Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2014 г., наибольшее число жизней в мире уносят неинфекционные заболевания (НИЗ) — сердечно-сосудистые (ССЗ), онкологические, хронические респираторные и сахарный диабет (СД), эпидемия которых охватила весь мир [1]. Так, от ССЗ ежегодно умирают 17,5 млн населения [2]. По прогнозам, в 2030 г. число умерших от ССЗ, в основном от болезней сердца и инсульта, составит около 23,6 млн. Основными поведенческими факторами риска (ФР) развития этих заболеваний являются: избыточное потребление соли, недостаточное потребление овощей и фруктов, низкая физическая активность, курение и избыточное потребление алкоголя. Согласно Добровольным глобальным целям ВОЗ, странам следует добиваться: снижения потребления соли/натрия и табака на 30% по каждому ФР, случаев повышенного артериального давления (АД) на 25%, алкоголя и сокращения распространенности недостаточной физической активности на 10% по каждому ФР, снижения роста ожирения и СД и, как следствие, смертности от НИЗ на 25% [3].
Растущее бремя НИЗ привело к осознанию угрозы для здоровья во всем мире и пониманию приоритетности программ по профилактике, контролю и мониторингу распространения НИЗ. В России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.18 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», перед здравоохранением поставлены аналогичные цели.
В настоящее время развиваются национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение», призванные решить неотложные задачи, в том числе профилактические, для оценки эффективности которых используется мониторинг ситуации. Система мониторинга предполагает непрерывность сбора данных, что позволяет совершенствовать процесс принятия стратегических решений, разрабатывать программы действий в области общественного здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни. Принцип поэтапного осуществления мониторинга (The WHO STEPwise approach to noncommunicable disease risk factor surveillance — STEPS; Мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний) рекомендован ВОЗ как инструмент контроля за распространением НИЗ [4]. К сегодняшнему дню в 25 регионах страны проведены мониторинги ФР для оценки исходной ситуации.
По данным официальной статистики, уровень смертности в Москве существенно ниже, чем в большинстве регионов России, однако по-прежнему значительно выше, чем во всех зарубежных мегаполисах. Наиболее сильно Москва проигрывает по уровню смертности от болезней системы кровообращения (БСК) и внешних причин. Успехи Москвы в снижении смертности в 2000—2014 гг. внушают некоторый оптимизм, однако трудно предугадать, как будут развиваться события в условиях ухудшающейся экономической ситуации в мире [5].
В начале 2019 г. Департамент здравоохранения Москвы инициировал проведение обследования населения мегаполиса на предмет выявления ФР, НИЗ и питания на основе STEPS.
Цель настоящей работы — представить дизайн и протокол исследования ЭГИДА-Москва и социально-демографические показатели обследованной выборки.
Дизайн и протокол исследования ЭГИДА-Москва
Цель исследования ЭГИДА-Москва — изучить распространенность ССЗ, других НИЗ и их ФР, на основе которых будут разработаны рекомендации для дальнейшего совершенствования мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и раннюю диагностику хронических НИЗ и ФР их развития в Москве.
Материал и методы
Для достижения поставленных целей из 11 административных округов (АО) было отобрано 20 медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению (далее — МО). Для участия в исследовании ЭГИДА-Москва случайным образом были выбраны представители взрослого населения мегаполиса в возрасте 18 лет и старше.
Формирование выборки для исследования
В исследовании ЭГИДА-Москва использовалась стратифицированная многоступенчатая выборка, сформированная по территориальному принципу на базе МО по методу Киша [6].
Сначала создавался список всех МО Москвы, имеющих участковый принцип и не относящихся к ведомственному подчинению. Из этого списка случайным образом были отобраны МО (шаг 1) и внутри каждого МО рандомно взяты участки (шаг 2). Затем были составлены списки прикрепленного населения к отобранным врачебным участкам и случайным образом выбраны домохозяйства (шаг 3). Последовательность формирования выборки приведена в табл. 1.
Поскольку при работе с любой выборкой всегда возникают случаи, когда обследование нельзя провести по объективным причинам, а допустимая потеря некоторой части данных (выборки) должна не превышать 20% от всего объема выборки, в исследовании ЭГИДА-Москва была определена выборка в 5200 человек.
Общее количество домохозяйств в выборке рассчитывали по формуле:
20 МО · 10 врачебных участков · 26 домохозяйств (человек) = 5200 домохозяйств (человек).
Случайный отбор каждой из структур (МО, участок, человек) был выполнен с привлечением программы, обладающей функцией генератора случайных чисел — функция СЛЧИС в программе Excel.
Перед проведением обследования каждый приглашенный на обследование потенциальный участник получил разъяснение о проводимом исследовании (задачах и условиях участия). В случае принятия условий участия в исследовании приглашенный подписывал информированное согласие на участие в нем. Исследование включало 3 этапа: 1-й этап — опрос, 2-й этап — физический осмотр, 3-й этап — биохимические показатели крови (табл. 2).
Стандартный опрос (этап 1)
В исследовании ЭГИДА-Москва использовался вопросник международного исследования под эгидой ВОЗ — STEPS версия 3.2 и российского исследования ЭССЕ-РФ (Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в различных регионах Российской Федерации), который был разработан на основе адаптированных международных методик и апробирован в Российской Федерации (см. табл. 2). В вопроснике использовались вопросы как основных, так и расширенных модулей STEPS [4].
Модуль 1 содержит социально-демографическую информацию об участнике исследования: пол, возраст, образование, длительность обучения (исключая дошкольное), национальность, семейное положение, инвалидность, род занятий, профессию, заработок, количество проживающих в домохозяйстве и их месячный доход.
Модуль 2 и 3 предназначены для сбора информации о потреблении табака, табачных изделий (жевательный табак, насвай и др.), о использовании электронных сигарет [7] и алкоголя, включая домашние крепкие напитки [8, 9]. В вопросник вошли данные о возрасте начала курения и употребления алкоголя, о кратности потребления, «пассивном» курении, об отношении к табаку и алкоголю и возможных советах медицинскими работниками.
Модуль 4 содержит информацию о рационе питания и пищевых привычках (потребление фруктов, овощей, морепродуктов, соли, сахара и др.), а также о частоте, объеме потребляемых продуктов и блюд, жирности молочных продуктов и потреблении неалкогольных напитков (чай, сладкие газированные напитки и др.) [10—13].
Модуль 5 дает ответ о физической активности когорты в типичную неделю, для оценки которой использовался Глобальный опросник по физической активности (Global Physical Activity Questionnaire — GPAQ) [14]. В вопросник, разработанный для исследования STEPS, включались вопросы о физической активности во время работы, о передвижении, активном досуге и сидячем образе жизни.
Модуль 6 содержит анамнестические данные об имеющихся/имевшихся заболеваниях, истории повышенного АД, СД, ОХС, ССЗ, отношении к здоровому образу жизни.
Модуль 7 дает представление о самооценке здоровья населением. В этот модуль помимо самооценки здоровья были включены вопросы о стрессе (The Рerceived Stress Scale) [15], депрессии (The Hospital Anxiety and Depression Scale) [16] и качестве жизни [17].
Инструментальные и лабораторные обследования (этапы 2 и 3)
Инструментальные и лабораторные обследования включали: измерение АД и ЧСС, антропометрические данные (рост, масса тела, окружность талии и бедер), биохимические показатели крови: определение глюкозы и ОХС.
Измерение АД и ЧСС проводилось в соответствии с требованиями рекомендаций Российского медицинского общества по артериальной гипертонии (РМОАГ) [18]. Протокол предусматривал трехкратное измерение (интервал между замерами не менее 2 мин) показателей АД (с соответствующими манжетами для измерения) и ЧСС, которое должно измеряться прежде АД, поскольку является независимым предиктором ССЗ [19, 20].
Антропометрические показатели измерялись однократно, без обуви и верхней одежды: масса тела — на медицинских напольных весах с точностью до 100 г, рост — при помощи ростомера с точностью до 0,5 см.
Окружность талии и бедер измеряли в положении стоя гибкой сантиметровой или специализированной лентой с точностью до 0,5 см. Измерение окружности талии производилось на середине расстояния между нижним краем реберной дуги и верхним краем гребня подвздошной кости по средней подмышечной линии, по самой тонкой линии, окружность бедер — по наиболее выступающей части таза на уровне больших вертелов бедренной кости [4, 21]. Все антропометрические измерения проводились в соответствии со стандартной процедурой, используемой в большинстве исследований.
Лабораторные исследования
Во всех МО осуществлялось взятие капиллярной крови из пальца после как минимум 8 ч голодания. Протокол предусматривал определение во всех МО показателей глюкозы и ОХС с помощью портативных биохимических анализаторов («Сателлит Экспресс», Россия; MultiCare-in, Италия; CardioChek, США; Accutrend Plus, Германия и др.) с использованием аналогичных прибору тест-полосок. Приборы были официально зарегистрированы Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и имели регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Этические вопросы и защита персональной информации
Исследование ЭГИДА-Москва проводилось в соответствии с этическими положениями Хельсинкской декларации [22] и Национальным стандартом Российской Федерации «Надлежащая клиническая практика» (Good Clinical Practice — GCP) ГОСТ Р52379-2005 [23] с одобрения этического комитета НМИЦПМ. В целях исполнения вышеуказанных законов, а также статьи 93 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» каждый обследуемый подписал информированное согласие на обработку своих персональных данных.
Стандартизация и контроль исследования и тренинг участников
Перед проведением исследования ЭГИДА-Москва была проведена процедура стандартизации основных методик, на результаты которых могли оказать влияние субъективные факторы. Для этого с исполнителями проводили обучающий семинар и тренировочные занятия. Контроль за качеством выполняемых работ осуществляли сотрудники Московского центра медицинской профилактики.
Формирование единой базы данных
Полученные данные заносились региональными исполнителями через специально разработанную компьютерную программу ввода в единую базу данных НМИЦПМ, которая передавалась в Департамент здравоохранения Москвы по требованию. Первичная стандартная статистическая обработка данных единой базы проводилась в НМИЦПМ.
Методическое сопровождение исследования осуществлял НМИЦПМ.
Социально-демографические показатели исследования ЭГИДА-Москва
Использовались методы описательной статистики. Рассчитывали средние значения и стандартные ошибки (M±SD), а также медиану и интерквартильный размах (%). Отмечался уровень статистической значимости при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Исследование ЭГИДА-Москва было завершено в июне 2019 г. В результате были обследованы 4063 (40,9% мужчин и 59,1% женщин) участников, в целом отклик приглашенных респондентов на обследование составил 78,1%. В половозрастной выборке старше 24 лет доля женщин была достоверно выше (р<0,05) по сравнению с мужчинами (табл. 3).
Увеличение гендерных различий в структуре населения характерно для всех популяций и обусловлено большей смертностью мужского населения.
Почти 1/2 (45,8%) участников имели высшее образование, около 1/3 — профессионально-техническое, очень небольшой процент (0,1%) участников были с образованием ниже среднего. Доли мужчин и женщин с высшим и профессионально-техническим образованием достоверно не различались (табл. 4). В работе Г.А. Муромцевой и соавт. [24] приводится характеристика социально-демографических показателей участников исследования ЭССЕ-РФ, которая несколько отличалась от исследования ЭГИДА-Москва, поскольку возрастная структура была ограничена 25—64 годами, тогда как в исследовании ЭГИДА было включено население в возрасте 18 лет и старше. Однако сравнение других показателей вполне уместно. По данным ЭССЕ-РФ, в России преобладают лица со средним образованием, тогда как в Москве — с высшим образовательным уровнем. И в том и другом исследовании абсолютный минимум составляло население с образованием ниже среднего, хотя в регионах России доля такого населения была больше. Полученные в исследовании ЭГИДА результаты о преобладании в Москве населения с высшим образованием подтверждаются данными исследования SAHR (Stress Aging and Health in Russia; Стресс старение и здоровье в России) [25], которые показали, что более 1/2 населения Москвы (c учетом возрастных групп 55 лет и старше) имеют высокий образовательный уровень.
Примечание. ПТО — профессионально-техническое образование; ПДО — последипломное образование.
Доля женатых мужчин и женщин достоверно не различалась (62,8% и 59,3% соответственно, р>0,05). В когорте мужчин чаще встречались холостые (мужчины — 22,9%, женщины — 13,9%), тогда как в когорте женщин — разведенные (женщины — 12,6%, мужчины — 7,2%) и овдовевшие (женщины — 9,8%, мужчины — 3,2%) (табл. 5).
С возрастом уменьшалась доля неженатых и незамужних и драматически увеличивалась доля овдовевших: у мужчин — до 46%, у женщин — до 61%. К сожалению, это типичная картина структуры населения на современном этапе — преобладание одиноких женщин.
В табл. 6 представлена структура занятости обследованного населения. В целом 70% мужчин и 57% женщин работали, с увеличением возраста этот показатель снижался до нуля. Аналогично в молодых возрастных группах 1/2 участников проходили обучение, в более старших группах этот показатель был равен нулю. Среди московского населения 1/4 составили пенсионеры, причем женщин, находящихся на пенсии, было почти в 2 раза больше, чем мужчин (32,94 и 15,6% соответственно), что неудивительно: абсолютное число женщин существенно больше и возраст выхода на пенсию у женщин ниже. С увеличением возраста доля находящихся на пенсии достигала 100%. Примерно 3% населения — безработные, из которых большая часть могли работать.
Заключение
По результатам исследования ЭГИДА-Москва впервые в новых социально-экономических условиях получены данные об эпидемиологической ситуации по ССЗ в мегаполисе и их ФР с использованием технологии STEPS, предложенной ВОЗ.
В настоящей работе представлены дизайн исследования, краткий протокол и возрастные и гендерные распределения социально-демографических характеристик.
В исследовании ЭГИДА среди участников преобладали женщины (59,1%). Средний возраст обследуемых составил 46,0 года; 95% ДИ 45,5—46,5: мужчины — 44,3 (43,6—45,1) года, женщины — 47,2 (46,6—47,8) года. Почти 1/2 (45,8%) участников имели высшее образование, семью (60,7%) и работали (62,6%). Пенсионеры составляли 1/4 (25,8%) московского населения. Причем женщин, находящихся на пенсии, оказалось почти в 2 раза больше, чем мужчин (32,94 и 15,6% соответственно), что, вероятно, связано с абсолютно большим числом женщин и разным возрастным порогом выхода на пенсию. Это обстоятельство следует иметь в виду, учитывая всеобщую тенденцию постарения населения, а также увеличение продолжительности жизни.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.