Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Котова М.Б.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины"

Розанов В.Б.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", Москва

Иванова Е.И.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия

Взаимосвязь между профессиональным выгоранием учителей и их отношением к своему здоровью и здоровому образу жизни

Авторы:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 956

Загрузок: 28


Как цитировать:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием учителей и их отношением к своему здоровью и здоровому образу жизни. Профилактическая медицина. 2018;21(5):83‑94.
Kotova MB, Rozanov VB, Ivanova EI. Relationship between professional burnout in teachers and their attitude towards their health and healthy lifestyle. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(5):83‑94. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20182105183

Масштабные реформы школьного образования, проводимые в нашей стране в последние годы, безусловно, сказываются на условиях работы школьных учителей и часто негативно отражаются на их состоянии здоровья. Серьезная модернизация школьного образования в России ставит перед педагогами высокие требования, а эффективность решения поставленных задач требует компетентности, высокого профессионализма педагогов, обладающих хорошим физическим и психическим здоровьем. В течение последних нескольких десятилетий среди исследователей растет обеспокоенность состоянием здоровья учителей, связанным с их профессиональной деятельностью, так как труд этих специалистов отличается высокой эмоциональной напряженностью, высоким уровнем социальной и моральной ответственности за образование, воспитание, здоровье и жизнь подрастающего поколения [1—3].

Сложные условия работы, увеличение учебной нагрузки, высокая интенсивность труда, ежедневные психоэмоциональные перегрузки, высокие нагрузки на слуховой, зрительный и голосовой аппарат, часто напряженные отношения с учениками и их родителями и высокая ответственность за учеников, большое количество контактов в течение рабочего дня, чувство неудовлетворенности и низкий уровень физической активности способствуют формированию хронического стресса и делают данную категорию школьных работников более уязвимой в отношении развития эмоционального выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью [1, 2, 4—6].

Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, невысокая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, способствующие профессиональному выгоранию (ПВ).

ПВ и стресс рассматривают как факторы, отрицательно влияющие на здоровье педагогов. Выгорание вызывает профессиональную деформацию, которая оказывает негативное влияние на показатели профессиональной деятельности, на ее эффективность и производительность, качество жизни человека за пределами его работы. Именно поэтому синдром ПВ неразрывно связан с состоянием здоровья учителей [7—9].

По данным НИИ медицины труда РАМН [10], около 60% учителей склонны к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, у 61% отмечают наличие хронических болезней и только 23% указывают на их отсутствие. Как показали исследования Л.М. Митиной [11], психологическое и физическое неблагополучие учителей влияет на ухудшение здоровья учеников. Невротизирующая среда, атмосфера психоэмоционального дискомфорта на уроке, создаваемая в том числе и учителями, способствует возникновению невротических и психосоматических проявлений у школьников.

На сегодняшний день ПВ в наиболее общем виде трактуют как ответ организма на ситуацию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Поэтому этот синдром, имеющий прямое отношение к здоровью, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов, ряд авторов обозначают понятием «профессиональное (эмоциональное) выгорание» [12—14].

С ПВ связаны не только состояние физического и психического здоровья педагогов, но и снижение эффективности работы, неудовлетворенность ее результатами, увеличение количества дней нетрудоспособности, преждевременное прекращение профессиональной деятельности и, в конечном счете, более слабое образование школьников [4, 15]. Проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, невысоким уровнем знаний о факторах риска хронических неинфекционных заболеваний и способах их профилактики. Важными факторами в сохранении и укреплении здоровья становятся формирование потребности и конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ) [16].

Недостаток научной информации о влиянии ПВ на отношение учителей к собственному здоровью и ЗОЖ послужил основанием для проведения данного исследования.

Цель настоящего исследования — изучить взаимосвязь ПВ учителей с их отношением к собственному здоровью и ЗОЖ.

Материал и методы

Исследование проводилось в 5 общеобразовательных школах Москвы. В исследовании участвовали 317 учителей (26 мужчин и 291 женщина) в возрасте от 20 до 68 лет вне зависимости от наличия или отсутствия у них какого-либо соматического заболевания [24].

В программу исследования входили медицинское обследование, опрос по стандартной, структурированной анкете и диагностика эмоционального выгорания.

Анкета включала следующие блоки:

1) социально-демографический (возраст, семейное положение, образование, профессия, жилищные условия и материальная обеспеченность);

2) отношение к здоровью — самооценка здоровья, наличие хронических заболеваний, инвалидности, активных действий по поддержанию здоровья, вредные привычки (употребление табака, алкоголя), уровень физической активности (ФА), отношение к профилактическим осмотрам и готовность следовать предписаниям врача, мнение о факторах, негативно влияющих на здоровье, отношение к здоровью как ценности.

В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса была применена шкала психологического стресса Ридера (L. Reeder и соавт., 1969) [17], которая использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяционных исследований.

Диагностика выгорания учителей осуществлялась с помощью опросника В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Всех участников исследования, в зависимости от уровня ПВ, классифицировали на три категории: 1-я группа (0—110 баллов) — без признаков ПВ; 2-я группа (111—180 баллов) — средний уровень ПВ; 3-я группа (181 балл и выше) — высокий и критический уровни ПВ [18].

При статистической обработке данных для описания переменных использовали частоты и доли (в %). Сравнение независимых групп номинальных данных проводили с использованием критерия χ2 Пирсона и точного критерия Фишера. Для описания силы и направления корреляционной связи между признаками применяли коэффициент ранговой корреляции гамма (γ) Гудмана—Краскела. За критический уровень статистической значимости принимали значение p≤0,05. Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics v.23.

Результаты и обсуждение

Основную долю обследованных составила 291 женщина — 92%, средний возраст 45 лет. Хотя группа мужчин, принявших участие в исследовании, составила всего 26 (8%) человек, результаты их обследования были включены нами в анализ, так как, во-первых, данное процентное соотношение отражает реальную пропорцию работающих мужчин и женщин в школах, во-вторых, некоторые результаты обследования могут оказаться интересными для дальнейшей работы. Средний возраст мужчин составил 40 лет [19].

В табл. 1 представлено

Таблица 1. Распределение школьных учителей по полу, возрасту и уровню ПВ Примечание. Здесь и в табл. 2—6. Попарные проверки равенства пропорций по столбцам (группам) выполнены с помощью z-критерия (p<0,05) с использованием поправки Бонферрони (Bonferroni). Для каждой статистически значимо различающейся пары ключ категории (a, b, c) с меньшим значением находится в категории с большим значением. Note. Here and in tables 2—6. Pairwise tests for equality of proportions in columns (groups) were carried out with a z-test (p<0.05), by using the Bonferroni correction. For each statistically significantly different pair, the key of the smaller category (a, b, and c) is in the larger category.
распределение обследованных мужчин и женщин по возрасту с различным уровнем П.В. Так, доля «выгоревших» женщин увеличивается от молодого возраста к среднему, что подтверждается статистически значимым критерием χ2 для тренда. Аналогичная зависимость между возрастом педагогов и уровнем ПВ показана и в других исследованиях, в которых, в частности, отмечено, что наибольшее количество «выгоревших» встречается в среднем, наиболее продуктивном, возрасте [1, 20, 21]. Тот факт, что в старшей возрастной группе нашего исследования «выгоревших» женщин практически не остается, можно предположительно объяснить не только наступлением пенсионного возраста, но и П.В. Это предположение основано на том, что в возрасте 55 лет и старше остаются работать в школе лишь педагоги без ПВ или имеющие средний уровень П.В. Женщины, имеющие высокий уровень ПВ, выходя на пенсию, уходят из этой профессии, так как уровень выгорания оказывает негативное влияние не только на их психическое, но и физическое здоровье [19].

Из-за недостаточного количества наблюдений в группах мужчин-педагогов статистически значимых различий в распределении по возрасту обнаружить не удалось, но работающих мужчин, имеющих даже средний уровень выгорания, в старшей возрастной группе не оказалось. Таким образом, результаты анализа распределения школьных учителей в зависимости от возраста в группах с различным уровнем ПВ свидетельствуют о связи возраста с уровнем ПВ.

При анализе самооценки состояния здоровья школьных учителей нами установлено, что 66 (23%) женщин и 9 (35%) мужчин от обследованного контингента (291 и 26 соответственно) оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее». Удовлетворительную оценку своему здоровью дали большинство работающих в школе — 214 (70%) женщин и 16 (62%) мужчин, остальные педагоги оценили свое здоровье как плохое. По данным исследования, проведенного Т. Пономаревой [22], почти 1/3 учителей оценивают свое здоровье как неудовлетворительное. Авторы многих научных публикаций отмечают, что состояние здоровья педагогов отличается более низкими показателями по сравнению с другими профессиональными группами [1, 14, 19, 20]. В табл. 2 представлены

Таблица 2. Самооценка здоровья в группах школьных учителей с различным уровнем ПВ
результаты самооценки здоровья в группах школьных учителей с различным уровнем ПВ. В частности, показано, что с возрастанием уровня ПВ (от 1-й к 3-й группе) самооценка здоровья снижается, что подтверждается статистически высоко значимыми коэффициентами ранговой корреляции γ. Следовательно, представленные результаты исследования свидетельствуют о прямой связи самооценки здоровья с уровнем ПВ как в группах учителей-мужчин, так и женщин.

Результаты проведенного анализа связи уровня ПВ учителей с их отношением к собственному здоровью и ЗОЖ показывают, что, несмотря на низкую самооценку здоровья, высшее образование и наличие бóльших возможностей (проживание в одном из крупнейших городов мира, неограниченные возможности в получении любой информации, наличие доступной и высокотехнологичной медицинской помощи и т. д.) у школьных учителей отмечается низкий интерес ко всему, что относится к сохранению и укреплению собственного здоровья. Образ жизни педагогов (как мужчин, так и женщин) трудно назвать здоровым. По результатам нашего исследования, у них отмечается низкий уровень ФА, они не соблюдают режим труда и отдыха, не умеют управлять своими эмоциями и правильно справляться со стрессом, у них отмечаются низкая компетентность в вопросах правильного питания и наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя).

И если такие показатели выявлены среди педагогов, не имеющих ПВ, то наличие выгорания серьезно усугубляет нездоровый образ жизни и соответствующее отношение к собственному здоровью. Детальный анализ полученных результатов представлен в табл. 3, 4,

Таблица 3. Источники информации о здоровье в группах школьных учителей с различным уровнем ПВ
Таблица 4. Частота различных действий по поддержанию и сохранению здоровья школьными учителями в группах с различным уровнем ПВ
5, 6.

Источники информации о здоровье школьных учителей с различным уровнем ПВ представлены в табл. 3. Практически все опрошенные педагоги отмечают, что вопросы о здоровье их интересуют, но судя по представленным ответам, этот интерес имеет чисто теоретический характер, так как большинство и мужчин, и женщин даже в 1-й группе (без ПВ) нечасто обращаются к традиционным источникам информации, таким как СМИ, интернет, медицинские работники, специальная литература. Тем не менее учителя больше доверяют информации, полученной от врачей, друзей и близких, из интернета и из СМИ. Однако с увеличением уровня выгорания меняется как отношение к источникам информации о здоровье, так и частоте использования этой информации. Так, женщины с увеличением степени ПВ (2-я группа, средний уровень) стараются уделять больше внимания информации о здоровье, привлекая интернет, специальную литературу, советы друзей и близких, работников аптек, но при дальнейшем увеличении выгорания (3-я группа) женщины становятся более пассивными в поиске информации о здоровье, они меньше обращаются за профессиональной помощью, предпочитая рекламу, или вовсе перестают интересоваться вопросами сохранения здоровья, что частично подтверждают результаты исследования, полученные в исследованиях других профессиональных групп [23]. Если женщины начинают проявлять озабоченность по поводу ухудшения состояния здоровья и качества жизни, когда появляются умеренные признаки ПВ (2-я группа), то мужчины чаще всего обращают внимание на изменения в состоянии здоровья уже при высоких показателях ПВ, когда явно снижается качество жизни и выражены отклонения в состоянии здоровья (см. табл. 3) [19]. Таким образом, педагоги достаточно редко используют в качестве источника информации о ЗОЖ рекламу, листовки и брошюры. Кроме того, они недостаточно информированы о вопросах здоровья и его поддержания (см. табл. 3). Полученные данные также указывают, что информация о здоровье, исходящая от СМИ, листовок и брошюр, у педагогов наименее востребована. Для распространения информации о здоровье необходимо учитывать наиболее привлекательные каналы ее получения, поскольку реклама, листовки, брошюры и т. д. не пользуются спросом в данной категории населения.

Осознание неблагополучия в отношении собственного здоровья не всегда сопровождается пониманием педагогами возможностей его улучшения. Тем не менее важным фактором в сохранении и укреплении здоровья является формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью и компетентность в вопросах собственного образа жизни [16, 24]. Исходя из этого, отношение к здоровью проявляется в действиях, поступках и позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья. Частота различных действий по поддержанию и сохранению здоровья школьными учителями в группах с различным уровнем ПВ представлена в табл. 4. Уровень Ф.А. — один из показателей ЗОЖ и фактор, участвующий в сохранении и укреплении здоровья, в нашем исследовании оказался ниже, чем в других работах [25, 26]. По нашим данным (см. табл. 4), у женщин-учителей при увеличении степени выгорания отмечаются не только уменьшение ФА, но и снижение контроля за условиями труда, эмоциональным состоянием, своим здоровьем (прохождение профосмотров, интерес к информации о ЗОЖ), своевременным обращением за медицинской помощью. В выборке мужчин (см. табл. 4) по многим позициям не удалось выявить статистически значимых межгрупповых различий из-за недостаточного числа наблюдений.

Однако следует обратить внимание на тот факт, что во 2-й и 3-й группах («выгорающие» и «выгоревшие») не нашлось ни одного человека, который бы избегал вредных условий труда и старался бы управлять своим эмоциональным состоянием, что негативно влияет на состояние их здоровья, усугубляя процесс выгорания. С увеличением степени ПВ женщины реже следят за питанием (см. табл. 4), но в некоторых вопросах пищевого поведения женщины и мужчины часто ведут себя по-разному. Так, женщины с увеличением степени ПВ реже ограничивают себя в употреблении жиров, углеводов и соответственно реже контролируют свою массу тела, в отличие от мужчин, которые при увеличении степени выгорания усиливают контроль за этими показателями. Полученные нами данные о связи ПВ с нарушениями пищевого поведения подтверждают результаты и других исследований [27, 28]. Стресс, а также состояние тревоги, беспокойства, грусти и одиночества могут изменить пищевое поведение, и многие в таких состояниях предпочитают сладкие и жирные продукты, сладкие напитки, а также алкогольные напитки с целью снять стрессовое напряжение [27, 29—32]. Кроме того, мы установили, что среди женщин с увеличением ПВ растет число злоупотребляющих алкоголем. Можно предположить, что «выгорающие» и «выгоревшие» учителя-женщины используют алкоголь как средство для снятия негативных симптомов П.В. Аналогичные данные получены и в других исследованиях, где употребление алкоголя и курение также были связаны с выгоранием [32, 33]. Таким образом, по данным нашего исследования, большинство действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, оказывающих положительное влияние на снижение уровня ПВ, таких как поддержание ФА, соблюдение режима труда и отдыха, грамотное управление своим эмоциональным состоянием, соблюдение режима питания, школьные учителя в основном не поддерживают. Выгорание может также способствовать формированию нездорового пищевого поведения и стать фактором риска избыточной массы тела и ожирения.

Высокая интенсивность общения педагогов с детьми и их родителями, коллегами по работе с годами может приводить к напряженному психоэмоциональному состоянию и желанию снять это напряжение каким-либо способом.

В рамках данного исследования мы попытались оценить действия, предпринимаемые педагогами, для снятия стресса в зависимости от выраженности П.В. Известно, что женщины больше страдают от стресса и эмоционального выгорания, чем мужчины [33]. В результате проведенного нами сравнительного анализа действий, направленных на снятие стресса мужчинами и женщинами-педагогами в группах с различным уровнем ПВ (см. табл. 5),

Таблица 5. Действия по снятию стресса школьными учителями в группах с различным уровнем ПВ
показано, что «выгорающие» и «выгоревшие» (2-я и 3-я группы) по сравнению с «невыгоревшими» чаще выбирают «одиночество» как копинг-стратегию по снятию стресса, а женщины еще и употребляют алкоголь. Указанные действия согласуются с результатами, полученными в других исследованиях [24, 34], где употребление алкоголя является одним из самых распространенных способов снятия стресса. К сожалению, к медицинским специалистам за помощью в снижении стресса практически никто не обращается (см. табл. 5). Этот факт может говорить о том, что менталитет жителей нашей страны не предусматривает обращения к специалистам по такому «незначительному» поводу, как стресс.

Показательно, что «невыгоревшие» педагоги-женщины (1-я группа) в отличие от «выгоревших» (3-я группа) часто прибегают к одному из самых эффективных способов снятия стресса — хобби (занятию любимым делом). В некоторых исследованиях выявлена положительная связь хобби с увлеченностью работой, наличием личного времени и отрицательная связь с ПВ [4, 35]. Как мужчины-педагоги, так и женщины одинаково часто общаются с близкими вне зависимости от уровня выгорания. Следует отметить, что педагоги крайне редко обращаются к специалистам для коррекции стресса, в то же время с ростом уровня выгорания увеличивается количество женщин-педагогов, занимающихся медикаментозным самолечением стресса. Таким образом, педагоги с ПВ выбирают для снятия стресса не здоровое поведение, а действия (уединение, употребление алкоголя, отказ от хобби), которые только усугубляют симптомы ПВ.

Анализ причин отказа педагогов с разным уровнем ПВ от действий по сохранению и укреплению здоровья представлен в табл. 6.

Таблица 6. Перечень причин отказа школьных учителей с различным уровнем ПВ от действий по сохранению и укреплению здоровья
Так, мужчины и женщины-педагоги с различным уровнем ПВ аргументируют свой отказ от действий по сохранению и укреплению здоровья нехваткой свободного времени, усталостью, отсутствием силы воли, что косвенно указывает на тяжесть симптомов ПВ (недостаточно организованная деятельность, неумение правильно распределить время для труда и отдыха, повышенная утомляемость и ощущение сильной усталости и т. д.).

На рисунке

Частота занятий физическими упражнениями в группах женщин-педагогов с разным уровнем выгорания. Примечание. * — p<0,05; # — p<0,05 по сравнению с группой без выгорания.
представлена частота занятий физическими упражнениями в группах женщин-педагогов с различным уровнем ПВ. У женщин отмечено снижение регулярной ФА с увеличением уровня ПВ. У мужчин какой-либо взаимосвязи между ФА и ПВ не выявлено. О снижении уровня регулярной ФА в группе «выгорающих» упоминается и в исследовании Т.И. Пономаревой (2016), хотя ФА считается важным фактором снижения напряженности, стресса и выгорания, способствует улучшению качества жизни и нивелирует неблагоприятное влияние хронического стресса и выгорания на здоровье [22, 23, 25, 26]. Таким образом, в план мероприятий по профилактике ПВ среди педагогов необходимо включать и занятия физическими упражнениями.

Заключение

Результаты проведенного исследования среди учителей ряда московских школ показали, что синдром ПВ оказывает неблагоприятное влияние на самооценку здоровья, отношение к здоровью и поведение, направленное на ЗОЖ. Для предупреждения ПВ и минимизации его негативного воздействия на здоровье, поведение и образ жизни педагогов, а также в целях повышения профессионального долголетия рекомендуется разработать комплекс мероприятий, включающих:

— обучение умениям и навыкам, направленным на предотвращение и преодоление стресса и ПВ (снятие психоэмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, управление своими эмоциями, правильная организация профессиональной деятельности);

— рекомендации по соблюдению принципов ЗОЖ (рациональное питание, достаточная ФА, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек);

— условия для регулярного повышения профессиональной компетентности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Анализ материала, написание текста статьи, рисунки, таблицы — М.К.

Разработка концепции статьи, статистическая обработка данных, написание текста статьи (раздел «Материал и методы») — В.Р.

Сбор материала, редактирование — Е.И.

Сведения об авторах

*Котова Марина Борисовна — к.психол.н., в.н.с. [Marina B. Kotova, PhD]; адрес: 101990; Россия, Москва, Петроверигский переулок, д. 10, стр. 3 [address: 10/3, Petroverigskiy per. 101990, Moscow, Russia]; https://orcid.org/0000-0002-6370-9426; eLibrary SPIN: 9581-1147; е-mail: mkotova@gnicpm.ru

Розанов Вячеслав Борисович — д.м.н., в.н.с. [Vyacheslav B. Rozanov, MD]; https://orcid.org/0000-0002-7090-7906; eLibrary SPIN: 6359-3735; e-mail:vbrozanov@gmail.com

Иванова Елена Ильинична — н.с. [Elena I. Ivanova, Research Fellow]; https://orcid.org/0000-0002-1282-6366; eLibrary SPIN: 2423-0507; e-mail: eivanova@gnicpm.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.