Права человека — это неотъемлемые права каждого человека независимо от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Впервые на международном уровне право на пищу было закреплено в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве компонента права на достаточный жизненный уровень: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» [1].
Несколько позже, в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дано определение понятия «право на питание» как «...право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни...» [2].
Среди главных целей Декларации социального прогресса и развития ООН 1969 г. «...ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание...» [3]. Одним из рекомендуемых способов для достижения этой цели служит «принятие мер для резкого увеличения и диверсификации сельскохозяйственного производства, в частности, путем проведения демократических аграрных реформ, с целью обеспечения достаточного и хорошо сбалансированного снабжения продовольствием, справедливого распределения его среди всего населения и улучшения норм питания...».
Необходимость изменений, в том числе в области сельского хозяйства, каждого заинтересованного государства в соответствии с его суверенными соображениями и внутренними законодательствами провозглашены в 1974 г. Всеобщей декларацией о ликвидации голода и недоедания ООН [4]. Согласно этому нормативному документу, «...каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей...». Уже к тому времени общество обладало достаточными ресурсами, возможностями и техникой, чтобы достичь этой цели, однако бедность и голод по сей день имеют место быть. Таким образом, этот международный документ практически объединяет право на питание, право на жизнь и право на достойное существование человека.
Действительно, права человека находятся в тесной связи друг с другом — нарушение права на питание может способствовать ограничению реализации других прав, и наоборот. Так, анализируя права человека, декларированные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., можно утверждать, что право человека на питание взаимосвязано с другими правами человека. Такими как:
— Право на здоровье: отсутствие полноценного и качественного питания служит причиной развития ряда заболеваний, тем самым создавая угрозу права на здоровье.
— Право на жизнь: люди, которые в силу определенных причин не имеют возможности обеспечить себя питанием, сталкиваются с угрозой смерти от голода или от болезней, обусловленных недостаточным питанием.
— Право на воду: реализация права на питание немыслима без доступа к безопасной питьевой воде для личных и бытовых целей.
— Право на достойное жилище: при отсутствии в доме условий для безопасного приготовления и хранения пищевых продуктов реализация права на питание ставится под угрозу. Кроме того, высокая стоимость жилья косвенно может снизить расходы человека на питание, тем самым ограничив реализацию права на питание.
— Право на образование: голод и недоедание снижают способности детей к учебе; недостаточное питание может служить причиной того, что ребенок не ходит в образовательное учреждение в виду занятости трудом с целью последующего приобретения продуктов питания; кроме того, чтобы быть свободными от голода, люди должны получать навыки производства продуктов питания и владеть знаниями о питательном рационе.
— Право на труд и социальное обеспечение: отсутствие занятости и социального обеспечения служат одной из основных причин недостаточного питания и голода. Крайне важно, чтобы минимальный размер оплаты труда был сопоставим со стоимостью потребительской корзины.
— Свобода ассоциаций и право принимать участие в государственных делах: крайне важно, чтобы мнение малочисленных этнических и национальных групп (ввиду исторических особенностей питания) было услышано и нашло отражение в государственной производственной политике с целью защиты права на питание.
— Право на информацию: реализация права на информацию способствует свободному потребительскому выбору и служит источником получения данных в отношении продовольствия и питания, рынков и распределения ресурсов.
— Свобода от наихудших форм детского труда: недостаточное питание и голод способствуют тому, что эта группа населения становится наиболее уязвимой к наихудшим формам труда (проституция, участие в военных действиях). Осуществление права на питание позволит избежать подобных ситуаций.
— Право на питание в косвенной форме подтверждается в следующих международных нормативно-правовых документах.
— Статья II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09.12.46 запрещает предумышленное создание для какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их физическое уничтожение [5].
— Статья 23 раздела II Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12.08.49 регламентирует право Договаривающейся Стороны в предоставлении свободного пропуска всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой Договаривающейся Стороны, даже если последняя является неприятелем [6]. Другая Договаривающаяся Сторона должна также разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания. Кроме того, в пунктах 1 и 2 статьи 54 Дополнительного протокола I Женевской конвенции от 12.08.49 о защите гражданского населения во время войны от 08.06.97 запрещено «...использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны...» и «...подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использование гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине...» [7].
— Статья 6 части III Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.66 косвенно гарантирует право на питание путем реализации права на жизнь: «...Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [8].
— В пункте 2 статьи 12 части III Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.79 признается право «...соответствующего обслуживания женщин в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления...» [9].
— В пункте 2 статьи 24 и в пункте 3 статьи 27 части I Конвенции о правах ребенка от 20.11.89 декларируются [10]:
а) права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья — обеспечение мер по «...борьбе с болезнями и недоеданием, в том числе, в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды...» и «...обеспечению осведомленности всех слоев общества, в частности, родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний...»;
б) права на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка — «...государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем...».
В пункте f статьи 25 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 заявлено право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, не допускается дискриминационный отказ в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности [11]. В пункте 1 статьи 28 признается право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принятие надлежащих мер к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.
К сожалению, в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. не закреплено право на обеспечение граждан РФ полноценным и качественным питанием [12]. Вместе с тем, созданы отдельные нормативные акты, которые способствуют реализации данного права. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 30.01.10 №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» предписывается, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием [28]. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. В нормативном документе дано определение продовольственной безопасности Российской Федерации — это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Право на питание в нашей стране реализуется в том числе косвенно через право на труд. В статье 37 Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы [13]. Средства, полученные за труд, могут быть реализованы на приобретение продуктов питания.
Вместе с тем в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями — статья 41 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.01 №197 (ред. от 05.02.18) позволяет в коллективном договоре предусматривать обязательства работодателя в отношении частичной или полной оплаты питания работников [14]. Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 22.08.95 №151-ФЗ (ред. от 18.07.17) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 16.01.18), спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований [15]. Вместе с тем в статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о том, что на работах с вредными условиями труда работники имеют право на бесплатное получение по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов [14]. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и/или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, которое в свою очередь регулируется Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.09 №46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» [16]. Ни Трудовой кодекс, ни Приказ №46н не дают определения лечебно-профилактического питания.
В статье 39 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано определение понятия «лечебное питание», т.е. питания, обеспечивающего удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии, с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний,̆ и выполняющего профилактические и лечебные задачи [17]. Право на бесплатное получение лечебного питания предоставляется гражданам, получающим медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19). Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаниий, за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление питания одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю, плата не взимается (статья 51).
В Статье 18 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждому гражданину РФ гарантировано право на охрану здоровья, которое реализуется путем охраны окружающей среды, созданием безопасных условии труда, благоприятных условии труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи [17]. Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая «...информацию о рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов...». Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством РФ (статья 23). Вместе с тем Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также регламентирует право на питание граждан, страдающих редкими/орфанными заболеваниями (статья 44). Напомним, что редкими/орфанными называют заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. населения. Наконец, статья 52 Федерального закона №323-ФЗ регламентирует обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей̆ в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, которое осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ [17].
Косвенно право на питание детей закреплено также и в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (в редакции от 07.03.18), в котором в статье 37 за обучающимися федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, закреплено право в обеспечении питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций [18]. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Согласно пункту 3 статьи 99 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.97 №1-ФЗ (ред. от 20.12.17) «...осужденные, не работающие по независящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства» [19]. Правительство РФ устанавливает минимальные нормы питания осужденных, при этом следует учитывать, что за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, ежемесячно возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. При этом осужденным беременным, кормящим матерям, несовершеннолетним, а также больным и инвалидам I или II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства от 11.04.05 №205 в редакции от 18.04.18 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждены нормы питания для перечисленных категорий граждан [20].
В табл. 1 приведен сравнительный анализ норм питания для подозреваемых и обвиняемых, минимальных норм питания осужденных к лишению свободы и рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания согласно Приказу Минздрава РФ от 19.08.16 №614. Установлено, что из 11 групп продуктов, рекомендуемых к потреблению с точки зрения здорового питания, установленные нормы гарантировано предоставляемого питания соответствуют по трем позициям (хлебные продукты, рыбопродукты и картофель). Остальные позиции — ниже рекомендуемых значений или вовсе отсутствуют (например, фрукты свежие или куриные яйца для подозреваемых и обвиняемых). Следует отметить более высокое суточное потребление пищевой поваренной соли, что может служить дополнительным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний среди данной группы граждан.
Примечание. * — при условии 365 дней в году.
Вывод
Таким образом, анализ основных международных документов, регламентирующих право на питание, позволяет заключить, что право на питание вырабатывалось как норма договорного права, реализованная главным образом в нормативных документах ООН и ВОЗ. Эти документы носят рекомендательный характер и получают все большее распространение и признание в РФ. Подтверждением тому служит закрепление права на питание в ряде нормативных документов РФ. Вместе с тем анализ законодательных актов, прямо либо косвенно регламентирующих реализацию права на питание в РФ, показал, что ряд из них несовершенны. Не вызывает сомнения, что право на питание относится к числу фундаментальных прав человека, реализацию которого в нашей стране усугубляют ряд факторов. Только системный и взвешенный подход к данной проблеме с учетом опыта зарубежных стран способен решить данную проблему и установить контроль над ситуацией.
Участие авторов:
Анализ материала, написание статьи: Р.Ш.
Концепция: Н.М., Л.Х., О.Д.
Редактирование: Н.М., Л.Х., О.Д., Е.Б.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.