Масштабные реформы школьного образования, проводимые в нашей стране в последние годы, безусловно, сказываются на условиях работы школьных учителей и часто негативно отражаются на их состоянии здоровья. Серьезная модернизация школьного образования в России ставит перед педагогами высокие требования, а эффективность решения поставленных задач требует компетентности, высокого профессионализма педагогов, обладающих хорошим физическим и психическим здоровьем. В течение последних нескольких десятилетий среди исследователей растет обеспокоенность состоянием здоровья учителей, связанным с их профессиональной деятельностью, так как труд этих специалистов отличается высокой эмоциональной напряженностью, высоким уровнем социальной и моральной ответственности за образование, воспитание, здоровье и жизнь подрастающего поколения [1—3].
Сложные условия работы, увеличение учебной нагрузки, высокая интенсивность труда, ежедневные психоэмоциональные перегрузки, высокие нагрузки на слуховой, зрительный и голосовой аппарат, часто напряженные отношения с учениками и их родителями и высокая ответственность за учеников, большое количество контактов в течение рабочего дня, чувство неудовлетворенности и низкий уровень физической активности способствуют формированию хронического стресса и делают данную категорию школьных работников более уязвимой в отношении развития эмоционального выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью [1, 2, 4—6].
Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, невысокая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, способствующие профессиональному выгоранию (ПВ).
ПВ и стресс рассматривают как факторы, отрицательно влияющие на здоровье педагогов. Выгорание вызывает профессиональную деформацию, которая оказывает негативное влияние на показатели профессиональной деятельности, на ее эффективность и производительность, качество жизни человека за пределами его работы. Именно поэтому синдром ПВ неразрывно связан с состоянием здоровья учителей [7—9].
По данным НИИ медицины труда РАМН [10], около 60% учителей склонны к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, у 61% отмечают наличие хронических болезней и только 23% указывают на их отсутствие. Как показали исследования Л.М. Митиной [11], психологическое и физическое неблагополучие учителей влияет на ухудшение здоровья учеников. Невротизирующая среда, атмосфера психоэмоционального дискомфорта на уроке, создаваемая в том числе и учителями, способствует возникновению невротических и психосоматических проявлений у школьников.
На сегодняшний день ПВ в наиболее общем виде трактуют как ответ организма на ситуацию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Поэтому этот синдром, имеющий прямое отношение к здоровью, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов, ряд авторов обозначают понятием «профессиональное (эмоциональное) выгорание» [12—14].
С ПВ связаны не только состояние физического и психического здоровья педагогов, но и снижение эффективности работы, неудовлетворенность ее результатами, увеличение количества дней нетрудоспособности, преждевременное прекращение профессиональной деятельности и, в конечном счете, более слабое образование школьников [4, 15]. Проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, невысоким уровнем знаний о факторах риска хронических неинфекционных заболеваний и способах их профилактики. Важными факторами в сохранении и укреплении здоровья становятся формирование потребности и конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ) [16].
Недостаток научной информации о влиянии ПВ на отношение учителей к собственному здоровью и ЗОЖ послужил основанием для проведения данного исследования.
Цель настоящего исследования — изучить взаимосвязь ПВ учителей с их отношением к собственному здоровью и ЗОЖ.
Материал и методы
Исследование проводилось в 5 общеобразовательных школах Москвы. В исследовании участвовали 317 учителей (26 мужчин и 291 женщина) в возрасте от 20 до 68 лет вне зависимости от наличия или отсутствия у них какого-либо соматического заболевания [24].
В программу исследования входили медицинское обследование, опрос по стандартной, структурированной анкете и диагностика эмоционального выгорания.
Анкета включала следующие блоки:
1) социально-демографический (возраст, семейное положение, образование, профессия, жилищные условия и материальная обеспеченность);
2) отношение к здоровью — самооценка здоровья, наличие хронических заболеваний, инвалидности, активных действий по поддержанию здоровья, вредные привычки (употребление табака, алкоголя), уровень физической активности (ФА), отношение к профилактическим осмотрам и готовность следовать предписаниям врача, мнение о факторах, негативно влияющих на здоровье, отношение к здоровью как ценности.
В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса была применена шкала психологического стресса Ридера (L. Reeder и соавт., 1969) [17], которая использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяционных исследований.
Диагностика выгорания учителей осуществлялась с помощью опросника В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Всех участников исследования, в зависимости от уровня ПВ, классифицировали на три категории: 1-я группа (0—110 баллов) — без признаков ПВ; 2-я группа (111—180 баллов) — средний уровень ПВ; 3-я группа (181 балл и выше) — высокий и критический уровни ПВ [18].
При статистической обработке данных для описания переменных использовали частоты и доли (в %). Сравнение независимых групп номинальных данных проводили с использованием критерия χ2 Пирсона и точного критерия Фишера. Для описания силы и направления корреляционной связи между признаками применяли коэффициент ранговой корреляции гамма (γ) Гудмана—Краскела. За критический уровень статистической значимости принимали значение p≤0,05. Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics v.23.
Результаты и обсуждение
Основную долю обследованных составила 291 женщина — 92%, средний возраст 45 лет. Хотя группа мужчин, принявших участие в исследовании, составила всего 26 (8%) человек, результаты их обследования были включены нами в анализ, так как, во-первых, данное процентное соотношение отражает реальную пропорцию работающих мужчин и женщин в школах, во-вторых, некоторые результаты обследования могут оказаться интересными для дальнейшей работы. Средний возраст мужчин составил 40 лет [19].
В табл. 1 представлено
Из-за недостаточного количества наблюдений в группах мужчин-педагогов статистически значимых различий в распределении по возрасту обнаружить не удалось, но работающих мужчин, имеющих даже средний уровень выгорания, в старшей возрастной группе не оказалось. Таким образом, результаты анализа распределения школьных учителей в зависимости от возраста в группах с различным уровнем ПВ свидетельствуют о связи возраста с уровнем ПВ.
При анализе самооценки состояния здоровья школьных учителей нами установлено, что 66 (23%) женщин и 9 (35%) мужчин от обследованного контингента (291 и 26 соответственно) оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее». Удовлетворительную оценку своему здоровью дали большинство работающих в школе — 214 (70%) женщин и 16 (62%) мужчин, остальные педагоги оценили свое здоровье как плохое. По данным исследования, проведенного Т. Пономаревой [22], почти 1/3 учителей оценивают свое здоровье как неудовлетворительное. Авторы многих научных публикаций отмечают, что состояние здоровья педагогов отличается более низкими показателями по сравнению с другими профессиональными группами [1, 14, 19, 20]. В табл. 2 представлены
Результаты проведенного анализа связи уровня ПВ учителей с их отношением к собственному здоровью и ЗОЖ показывают, что, несмотря на низкую самооценку здоровья, высшее образование и наличие бóльших возможностей (проживание в одном из крупнейших городов мира, неограниченные возможности в получении любой информации, наличие доступной и высокотехнологичной медицинской помощи и т. д.) у школьных учителей отмечается низкий интерес ко всему, что относится к сохранению и укреплению собственного здоровья. Образ жизни педагогов (как мужчин, так и женщин) трудно назвать здоровым. По результатам нашего исследования, у них отмечается низкий уровень ФА, они не соблюдают режим труда и отдыха, не умеют управлять своими эмоциями и правильно справляться со стрессом, у них отмечаются низкая компетентность в вопросах правильного питания и наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя).
И если такие показатели выявлены среди педагогов, не имеющих ПВ, то наличие выгорания серьезно усугубляет нездоровый образ жизни и соответствующее отношение к собственному здоровью. Детальный анализ полученных результатов представлен в табл. 3, 4,
Источники информации о здоровье школьных учителей с различным уровнем ПВ представлены в табл. 3. Практически все опрошенные педагоги отмечают, что вопросы о здоровье их интересуют, но судя по представленным ответам, этот интерес имеет чисто теоретический характер, так как большинство и мужчин, и женщин даже в 1-й группе (без ПВ) нечасто обращаются к традиционным источникам информации, таким как СМИ, интернет, медицинские работники, специальная литература. Тем не менее учителя больше доверяют информации, полученной от врачей, друзей и близких, из интернета и из СМИ. Однако с увеличением уровня выгорания меняется как отношение к источникам информации о здоровье, так и частоте использования этой информации. Так, женщины с увеличением степени ПВ (2-я группа, средний уровень) стараются уделять больше внимания информации о здоровье, привлекая интернет, специальную литературу, советы друзей и близких, работников аптек, но при дальнейшем увеличении выгорания (3-я группа) женщины становятся более пассивными в поиске информации о здоровье, они меньше обращаются за профессиональной помощью, предпочитая рекламу, или вовсе перестают интересоваться вопросами сохранения здоровья, что частично подтверждают результаты исследования, полученные в исследованиях других профессиональных групп [23]. Если женщины начинают проявлять озабоченность по поводу ухудшения состояния здоровья и качества жизни, когда появляются умеренные признаки ПВ (2-я группа), то мужчины чаще всего обращают внимание на изменения в состоянии здоровья уже при высоких показателях ПВ, когда явно снижается качество жизни и выражены отклонения в состоянии здоровья (см. табл. 3) [19]. Таким образом, педагоги достаточно редко используют в качестве источника информации о ЗОЖ рекламу, листовки и брошюры. Кроме того, они недостаточно информированы о вопросах здоровья и его поддержания (см. табл. 3). Полученные данные также указывают, что информация о здоровье, исходящая от СМИ, листовок и брошюр, у педагогов наименее востребована. Для распространения информации о здоровье необходимо учитывать наиболее привлекательные каналы ее получения, поскольку реклама, листовки, брошюры и т. д. не пользуются спросом в данной категории населения.
Осознание неблагополучия в отношении собственного здоровья не всегда сопровождается пониманием педагогами возможностей его улучшения. Тем не менее важным фактором в сохранении и укреплении здоровья является формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью и компетентность в вопросах собственного образа жизни [16, 24]. Исходя из этого, отношение к здоровью проявляется в действиях, поступках и позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья. Частота различных действий по поддержанию и сохранению здоровья школьными учителями в группах с различным уровнем ПВ представлена в табл. 4. Уровень Ф.А. — один из показателей ЗОЖ и фактор, участвующий в сохранении и укреплении здоровья, в нашем исследовании оказался ниже, чем в других работах [25, 26]. По нашим данным (см. табл. 4), у женщин-учителей при увеличении степени выгорания отмечаются не только уменьшение ФА, но и снижение контроля за условиями труда, эмоциональным состоянием, своим здоровьем (прохождение профосмотров, интерес к информации о ЗОЖ), своевременным обращением за медицинской помощью. В выборке мужчин (см. табл. 4) по многим позициям не удалось выявить статистически значимых межгрупповых различий из-за недостаточного числа наблюдений.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что во 2-й и 3-й группах («выгорающие» и «выгоревшие») не нашлось ни одного человека, который бы избегал вредных условий труда и старался бы управлять своим эмоциональным состоянием, что негативно влияет на состояние их здоровья, усугубляя процесс выгорания. С увеличением степени ПВ женщины реже следят за питанием (см. табл. 4), но в некоторых вопросах пищевого поведения женщины и мужчины часто ведут себя по-разному. Так, женщины с увеличением степени ПВ реже ограничивают себя в употреблении жиров, углеводов и соответственно реже контролируют свою массу тела, в отличие от мужчин, которые при увеличении степени выгорания усиливают контроль за этими показателями. Полученные нами данные о связи ПВ с нарушениями пищевого поведения подтверждают результаты и других исследований [27, 28]. Стресс, а также состояние тревоги, беспокойства, грусти и одиночества могут изменить пищевое поведение, и многие в таких состояниях предпочитают сладкие и жирные продукты, сладкие напитки, а также алкогольные напитки с целью снять стрессовое напряжение [27, 29—32]. Кроме того, мы установили, что среди женщин с увеличением ПВ растет число злоупотребляющих алкоголем. Можно предположить, что «выгорающие» и «выгоревшие» учителя-женщины используют алкоголь как средство для снятия негативных симптомов П.В. Аналогичные данные получены и в других исследованиях, где употребление алкоголя и курение также были связаны с выгоранием [32, 33]. Таким образом, по данным нашего исследования, большинство действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, оказывающих положительное влияние на снижение уровня ПВ, таких как поддержание ФА, соблюдение режима труда и отдыха, грамотное управление своим эмоциональным состоянием, соблюдение режима питания, школьные учителя в основном не поддерживают. Выгорание может также способствовать формированию нездорового пищевого поведения и стать фактором риска избыточной массы тела и ожирения.
Высокая интенсивность общения педагогов с детьми и их родителями, коллегами по работе с годами может приводить к напряженному психоэмоциональному состоянию и желанию снять это напряжение каким-либо способом.
В рамках данного исследования мы попытались оценить действия, предпринимаемые педагогами, для снятия стресса в зависимости от выраженности П.В. Известно, что женщины больше страдают от стресса и эмоционального выгорания, чем мужчины [33]. В результате проведенного нами сравнительного анализа действий, направленных на снятие стресса мужчинами и женщинами-педагогами в группах с различным уровнем ПВ (см. табл. 5),
Показательно, что «невыгоревшие» педагоги-женщины (1-я группа) в отличие от «выгоревших» (3-я группа) часто прибегают к одному из самых эффективных способов снятия стресса — хобби (занятию любимым делом). В некоторых исследованиях выявлена положительная связь хобби с увлеченностью работой, наличием личного времени и отрицательная связь с ПВ [4, 35]. Как мужчины-педагоги, так и женщины одинаково часто общаются с близкими вне зависимости от уровня выгорания. Следует отметить, что педагоги крайне редко обращаются к специалистам для коррекции стресса, в то же время с ростом уровня выгорания увеличивается количество женщин-педагогов, занимающихся медикаментозным самолечением стресса. Таким образом, педагоги с ПВ выбирают для снятия стресса не здоровое поведение, а действия (уединение, употребление алкоголя, отказ от хобби), которые только усугубляют симптомы ПВ.
Анализ причин отказа педагогов с разным уровнем ПВ от действий по сохранению и укреплению здоровья представлен в табл. 6.
На рисунке
Заключение
Результаты проведенного исследования среди учителей ряда московских школ показали, что синдром ПВ оказывает неблагоприятное влияние на самооценку здоровья, отношение к здоровью и поведение, направленное на ЗОЖ. Для предупреждения ПВ и минимизации его негативного воздействия на здоровье, поведение и образ жизни педагогов, а также в целях повышения профессионального долголетия рекомендуется разработать комплекс мероприятий, включающих:
— обучение умениям и навыкам, направленным на предотвращение и преодоление стресса и ПВ (снятие психоэмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, управление своими эмоциями, правильная организация профессиональной деятельности);
— рекомендации по соблюдению принципов ЗОЖ (рациональное питание, достаточная ФА, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек);
— условия для регулярного повышения профессиональной компетентности.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Анализ материала, написание текста статьи, рисунки, таблицы — М.К.
Разработка концепции статьи, статистическая обработка данных, написание текста статьи (раздел «Материал и методы») — В.Р.
Сбор материала, редактирование — Е.И.
Сведения об авторах
*Котова Марина Борисовна — к.психол.н., в.н.с. [Marina B. Kotova, PhD]; адрес: 101990; Россия, Москва, Петроверигский переулок, д. 10, стр. 3 [address: 10/3, Petroverigskiy per. 101990, Moscow, Russia]; https://orcid.org/0000-0002-6370-9426; eLibrary SPIN: 9581-1147; е-mail: mkotova@gnicpm.ru
Розанов Вячеслав Борисович — д.м.н., в.н.с. [Vyacheslav B. Rozanov, MD]; https://orcid.org/0000-0002-7090-7906; eLibrary SPIN: 6359-3735; e-mail:vbrozanov@gmail.com
Иванова Елена Ильинична — н.с. [Elena I. Ivanova, Research Fellow]; https://orcid.org/0000-0002-1282-6366; eLibrary SPIN: 2423-0507; e-mail: eivanova@gnicpm.ru