В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 302-н от 10.06.09 в Российской Федерации (РФ) были созданы новые структурные подразделения медицинской профилактики — центры здоровья (ЦЗ), основными функциями которых стали информирование населения о факторах риска, обучение граждан методам профилактики заболеваний, оценка функциональных и адаптивных резервов организма и динамическое наблюдение за пациентами группы риска, разработка индивидуальных программ по ведению здорового образа жизни.
Приказом Минздравсоцразвития России № 597н от 19.08.09 утверждены учетные и отчетные формы и рекомендуемые штатные нормативы.
Как известно, статистическая информация призвана способствовать принятию более эффективных управленческих решений, лучшей осведомленности общества в вопросах состояния здоровья населения, деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и эффективности расходов на здравоохранение [1, 2].
В незначительном числе публикаций, посвященных деятельности ЦЗ [3—5], отсутствовали ответы на вопросы: 1) как управлять эффективностью ЦЗ: 2) возможно ли, используя имеющиеся статистические данные, осуществлять мониторинг за деятельностью ЦЗ на региональном и федеральном уровнях.
Цель исследования — дать содержательный анализ формы № 68 и оценить возможность ее использования для оценки деятельности ЦЗ на примере данных годового отчета регионов Сибирского федерального округа (СФО).
Материал и методы
Для анализа были использованы отчетные формы отраслевого статистического наблюдения № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (годовая) регионов СФО за 2015 г.
Результаты
Статистическая отчетная форма № 68 состоит из 13 таблиц и 555 ячеек. В данной статистической форме содержится как оперативная информация (количество посещений, обследований), так и информация, касающаяся структуры, кадровой и материальной обеспеченности, которая практически не меняется в течение года. Поэтому предложенная периодичность сбора отчетной формы (ежемесячная, нарастающим итогом) явно избыточна для этих данных.
На наш взгляд, эти сведения можно представлять в виде приложения к годовому отчету. В этом приложении можно было бы указывать и количество ЦЗ в регионе, и количество обслуживаемого населения. Это позволяет оценивать соответствие нормативу фактической обеспеченности населения региона ЦЗ.
Так, из данных, представленных в таблице, видно, что обеспеченность ЦЗ приближается к нормативной практически во всех регионах СФО. Только в республиках Бурятия, Тыва, Томской области этот показатель существенно ниже рекомендованного Минздравом показателя — один ЦЗ на 200 тыс. населения, а в Иркутской и Омской областях отмечено превышение норматива (см. таблицу).
Таблицы 2001 и 2002 гг., характеризующие контингенты обратившихся граждан, содержат избыточные строки и столбцы, практически не содержащие никакой информации. Речь идет о лицах, направленных в стационары. Идеология появления ЦЗ была основана на работе преимущественно со здоровыми людьми, поэтому неясно, зачем в форму была включена эта информация.
Отсутствие утвержденной на федеральном уровне инструкции по заполнению данной отчетной формы приводит к их появлению на региональном уровне [6]. Так, в соответствии с данной инструкцией, число лиц, направленных в ЦЗ по итогам диспансеризации, не включается в количество граждан, направленных из ЛПУ. Этим документом установлено, что количество граждан, которым назначены индивидуальные планы по здоровому образу жизни (столбец 7), не должно быть меньше количества лиц с факторами риска (столбец 6). Другими словами, планы по здоровому образу жизни назначаются и здоровым людям. Зачем? Это правило не позволяет рассчитать такой показатель, как доля лиц с факторами риска, которым назначены индивидуальные планы по здоровому образу жизни.
Необходимо уточнить понятия «обращение» и «посещение», которые используются в данной форме. В соответствии с информационным письмом № 11−9/10/2−5718 от 25.12.12 Минздрава России «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.», в объем медицинской помощи, оказываемой с профилактической целью, включаются посещения Ц.З. Понятие «обращение» имеет отношение к заболеванию и включает два и более посещения и, на наш взгляд, не может использоваться в данной отчетной форме. Кроме того, в отчетной форме есть такие понятия, как «обследование», «осмотр», что также требует инструктивных разъяснений.
Таблица 2005 г. требует кардинального пересмотра, так как она не соответствует рекомендуемым штатным нормативам ЦЗ [7] и перечню специальностей. В ЦЗ ведут прием врач по медицинской профилактике, врач-пси-хотерапевт или психолог. Поэтому неясно, почему в отчетах всех региональных центров в данной таблице появляются терапевты, педиатры, психиатры-наркологи, а в строках таблицы приведен большой перечень узких специальностей, таких как кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, которые остаются пустыми.
Как уже описано выше, основная функция статистических отчетов — предоставление информации, необходимой для управления. Форма № 68 не дает возможности оценить результативность в соответствии с выполняемыми функциями. Так, из функций ЦЗ, определенных приказом № 683н от 30.09.15 Министерства здравоохранения РФ, с помощью формы № 68 можно оценить результаты выполнения только одной: обследование граждан с целью оценки функциональных и адаптативных резервов здоровья, выявления факторов риска, при этом не в полном объеме.
Информация о таких важных разделах работы ЦЗ, как индивидуальное углубленное профилактическое консультирование, диспансерное наблюдение, включая назначение лекарственных препаратов для коррекции дислипидемии, за гражданами, имеющими высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, не нашла отражения в отчетной форме, следовательно, не анализируется и не может стать основой для принятия управленческих решений. Между тем в учетной документации ЦЗ содержатся необходимые данные для оценки всей работы этих подразделений.
Деятельность школ здоровья отражается не в полной мере. В таблице 2009 г. указываются данные о числе лиц, обученных основам здорового образа жизни. Соответствует ли это количество числу лиц, которым назначены индивидуальные планы по здоровому образу жизни? Отличаются ли эти понятия, и в чем состоят эти отличия? В существующих документах об этом ничего не говорится.
Полную информацию о структуре обученных граждан по «направлению» школы можно получить только из пояснительной записки к годовому отчету, тогда как в оперативном режиме непонятно, что скрывается за понятием «прочие школы». Это не дает возможности оценить, соответствует ли структура обученных граждан структуре выявленных факторов риска, какая доля лиц с тем или иным фактором риска направлена на обучение и закончила его? Кроме того, отсутствие унифицированного положения о школах здоровья, учебных программах не позволяет сравнивать деятельность ЦЗ по этому направлению деятельности.
Таким образом, существующая отчетная форма о деятельности ЦЗ требует полного пересмотра. Необходимо привести ее содержание в соответствие со стоящими перед ЦЗ задачами. Необходима разработка инструкции по заполнению данной отчетной формы с обязательным внутри- и межтабличным контролем. Для анализа деятельности ЦЗ по результатам отчета достаточно и ежеквартального его предоставления. Сведения о кадрах и оснащении ЦЗ можно предоставлять в виде приложения к годовому отчету.
Кроме того, на федеральном уровне необходима разработка положения о школах здоровья и унифицированных программ обучения пациентов с различными факторами риска.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Написание текста — Б.Г.
Сбор данных — О.К.
Сведения об авторах
Горный Борис Эмануилович —к.м.н., с.н.с. [Boris E. Gornyi, MD], адрес: Россия, 101990, Москва, Петроверигский переулок, д.10 [address: 10 Petroverygskiy lane, 101990, Moscоw, Russia]; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9589-0186; eLibrary SPIN: 4531-6606; e-mail: BGornyy@gnicpm.ru
Кутумова Ольга Юрьевнa — к.м.н. [Olga Yu. Kutumova, MD], адрес: ул.Парижской коммуны, 33, к.602, 603, Красноярск, 660049, Россия, [address: 10 Parizhskoy Kommuny lane, к.602, 603, Krasnоyarsk, 660049, Russia]; eLibrary SPIN: 1651-3197; e-mail: krascmp@yandex.ru