Электронные сигареты (ЭС), или электронные системы доставки никотина (ЭСДН), представляют неоспоримую угрозу для здоровья их потребителей, для окружающих их людей, а в более широком аспекте — для достижений антитабачной политики в нашей стране.
Аэрозоли ЭС, включая пары электронных систем нагревания табака (ЭСНТ), оказывают повреждающее воздействие на сердце, сосуды, бронхи и легкие у животных и в человеческом организме, повышают риск развития сердечно-сосудистых, бронхолегочных заболеваний, а в ряде случаев и злокачественных новообразований [1—10]. Потребление Э.С. приводит к тяжелой никотиновой зависимости из-за особой фармакокинетики вдыхаемого вместе с аэрозолями никотина и его высокой токсичности, а длительное воздействие никотина и других токсических веществ, поступающих с аэрозолями ЭС, могут привести к серьезным сердечно-сосудистым, бронхолегочным и другим последствиям [11, 12]. При этом так же опасно и длительное воздействие вторичных аэрозолей для окружающих вейперов людей [13, 14].
ЭС широко распространены, вызывают стойкую никотиновую зависимость у подростков и молодых людей, которые иначе не приобщились бы к курению [15—17]. Этим Э.С. особенно опасны. Кроме того, ЭС отвлекают курильщиков от отказа от курения. Табачные компании позиционируют ЭС как менее вредную альтернативу курению и безнаказанно их продвигают в странах, где эти продукты не регулируются законом. В России, несмотря на комплексную и весьма жесткую антитабачную политику, ЭС пока не приравнены к обычным сигаретам в законодательном регулировании. И хотя действующий Федеральный закон от 23.02.13 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [18] запрещает рекламу и продвижение любых табачных продуктов, которыми являются электронные системы нагревания табака, производители находят возможным проигнорировать существующие запреты, безнаказанно рекламировать и продвигать эти продукты. Актуальность этой проблемы подробно проанализирована в первой части этой статьи.
Цель настоящего исследования — изучить распространенность потребления ЭС, ее связь с социально-демографическими факторами, подверженностью рекламе и продвижению ЭС и факторами курительного поведения и попытками отказаться от курения среди населения Российской Федерации.
Материал и методы
В статье проанализированы результаты одномоментного исследования ЭПОХА-РФ — выборочного опроса взрослого населения, проведенного в рамках выполнения приказа Минздрава Р.Ф. и по утвержденной им методике, направленного на мониторинг и оценку реализации мер антитабачной политики в России [19, 20].
Исследование проведено на основе многоступенчатой территориальной репрезентативной выборки населения 18 лет и старше в 10 субъектах Российской Федерации, представляющих 7 федеральных округов России, в 2017—2018 гг. Выборка стратифицирована по статусу курения и составляет 11 625 человек: 6569 курящих, 2377 бывших курящих и 2679 никогда не куривших. Вопросник составлен в соответствии с нормами Федерального закона № 15-ФЗ и мер антитабачной политики в России. В составлении вопросника использованы рекомендации и инструменты ВОЗ «Вопросы в отношении употребления табака для использования в исследованиях» (Global Tobacco Surveillance System — GTSS) и международного исследования по оценке реализации мер Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком [21, 22].
Критерии измерений и определения
Статус курения (курят в настоящее время, курили в прошлом, никогда не курили) определялся ответами на вопрос: «Курите ли Вы в настоящее время (хотя бы одну сигарету/папиросу или потребляете любое другое табачное изделие в месяц)»? Предлагаемые ответы «да, курю в настоящее время», «сейчас не курю, но курил раньше», «никогда не курил (не потреблял более 100 сигарет за всю жизнь)».
Дополнительно определялся статус бросивших курить (бросили курить 3 года назад и менее, бросили курить более 3 лет назад) посредством вопроса «Когда Вы бросили курить?» и вариантами ответов: «3 года назад и менее» и «более 3 лет назад». Подобное разделение делалось в целях оценить процессы относительно потребления табака и нетабачных изделий в сроки реализации Федерального закона № 15-ФЗ.
Потребление ЭС определялось следующими вопросами: «Пробовали ли Вы электронные сигареты или испарители?» Варианты ответов включали: «да», «нет, но знаком с этими продуктами», «не знаю о таких». Далее у тех, кто дал утвердительный ответ на этот вопрос, спрашивали: «Потребляете ли Вы электронные сигареты или испарители в настоящее время?» (ответы: «да, ежедневно/еженедельно/ежемесячно или реже», и «нет, не потребляю в настоящее время») и: «Потребляли ли Вы ежедневно электронные сигареты или испарители в прошлом» (ответы: «потреблял, но не ежедневно», «потреблял ежедневно, но бросил менее года назад/более года назад»). Ответ «да» на первый вопрос с утвердительными ответами на второй и третий вопросы принимался как «потребление ЭС когда-либо» (в тексте используется также определение просто «потребление ЭС» или «потребление ЭС вообще»). Ответ «да» на второй вопрос принимался как «потребление ЭС в настоящее время» (в тексте используется также определение «постоянное потребление ЭС» или «регулярное потребление ЭС»). Дополнительно у всех, кто был знаком с ЭС, спрашивали: «Вы когда-нибудь потребляли электронные системы с нагреванием табака?» с вариантами ответов «да», «нет», «не знаю о таких». Ответ «да» принимался как «потребление когда-либо ЭСНТ» (в тексте используется как «потребление ЭСНТ» или «потребление ЭСНТ вообще»).
Попытки бросить курить с помощью ЭС определялись вопросом «Вы прибегали к потреблению электронных сигарет или испарителей для отказа от курения табака?» с вариантами ответов «да» или «нет». У тех, кто давал утвердительный ответ, спрашивали: «Удалось ли Вам с потреблением ЭС, полностью отказаться от обычных сигарет и остаться некурящим?» и «Удалось ли Вам с потреблением э-сигарет полностью отказаться и от обычных, и электронных сигарет?» с вариантами ответов: «да», «не уверен», «нет».
Подверженность рекламе и продвижению ЭС определялась утвердительным ответом на вопрос «За последние 6 мес сталкивались ли Вы с рекламой ЭС или электронных испарителей?» с перечислением всех источников как отдельные вопросы.
Характеристики курения включали количество выкуриваемых сигарет (менее 5, 5—9, 10—14, 15—24, 25 штук в день и более); признаки табачной зависимости, определяемые временем первой сигареты утром (менее 5, 5—30, 31—60, 60 мин и более); самостоятельную оценку зависимости курильщиком (нет, немного, да); убеждения и намерения относительно отказа от курения. Задаваемые вопросы: «Как думаете, насколько трудно было бы для Вас бросить курить?» (нетрудно, немного трудно, трудно/очень трудно); «Планируете ли Вы бросить курить?» (да, в ближайший месяц/да, в ближайшие полгода/позже, чем за полгода/нет); и «Как сильно Вы хотите бросить курить?» (не хочу, слабое/среднее, сильное/очень сильное желание). Убеждения относительно вреда курения для здоровья определяли вопросами: «Можете ли Вы сказать, что курение нанесло вред Вашему здоровью?» (нет; немного; да, серьезно) и «Вас беспокоит тот факт, что курение может нанести ущерб Вашему здоровью в будущем?» (нет; немного; да, очень).
Попытки бросить курить (да или нет) определялись вопросом «Сколько раз Вы пытались бросить курить за последние 12 мес?» со сгруппированными категориями «нет, не пытался» при ответе «ни разу» и «да» при ответах «1 раз», «2 раза» и «3 раза и более».
Обращение за помощью при попытках отказаться от курения определялось утвердительным ответом на вопросы: «Прибегали ли Вы к помощи медработников?», «Прибегали ли Вы к приему медикаментов?» и «Прибегали ли Вы к помощи интернета, телефона, печатного медиа»?
Социально-демографические характеристики включали пол (мужской, женский); возраст (возрастные группы 18—24, 25—34, 35—44, 45—54, 55—64, 65 лет и более); образование (начальное, среднее, высшее); местожительство (город, село); семейное положение (женат/замужем/партнер, один/одна). Материальное положение определялось вопросом «Испытываете ли Вы трудности с оплатой коммунальных услуг?» (да, нет). Также в анализ были включены вопросы «Курит ли супруг/партнер?» (да, нет) и «Потребляет ли супруг/партнер ЭС?» (да, нет).
Статистический анализ
Описательная статистика представлена в виде 95% доверительного интервала (ДИ) и тестами χ2. Для выявления связи потребления ЭС с разными факторами, включая факторы социальной среды, а также с подверженностью рекламе и продвижению ЭС применена пошаговая логистическая регрессия с поправкой на возраст, пол, семейное положение, статус курения и другие социально-демографические факторы.
На отдельной подгруппе курильщиков проведен многоуровневый логистический регрессионный анализ с определением отношения шансов с поправкой на социально-демографические факторы, направленный на выявление ассоциаций между потреблением ЭС и ЭСНТ и отдельными характеристиками курения. Эти характеристики включают количество выкуриваемых сигарет, признаки никотиновой зависимости и воспринимаемую зависимость от курения, предполагаемый нанесенный и потенциальный вред табачных изделий (ТИ), мнение о том, насколько трудно бросить курить и попытки отказаться от курения.
Для выявления связи между результатами попыток отказаться от курения посредством ЭС и характеристиками курения проведен логистический регрессионный анализ с поправкой на социально-демографические факторы.
Статистический анализ проведен с использованием статистического пакета STATA 11.2.
Результаты
Разные статусы потребления ЭС, включая потребление ЭСНТ, в разрезе социально-демографических характеристик и статуса курения представлены в табл. 1.
Распространенность потребления когда-либо ЭС в общей выборке составляет 9,3%; потребления когда-либо ЭСНТ — 3,3%, а потребления ЭС в настоящее время — 2,5%. Мужчины достоверно чаще, чем женщины, потребляют ЭС и ЭСНТ: частота потребления ЭС среди мужчин составляет 11%, а среди женщин — 7,3%, потребления ЭСНТ — 4,2 и 2,2% соответственно. Частота регулярного потребления ЭС среди мужчин составляет 3,2%, среди женщин — 1,6%. Частота потребления ЭС наибольшая в самой молодой возрастной группе 18—24 лет: частота потребления когда-либо ЭС составляет 23,5%, что значимо больше, чем во всех остальных возрастных группах.
Частота потребления ЭС в каждой возрастной группе достоверно больше, чем в каждой последующей группе. То же самое относится и потреблению ЭСНТ и постоянному потреблению Э.С. Частота потребления ЭС, ЭСНТ и всех этих продуктов в настоящее время достоверно выше среди одиноких по сравнению с женатыми и замужними. Потребление Э.С. достоверно не отличается в группах с разным уровнем образования, и среди лиц с разными материальными условиями.
Частота потребления ЭС/ЭСНТ и постоянного потребления этих продуктов наибольшая среди нынешних курильщиков табака: 13, 4,4 и 3,5% соответственно, что значимо отличается от бывших курильщиков табака (7,36, 3,37 и 1,68%) и никогда не куривших (2,2, 0,7 и 0,6%). Частота потребления ЭС/ЭСНТ и их постоянного потребления достоверно выше среди лиц, недавно бросивших курить (менее чем 3 года назад), — 17,2, 6,4, 4,5%, по сравнению с лицами, бросившими курить более 3 лет назад, — 3,7, 2,3 и 0,7% соответственно. Потребление ЭС/ЭСНТ вообще и в настоящее время чаще наблюдалось среди лиц, сделавших попытки бросить курить (18,7, 6,06 и 5,05%), по сравнению с курильщиками, не предпринимавшими попыток отказаться от курения, — 9,6, 3,5 и 2,6% соответственно.
Мы проанализировали ассоциации потребления ЭС с рядом факторов, которые потенциально могли способствовать как экспериментированию с этими продуктами, так и их регулярному использованию, с помощью многоуровневого логистического регрессионного анализа, с поправкой на пол, возраст, семейное положение и другие социальные факторы, а также статус курения и отказа от курения (табл. 2).
Как видно из табл. 2, потребление ЭС было во многом ассоциировано не только со статусом курения, возрастом и семейным положением, но и с некоторыми факторами социальной среды, а также с подверженностью рекламе и продвижению этих продуктов.
Связь потребления ЭС со статусом курения и демографическими факторами
Вероятность потребления ЭС с большой степенью значимости ассоциирована со статусом курения. Шансы потреблять ЭС и ЭСНТ вообще, а также стать постоянным их потребителем, были наивысшими среди курильщиков: (ОШ=7,2; 7,27; 5,4 соответственно) по сравнению с никогда не курившими и выше среди бросивших курить (ОШ=4,85; 5,79; 3,44 соответственно), по сравнению с никогда не курившими.
Вероятность потребления ЭС когда-либо в прошлом, в частности ЭСНТ, и постоянного потребления этих продуктов была значимо выше среди молодых лиц 18—24 лет (ОШ=7,37; 2,21 и 4,37) по сравнению со старшей возрастной группой. Чем моложе возраст, тем выше вероятность потребления ЭС во всех проявлениях.
Связь потребления ЭС с супружеским курением
Анализ выявил статистически значимую связь между потреблением ЭС и курением или парением супруга (и) или партнера. Так, у лиц, чьи спутники жизни курили, вероятность потребления ЭС была в 1,4 раза выше, чем у тех, чьи партнеры не курили, и в 2,1 раза выше, если партнер потреблял Э.С. Лица, чьи партнеры потребляли ЭС, были в 1,8 раза больше склонны к потреблению ЭСНТ, и почти в 3 раза — к постоянному потреблению ЭС (см. табл. 2).
Связь потребления ЭС с рекламой и продвижением ЭС
Реклама и продвижение ЭС реализуются в основном через интернет, социальные сети, магазины и торговые центры, торгующие этими продуктами и другими каналами информации. На рис. 1 представлена частота подверженности взрослого населения и самой его молодой подгруппы рекламе и продвижению ЭС из разных источников (в % и 95% ДИ). Очевидно, что реклама ЭС нацелена, главным образом на самую молодую возрастную группу (см. рис. 1).
Примерно 16% населения сталкиваются с рекламой ЭС в интернете, 14% — в социальных сетях и 10—13% — в магазинах, где торгуют ЭС и табачными изделиями. Анализ подверженности рекламе ЭС в различных социально-демографических группах не выявил статистически значимых различий по статусу курения, полу, уровню образования и материальному положению. Городские жители достоверно чаще, чем сельские, сталкивались с рекламой ЭС по интернету — 17,5% (95% ДИ 16,1—18,9) против 12,8% (95% ДИ 11,3—14,5); в социальных сетях — 15,2% (95% ДИ 13,9—16,6) против 12,1% (95% ДИ 10,6—13,7) соответственно. Что касается остальных источников рекламы ЭС, то значимых различий между горожанами и сельскими жителями не наблюдалось.
Молодые люди намного чаще, чем более старшие лица, подвергались воздействию рекламы ЭС, причем по всем источникам рекламы и продвижения этих продуктов. Около 1/3 молодых людей (32,6%; 95% ДИ 28,4—37,2) сталкивались с рекламой ЭС в интернете и социальных сетях (32,3%; 95% ДИ 28,0—36,8) и около ¼ — в магазинах, где торгуют этими продуктами (24,3%; 95% ДИ 20,5—28,6), что значимо чаще, чем среди всего населения и других возрастных групп по отдельности. Для сравнения, доля лиц 55 лет и старше, наблюдавших рекламу ЭС по интернету, составила 5,3% (95% ДИ 3,8—7,4%), в социальных сетях — 5,1% (95% ДИ 3,6—7,2), в магазинах — 7,5% (95% ДИ 5,6—10,0).
При этом значимые различия в подверженности рекламе ЭС наблюдаются среди всех возрастных групп — в отношении к каждой последующей группе. Чем моложе, тем больше подверженность рекламе ЭС.
В табл. 2 продемонстрирована связь между контактом с рекламой ЭС и потреблением этих продуктов с поправкой на возраст, статус курения и другие социально-демографические факторы. Выявлено, что контакт с рекламой и продвижением ЭС по телевизору, в социальных сетях и интернете, а также в магазинах, торгующих табачными изделиями и ЭС, статистически значимо повышает вероятность проб и потребления ЭС, а также регулярного потребления этих продуктов. При этом реклама в интернете повышает вероятность потребления когда-либо ЭС более чем в 2 раза (ОШ=2,17; 95% ДИ 1,54—3,07) и их постоянного потребления около 3 раз (ОШ=2,77; 95% ДИ 1,59—4,81). Вероятность постоянного потребления ЭС при контакте с рекламой этих продуктов по телевизору повышается примерно в 4 раза (ОШ=3,74; 95% ДИ 2,15—6,5), в газетах и журналах — в 2,6 раза (ОШ=2,62; 95% ДИ 1,4—4,92). Вероятность потребления ЭСНТ возрастает при приобщении к рекламе и продвижении ЭС в большей степени по телевизору (ОШ=3,67; 95% ДИ 2,18—6,17), на спортивных мероприятиях (ОШ=3,04; 95% ДИ 1,02—9,09), в барах и пабах (ОШ=2,19; 95% ДИ 1—4,77), на временных торговых объектах (ОШ=2,11; 95% ДИ 1,04—4,3), в магазинах, торгующих табачными изделиями (ОШ=4,69; 95% ДИ 2,70—8,14), а наблюдение рекламы в магазинах, где торгуют ЭС, наоборот, снижает вероятность потребления ЭСНТ (ОШ=0,47; 95% ДИ, 24—0,89). Практически приобщение к рекламе ЭС в магазинах, торгующих табачными изделиями, почти в 5 раз повышает шансы потребления ЭСНТ.
Связь потребления ЭС с характеристиками курения у курильщиков
Мы выявили значимую корреляционную связь между потреблением ЭС, включая ЭСНТ, и некоторыми характеристиками курения у курильщиков табачных изделий, а именно с признаками табачной зависимости, воспринимаемой зависимостью от сигарет, воспринимаемым и потенциальным вредом сигарет для собственного здоровья, желанием и попытками бросить курить. В табл. 3 продемонстрированы ассоциации потребления ЭС с некоторыми характеристиками курительного поведения, с поправкой на пол, возраст и другие социально-демографические факторы в модели многоуровневого логистического регрессионного анализа на отдельной подгруппе курящих.
В подгруппе курящих вероятность потребления ЭС, ЭСНТ вообще и их потребления в настоящее время с высокой степенью значимости связана с возрастом — чем моложе возраст, тем выше вероятность потребления Э.С. Также выявляется связь потребления этих продуктов с семейным положением: неженатые и одинокие более склонны к потреблению Э.С. Вероятность потребления когда-либо ЭС, и особенно ЭСНТ, возрастает с более высоким уровнем образования.
Вероятность потребления ЭСНТ достоверно ассоциирована с количеством выкуриваемых в день сигарет, и уменьшается при его возрастании (ОШ=0,70; 95% ДИ 0,62—0,79). Вероятность потребления ЭС статистически значимо возрастает при возрастании признаков табачной зависимости — как объективных, в выражении первой выкуренной сигареты утром (ОШ=1,09; 95% ДИ 1—1,19), так и субъективных (ОШ=1,17; 95% ДИ 1,03—1,34). То же самое относится и к потреблению ЭСНТ и ЭС в настоящее время. Вероятность потребления ЭСНТ и постоянного потребления ЭС достоверно возрастает при усилении признаков табачной зависимости (ОШ=1,18; 95% ДИ 1,03—1,34 и ОШ=1,27; 95% ДИ 1,09—1,47). Вероятность постоянного потребления ЭС снижается при возрастании субъективно воспринимаемой табачной зависимости (ОШ=0,79; 95% ДИ 0,63—0,97). Также вероятность потребления ЭСНТ уменьшается при повышении количества потребляемых в день сигарет (ОШ=0,70; 95% ДИ 0,62—0,79).
Вероятность потребления ЭСНТ возрастает с усилением убежденности, что бросить курить не трудно (ОШ=1,49; 95% ДИ 1,13—1,98), а также с возрастанием убежденности о наносимом курением вреде собственному здоровью (ОШ=1,07; 95% ДИ 1,02—1,14). Последнее относится также к потреблению ЭС вообще (ОШ=1,10; 95% ДИ 1,02—1,91).
Статистически значимых связей между потреблением ЭС и желанием/намерениями бросить курить не выявлено. Однако потребление ЭС во всех проявлениях с высокой степенью значимости ассоциировано с попытками курильщиков бросить курить, причем в обеих моделях регрессионного анализа. Отсутствие попыток бросить курить уменьшает вероятность потребления ЭС вообще (ОШ=0,45; 95% ДИ 0,39—0,54), потребления ЭСНТ в частности (ОШ=0,54; 95% ДИ 0,42—0,69) и постоянного потребления ЭС (ОШ=0,46; 95% ДИ 0,34—0,62).
Попытки бросить курить с помощью ЭС
Из числа тех, кто когда-либо потреблял ЭС, прибегали к потреблению ЭС для отказа от курения табака 15,75% (95% ДИ 13,6—17,9%). Из них 52,63% (95% ДИ 45,2—60,1%) не смогли отказаться от табака, 17,54% (95% ДИ 11,8—23,2%) не были в этом уверены, 26,9% (95% ДИ 20,3—33,6%) сказали, что смогли отказаться от курения ТИ, 2,9% не дали ответа. Что касается полного отказа и от обычных, и от электронных сигарет, то 63,74% (95% ДИ 56,5—71%) признались, что не смогли отказаться и от курения ТИ и от потребления ЭС, 17% (95% ДИ 11,4—22,6%) не были уверены, и только 15,2% (95% ДИ 9,8—20,6%) сказали, что смогли бросить курить ТИ и отказаться при этом от ЭС (рис. 2). Кроме того, только 17,8% (95% ДИ 15,5—20,1%) респондентов, приобщившихся к ЭС, смогли снизить количество потребляемых ТИ, 35,1% (95% ДИ 32,3—37,9%) продолжали курить, как курили, а 5,7% (95% ДИ 4,3—7,1%) даже увеличили количество потребляемых Т.И. Однако 41% респондентов не посчитали нужным ответить на этот вопрос (рис. 3).
Из общего числа лиц, сделавших попытку бросить курить, доля сумевших отказаться от ТИ составила 1,05%, неуверенных — 0,58%, и несумевших отказаться от ТИ — 2,34%, а в общей выборке курильщиков — 0,6, 0,36 и 1,22% соответственно. Доля сумевших отказаться и от ТИ, и от ЭС с помощью ЭС составила 0,58%, неуверенных — 0,61%, не сумевших отказаться от ТИ и ЭС — 2,78%, а в общей выборке курильщиков — 0,35, 0,32 и 1,5%.
Корреляционный анализ выявил значимую связь между попытками отказаться от курения с помощью ЭС, отказом от курения с помощью ЭС и воспринимаемым риском курения для здоровья, намерениями и желанием бросить курить, а также обращением за медицинской и иной помощью для отказа от курения и потреблением этой помощи. В табл. 4 представлены результаты логистического регрессионного анализа с поправкой на пол, возраст, образование, семейное положение и материальное положение.
Вероятность применения попыток отказаться от курения с помощью ЭС более высокая у мужчин, чем у женщин (ОШ=0,44; 95% ДИ 0,34—0,56), у молодых по сравнению с более старшими возрастными группами (ОШ=7,4, 3,3, 1,99, 1,63), а также у одиноких по сравнению с женатыми/замужними (ОШ=1,6; 95% ДИ 1,25—2,03) и у лиц с материальными трудностями (ОШ=1,68; (95% ДИ 1,29—2,89)
Вероятность применения попыток отказа от курения с помощью ЭС при нарастании табачной зависимости многократно возрастает, если курильщик уже ищет способы отказаться от курения с помощью медработников (ОШ=2,28; 95% ДИ 1,49—3,48), медикаментов (ОШ=2,03; 95% ДИ 1,44—2,88), в интернете, по горячим телефонным линиям и другим информационным ресурсам (ОШ=5,25; 95% ДИ 3,45—7,98), а также получает помощь врача в отказе от курения (ОШ=1,64; 95% ДИ 1,08—2,47). Эти же факторы увеличивают шансы на успех при попытках отказаться от курения с помощью ЭС: обращение за помощью к медработникам в 2,6 раза (ОШ=1,64, 2,62; 95% ДИ 1,61—4,29), прием медикаментов в 2,5 раза (ОШ=2,47; 95% ДИ 1,64—3,72), а поиск помощи в интернете, по телефону и в печатном медиа примерно в 7,3 раза (ОШ=7,33; 95% ДИ 4,61—11,7). Получение помощи от врача в отказе от курения при посещении лечебного учреждения двукратно повышает шансы успешного отказа от курения, в том числе с последующим отказом от ЭС (ОШ=2,13; 95% ДИ 1,27—3,58; ОШ=2,19; 95% ДИ 1,30—3,70).
Обсуждение
Результаты одномоментного исследования на основе репрезентативной выборки взрослого населения показывают, что практически каждый 10-й житель России когда-либо потреблял ЭС, включая продукты нагревания табака. Распространенность потребления ЭС в настоящее время составляет 2,5%. Эти данные сопоставимы с результатами Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака в России в 2016 г. (GATS), а также с данными международных исследований, в частности в странах Европейского Союза в Швеции, США и Канаде [23—28]. Отдельно выделена категория потребителей ЭСНТ для изучения связей потребления конкретно этих продуктов с различными факторами. Мужчины достоверно чаще, чем женщины, потребляют ЭС и ЭСНТ, курильщики чаще, чем бросившие курить, и чаще, чем никогда не курившие, потребляют Э.С. Среди бросивших курить ТИ лица, которые распрощались с курением в течение последних 3 лет, с высокой достоверностью чаще, чем те, кто бросили курить давно, потребляют Э.С. Это закономерно, учитывая то, что ЭС появились относительно недавно. Соответственно у курильщиков ТИ было достоверно больше шансов пристраститься к электронным курительным продуктам, чем у бросивших курить и никогда не куривших.
Обращает внимание очень высокая распространенность потребления ЭС в самой молодой группе взрослого населения: 23,5% лиц моложе 25 лет когда-либо потребляли ЭС, что в 2,5 раза больше, чем в общей выборке, и в 1,5 раза больше, чем у лиц 25—34 лет. Потребление ЭСНТ в этой группе (7%) в 2 раза превышает показатель по общей выборке, и почти 1,5 раза — в последующей возрастной группе. Молодые люди моложе 25 лет также безусловные лидеры в постоянном потреблении ЭС: 6,8% потребляют ЭС в настоящее время, что 2,7 раза больше, чем в популяции, и в 1,7 раза — чем в 25—34 года. Надо отметить, что по потреблению ЭС во всех проявлениях каждая возрастная группа достоверно отличается от последующей. Также выявлено, что вероятность потребления ЭС и ЭСНТ была самой высокой в самой молодой возрастной группе, и в 7 раз превышала вероятность потребления ЭС в самой старшей группе. Надо признать, что подобные тенденции существуют и в других странах [29, 30]. Российская молодежь, к сожалению, не отстает. И это, по-видимому, имеет свои причины, которые мы попытались проанализировать в этой работе. Часть из них заключается в агрессивной рекламе и продвижении ЭС, направленных в первую очередь на самую молодую часть населения. В ходе исследования выявлено, что молодые люди почти в 2 раза чаще, чем все остальные взрослые, подвергались воздействию рекламы и маркетинга ЭС — чаще всего в интернете, социальных сетях, магазинах, торговых центрах. И хотя всемирная паутина одна на всех, а магазины регулярно посещают все слои населения — всех полов, возрастов, почему-то именно лица моложе 25 лет регулярно «сталкиваются» с рекламой Э.С. Контакт с рекламой и продвижением ЭС имеет самую непосредственную связь с потреблением ЭС, как выявлено в ходе этого исследования. Так, мы показали, что в наибольшей степени потреблению ЭС способствует реклама в интернете, соцсетях, внутри магазинов, торгующих ЭС и табачными изделиями, а также по телевизору. Подверженность рекламе в соцсетях и интернете, газетах, журналах и по телевидению повышает вероятность постоянного приобщения к потреблению Э.С. Примечательно, что подверженность рекламе ЭС — на спортивных соревнованиях (что является нарушением закона), а также внутри магазинов, торгующих табачными продуктами, с высокой вероятностью повышает шансы потребления ЭСНТ. Примером может послужить Glo, которое любят рекламировать на массовых мероприятиях, и, конечно, Iqos, с которым «дружат» чуть ли не во всех магазинах нашей страны, о чем свидетельствуют наклейки на дверях тех самых магазинов. А внутри магазинов эта «дружба», по-видимому, навязывается ничего не подозревавшим посетителям, в первую очередь молодым людям.
Вероятность потребления ЭС ассоциирована также с курением супруга или супруги и потреблением им/ею Э.С. Последнее повышает вероятность потребления ЭС, ЭСНТ и постоянного к ним приобщения.
Еще один результат маркетинга и продвижения ЭС и их неверного позиционирования в качестве безвредного продукта по сравнению с табаком и подходящего средства для отказа от курения ярко проявляется во всех связях потребления ЭС с поведением курения табачных изделий и попытками отказаться от курения табака.
В подгруппе курящих, помимо связи с возрастом, проявляются отчетливые связи потребления ЭС с уровнем образования: чем выше образование — тем больше вероятность потребления ЭС, особенно ЭСНТ, где эта связь проявляется ярче. Эти данные подтверждают тот факт, что маркетинговые стратегии табачных компаний направлены на наиболее образованные слои населения.
Кроме того, в этой группе вероятность потребления ЭС достоверно ассоциируется с признаками табачной зависимости — с нарастанием этих признаков увеличивается вероятность потребления ЭС, ЭСНТ и постоянного потребления этих продуктов. Курильщики, считающие себя зависимыми от табака, также имеют больше шансов потребления ЭС, однако это не относится к постоянному их потреблению. Интересно, что чем больше курильщик считает себя зависимым от табака и чем больше он выкуривает в день сигарет, тем меньше вероятность, что он будет регулярно потреблять ЭС: по-видимому, не видит в них смысла. Тем более что курильщики больше склонны к потреблению ЭС, когда есть убежденность, что бросить курить не составляет большого труда. Кроме того, убеждения курящих о том, что курение нанесло вред их здоровью, способно увеличить шансы пробовать потреблять ЭС, включая ЭСНТ, неудивительны учитывая мощный маркетинг этих продуктов. И если желание отказаться от курения и планирование этого шага значимо не меняют вероятность потребления ЭС, то попытки отказаться от курения, несомненно, связаны с вероятностью приобщиться к этим продуктам и достоверно повышают эту вероятность. Эти данные — еще одно свидетельство того, что маркетинговые стратегии табачных компаний эксплуатируют сознательность курильщиков, желающих сократить вред от потребляемого табака, позиционируя ЭС как менее вредные альтернативы обычным ТИ и способ бросить курить.
Мы проанализировали также курительное поведение после приобщения к ЭС и попытки курильщиков отказаться от курения с помощью Э.С. Попытки бросить курить с помощью ЭС, по данным исследований в 28 странах Евросоюза, связаны с молодым возрастом, материальными трудностями и более высоким уровнем образования [25].
Наши результаты также показали, что молодые люди с большей вероятностью, чем более старшие, и те, которые испытывают материальные трудности, предпринимают попытки к отказу от курения с помощью Э.С. Вероятность попыток бросить курить с помощью ЭС была также выше у мужчин, чем у женщин, и у одиноких по сравнению с женатыми или замужними.
Треть (35%) из тех, кто когда-либо потреблял ЭС, сообщили, что с момента потребления ЭС они продолжали курить привычное количество табачных изделий, 6% даже увеличили количество выкуриваемых сигарет, и только 18% удалось его снизить, оставаясь «двойными» курильщиками. Попытку бросить курить с помощью ЭС предприняли 15,8% из числа тех, кто когда-либо потреблял ЭС (всего 171 человек). Убедительному большинству (71%) из предпринявших такую попытку не удалось бросить курить — 53% сказали, что они не смогли отказаться от табачных изделий, и 18% не уверены, что по сути одно и то же. При этом бросить курить ТИ — это полдела: чтобы по-настоящему отказаться от табака, необходимо отказаться и от обычных, и от ЭС. В нашем анализе 81% курящим, предпринявшим попытку отказаться от курения с помощью ЭС, не удалось это сделать: 64% сказали, что они не смогли отказаться от ТИ и ЭС, а 17% не были в этом уверены. Однако 27% смогли все-таки отказаться от ТИ с помощью ЭС, а 15% даже от ТИ и Э.С. Может показаться, что это не мало, какой еще метод дает такие результаты? Но, во-первых, речь идет о всего 1,05% от числа курильщиков, вообще предпринявших попытку бросить курить, в первом случае, и о 0,58% — во втором. Такое соотношение — вряд ли убедительный довод в пользу успешной реализации попыток отказаться от курения.
Но, главное, анализ показал, что вероятность совершения попыток отказаться от курения с помощью ЭС, и даже успешная их реализация, обусловлены отнюдь не потреблением ЭС, а стремлением и готовностью курильщиков отказаться от табака и использованием ими в этих целях различных видов помощи, включая медицинскую. Анализ показал, что с большей вероятностью к попыткам отказаться от курения с помощью ЭС прибегали те курильщики, которые хотели и пытались бросить курить, обращались за медицинской помощью, к приему медикаментов, к Интернет-ресурсам, телефонным и другим информационным источникам, а также получали помощь врача по отказу от курения. И потому отказ от курения, даже в очень небольшом числе случаев, никак нельзя приписать потреблению ЭС.
Заключение
Таким образом, распространенность потребления ЭС в России наиболее высокая среди людей моложе 25 лет. Реклама и продвижение ЭС, включая ЭСНТ, реализуемые через интернет, социальные сети и другие информационные каналы, а также через магазины, торгующие этими продуктами, многократно повышают вероятность потребления ЭС и ЭСНТ и постоянное приобщение к этим продуктам. Обращены они, в первую очередь на молодежь. Большинство курящих прибегают к потреблению ЭС в надежде снизить вред от потребляемых табачных изделий, сократить количество выкуриваемого табака или вообще отказаться от курения. Однако потребление ЭС не способствует ни сокращению количества сигарет, ни отказу от курения. Все это указывает на то, что необходимы безотлагательные меры по регулированию всех ЭС и ЭСДН, приравнивая их к табачным продуктам, запрет рекламы и продвижения этих продуктов во всех проявлениях и по всем источни?