Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Руголь Л.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Сон И.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Кириллов В.И.

ЧУОО ВО «Медицинский институт «Реавиз», Самара, Россия

Гусева С.Л.

ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №6 Промышленного района», Самара, Россия

Организационные технологии, повышающие доступность медицинской помощи для населения

Авторы:

Руголь Л.В., Сон И.М., Кириллов В.И., Гусева С.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 20738

Загрузок: 642


Как цитировать:

Руголь Л.В., Сон И.М., Кириллов В.И., Гусева С.Л. Организационные технологии, повышающие доступность медицинской помощи для населения. Профилактическая медицина. 2020;23(2):26‑34.
Rugol LV, Son IM, Kirillov VI, Guseva SL. Organizational technologies that increase the availability of medical care for the population. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(2):26‑34. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202302126

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ха­рак­те­рис­ти­ки мо­де­лей тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­ни­ро­ва­ния в здра­во­ох­ра­не­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):45-52
Ана­лиз за­бо­ле­ва­емос­ти и смер­тнос­ти от бо­лез­ней сис­те­мы кро­во­об­ра­ще­ния в За­бай­кальском крае. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):60-68
Ана­лиз об­щей за­бо­ле­ва­емос­ти сельско­го на­се­ле­ния Даль­не­вос­точ­но­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):39-48
Бри­гад­ная фор­ма ор­га­ни­за­ции тру­да на вра­чеб­ном учас­тке как пер­спек­тив­ное нап­рав­ле­ние со­вер­шенство­ва­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):7-13
От­но­ше­ние учас­тко­вых вра­чей, ме­ди­цин­ских сес­тер и па­ци­ен­тов к ор­га­ни­за­ци­он­ной мо­де­ли ока­за­ния ПМСП с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем фун­кций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):7-14

Введение

В основе любой эффективной системы здравоохранения лежит подход с преимущественным развитием первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), таким образом обеспечиваются более высокие показатели здоровья при меньших затратах и уменьшаются негативные последствия экономических трудностей для здоровья людей. В современном мире при имеющихся существенных недостатках ПСМП «особого внимания заслуживают такие тенденции, как старение населения, растущее бремя неинфекционных заболеваний и полиморбидность, а также эпидемия хронических заболеваний, сохраняющиеся неравенства и растущий гендерный разрыв» (цит. по [1]).

Поэтому актуальной остается проблема постоянного реформирования ПСМП, назрела необходимость формирования новой модели организации ПМСП с изменением внутренней структуры и содержания деятельности специалистов, участвующих в ее оказании. В последнее десятилетие нагрузка на медицинских работников, оказывающих ПМСП, возросла из-за роста доли старших возрастных групп населения, кадровой проблемы. Из-за сокращения численности сельского населения и, соответственно, уменьшения людности сельских населенных пунктов, возникли трудности в организации ПМСП жителям сельской местности, ее оптимальной доступности. Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи населению в современных условиях предусматривает развитие оптимальной модели медицинского обслуживания населения на различных этапах оказания медицинской помощи, в том числе жителям отдаленных населенных пунктов и сел, а в качестве дополнительной меры — использование выездных форм медицинского обслуживания [2].

Условия жизни сельских жителей значительно отличаются от условий жизни в городах. Сельские районы имеют большую территориальную протяженность, населенные пункты в них порой значительно разобщены. Дополнительные сложности в организации медицинской помощи населению в сельской местности — неудовлетворительное состояние дорожно-транспортного сообщения и специфика условий труда и быта в селах [2, 3].

Изменить ситуацию, повысить доступность ПМСП для сельского населения возможно при использовании выездных форм работы [4].

Цель исследования — проанализировать изменения сети медицинских организаций в сельской местности после проведенных в здравоохранении реформ, ситуацию с развитием выездных форм оказания медицинской помощи, обобщить опыт организации этих форм в различных субъектах Российской Федерации (РФ).

Материал и методы

Исследование проводилось с использованием статистического и аналитического методов. На основании статистических материалов Росстата, Минздрава России и базы данных ЦНИИОИЗ Минздрава России методом сравнительного анализа было осуществлено исследование динамики изменения сети медицинских организаций в сельской местности, показателей обеспеченности врачебными кадрами, койками за период с 2003 по 2018 г., числа врачебных участков, а также динамики показателей развития выездных форм работы. Были изучены официальные статистические данные в целом по РФ, субъектов РФ и федеральных округов. Изучались сведения, содержащиеся в отчетных формах федерального статистического наблюдения (ФСН) №30, № 47 за период 2003—2018 гг., а также нормативно-правовые и регулирующие документы по организации выездных форм работы и данные литературы.

Результаты

Как отметил H. Mahler, на протяжении долгого времени занимавший пост генерального директора ВОЗ, «система здравоохранения, основу которой составляет ПМСП, не может быть создана без поддержки со стороны сети больниц». Сегодня его слова особенно актуальны: залог успешного решения современных проблем заключается в изменении подходов к планированию, предоставлению и финансированию медицинских услуг «для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в ценности и принципы ПМСП и внести вклад в выполнение целей в области устойчивого развития, связанных со здравоохранением» (цит. по [1]).

Произошедшее в процессе реструктуризации сети закрытие участковых (УБ), районных больниц (РБ) малой мощности в сельской местности привело к снижению доступности ПМСП, ухудшению условий для оказания квалифицированной медицинской помощи, низкой доступности специализированной медицинской помощи (табл. 1). К таким выводам пришли и другие авторы. Не обеспечено адекватное финансирование учреждений здравоохранения в сельской местности, нуждается в укреплении и их материально-техническая база [5, 6].

Таблица 1. Сеть и ресурсное обеспечение медицинских организаций, расположенных в сельской местности РФ


Общее число центральных районных больниц (ЦРБ) сократилось на 21,9%, в том числе расположенных в сельской местности — на 18%, УБ — на 98,4%, также значително уменьшилось число коек, развернутых в УБ, но при этом возросла мощность УБ. В среднем в 2003 г. на одну УБ приходилось 24,3 койки, в 2018 г. — 33,6. Одновременно на 46,1% выросло число РБ. Обеспеченность койками сельского населения постепенно сокращалась с 52,2 до 39,1 на 10 тыс. (на 25%). Тем не менее число физических лиц врачей в больничных организациях до 2017 г. увеличивалось (на 53,9%), в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилось на 2030 человек (около 4%). Число самостоятельных медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, значительно сократилось, почти все из них вошли в состав больничных организаций. Одновременно в 5,5 раза уменьшилось число физических лиц врачей (см. табл. 1). При анализе обеспеченности кадрами медицинских организаций, расположенных в сельской местности, следует отметить, что характеризующие ее показатели изменялись разнонаправлено: численность штатных, занятых должностей и физических лиц, укомплектованность должностей физическими лицами до 2017 г. имели постоянную тенденцию к росту и лишь в 2018 г. несколько снизились. Коэффициент совместительства (КС), наоборот, постоянно снижался: с 1,42 в 2003 г. до 1,28 в 2018 г.

За последние 15 лет на 28,4% сократилось число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и на 52,6% — общее число посещений их сельскими жителями (см. табл. 1).

Новая модель организации работы предусматривает обеспечение доступности ПМСП, повышение качества медицинского обслуживания, оптимизацию процесса прохождения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, совершенствование процесса проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, профилактических осмотров несовершеннолетних, оптимизацию процесса вакцинации и пр.

Специфика быта, сезонность и срочность основных работ сельчан, невысокая плотность проживания сельского населения, удаленность врачебной (особенно специализированной) помощи от мест проживания, порой неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций, необходимость значительных финансовых затрат для проезда к медицинской организации снижают уровень обращаемости и госпитализации сельского населения и обосновывают необходимость активизации выездных форм не только для консультативной и практической помощи со стороны врачебного персонала учреждений 2-го и 3-го уровней, но и для профилактической работы и оказания ими организационно-методической помощи медицинским организациям в сельской местности [2].

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.12 №543 (с последующими изменениями) [7] ПСМП оказывается также по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и/или имеющих плохую транспортную доступность. В населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек ПМСП оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием комплексов передвижных медицинских (далее — выездные формы работы), не реже 2 раз в год (пункт 19.1).

Пункт 20 вышеназванного Приказа предусматривает формирование постоянно действующих медицинских бригад. В зависимости от конкретных условий оказания ПСМП населению Приложением № 8 Приказа устанавливаются Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады [7].

Сокращение числа медицинских организаций, расположенных в сельской местности, сопровождается развитием дистанционных форм медицинской помощи (в 2013 г. использовалось 915 передвижных медицинских комплексов) и внедрением мобильных форм работы (создано более 8 тыс. выездных медицинских бригад, оснащенных портативным диагностическим оборудованием). В рамках региональных программ модернизации здравоохранения в 2011—2013 гг. было организовано 9,6 тыс. домовых хозяйств, на которые возложены функции по оказанию первой помощи в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100, где отсутствуют ФАП [8].

Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию, Минздравом России было принято решение о дополнительных мерах нормативно-правового регулирования, направленных на обеспечение доступности жителям малочисленных и труднодоступных населенных пунктов первой и медицинской помощи, которые были изложены в Письме Минздрава России [9]. В соответствии с Письмом считается необходимым организовать для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации и от 100 до 300 человек с расстоянием менее 6 км до ближайшей медицинской организации выездные формы медицинского обслуживания, включая проведение выездных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [9].

Оказание организационно-методической помощи медицинским организациям, расположенным в сельской местности, и формирование квалифицированной врачебной и специализированной помощи для сельского населения, в том числе при выездах, являются основными функциями организационно-методических отделов медицинских организаций областного уровня. Подробно организация выездной медицинской помощи жителям сельских районов изложена в Методических рекомендациях Минздрава России №2002/107 [2].

Численный состав выездных бригад в среднем состоит из 5—6 человек. В состав бригады включают специалистов терапевтического, хирургического, педиатрического, акушерско-гинекологического профиля, зачастую дополнительно — невролога и офтальмолога, а также специалистов по параклинике и организационно-методической работе. Состав бригады может расширяться, исходя из интересов района, за счет других специалистов. Проводится предварительная подготовка к плановому выезду с проведением анализа эпидемической ситуации в районе, оценкой качества и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи, особенно сельскому населению, обеспеченности медицинскими кадрами и их квалификации. Одновременно в отдаленных населенных пунктах до приезда бригады должен формироваться поток пациентов, преимущественно диспансерной группы, а также пациентов для получения оперативной помощи у специалистов хирургического профиля. В ходе выезда осматриваются пациенты в ЦРБ, а при необходимости — на ФАП, в сельских врачебных амбулаториях и УБ [2, 5].

В субъектах РФ применяются разнообразные формы помощи со стороны медицинских организаций, расположенных в крупных городах и областных центрах, медицинским организациям сельских и отдаленных районов. Так, в Ставропольском крае на базе межмуниципальных сурдокабинетов и крупных ЦРБ работали выездные бригады специалистов центров сурдологии, слухопротезирования и фониатрии краевой клинической больницы; там же проводилось медицинское обслуживание сельскохозяйственных рабочих в период полевых работ и во время уборки урожая методом закрепления за всеми полевыми станами выездных медицинских бригад, в обязанности которых входило проведение профилактической, санитарно-просветительной работы по предупреждению травматизма, отравлений, инфекционных заболеваний и оказание при необходимости медицинской помощи.

В Новосибирской области на базе областной больницы был организован Центр дистанционной электрокардиографии, который оказывал круглосуточную диагностическую и консультативную поддержку медицинским работникам ЦРБ и части УБ. В Липецкой области бригады врачей Перинатального центра выезжали ежемесячно по графику для осмотра женщин фертильного возраста и беременных [2].

К выездной консультативной работе привлекают самых опытных и высококвалифицированных специалистов, а организационно-методическую помощь оказывают главные штатные и внештатные специалисты областного (окружного) уровня. Важное место в выездной работе отводится плановым хирургическим операциям, в том числе амбулаторным, которые проводят врачи областных (республиканских) больниц, а также отбору пациентов на дообследование и лечение в медицинские организации более высокого уровня (межмуниципального, областного, краевого) [2, 5, 6].

Все более широкое применение находит практика замещения по заявке главного врача соответствующего учреждения здравоохранения длительно (от 7 до 35 дней) отсутствующих специалистов ЦРБ, в основном хирургического профиля (отпуск, учеба, специализация) [2].

Имеется опыт применения вахтового метода работы в медицинских организациях малых городов и сельских поселений, а также метода служебных командировок в режиме ротации кадров (Самарская область), когда в случае вакансии узкого специалиста специализированная помощь оказывается сотрудниками «базового» учреждения путем направления их в служебные командировки по графику для закрытия вакансий в закрепленном учреждении. Основная цель этих методов — обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе специализированной, для населения малых городов, сельских территорий. Метод хорош и для решения проблемы кадрового дефицита [10].

Предпосылками реализации такого метода являются:

1) кадровый дефицит «узких» специалистов в медицинских организациях малых городов и сельских поселений;

2) низкий уровень квалификации «узких» специалистов в этих медицинских организациях;

3) удовлетворительная материально-техническая база в них;

4) ограниченные возможности (очередность) для оперативных вмешательств у молодых специалистов крупных стационаров в городах, особенно областного значения;

5) низкая удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, особенно специализированной;

6) вынужденная «миграция» пациентов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, особенно узкопрофильных специалистов, в медицинские организации крупных городов и областных центров [10].

Этот метод организации работы способствует повышению уровня квалификации специалистов в медицинских организациях небольших населенных пунктов, ликвидации дисбаланса обеспечения кадрами «узких» специалистов, обеспечивает при полном отсутствии специалистов в отдельных медицинских организациях в сельской местности их временную укомплектованность кадрами «базовой» медицинской организации более высокого уровня при помесячном направлении хирургов, гинекологов и др. Кроме того, способствует приближению к месту проживания населения удаленных малых населенных пунктов высококвалифицированной специализированной медицинской помощи [10].

Необходимо отметить особенности диспансеризации сельского населения, которые формируются с учетом расселения жителей и слабого развития сети медицинских организаций. Зачастую медицинские организации, например, на Дальнем Востоке, в северных районах, находятся за пределами многих населенных пунктов. Часть этих районов имеют плохую транспортную доступность, что существенно ухудшает условия прохождения диспансеризации. Если в городе жители проходят диспансеризацию, как правило, в одном месте (в одном учреждении), то сельские жители вынуждены посещать несколько учреждений (УБ, врачебные амбулатории, ЦРБ, областные больницы). Это остро сказывается на своевременности проведения диспансеризации и ее качестве [6].

Учитывая все вышеназванные неблагоприятные факторы для обеспечения доступности ПМСП жителям села и малонаселенных территорий, возрастает потребность использования всевозможных мобильных медицинских комплексов не только для оказания медицинской помощи, но и для профилактической работы [6]. В настоящее время это проблема решается либо путем организации доставки жителей на служебном транспорте в медицинское учреждение, либо организацией передвижных медицинских служб с помощью наземного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта (опыт Мурманской области — «поезд Здоровья»). Как правило, транспорт оборудован и необходимой техникой: флюорографом, зубным кабинетом, мини-лабораторией и т.д.

В ходе выездов для профилактического осмотра населения выявляется более высокий уровень распространенности заболеваний у сельского населения, одновременно это позволяет производить отбор пациентов для терапевтического и оперативного лечения в ЦРБ и в областных учреждениях, а в ряде случаев — оказывать практическую помощь непосредственно на месте. Одновременно анализируется работа медицинских работников на селе, контролируется ход диспансерного наблюдения, результаты лечения после предыдущих консультаций, даются медицинским работникам рекомендации по совершенствованию организации медицинской помощи [5, 6].

Внедрение телекоммуникационных технологий в современных условиях позволяет использовать новые принципы передачи медицинской информации между клиническими центрами и ЦРБ, медицинскими организациями более высокого уровня, однако телекоммуникационные технологии не подменяют живого контакта пациента с врачом [5].

Для анализа доступности специализированной медицинской помощи населению РФ в разрезе субъектов был проведен расчет числа врачебных участков и передвижных подразделений и их соотношения (табл. 2).

Таблица 2. Участки амбулаторно-поликлинических подразделений


В 2014 г. число врачебных терапевтических участков (ТУ), участков врача общей практики (УВОП) и педиатрических участков (ПУ) увеличилось по сравнению с 2013 г., однако в дальнейшем наметилась нисходящая динамика по ТУ, и в 2017 г. по сравнению с 2014 г. их число уменьшилось на 2642, а с 2013 г. — на 2185. Число комплексных участков менялось разнонаправлено, но их доля оставалась примерно на одном уровне — от 4,3% (в 2016 г.) до 4,7% (в 2017 г.). Число УВОП до 2015 г. увеличилось с 11 209 до 12 112 (на 903), в 2016 г. по невыясненным причинам их число сократилось на 48, но в 2017 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 2119, в основном за счет значительного прироста их в Москве на основе замены ТУ на УВОП. В целом за анализируемый период число УВОП выросло на 2974 (на 26,5%), хотя в регионах с низкой плотностью населения и большой долей сельского населения их роста не наблюдалось. Тем не менее развитие общих врачебных практик в ряде субъектов РФ было бы оптимальным решением проблемы доступности медицинской помощи для сельского населения.

Число ПУ на протяжении всего анализируемого периода ежегодно увеличивалось — с 30 123 в 2013 г. до 31 836 в 2017 г. (на 1713, или на 5,7%) с разнонаправленной динамикой по годам, но с тенденцией к снижению малокомплектных участков на 5,3% за весь период (см. табл. 2).

Анализ ситуации показал, что число передвижных амбулаторий сократилось более чем в 2 раза по сравнению с 2008-м и на 6,9% по сравнению с 2013 г. (табл. 3).

Таблица 3. Число передвижных медицинских подразделений РФ


Примечание. * — изменения к 2013 г.; ** — изменения к 2014 г.

Число передвижных стоматологических установок уменьшилось по сравнению с 2013 г. на 60,3%, а по сравнению с 2008 г. — в 3,1 раза. Число передвижных флюорографических установок держится примерно на одном уровне с небольшим колебанием в ту и другую сторону, что, вероятнее всего, связано с амортизацией и ограниченными сроками эксплуатации оборудования. Неоднозначно менялось количество передвижных клинико-диагностических лабораторий, но стоит отметить, что по сравнению с 2008 г. их число возросло в 6 раз, а с 2013 г. — на 50%. Отрадно то, что число передвижных врачебных бригад и маммографических установок увеличивалось из года в год, это привело к росту более чем на 54% числа врачебных бригад и на 55% количества маммографических установок. Значительно выросло число передвижных ФАП — в 13,7 раза по сравнению с 2013 г. Мобильных медицинских бригад не было в отчете 2013 г., по сравнению с 2014 г. их число увеличилось с 1016 до 1416 (на 39,4%) (см. табл. 3).

Если рассмотреть число выездных врачебных бригад в разрезе субъектов и федеральных округов, то картина получается очень разнообразная (табл. 4).

Таблица 4. Динамика численности основных передвижных медицинских подразделений в разрезе федеральных округов РФ


Примечание. * — прирост дан к 2014 г. в связи с отсутствием значений в 2013 г. ЦФО — Центральный федеральный округ; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; ДФО — Дальневосточный федеральный округ.

Обсуждение

Положительная динамика передвижных медицинских комплексов отмечается в основном по ЦФО и ДФО, тем не менее в 2017 г. по сравнению с 2016 г. мобильные медицинские бригады в ЦФО сократились на 28 и их число оказалось на 6% ниже уровня 2013 г. По передвижным амбулаториям по остальным округам (кроме ЦФО и ДФО) наблюдалась отрицательная динамика; по врачебным бригадам — отрицательная динамика в ЮФО и СКФО, прирост и наиболее значительный по СФО — почти в 7 раз, в 5 раз увеличилось число таких бригад в ДФО, в 3,8 — в ЦФО, на 63% — в СЗФО, на 30% — в УФО.

Внутри округов число и динамика мобильных медицинских комплексов не поддается объяснению, не стыкуется с численностью и плотностью населения. Так в СЗФО, где всего 88 врачебных бригад, Мурманская область занимает одно из последних мест по их количеству; 1-е место принадлежит Республике Коми (с населением примерно на 100 тыс. человек больше, чем в Мурманской области), в которой 20 врачебных выездных бригад (22,7% доля в округе), на 2-м месте Санкт-Петербург — 17 бригад (19,3%); на 3-м — Новгородская область, где 16 (18,2%) бригад; на 4-м — Псковская область с 10 (11,4%) бригадами, причем ее население более чем на 100 тыс. меньше, чем в Мурманской области, а плотность населения гораздо больше (более 11 при плотности Мурманской области 5,23); на 5-м месте Архангельская область — 9 (10,2%) бригад; на 6-м — Ленинградская область, в которой их 7 (8,9% от общего количества в округе). Мурманская область занимает 7-е место в округе из 11 с большим количеством населенных пунктов с недоступностью ПМСП и даже скорой медицинской помощи. Расчетный показатель обеспеченности населения мобильными врачебными бригадами в Мурманской области оказался ниже среднероссийского показателя и в среднем по округу (0,053 на 10 тыс. населения в Мурманской области; 0,058 — в среднем по РФ и 0,063 — по СЗФО). Передвижных ФАП в этом субъекте также мало (1), максимальное их число по СЗФО функционирует в Псковской области — 12 из 20 в целом по округу, 4 — в Новгородской области, где функционирует еще 1 передвижной фельдшерский пункт; 3 — в Республике Карелия (табл. 5).

Таблица 5. Врачебные бригады и передвижные ФАП в СЗФО (2017 г.)


В статистических отчетных документах зачастую не находят отражение объемы помощи, оказываемой при некоторых видах выездных форм работы, в том числе это касается и индивидуальных выездов врачей в медицинские организации нижестоящих уровней для оказания практической и организационно-методической помощи по профилю специальностей; участия в районных или межмуниципальных конференциях и семинарах; участия в проведении проверки фактов, изложенных в обращениях заявителей (пациентов и их родственников).

Распоряжением Правительства РФ от 02.02.15 №151-р были установлены целевые показатели устойчивого развития сельских территорий на долгосрочный период: «расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности на 1,7 тыс. единиц; укрепление материально-технической базы предоставления социальных услуг, особенно услуг здравоохранения и ветеринарных услуг, с учетом временной и транспортной доступности».

В области улучшения медицинского обслуживания приоритетной задачей определено обеспечение всех групп сельского населения ПМСП, скорой и специализированной медицинской помощью. Для этого необходимо продолжить строительство фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельских населенных пунктах; совершенствовать систему санитарно-авиационной эвакуации: продолжать приобретение передвижных медицинских комплексов, а также применение информационных технологий при оказании медицинской помощи жителям сельских территорий. При разработке программ территориального планирования каждого муниципального района рекомендуется предусматривать наличие медицинских организаций и их подразделений с учетом транспортной доступности для сельского населения; создавать межмуниципальные консультативно-диагностические центры первичной специализированной медико-санитарной помощи; расширять меры социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности. Рекомендуется провести анализ потребности регионов в мобильных медицинских комплексах различных видов и обеспечить восполнение указанной потребности в максимально короткие сроки; улучшить доступ сельского населения к высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения; стимулировать развитие государственно-частного партнерства, активно привлекать малый и средний бизнес в систему оказания бесплатной медицинской помощи сельскому населению в амбулаторных условиях; укреплять материальную базу скорой и специализированной медицинской помощи, дистанционной диагностики для охвата сельского населения диспансеризацией [8].

В целях дальнейшего совершенствования организации ПМСП в сельских населенных пунктах органами управления здравоохранения субъектов РФ должны утверждаться положения об организации выездной работы по оказанию ПМСП прикрепленному населению в сельских населенных пунктах; положение об организации первичной специализированной медико-санитарной помощи сельскому населению мобильными медицинскими бригадами медицинских организаций 3-го уровня.

Мобильная медицинская бригада организуется обычно в структуре ЦРБ, ее состав зависит от цели и возложенных задач. В состав мобильной медицинской бригады по согласованию с руководителями могут включаться медицинские работники других медицинских организаций [7].

«Многопрофильные или междисциплинарные бригады способны значительно повысить потенциал системы ПСМП в области удовлетворения имеющихся у населения потребностей в услугах здравоохранения. В их состав помимо врачей и специалистов со средним медицинским образованием могут включаться психологи, специалисты по укреплению здоровья, диетологи, клинические провизоры, консультанты по физической активности, общественные работники здравоохранения, а также персонал, ответственный за регистрацию и учет пациентов. При этом специалисты разных профилей имеют возможность взаимодействовать друг с другом, предоставляя комплекс преемственных услуг, оптимизируя переход этапов оказания медицинской помощи, оказывая услуги экспресс-диагностики» (цит. по [4]).

При множественной патологии у пациентов и в сложных клинических случаях практика обслуживания пациентов многопрофильной бригадой снимает многие барьеры к достижению высокого качества медицинского обслуживания, а также просветительской работы. Поскольку у пациентов, обращающихся за помощью, все чаще обнаруживается наличие нескольких первичных и вторичных факторов риска, а также многочисленные психологические и социальные проблемы, существует потребность в использовании различных моделей взаимодействия между специалистами разного профиля. С учетом ограниченности ресурсов здравоохранения и необходимости уделять особое внимание уязвимым группам населения работа междисциплинарных бригад может быть использована для борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями [1, 11].

«Исследователи Rojatz, Nowak и Rainer на примере Австрии и Susič, Švab и Klemenc-Ketis на примере Словении описали условия функционирования многопрофильных бригад, поскольку обе эти страны работают над внедрением многопрофильных бригад в систему ПМСП» (цит. по [4]).

В следующей публикации будет приведен подробный анализ динамики передвижных мобильных медицинских комплексов в разрезе субъектов РФ в сопоставлении с численностью населения, его плотностью, доступностью ПМСП в населенных пунктах до 100 человек и от 100 до 2000 человек.

Заключение

Сеть медицинских организаций в большинстве субъектов РФ не способствует повышению доступности ПМСП и качества медицинской помощи, особенно специализированной, жителям сельской местности и отдаленных территорий с малой плотностью населения.

Выездные формы оказания медицинской помощи могут повысить доступность и качество ПМСП и специализированной медицинской помощи, эффективность диспансерной работы, помочь решить кадровую проблему в отрасли, но на современном этапе их вклад в систему охраны здоровья населения отстает от потребностей в рассмотренных регионах.

Определение числа и структуры передвижных мобильных комплексов в субъектах не регулируется нормативами, не контролируется центральными органами управления здравоохранением субъектов РФ, а потому зачастую отдается на откуп руководителям учреждений здравоохранения разных уровней оказания медицинской помощи, обеспеченность передвижными мобильными комплексами субъектов РФ заметно различается.

Эффективность работы передвижных медицинских комплексов не находит полного отражения в формах ФСН.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.С., Л.Р., С.Г., В.К.

Сбор и обработка материала — Л.Р., С.Г., В.К.

Статистическая обработка — Л.Р., И.С.

Написание текста — Л.Р., И.С.

Редактирование — И.С., Л.Р.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.