, издательская деятельность, социологические исследования.
Обучение кадров — медицинских и немедицинских специалистов — методике профилактической работы проводится в виде лекций, одноразовых семинаров, школ по обучению, а также в рамках научно-практических конференций. Сведения об обучении медицинских работников в центрах медицинской профилактики в 2014 и 2015 гг. представлены на рис. 3. Доля обученных рассчитывалась как отношение числа обученных, показанных в отчетной форме № 70 (таб. 2001), к числу медицинских работников (врачи и средний медперсонал), показанных в отчетной форме № 30, и в среднем по РФ в 2015 г. составила 21,6% (в 2014 г. — 18,8%). Большое число медицинских работников обучено в СКФО — 36% (2014 г. — 27,3%) и в ПФО — 32,3% (2014 г. — 31,9%). Низкая доля обученных в 2015 г. — в КФО (10,8%), ЮФО (13,8%) и ДВФО (13,3%). Обучение в 2015 г. не проводилось в таких субъектах, как Иркутская область, Камчатский край и Севастополь.
Помимо обучения медицинских работников (врачи и средний медперсонал), проводится обучение различных групп населения — студентов высших и средних учебных заведений, немедицинских работников (педагоги, работники различных немедицинских учреждений).
Подготовка методических материалов
Методическая работа, проводимая ЦМП, включает подготовку методических материалов различного плана, разработку, приобретение и внедрение профилактических программ, создание видеофильмов, клипов и аудиороликов, проведение методических консультаций. В табл. 3 представлены данные о количестве методических материалов, подготовленных НЦМП в 2015 г.
Больше всего подготовлено материалов для медицинских работников — 35,6% от общего количества (в среднем по РФ). Наиболее активен в этом направлении ДВФО (51,5%). В других округах показатель приближается к среднероссийскому. Самый низкий показатель — в УФО (25,2%).
На втором месте стоит подготовка материалов для отделений и кабинетов медицинской профилактики (в среднем по РФ — 34,9%). Самые высокие показатели отмечены в КФО (54,7%), СФО (46,9%), СЗФО (45,7%); наиболее низкие — в ДВФО (24,1%), ПФО (27,4%) и в ЮФО (28,1%).
Для педагогов (среднероссийский показатель 8,6%) наиболее активно готовятся материалы в УФО (13%), КФО (12,4%) и в ЮФО, СКФО и ПФО — по 11%. Самый низкий показатель в СФО (3,9%).
Доля материалов для прочих работников и организаций, подготовленных ЦМП, достаточно высока и в среднем по РФ составляет 20,9%. В это число обычно входят материалы для СМИ, министерств и ведомств (образование и наука, культура, агентства по делам молодежи, правоохранительные органы и т. д.). Наибольшая активность в данном направлении отмечена в УФО (27,9%) и ПФО (26%), низкий уровень — в КФО (5,1%).
Издательская деятельность
Издательская деятельность является неотъемлемой частью работы ЦМП. Основную часть издаваемой продукции составляют пропагандистские материалы для населения по различным направлениям профилактики. Данные по числу наименований пропагандистских материалов, подготовленных ЦМП в разрезе ФО, представлены в табл. 4.
При подготовке сведений региональным ЦМП следует обратить внимание на предоставляемые данные о количестве разработанных наименований пропагандистских материалов. Так, согласно годовой отчетной форме № 70, в 2015 г. всего по России подготовлено 8437 наименований (в 2014 г. — 9231). Среди регионов можно выделить следующие: в ЦФО — Владимирскую область — 581 (2014 г. — 534), Воронежскую — 257 (2014 г. — 257), Тамбовскую — 237 (2014 г. — 210); в ЮФО — Краснодарский край — 165 (2014 г. — 654); в ПФО — Республику Башкортостан — 360 (2014 г. — 250), Саратовскую область — 161 (2014 г. — 229); в УФО — Челябинскую область — 194 (2014 г. — 205); в СФО — Республику Бурятию — 375 (2014 г. — 269); в КФО — Республику Крым — 3320 (2014 г. — 3491).
В таких регионах, как Орловская область, Карачаево-Черкесская Республика, Иркутская область и Приморский край, подготовка и тиражирование пропагандистских материалов в 2015 г. не проводилась.
Показателем активности работы в области подготовки и тиражирования материалов является обеспеченность населения этими материалами. Как видно из рис. 4, практически во всех ФО обеспеченность населения пропагандистскими материалами в 2015 г. выросла по сравнению с 2014 г. и в среднем по РФ составила 877,8 экземпляра на 10 тыс. населения (2014 г. — 736). Отрицательная динамика отмечена в СКФО и ДВФО. Наиболее высокий показатель — в УФО (3353,9 в 2015 г. и 2751,4 в 2014 г.) и СЗФО (2319,2 в 2015 г. и 1178,8 в 2014 г.). Самые низкие значения в 2015 г. отмечены в ЮФО (159,1), КФО (367,1) и ЦФО (442,2).
В табл. 5 представлена доля пропагандистских материалов, разработанных для населения, в зависимости от тематики. Основное внимание уделяется вопросам профилактики НИЗ. В среднем по РФ доля этих материалов в 2015 г. составила 53% (в 2014 г. — 48%), при этом обеспеченность населения (тиражирование) данным видом продукции достаточно низкая и составила в 2015 г. 424,9 экземпляра на 10 тыс. населения. Так, несмотря на высокое число наименований, предоставленных Республикой Крым, — 2682 (КФО — 2691), тираж одного наименования материалов составил только 20 экземпляров, а обеспеченность населения — 281,4 экземпляра на 10 тыс. населения. Во многих регионах из-за низкого уровня финансирования и/или отсутствия редакционно-издательских отделов в ЦМП нет возможности широкого тиражирования уже разработанных и подготовленных материалов. Наиболее высокая обеспеченность населения материалами по профилактике НИЗ отмечена в УФО (1469,2 экземпляра на 10 тыс. населения) в основном за счет Ханты-Мансийского автономного округа (5229,7 экземпляра), что может свидетельствовать о хорошем уровне финансирования профилактической работы в данном регионе. Самая низкая обеспеченность материалами по профилактике НИЗ отмечена в 2015 г. в ЮФО (77,9 экземпляра на 10 тыс. населения) с наиболее низким уровнем этого показателя в Ростовской области (2,4 экземпляра).
Социологические исследования
В рамках этого раздела ЦМП проводится работа по созданию системы мониторинга факторов риска (ФР), являющейся частью региональной системы мониторинга показателей здоровья населения и факторов, его определяющих. Проводится регулярное изучение поведенческих и связанных с ними биологических ФР развития и прогрессирования НИЗ. Опрос проводят по анкетам, разработанным ЦМП, а также предложенным Минздравом России. Проводится анкетирование взрослого населения, подростков, учащихся образовательных учреждений.
В табл. 6 представлены количественные показатели проведенных социологических исследований в разрезе Ф.О. Всего в 2015 г. в РФ проведено 10 847 исследований. Большое число опросов выполнено в разделах изучения санитарной культуры (3215) и распространенности поведенческих ФР НИЗ (2296). Необходимо обратить внимание и на направление «прочие» (4003 анкетирования), перечень исследований которого довольно разнообразен в регионах: проведены исследования по информированности населения о риске развития и профилактике офтальмологических, кожных и почечных заболеваний, остеопороза, сахарного диабета 2-го типа и т. д., о подверженности стрессу, самосохранительному поведению молодежи, представлении о депрессии и распространенности ее признаков. Изучены уровни информированности детей, подростков и молодежи в отношениии психоактивных веществ, ВИЧ/СПИД; онкологическая грамотность населения, проведены психологические тестирования и т. д.
Как видно из представленных в табл. 6 данных, наиболее активная работа по проведению социологических исследований в 2015 г. проведена в КФО (4421) и ЦФО (3992), низкое число анкетирований — в ДВФО (74) и УФО (56). Следует отметить, что высокое число опросов не всегда сопровождается большим количеством респондентов (опрос сотрудников одного учреждения, опрос посетителей учреждения в течение короткого времени), и, наоборот, во многих регионах проводятся исследования на больших представительных выборках населения, что дает возможность анализировать данные эпидмониторинга НИЗ и ФР их развития. К сожалению, в статистической отчетности, в частности в годовой форме № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики», до настоящего времени данные о количестве респондентов не отражаются (сведения предоставляются каждым регионом отдельно в пояснительных записках).
Финансовое обеспечение деятельности центров медицинской профилактики
Оценка финансового обеспечения проводилась без учета заработной платы и расходов на материально-техническое оснащение. На рис. 5 отражено финансирование профилактической работы с населением в 2014 и 2015 гг. в расчете на 10 тыс. населения в разрезе ФО.
В 2015 г. отмечается значительное снижение уровня финансирования во многих регионах (61% субъект РФ), а в среднем по России составило 11,4 тыс. руб. на 10 тыс. населения (см. рис. 5). По сравнению с 2014 г. финансирование в расчете на 10 тыс. населения увеличилось в ЮФО (на 0,5 тыс. руб.) за счет Республики Адыгея (с 11,3 в 2014 г. до 14,5 в 2015 г.), Краснодарского края (с 1,7 в 2014 г. до 2,6 в 2015 г.) и Астраханской области (с 6,3 в 2014 г. до 11,3 в 2015 г.); в УФО (на 4,8 тыс. руб.) за счет Курганской (с 0 в 2014 г. до 4,9 в 2015 г.), Тюменской областей (с 60,9 в 2014 г. до 79,6 в 2015 г.), Ямало-Ненецкого автономного округа (с 24,5 в 2014 г. до 37,7 в 2015 г.) и Челябинской области (с 7,7 в 2014 г. до 28,2 в 2015 г.); в ДВФО (на 13,9 тыс. руб.) за счет Магаданской (с 56,9 в 2014 г. до 139,3 в 2015 г.) и Сахалинской (с 33,6 в 2014 г. до 210,2 в 2015 г.) областей; а также в КФО (на 0,5 тыс. руб.) по причине появления в 2015 г. финансирования Севастополя.
Распределение регионов по уровню финансирования профилактической деятельности следующее: самый высокий в РФ уровень финансирования профилактической работы в расчете на 10 тыс. населения в 2014 г. отмечен в Республике Бурятия (371,1 тыс. руб.), Ненецком автономном округе (223,8 тыс. руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (171,5 тыс. руб.) и в 2015 г. — в Ненецком автономном округе (252 тыс. руб.), Сахалинской области (210,2 тыс. руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (148,6 тыс. руб.) и Магаданской области (139,3 тыс. руб.).
Финансирование профилактической работы с населением в 2014 г. не осуществлялось в таких регионах, как Курская, Рязанская, Смоленская, Ростовская, Тверская, Оренбургская, Иркутская, Пензенская, Курганская области, республики Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Алтай, Крым, Саха (Якутия), Камчатский край, Севастополь. В 2015 г. денежные средства на профилактическую работу с населением не выделялись в Воронежской, Ростовской, Тверской, Иркутской областях; республиках Карелия, Калмыкия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской, Марий Эл и Мордовии, Алтай, Саха (Якутия), Крым; Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области.
Крайне низкий уровень финансирования (от 0,1 до 1 тыс. руб. на 10 тыс. населения) в 2014 г. отмечен в таких субъектах, как республики Мордовия, Чувашская, Удмуртская, Карелия; Нижегородская, Кировская, Тамбовская, Кемеровская области, Алтайский край, Москва; 2015 г. — Ивановская, Кемеровская, Костромская, Брянская, Тамбовская, Новгородская области; республики Чеченская, Удмуртская, Северная Осетия—Алания, КФО.
В большинстве регионов (44% в 2014 г. и 52% в 2015 г.) уровень финансирования профилактической деятельности не превышал 10 тыс. руб. на 10 тыс. населения, т. е. не более 1 руб. на человека в год.
В табл. 7 представлено количество средств (в тыс. руб.), полученных на профилактическую работу в расчете на 10 тыс. населения, в зависимости от источника финансирования в разрезе ФО.
Анализ объемов финансирования ЦМП показывает, что основным источником денежных средств, получаемых этими учреждениями на осуществление профилактической работы с населением, являются территориальные органы управления здравоохранением. Средства от платных услуг поступают в ЦМП в основном за счет деятельности платных отделений и кабинетов центра здоровья и/или врачебно-физкультурного диспансера, функционирующих на базе ЦМП. Единичные ЦМП получают финансирование от спонсоров, а также договорные средства на профилактическую работу.
Выводы
1. Несмотря на общее увеличение числа региональных ЦМП, отмечена тенденция снижения количества муниципальных центров. При этом многие региональные центры не имеют полноценной структуры или представлены всего лишь отделением в составе другого учреждения, что не может не сказываться на эффективности работы.
2. Необходимо исследование о целесообразности реорганизации муниципальных центров в отделение регионального ЦМП.
3. С целью повышения эффективности первичной профилактики на уровне муниципального образования необходимо усиление кадрового потенциала отделений и кабинетов медицинской профилактики.
4. Для контроля эффективности профилактической работы на региональном уровне необходимо обеспечение однородности деятельности ЦМП. Выявляется потребность в пересмотре нормативной и отчетной (форма № 70) документации и разработке организационно-методических материалов (подготовка пропагандистских материалов, социологических исследований и т. д.).
5. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления внимания на финансировании профилактической работы с населением. В большом числе регионов (44% в 2014 г. и 52% в 2015 г.) уровень финансирования профилактической деятельности не превышает 10 тыс. руб. на 10 тыс. населения, т. е. не более 1 руб. на человека в год.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Е.С., Н.С.
Сбор и обработка материала — Е.С., Н.С.
Статистическая обработка — Е.С.
Написание текста — Е.С., Н.С.
Редактирование — Н.С.
Сведения об авторах
Савченко Екатерина Дмитриевна — к.м.н., в.н.с. отд. инновационных технологий профилактики заболеваний ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; ORCID: 0000-0002-3540-3331; eLibrary SPIN: 426775;
Соболева Надежда Петровна — к.м.н., рук. отд. инновационных технологий профилактики заболеваний ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; ORCID: 0000-0001-9077-2079; eLibrary SPIN: 752028; e-mail: soboleva@mednet.ru