Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зиновьева В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Попович М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Усова Е.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Маньшина А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Могут ли муниципальные программы укрепления здоровья улучшить состояние здоровья населения? Обзор зарубежных практик

Авторы:

Зиновьева В.А., Попович М.В., Концевая А.В., Усова Е.В., Маньшина А.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(5): 103‑110

Просмотров: 31961

Загрузок: 115


Как цитировать:

Зиновьева В.А., Попович М.В., Концевая А.В., Усова Е.В., Маньшина А.В., Драпкина О.М. Могут ли муниципальные программы укрепления здоровья улучшить состояние здоровья населения? Обзор зарубежных практик. Профилактическая медицина. 2021;24(5):103‑110.
Zinovyeva VA, Popovich MV, Kontsevaya AV, Oussova EV, Manshina AV, Drapkina OM. Can municipal health promotion programs improve the health of the population? Review of foreign practices. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(5):103‑110. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202124051103

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фор­ми­ро­ва­ние кол­лек­тив­но­го им­му­ни­те­та у по­жи­лых лю­дей в ус­ло­ви­ях об­щей вак­ци­на­ции от COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):41-45
Кон­цеп­ция «Еди­ное здо­ровье»: ком­плексный под­ход к здо­ровью че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и ок­ру­жа­ющей сре­ды. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):7-12

Введение

Здоровье населения может быть обеспечено только благодаря комплексным усилиям общества. Одной из ключевых форм, которую рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), является развитие здоровых муниципалитетов на основе местного самоуправления, реализующих муниципальные программы (МП) по укреплению здоровья населения. Правительства многих стран призывают и поощряют муниципалитеты внедрять при разработке программ укрепления здоровья населения принцип учета здоровья во всех стратегиях — Health in All Policies (HiAP) [1, 2]. Комплексная политика общественного здравоохранения (ОЗ) основана на межсекторальном сотрудничестве: интеграции в политику других ведомств, взаимодействии с разными социальными департаментами, волонтерами и неправительственными организациями. За последнее десятилетие в секторах здравоохранения было применено множество подходов к развитию здоровых муниципалитетов, найдены способы более эффективной работы с местными органами власти. Национальная политика в области ОЗ реализуется в муниципалитетах в соответствии с общими целями в отношении равного здоровья путем разработки показателей и применения наиболее эффективных стратегий согласно местным потребностям и условиям [2, 3].

На разработку мер по укреплению общественного здоровья на муниципальном уровне оказывают ключевое влияние не государственные системы здравоохранения, а политики, чиновники и неправительственные организации, преобладающими характеристиками которых являются высокая приверженность, профессиональные навыки и влиятельное положение. Содействие институционализации местного органа ОЗ, повышение информированности в области ОЗ, получение финансирования — эти аспекты являются важными и необходимыми способами поддержки муниципальных мер в области ОЗ. Очевидно, что муниципалитеты с компетентным руководством и хорошо обученными исполнителями добиваются большего успеха в реализации мер и структурных преобразований, используя межсекторальное взаимодействие для скоординированных действий по укреплению здоровья населения.

Для продвижения политики, способствующей укреплению здоровья населения на муниципальном уровне, необходимо предоставление администрациям муниципалитетов информации, инструментов и персональной помощи для внедрения в городах и поселках кампаний по здоровому образу жизни (ЗОЖ): здоровому питанию/активному образу жизни и другим видам оздоровления. Примеры многих зарубежных исследований показывают позитивное влияние МП на укрепление здоровья местного населения [4—8]. В настоящее время в связи с актуальностью разработок МП укрепления общественного здоровья, направленных на борьбу с разными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), представляет интерес изучение и применение успешных зарубежных муниципальных практик. Таким важным направлением федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включающее здоровое питание и отказ от вредных привычек» (Укрепление общественного здоровья) в Российской Федерации (РФ) является разработка и реализация региональных/муниципальных программ укрепления общественного здоровья. К 2024 г. 100% муниципальных образований РФ должны внедрить МП по укреплению общественного здоровья [9].

Цель настоящей статьи — изучение зарубежного опыта разработки и реализации мер укрепления общественного здоровья на муниципальном уровне и предоставление примеров профилактических программ целевой аудитории работникам новых региональных/муниципальных центров общественного здравоохранения (ЦОЗ) и администрации муниципалитетов в контексте реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья».

Материал и методы

Для поиска литературы использовали ключевые слова: «муниципальные программы укрепления здоровья населения», «эффективность местной политики в области общественного здравоохранения». Критериями включения были заданы временные рамки за последние 20 лет, поиск осуществляли на основе соответствия публикаций заданным критериям в электронной базе данных на английском языке (PubMed), содержащим термин municipal health promotion programs. В соответствии с заданными критериями были отобраны и проанализированы 30 публикаций, описывающие политику, программы и проекты, реализованные в муниципалитетах, в рамках исследований и оздоровительных кампаний, направленных на снижение распространенности факторов риска развития ХНИЗ — курения, повышенного артериального давления (АД), нерационального питания, низкой физической активности (ФА), избыточного потребления алкоголя.

Результаты

В настоящем обзоре были рассмотрены МП укрепления общественного здоровья, включая комплексные и многофакторные: 6 программ по здоровому питанию и снижению распространения ожирения; 2 — по снижению АД; 7 — по борьбе с алкоголизмом и против употребления табака; 5 — по повышению ФА и др.

Согласно проведенному анализу одними из основных и обязательных структурных компонентов программ в зарубежных МП являются выявление и мониторинг факторов риска развития неинфекционных заболеваний (НИЗ), обычно представляющие собой анкетирование или опрос фокус-групп местного населения с целью выяснения состояния здоровья и особенностей образа жизни и др. На муниципальном уровне проводятся эпидемиологические и проспективные исследования по оценке распространенности и влиянию факторов риска на заболеваемость. Анализируются местные потребности и возможности для укрепления здоровья населения, привлекаются к разработке и участию в мероприятиях специалисты по ОЗ. Примеры, представленные в обзоре, демонстрируют, что вмешательства в области питания и физической подготовленности участников исследований оказывают положительный эффект на пищевые привычки и физическую форму в различных группах в результате внедренных мероприятий [4, 10, 11]. Интегрированные подходы и скоординированные инициативы в области ОЗ помогли разработать комплексные программы профилактики и кампании, направленные на снижение распространения сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), избыточной массы тела (ожирения), злоупотребления алкоголем и курения в странах Европы и Америки (табл. 1).

Таблица 1. Муниципальные программы, направленные на снижение АД и избыточной массы тела

Программа

Страна

Период

Описание

Результаты

Муниципальная программа по профилактике ССЗ

Аргентина, г. Раух

В течение 6 лет (1997—2003 гг.)

Изучение изменения АД и частоты ССЗ до и после внедрения мероприятий профилактической программы. Основные компоненты программы включали информационно-коммуникационную кампанию (были распространены разработанные и учитывающие культурные особенности информационные сообщения с акцентом на диету, физические упражнения и изменение поведения у каждого обратившегося в медицинские центры по любой причине). Измерялось АД, гипотензивные препараты предоставлялись бесплатно; проводились семинары по пропаганде здорового питания; осуществлялась бесплатная раздача семян для огородов, поощрялась ФА [12]

Оценка эффективности проводилась на основании результатов (случайная выборка — 1526 жителей города). Последовательное снижение АД в популяции; доля пациентов, принимающих антигипертензивные препараты, увеличилась с 12,2 до 20,4%; 10,0% пациентов начали лечение

Кампания по здоровому питанию/активной жизни — Healthy Eating/Active Living (HEAL)

США, штат Колорадо, 271 населенный пункт

С 2008 г.

Обеспечение экономических стимулов для проектов по продаже здоровой пищи и поддержание доступности свежих овощей/фруктов/полезных продуктов по разумным ценам в районах — «пищевых пустынь» (невозможность купить здоровую еду, множество фастфудов, супермаркеты со скудным выбором), улучшение транзитного доступа пешеходов и велосипедистов к ним, поддержка фермерских рынков. Создание зоны здорового питания вокруг школ и парков (поддержка размещения магазинов здоровой пищи в этих районах); просвещение в области здорового питания; поощрение розничных продавцов, которые его пропагандируют. Включались меры по поддержке ресторанов с доступными ценами, поощряющие потребление низкокалорийных, менее жирных и обработанных продуктов; ресторанов, указывающих количество калорий и граммов жира для каждого пункта меню в четкой и заметной форме; ресторанов, которые исключают из своего меню продукты, содержащие искусственный транс-жир; ресторанов, предлагающих меньшие порции популярных высококалорийных и жирных блюд. Увеличение доступа к здоровым продуктам и изменению среды путем: 1) расширения общественных парков по городу; 2) работы с местным отделом здравоохранения для анализа продуктов в небольших «угловых» магазинах; 3) оценки городских продовольственных договоров и планов вендинга. Рекомендации были интегрированы в другие планы: постановление, разрешающее жителям держать дворовых цыплят и пчел, инициатива по охвату 100% здоровых продуктов и напитков во всех городских торговых автоматах и концессиях

7 муниципалитетов успешно перешли от уровня Active или Fit к статусу Elite (город с эффективными политиками для улучшения здоровья жителей), приняв 5 эффективных стратегий/политик для улучшения здоровья жителей муниципалитета [13].

С 2012 г. + 50 городов и поселков штата Колорадо, которые охватили более 50% жителей штата, реализовали более 128 программ и изменений, направленных на активный отдых, здоровую пищу и здоровое рабочее место, расширение доступа к пешеходным зонам, велодорожкам

Gezonde Slagkracht (действия для здоровья) — разработка и внедрение комплексных проектов против ожирения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, против курения, применяя разные стратегии политики HiAP

Голландия, 34 муниципальных проекта

2009—2015 гг.

Программа предоставляла финансовую и профессиональную поддержку муниципалитетам для разработки и реализации проектов, включая семинары по национальным нормативным актам ОЗ и разработку пилотных проектов, с участием как общественных, так и частных организаций. Проект по уменьшению распространенности ожирения был направлен на пропаганду ЗОЖ среди детей, дети с ожирением посещали специальные спортивные уроки. Проект против злоупотребления алкоголя — на сокращение чрезмерного употребления алкоголя и изменение существующей культуры употребления алкоголя в сельских районах. В проекте сочетались коммуникации (обучение и образование) и правовые инструменты (соглашения между муниципалитетом и спортивными клубами, с пабами, запрещающие «счастливые часы» (лучшее время пойти в любимый бар, кафе, когда напитки снижаются в цене), в сочетании с мерами, направленными на молодежь, если нарушается закон о потреблении алкоголя) [1]

Оценка эффективности не предусмотрена

В настоящее время имеется достаточно фактических данных, подтверждающих ключевую роль продовольственной среды, обусловленной неравномерным распределением доступа к пищевым продуктам, в распространении заболеваний, связанных с питанием и продовольственной необеспеченностью в разных муниципалитетах. Для социально ориентированных организаций, приверженных сокращению расового, этнического и экономического неравенства, изменения в области питания с целью содействия более справедливому доступу к здоровым, недорогим продуктам питания для всех является осуществимой и эффективной стратегией. Результаты научных исследований по сокращению (замещению) потребления соли для снижения АД и заболеваемости артериальной гипертензией (АГ) у сельского населения с оценкой эффективности проведенных вмешательств подтверждают возможность реализации общепопуляционной стратегии [14, 15] (табл. 2).

Таблица 2. Муниципальные программы, направленные на здоровое питание

Программа

Страна

Период

Описание

Результаты

Bedford Stuyvesant Restoration Corporation, инициативы в области продовольствия с целью уменьшения проблем со здоровьем, связанных с питанием, и стимулирования развития общин

США, Нью-Йорк, малообеспеченные общины Нью-Йорка

2013—2016 гг.

Обеспечение детей более здоровой пищей в дошкольных учреждениях, включая создание местного продовольственного центра, поддержку местных фермеров, улучшение выбора продуктов питания в местных супермаркетах и обучение работников в продовольственном секторе. Фонд W.K. Kellogg реализовал партнерство по питанию и фитнесу в Нью-Йорке в Центральном Бруклине в 2013—2016 гг., направленное на улучшение доступа к здоровым, недорогим местным продуктам и расширение возможности для ФА в районах с низкими доходами по всей стране.

13 программ Head Start добавили инициативы в области питания, включая пропаганду здорового питания и обучение правильному питанию персонала, родителей и детей; также усилили меры, сделали потребление свежих местных продуктов питания приоритетным (магазины здорового питания)

Компания Restoration увеличила число партнерских центров Head Start, которые охватили своими программами здорового питания: с 10 центров с 700 детьми в 2013 г. до 30 центров с 1500 детьми к 2016 г.

Программы Head Start включили кампании по ФА, программы улучшения школьного питания и ограничения употребления сладких напитков (введя маркировку калорий или налоги на сладкие напитки) [16]

Муниципальная программа здорового ритейла Healthy Retail SF (HRSF)

США, Калифорния, г. Сан-Франциско

2014—2018 гг.

Реализация программы в районе с низким доходом населения, где нет супермаркетов и отсутствует доступ к здоровой пище. HRSF стимулировала небольшие угловые магазины стать розничными торговыми точками здоровых продуктов питания, уменьшить доступность табака и рекламы, повысить вовлеченность в межсекторальное партнерство муниципалитетов. HRSF перепроектировала пилотный магазин в 2014 г., затем еще 9 (2015—2018 гг.); с «волновым эффектом» улучшения в неучаствующие соседние магазины, перешедшие к более здоровой розничной модели. Перепроектированные магазины в неблагополучных районах получали финансовые стимулы, если они увеличивают торговую площадь для свежих продуктов как минимум до 35%, ограничивают пространство для табака и алкоголя в совокупности до 20% и отвечают другим требованиям. Стимулы компенсируют начальные затраты на продажу здоровой продукции и потенциальные потери при продаже табачных изделий и алкоголя, включая улучшение фасада магазина, замену рекламы табака, алкоголя и газированных напитков

Результаты HRSF показывают изменение в магазинах покупательского спроса, увеличение доступности и потребления более здоровой пищи, ограничение доступности табака. Первые 4 магазина Tenderloin HRSF с данными о продажах по категориям продуктов в течение 12 мес наблюдения показали увеличение проданных единиц здоровой продукции на 35%. Продажи табачных изделий уменьшились в среднем на 35% в 3 из этих магазинов [17]

Популяционное вмешательство, направленное на ограничение потребления соли

Перу, 6 деревень

2014—2017 гг.

Полное замещение традиционной соли на заменитель соли с комбинацией NaCl (75%) и KCl (25%) + коммуникационная кампания, стимулировании потребления свежих овощей и фруктов и бесплатное предоставление соли

За 3 года возникновение новых случаев АГ сократилось в 2 раза у тех, кто подвергся вмешательствам (HR 0,45). Уровни АД у лиц с АГ снизились 2,17 мм рт.ст. (снижение риска смерти от инсульта на 10% и от ишемической болезни сердца на 7%) [15]

Муниципалитеты активно реализуют проекты по борьбе с алкоголизмом и по снижению употребления табака среди жителей [8, 18—20]. Осуществление политики по борьбе против употребления табака среди молодежи является приоритетным направлением деятельности во многих муниципальных органах здравоохранения разных стран. В муниципалитетах с сильной межсекторальной политикой профилактики алкоголизма среди молодежи подростки начинали употреблять первый алкогольный напиток в более позднем возрасте, наблюдалось снижение (на 3,8%) уровня потребления алкоголя в неделю; а со слабой политикой — наблюдался рост (на 5,1%) [18] (табл. 3).

Таблица 3. Муниципальные программы, направленные на снижение потребления алкоголя и табака

Программа

Страна

Год

Описание

Результат

Проект «Пабьянице — Здоровый город»

Польша, муниципалитет

1994—1998

Мероприятия, направленные на сокращение чрезмерного потребления алкоголя населением: образовательные курсы в школах родителям, педагогам, учащимся; информационно-обучающие встречи с работниками заводов; выставки, посвященные патологии алкоголизма в Муниципальном центре и музее

Мероприятия входили в проект «Пабьянице — Здоровый город» [20].

Оценка эффективности не была предусмотрена

Стратегии, реализуемые 20 местными агентствами по борьбе против табака для продвижения зон отдыха, свободных от табачного дыма

США, Калифорния, 200 муниципалитетов

2004—2007;

2014

Центр оценки контроля над табаком проанализировал 23 отчета местных организаций по борьбе против табака — об оценке местной политики запрета курения на открытых площадках для отдыха в Калифорнии в Программе по борьбе против табака Департамента здравоохранения. Использовались стратегии: 1) наличие «чемпиона», который помогает в достижении цели; 2) подключение молодых волонтеров; 3) сбор и использование местных данных в качестве инструмента убеждения; 4) просве-щение общества в отношении политики бездымной среды; 5) стратегическая работа с учетом местного политического климата; 6) разработка политики надлежащим образом. Эффективные кампании добровольной политики без табачного дыма включали: партнерство с организациями-единомышленниками, доведение до сведения лиц, принимающих решения, убедительных доводов, а также отображение сигаретного мусора как визуального представления экологических проблем, вызываемых курением

Анализ показал, что эти стратегии являются наиболее эффективными для создания бездымной среды [21, 22].

Специалисты по профилактике, изучая местные антитабачные правила в 5 районах штата Калифорния, оценили продвижение местной политики по ограничению продажи табака и рекламе как более эффективное для сокращения потребления табака среди молодежи при сравнении рейтинга эффективности политик [8]

300 Foot Rule (TransForm Baltimore)

США, магазины в г. Балтимор

2018

Использование зонирования в качестве инструмента ОЗ для снижения, перераспределения точек продаж алкоголя (магазинов), оценка выполнения правоохранительных мер по закону, направленному на предотвращение/сокращение чрезмерной концентрации магазинов PGS (с продажей алкоголя) в неблагополучных районах. А также активный мониторинг мест расположения точек продаж алкоголя с целью избегания дальнейшего неравного перенасыщения [23]

В 172 из 263 магазинов (PGS) был нарушен новый закон о зонировании. TransForm в г. Балтимор в местах расположения точек продаж алкоголя должны привести к сокращению земельных участков, доступных для продаж алкоголя на 27,2%

Обращает на себя внимание то, что факторы окружающей среды, которые стимулируют ФА, включают высокую плотность проживания, сочетание жилых, коммерческих и рекреационных зон в населенных пунктах, безопасность, доступность и эстетическое качество окружающей среды, близость к местам отдыха и удобствам для пешеходов.

Влияние факторов окружающей среды подчеркивает необходимость сотрудничества между разными секторами для решения общих вопросов в области застройки и комплексного планирования. Предоставление технической помощи и совместная работа помогают специалистам ОЗ и лицам, принимающим решения, внести вклад в повышение ФА населения с учетом рекомендаций, адаптированных к местным условиям (табл. 4).

Таблица 4. Муниципальные программы, направленные на увеличение физической активности

Программа

Страна

Год

Описание

Результаты

Проекты MetroACTIVE

Австралия, Мельбурн, 6 столичных советов

2005 — 2007

Использование городского комплексного планирования и развитие окружающей среды для поощрения ФА среди 6 столичных советов, участвующих в проектах MetroACTIVE. Созданы комитеты по привлечению должностных лиц к инициативам с целью увеличения возможностей в изменении местной инфраструктуры. Успеху в комитете способствовали лидерство высокопоставленных сотрудников, налаживание партнерских связей. Три совета реализовывали программы, а остальные разрабатывали форумы и учебные программы для развития навыков планирования ФА; распространяли инфоматериалы о возможностях ФА (клубы отдыха и пешеходные маршруты), проводили мероприятия, продвигая пешеходные, велосипедные прогулки, другие виды перемещения, создавая местные пешеходные группы

В одних советах стимулировали ФА инициативами по улучшению физической среды и устранению социальных и экономических барьеров, в других увеличение ФА было более традиционно — в обеспечении объектами спорта и отдыха [24]

Исследования о влиянии окружающей среды на здоровье и ФА жителей

Канада Онтарио, медучреждения

2015

Проводился социальный маркетинг среди сельского населения посредством презентаций в школах, общественных группах, среди должностных лиц, сотрудников муниципалитетов о том, как окружающая среда может влиять на здоровье и ФА. Медучреждения успешно работают с партнерами в муниципалитетах, комитетами и коалициями в вопросах застройки и охраны окружающей среды [25]

В Онтарио, на основе собранных данных, в планирование землепользования входит создание парковых пространств с вело- и пешеходными дорожками, разработка мероприятий по повышению ФА

В рамках кампании HEAL «Здоровое питание/активный образ жизни»

США, Колорадо, сельский муниципалитет

2016

Использованы инфраструктурные способы обеспечения ФА, поддерживающих ходьбу и езду на велосипеде: разработка и создание велосипедных дорожек; бесплатное предоставление велосипедов в центре для посетителей. Включены в свой бюджет несколько капитальных улучшений существующих условий для поддержки активного транспорта (освещение троп, обновление пешеходного доступа к центру отдыха и местным школам, благоустройство парка), а также опубликовали руководство, которое поощряет активные варианты передвижения

Принимая участие в кампании HEAL, муниципалитет получил статус Elite — пример сельского города, осуществляющего эффективную политику для улучшения здоровья жителей этого муниципалитета [13]

В разных странах успешно реализовывались программы укрепления здоровья населения в муниципалитетах по профилактике рака легких, охране здоровья женщин, гигиене полости рта и др. [3, 7, 26].

Заключение

Оценить влияние МП на профилактику ХНИЗ представляется возможным, проводя исследования по отдаленным результатам и мониторированию факторов риска развития НИЗ и смертности. Однако во многих исследованиях по внедрению программ укрепления здоровья населения в муниципалитетах не предусмотрена оценка эффективности или такая цель не стоит, следовательно, выгоды и результативность МП сложно оценить. Тем не менее в некоторых исследованиях эффективность МП оценивалась в результате сравнения частоты случаев ССЗ в подвергшихся вмешательству когортах с базовыми уровнями/показателями, а изменение факторов риска приводило к снижению АД и АГ у населения.

Вмешательства могут быть успешными в зависимости от уровня участия, а участие редко контролируется. В настоящее время накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости участия разных секторов общества для реализации успешных программ укрепления здоровья на муниципальном уровне. Для обеспечения эффективности таких программ муниципалитеты повышают уровень участия заинтересованных сторон, стремятся к вовлечению лиц, принимающих решения, подготовленных кадров по коммуникациям, способствующих установлению партнерских связей в организациях, помощи приверженных и хорошо обученных участников/исполнителей, а партисипативные подходы облегчают участие на желаемом уровне на разных этапах программ.

Включаются такие меры по общественному здоровью, как стимулирование муниципалитетов на развитие политики «здравоохранения во всех стратегиях» (HiAP); налаживание межсекторального сотрудничества, в том числе активное вовлечение местного сообщества. По результатам многолетних международных исследований, расширение участия местного населения в мероприятиях ОЗ и оценка участия на всех этапах программ; образовательный процесс, поощрение ответственного отношения к своему здоровью, мотивацию на изменение образа жизни — меры, способные оказать влияние на улучшение показателей здоровья населения, подвергшегося воздействию программ укрепления здоровья [6, 7, 18, 27]. Эти подходы используют такие международные ассоциации, как Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города», Программа здоровых сообществ США и Проект анализа состояния здоровья в Австралии.

Российская ассоциация «Здоровые города, районы и поселки» осуществляет деятельность с 1996 г., реализует современные стратегии и управленческие подходы по созданию здоровьесберегающего пространства в РФ, сохранению и развитию человеческого потенциала в каждом муниципальном образовании, улучшению здоровья и качества жизни населения [28]. Опыт Ассоциации показывает, что эффективные мероприятия в городах и поселках, входящих в сеть 115 муниципальных образований, оказывают влияние на сохранение и укрепление здоровья.

Представленные в настоящем обзоре примеры МП укрепления ОЗ, направленных на оздоровление питания местного населения, демонстрируют эффективность и целесообразность мер по стимулированию развития и функционирования местных продовольственных ритейлеров и рынков, включая налоговые льготы для местных супермаркетов с целью расширения доступа в сфере здорового питания. Такие меры, как повышение грамотности в вопросах здорового питания и увеличение ФА, проводимые муниципалитетами, также являются, согласно результатам анализа МП, эффективными инструментами, влияющими на изменение пищевого поведения, поскольку увеличивают спрос на здоровые продукты и повышают ФА. Кроме того, развитие здорового городского проектирования среды обитания улучшает условия для увеличения ФА населением. Межсекторальная политика в МП профилактики алкоголизма способствует сокращению употребления алкоголя, а эффективные местные антитабачные меры по борьбе с курением приводят к сокращению потребления табака различными группами населения и в целом — к улучшению общественного здоровья.

Муниципалитеты используют точечные подходы в инфраструктурах в соответствии с потребностями и личный пример руководства с целью создания комфортной среды для проживания. От того, как местные органы власти определяют цели и результаты в укреплении ОЗ, зависит процесс изменений и улучшений показателей здоровья населения в муниципалитетах.

Очевидно, что научно обоснованные МП, разработанные с учетом местных потребностей, способствуют достижению наилучших результатов. Популяционные факторы могут определять различия подходов, а разработка и применение местными органами власти стратегий реализации должны адаптироваться к социокультурным особенностям населения.

Профилактические программы необходимо воплощать, взаимодействуя с разными секторами, на межведомственной основе, проводить анализ ситуации, предусматривать и применять оценку эффективности результатов при планировании вмешательств с целью уменьшения заболеваемости населения, даже если они не связаны с научными исследованиями.

Таким образом, приведенные примеры программ и кампаний по укреплению общественного здоровья на муниципальных/региональных уровнях могут стать дополнительным ресурсом для разработки и внедрения профилактических программ в муниципальных округах РФ.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — В.А. Зиновьева, М.В. Попович, А.В. Концевая; сбор и обработка материала — В.А. Зиновьева, М.В. Попович; статистическая обработка — В.А. Зиновьева, М.В. Попович; написание текста — В.А. Зиновьева, М.В. Попович; редактирование — В.А. Зиновьева, М.В. Попович, А.В. Концевая, Е.В. Усова, А.В. Маньшина, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.