Федяев Д.В.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Российской Федерации, Москва, Россия;
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Россия;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

Лазарева М.Л.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Российской Федерации, Москва, Россия

Владимиров С.К.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Российской Федерации, Москва, Россия

Зуев А.В.

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Минобрнауки России, Калининград, Россия;
ГБУЗ «Центр специализированных видов медицинской помощи Калининградской области», Калининград, Россия

Омельяновский В.В.

НИИ КЭЭ и ФЭ Российского государственного медицинского университета

Методология анализа системы оплаты медицинской помощи на региональном уровне в рамках модели клинико-статистических групп

Авторы:

Федяев Д.В., Лазарева М.Л., Владимиров С.К., Зуев А.В., Омельяновский В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1898

Загрузок: 68


Как цитировать:

Федяев Д.В., Лазарева М.Л., Владимиров С.К., Зуев А.В., Омельяновский В.В. Методология анализа системы оплаты медицинской помощи на региональном уровне в рамках модели клинико-статистических групп. Профилактическая медицина. 2018;21(6):5‑11.
Fedyaev DV, Lazareva ML, Vladimirov SK, Zuev AV, Omel'ianovskiĭ VV. A methodology for analyzing the regional medical care payment system in the framework of a model of clinical and statistical groups. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(6):5‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2018210615

В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации, оплата стационарной медицинской помощи осуществляется за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний — КСГ). Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования ежегодно утверждаются «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования»1᠎ (Методические рекомендации). Целью разработки Методических рекомендаций является установление единых для всех субъектов РФ подходов к формированию тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в целях обеспечения равных условий для финансового обеспечения всех видов медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях (МО) независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

С 2014 г. Методические рекомендации2᠎ в качестве способа оплаты стационарной медицинской помощи описывают единую модель клинико-статистических групп. КСГ — это классификация стационарных случаев лечения в группы, однородные с точки зрения клинической практики и сходные по средней ресурсоемкости. Каждая КСГ включает случаи со схожими клиническими характеристиками и схожей ресурсоемкостью, то есть средней стоимостью, структурой затрат и набором используемых клинических ресурсов. КСГ объединяют клинические и экономические составляющие лечебного процесса [1].

В настоящее время Методические рекомендации совместно с Инструкцией по группировке случаев3᠎ и подходами к оплате медицинской помощи описывают все аспекты оплаты медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС.

В 2017 г. в 84 субъектах РФ при оказании медицинской помощи в стационарных условиях осуществлялась оплата за законченный случай лечения заболевания, при этом в 74 субъектах РФ применялась федеральная модель КСГ в соответствии с Методическими рекомендациями 2017 г., а в 10 субъектах оплата медицинской помощи осуществлялась по моделям КСГ прошлых лет или региональным моделям КСГ4᠎.

Единые принципы оплаты медицинской помощи, описанные в Методических рекомендациях и применяемые в подавляющем большинстве субъектов РФ, позволяют разработать общий подход к анализу финансирования медицинской помощи и в перспективе автоматизировать многие контрольные и сравнительные мероприятия как на уровне субъекта, так и РФ в целом.

Проводимые в ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России научно-исследовательские работы позволили на примерах некоторых субъектов РФ выработать определенную методологию анализа системы оплаты медицинской помощи.

В рамках проводимых работ анализ системы оплаты медицинской помощи в круглосуточном (КС) и дневном стационарах (ДС) в субъекте РФ состоит из нескольких этапов:

— анализ тарифного соглашения субъекта РФ;

— анализ используемой в субъекте РФ модели КСГ;

— анализ оказанной медицинской помощи в субъекте РФ в разрезе условий оказания помощи, нозологических форм, КСГ и МО по данным реестров счетов;

— анализ среднего коэффициента затратоемкости (СКЗ) в целом по субъекту РФ и каждой конкретной МО;

— анализ длительности лечения в субъекте РФ в разрезе КСГ;

— анализ правильности кодирования случаев лечения в КСГ.

Для проведения данных работ используются федеральные и региональные нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие вопросы оказания и оплаты медицинской помощи, деперсонифицированные реестры счетов, передаваемые субъектом РФ и деперсонифицированные реестры счетов, находящиеся в распоряжении ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, дополнительные данные от субъекта РФ, касающиеся региональной сети МО и особенностей региональной системы оплаты медицинской помощи.

По сути, анализ разделяется на два основных раздела, первым из которых является анализ региональных НПА на предмет соответствия их федеральным документам и выявления основных региональных особенностей системы оплаты, а вторым — анализ реестров оказанной медицинской помощи, на основе которого можно оценить фактическое оказание медицинской помощи, достижение плановых показателей и фактическое отклонение оказанной помощи от норм, закрепленных в региональных и федеральных НПА.

Далее в статье будут рассмотрены методологические аспекты проведения анализа системы оплаты медицинской помощи в соответствии с приведенными выше этапами работы.

Анализ тарифного соглашения субъекта Российской Федерации

При анализе тарифного соглашения субъекта РФ изучают размещенные в открытом доступе тексты тарифного соглашения с приложениями и все дополнительные соглашения. Данные документы, как правило, размещаются на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере охраны здоровья.

Тарифные соглашения анализируются на предмет соответствия действующему законодательству в сфере регулирования оплаты медицинской помощи и утверждения тарифов на оплату медицинской помощи, в том числе положениям:

— Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.10 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

— Постановления Правительства Российской Федерации № 1492 от 08.12.17 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.»;

— Приказа ФФОМС № 200 от 18.11.14 «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения».

В результате анализа формируется общее представление о системе оплаты медицинской помощи в субъекте РФ с выявлением региональных особенностей. В первую очередь оценивается степень отклонения от федеральных НПА и дается оценка допустимости данных отклонений. Формируется перечень особенностей и замечаний, которые могут в дальнейшем повлиять на следующие этапы анализа. В результате могут быть выработаны предложения по совершенствованию тарифного соглашения или устранения ошибок и недочетов, негативно влияющих на работу системы в целом. Отдельно стоит отметить, что влияние данных недочетов необходимо дополнительно оценить при анализе реестров оказанной медицинской помощи с целью подтверждения негативного влияния их на систему оплаты медицинской помощи.

Анализ используемой в субъекте Российской Федерации модели клинико-статистических групп

В рамках исследования модели КСГ субъекта РФ проводится анализ текста тарифного соглашения, содержания приложений и дополнительных соглашений в части вопросов оплаты медицинской помощи, оказываемой в КС и ДС, по КСГ на предмет соответствия правилам использования федеральной модели КСГ, установленным актуальными Методическими рекомендациями и Инструкцией:

— письмо Минздрава России № 11−7/10/2−8080, ФФОМС № 13572/26−2/и от 21.11.17 в редакции от 12.03.18 (методические рекомендации);

— письмо ФФОМС от 25.01.18 № 938/26−2/и в редакции от 15.03.18 (инструкция по группировке случаев).

В частности, при анализе модели КСГ изучают следующие параметры:

— базовые ставки (размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ или КПГ) КС и ДС;

— перечни КСГ (КПГ) и коэффициенты относительной затратоемкости КСГ (КПГ);

— правила применения поправочных коэффициентов и их значения (управленческие коэффициенты, коэффициенты уровня и подуровня оказания медицинской помощи, коэффициенты сложности лечения пациента);

— правила оплаты прерванных случаев;

— иные положения в части применения способа оплаты медицинской помощи, оказанной в КС и ДС, по КСГ (КПГ) и тарифов на оплату медицинской помощи в указанных условиях.

В результате анализа формируется представление об особенностях оплаты стационарной медицинской помощи в субъекте РФ, в частности размер базовых ставок (БС) для ДС и КС стационаров, изменение БС за анализируемый период, сравнение БС с соседними субъектами и РФ в целом, размер и особенности применения поправочных коэффициентов, выделение подуровней и подгрупп с соответствующими коэффициентами, особенности оплаты прерванных и сверхкоротких случаев и прочее, влияющее на функционирование региональной модели оплаты медицинской помощи по КСГ.

Описанные два этапа формируют общее понимание применения модели оплаты медицинской помощи и, в частности, оплаты специализированной медицинской помощи. Эта информация далее подтверждается или опровергается данными анализа реестров счетов, что позволяет выработать общие рекомендации по внесению изменений в региональные НПА, регламентирующие оплату медицинской помощи.

Для последующих этапов необходимо дополнительно обработать данные реестров счетов, что требует сведение их в базу данных, в рамках которой проводятся анализы и выборки. Разрабатываемая база данных, помимо реестров счетов, дополняется информацией о МО, поправочных коэффициентах, применяемых в модели, и федеральных справочниках для группировки случаев в КСГ. В рамках базы данных реализуются алгоритмы расчета СКЗ, среднего коэффициента уровня (СКУ), формального анализа длительности лечения и анализа правильности кодирования случаев по КСГ.

Анализ оказанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации в разрезе условий оказания помощи, нозологических форм, клинико-статистических групп и медицинских организаций по данным реестров счетов

Анализ проводится по данным об оказанной МО субъекта РФ в условиях КС и ДС медицинской помощи на основе деперсонифицированных реестров счетов. В рамках анализа выявляется фактический объем оказанной медицинской помощи и размер финансовых средств в разрезе КСГ, профилей, МО и нозологий, что в свою очередь дает информацию об особенностях функционирования системы оплаты в регионе. В частности, в рамках существующей и описанной в тарифном соглашении модели КСГ могут использоваться не все КСГ; некоторые КСГ могут использоваться недостаточно широко, что можно выявить при сравнении с другими субъектами Р.Ф. Данная информация напрямую характеризует доступность медицинской помощи населению и может наглядно указывать на недостатки организации того или иного вида помощи.

Анализ реестров счетов в разрезе МО позволяет сравнивать МО одного уровня и выявлять особенности оказания медицинской помощи в каждой из них. Анализ в разрезе нозологий позволяет оценить достоверность статистических данных по заболеваемости, так как данные об оплате медицинской помощи можно считать максимально достоверными.

Отдельно можно рассмотреть структуру госпитализации в разрезе трехуровневой системы оказания медицинской помощи, проанализировать количество случаев и КСГ в разрезе каждого уровня и дать оценку системе организации помощи в целом. Также возможно предоставление этой информации в динамике по месяцам, что позволяет учитывать сезонность и географические особенности региона.

В целом данный этап анализа можно разделить на несколько шагов:

— анализ количества случаев госпитализации в разрезе КСГ для выявления особенностей оказания медицинской помощи в регионе и формирования рейтингов применяемых КСГ;

— анализ количества случаев госпитализации в разрезе КСГ и уровня МО для выявления групп, широко применяемых во всех трех уровнях;

— анализ структуры госпитализации в разрезе нозологий и медицинских услуг.

Результатом данного анализа могут стать рекомендации о внесении изменений в региональные НПА, регламентирующие оказание медицинской помощи по профилям, которые в рамках анализа были выбраны как недостаточно развитые или в которых были выявлены недочеты, напрямую влияющие на объемы оказываемой помощи. На основании проведенного анализа также могут быть сформулированы предложения по дополнительным целевым проверкам оказания помощи по конкретным КСГ в конкретных медицинских организациях с целью выявления причин обнаруженных отклонений.

Анализ среднего коэффициента затратоемкости в целом по субъекту Российской Федерации и каждой конкретной медицинской организации

Согласно Методическим рекомендациям, анализ структуры госпитализаций в разрезе МО осуществляется с использованием СКЗ стационара (СКЗст), который рассчитывают по формуле5᠎:

,

где ЧiСЛ — число случаев госпитализации пациентов по определенной КСГ или КПГ в стационарных условиях; КЗКСГ/КПГ — коэффициент относительной затратоемкости по определенной КСГ или КПГ; ЧСЛ — общее количество законченных случаев лечения в стационарных условиях за год.

При правильной организации маршрутизации пациентов в субъекте РФ СКЗСТ для МО, имеющих более высокий уровень оснащенности, должен иметь большее значение, чем для МО, имеющих более низкий уровень оснащенности. Также при правильном планировании медицинской помощи в условиях КС СКЗСТ не должен сильно отличаться помесячно.

По аналогии с СКЗ целесообразно оценить средний коэффициент уровня М.О. Формула расчета СКУ:

,

где ЧNС Л— число случаев госпитализации пациентов в рамках определенного уровня МО; КУN уровня — коэффициент уровня, установленный в тарифном соглашении для каждого уровня; ЧСЛ — общее количество законченных случаев лечения в стационарных условиях за год.

СКУ позволяет оценить структуру госпитализации в целом и при большом отклонении от 1 в большую сторону можно сделать вывод о преобладании в структуре госпитализации МО II и III уровня, что влечет за собой недофинансирование МО I уровня и снижение доступности медицинской помощи для населения.

В рамках этапа анализа СКЗ можно выделить три вида работ, схожих по инструментарию, но нацеленных на разный объект анализа:

1) анализ СКЗ системы в целом для КС и ДС;

2) анализ СКЗ каждой МО для КС и ДС;

3) анализ структуры госпитализации в МО и ее связи с СКЗ.

Каждый вид работы вытекает из предыдущего и выявление недостатков на предыдущем шаге является основанием для углубленного анализа.

В рамках анализа СКЗ в целом по субъекту РФ осуществляется выборка из реестров КС и ДС прописанным алгоритмом и производится расчет СКЗ, СКУ и БС помесячно. Графическое отображение результатов выборки представлены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика базовой ставки, средневзвешенного коэффициента затратоемкости и средневзвешенного коэффициента уровня.

Представленный на рис. 1 пример анализа данных КС показывает отсутствие значительных колебаний основных параметров системы финансирования и свидетельствует о сбалансированности системы в целом.

Предполагается, что в рамках нормально функционирующей модели оплаты по КСГ структура госпитализации в МО помесячно не должна сильно изменяться, поэтому значение СКЗ также не должно значительно варьировать от месяца к месяцу, за исключением возможных эффектов сезонного снижения и повышения объема госпитализации. Анализ СКЗ в разрезе МО целесообразно проводить, используя метод линейной аппроксимации. Любая линейная функция может быть записана уравнением y = kx +b.

Графиком линейной функции является прямая. В уравнении функции число k называется коэффициентом наклона графика функции относительно оси Ox и отвечает за наклон графика функции. Если k>0,то функция возрастает, если k<0, то функция убывает. При k=0 функция параллельна оси Ox. Чем больше значение k по модулю, тем угол наклона графика функции больше.

На рис. 2 представлены

Рис. 2. Динамика среднего коэффициента затратоемкости.
примеры графиков СКЗ для МО, которые довольно хорошо аппроксимируются линейной функцией.

Из рис. 2 видно, что лучшее значение достигается для «Медицинской организации 3» при значении k по модулю близком к нулю. Для данных МО СКЗ будет находиться в районе среднего значения и хорошо аппроксимироваться, что позволит учесть тенденции при планировании финансирования МО.

Автоматизированная выгрузка из базы данных позволяет отобразить в графическом (рис. 3)

Рис. 3. Диаграмма СКЗ по МО.
и табличном виде СКЗ по всем МО и выделить те из них, где СКЗ сильнее иных повышается или снижается.

Приведенная на рис. 3 информация позволяет сосредоточить направление анализа на конкретных МО и провести подробный анализ структуры госпитализации в них для выявления причин отклонений. Для данной цели целесообразно объединить результаты анализа СКЗ и анализа госпитализации в конкретной МО (рис. 4).

Рис. 4. Динамика структуры госпитализации в отдельной МО.

Приведенные на рис. 4 данные также выгружаются из базы данных и позволяют оценить структуру госпитализации, отнесенной к изменению СКЗ. В частности, можно проанализировать возможные сезонные изменения в количестве и структуре госпитализации и разработать предложения по необходимой коррекции данных отклонений.

Данный вид анализа можно полностью автоматизировать и параметризовать с целью предоставления сведений о ключевых направлениях исследования и выработки стандартизированных предложений по коррекции выявленных недостатков.

Анализ длительности лечения в субъекте Российской Федерации в разрезе клинико-статистических групп

Структурированный анализ продолжительности лечения пациентов в разрезе КСГ и МО является следующим этапом изучения модели оплаты медицинской помощи в регионе. Данный анализ основан на информации о длительности каждого случая госпитализации в реестре в разрезе нозологии, КСГ и МО.

Данный анализ можно разделить на два вида работ.

1. Сравнение средней длительности лечения по КСГ в субъекте РФ с соответствующими показателями по соседним субъектам или РФ в целом в разрезе условий оказания медицинской помощи.

2. Анализ распределения длительности лечения в рамках одной КСГ в разрезе условий оказания медицинской помощи.

В рамках базы данных осуществляется дополнительный расчет параметров, характеризующих распределение длительности в КСГ: гомогенность распределения, доля случаев в пределах стандартного отклонения (СО), средняя длительность лечения, границы СО, мощность выборки.

При описании статистических характеристик каждой КСГ по значениям исследуемой переменной (длительность лечения) рассчитываются средняя величина со С.О. Путем вычитания и прибавления СО к средней величине определяются нижняя и верхняя границы С.О. Все величины округляются до целого койко-дня.

Для оценки затратоемкости каждой КСГ и возможности тарифа покрывать расходы МО принимается гипотеза о том, что при достаточности тарифа сроки лечения для случаев в пределах одной КСГ должны соответствовать нормальному распределению. Таким образом, случаи с крайне малой и крайне большой длительностью лечения находятся за пределами границ С.О. Если доля случаев, не выходящих за пределы СО, больше величины установленного критерия, то данная группа считается сбалансированной по оплате случаев с бо́льшими сроками за счет равного объема оплаты случаев с меньшей длительностью лечения. Группы с большой долей экстремальных сроков лечения (за пределами доверительного интервала) требуют более детального анализа в разрезе МО, диагнозов и оказанных услуг.

В рамках подготовки данных к анализу подсчитывается общее число случаев в КСГ. Подсчитывается число случаев в КСГ с длительностью лечения в пределах доверительного интервала, т. е. большем или равном границе одного СО, отложенного влево от среднего значения, и меньшем или равном границе одного СО, отложенного вправо от среднего.

SDmin=M-SD,

SDmax=M+SD,

где SDmin — минимальная граница СО; SDmax — максимальная граница СО; M – среднее значение; SD — стандартное отклонение.

Далее подсчитывается доля случаев с длительностью лечения в пределах границ СО и применяется критерий, описанный в руководстве, выпущенном Всемирным банком [2].

1. Распределение средств оплаты в КСГ, в которой доля случаев с длительностью лечения в пределах границ СО меньше 70%, считается негомогенным. Такая группа подлежит более детальной проверке с целью установления причин несбалансированности.

2. Распределение в КСГ, в которой доля случаев с длительностью лечения в пределах границ СО больше или равна 80%, считается гомогенным.

3. Распределение в остальных КСГ (доля случаев с длительностью лечения в пределах границ СО больше или равна 70%, но меньше 80%) определяется как близкое к гомогенному.

Проводится расчет мощности исследования по группе с применением простой формулы расчета объема выборки (формула 6):

,

где n — число наблюдений в выборке; Z — нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности, или вероятность попадания значений в доверительный интервал 95% (1,96); P — вариация для выборки или соотношение значений ожидаемого исхода в долях — значение оцениваемого показателя для генеральной совокупности равно числу случаев с некорректно определенным КСГ, деленному на общее число наблюдений; d — допустимая ошибка II рода (β-уровень) в долях — при стандартной мощности исследования 80% β-уровень равен 0,2.

Преобразованная формула расчета мощности (M) выглядит следующим образом:

,

Дополнительные данные позволяют корректнее интерпретировать результаты анализа и делать обоснованные выводы и предложения по усовершенствованию тех или иных аспектов оплаты медицинской помощи.

Сравнение средней длительности лечения по КСГ в субъекте РФ с соответствующими показателями по соседним субъектам или РФ в целом в разрезе условий оказания медицинской помощи осуществляется на основе базы данных с реестрами счетов анализируемого субъекта РФ и базы данных с деперсонифицированными реестрами счетов остальных субъектов РФ, находящимися в распоряжении ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России.

Автоматизированная выгрузка из базы данных позволяет формировать перечень КСГ, средняя длительность госпитализации по которым в анализируемом субъекте РФ более чем на 20% отличается от соответствующего показателя по РФ в целом (рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма средней длительности лечения в субъекте РФ и в РФ в целом.

В рамках данного анализа можно оценить отклонение средней длительности госпитализации, в отобранных КСГ проанализировать структуру госпитализаций по заболеваниям и выявить основные причины роста длительности госпитализации.

Проводимый далее анализ распределения длительности лечения в рамках одной КСГ в разрезе условий оказания медицинской помощи направлен на выявление особенностей организации медицинской помощи по каждой КСГ в целом, а также в разрезе М.О. Для этих целей из базы данных выгружаются КСГ, в рамках подготовительной работы признанные негомогенными (менее 70% случаев лечения по длительности находятся в пределах СО), далее по ним строится столбиковая диаграмма, отображающая границы среднего значения и СО (рис. 6).

Рис. 6. Длительность лечения при оказании медицинской помощи за счет средств фонда ОМС по КСГ 113 «Формирование, имплантация, реконструкция, удаление, смена доступа для диализа».

На рис. 6 отчетлива видна негомогенность КСГ и наличие «пиков» длительности на 4, 14, 23 и 32-й дни. Данный график требует дополнительно анализа и выявления МО, диагнозов и услуг, влияющих на распределение случаев лечения. Данный анализ также проводится на основе базы данных, но уже отдельно для каждой МО.

Результатом данного анализа могут стать рекомендации о внесении изменений в региональные НПА в части изменения порядков оказания медицинской помощи по выявленным нозологиям. Могут быть разработаны предложения по выделению подгрупп в рамках действующей в регионе модели КСГ или предложения по актуализации федеральной модели на следующий год.

Анализ правильности кодирования случаев лечения в клинико-статистических группах

На основании базы данных возможно провести формальный анализ реестров счетов на корректность кодирования КСГ в соответствии с правилом группировки, приведенном в Методических рекомендациях и Инструкции. Приведенный в Инструкции алгоритм [3] кодирования совместно с таблицами группировщика для КС и ДС реализуется в программном коде в рамках базы данных и формируют корректную с точки зрения федеральной модели КСГ.

Далее формируется перечень КСГ мощностью выборки случаев более 70% и количеством ошибок более 100 на одну КСГ, для которых проводится предметный анализ причин некорректного кодирования. Данный вид работ достаточно трудоемкий, в связи с чем целесообразно подготовить отдельный программный продукт, ускоряющий выборку из таблиц группировщика необходимых сочетаний диагноза, услуги и прочих классификационных критериев.

В результате анализа вырабатываются предложения по совершенствованию алгоритмов кодирования, применяемых в субъекте, или указывается на необходимость контроля за правильностью выставления счетов в конкретных МО.

Заключение

Представленный в статье набор методик не является исчерпывающим и может быть расширен по усмотрению аналитика. Приведенные методики, по мнению авторов, позволяют достаточно полно оценить действующую региональную систему оплаты медицинской помощи при условии ее соответствия действующей федеральной модели КСГ. В настоящее время все больше регионов переходят на единую модель оплаты, что в перспективе позволит реализовать данные методики, особенно в части максимально автоматизированных, в рамках рутинной работы всех участников системы ОМС. Использование описанных методик позволит на уровне СМО и ТФОМС более качественно контролировать оплату медицинской помощи, предоставлять информацию для органов исполнительной власти субъекта РФ о структуре госпитализации, исполнению плановых показателей объемов и финансирования.

При применении предложенных методик на федеральном уровне возможно выстроить систему мониторинга и сравнения (бенчмаркинг) регионов вплоть до М.О. При этом данное сравнение будет обладать высокой степенью объективности, так как анализируются первичные финансовые документы, что максимально исключает субъективный и административный факторы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Финансовая поддержка. Статья написана в рамках выполнения прикладной научно-исследовательской работы по теме: «Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию системы оказания медицинской помощи в Чеченской Республике» по государственному контракту на выполнение прикладной научно-исследовательской работы № 019−0423 от 11.04.18.

Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — В.О., Д.Ф.

Сбор и обработка материала — М.Л., С.В., А.З., Д.Ф.

Написание текста — Д.Ф.

Редактирование — М.Л.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Федяев Денис Валерьевич [Denis V. Fedyaev]; адрес: 109028, Россия, Москва, Хохловский пер., д. 10, стр. 5, [Khokhlovskiy per. 10, str. 5, Moscow 109028, Russia]; https://orcid.org/0000-0001-8977-5934; eLibrary SPIN: 6864-5660; e-mail: fediaev@rosmedex.ru

Лазарева Мария Леонидовна [Maria L. Lazareva]; e-mail: lazareva@rosmedex.ru

Владимиров Сергей Константинович [Sergey K. Vladimirov]; https://orcid.org/0000-0003-3341-3533; eLibrary SPIN: 5524-3730; e-mail: vladimirov@rosmedex.ru

Зуев Александр Владимирович [Alexander V. Zuev]; e-mail: av.zuev@rosmedex.ru

Омельяновский Виталий Владимирович — д.м.н., проф., [Vitaliy V. Omelyanovskiy, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0002-1770-7358; eLibrary SPIN: 1776-4270; e-mail: vvo@rosmedex.ru

1Письмо Минздрава России № 11−7/10/2−8080, ФФОМС № 13572/26−2/и от 21.11.2017 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования».

2Приказ ФФОМС № 229 от 14.11.13 об утверждении «Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования».

3Письмо ФФОМС № 938/26−2/и от 25.01.18 (ред. от 15.03.18) «О направлении инструкции по группировке случаев и подходам к оплате медицинской помощи».

4Доклад о реализации в 2017 г. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.

5Письмо Минздрава России № 11−7/10/2−8080, ФФОМС № 13572/26−2/и от 21.11.17 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.