Введение
Ожирение является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в мире [1]. За последние 40 лет число людей с ожирением во всем мире выросло втрое [2]. Особо тревожит частота избыточной массы тела и ожирения среди детского населения. По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах Европейского региона в среднем 28,7% мальчиков и 26,5% девочек в возрасте 6—9 лет имеют избыточную массу тела и ожирение, для России этот показатель составляет 27,0 и 22,4% соответственно [3]. В связи с высокой медико-социальной значимостью проблемы профилактику ожирения целесообразно начинать в раннем возрасте.
Рациональное питание в грудном и раннем возрасте является важным фактором обеспечения оптимального роста и развития, а также достижения высоких показателей здоровья на последующих этапах жизни [4]. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни с дальнейшим введением в рацион оптимального по составу и качеству прикорма [4]. Кроме того, пищевые привычки закладываются в раннем возрасте, и первые 3 года жизни являются «окном возможностей» для формирования здорового пищевого поведения [5, 6].
В последние годы продажи продуктов детского питания стремительно растут, и рынок европейских стран, включая Россию, является одним из крупнейших в мире [7]. Вместе с тем нарастает обеспокоенность, что ненадлежащее продвижение сбыта продуктов питания для детей грудного и раннего возраста может препятствовать оптимальному питанию и здоровью детей этой возрастной группы.
В 2016 г. ВОЗ утвердила Рекомендации по прекращению ненадлежащих форм продвижения сбыта продуктов детского питания [8]. Документ направлен на защиту грудного вскармливания, профилактику ожирения и хронических заболеваний, популяризацию здорового питания, а также на обеспечение ясности и точности информации, предоставляемой в отношении пищевых продуктов и питания детей грудного и раннего возраста. Рекомендации призваны усилить существующие правила в отношении маркетинга заменителей грудного молока, утвержденные в 1981 г. в виде Международного свода правил сбыта заменителей грудного молока [9].
Кроме того, в 2019 г. Европейское региональное бюро ВОЗ разработало проект Модели профилей питательных веществ [10] для использования и адаптации государствами-членами Европейского региона ВОЗ при разработке мер по ограничению маркетинга продуктов питания, направленного на детей.
В России ранее не проводились исследования по изучению мркировки готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста на предмет соответствия рекомендациям ВОЗ.
Цель исследования — оценить доступность и состав готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста (6—36 месяцев) в России в соответствии с рекомендациями ВОЗ и национальными рекомендациями по питанию детей этой возрастной группы.
Материал и методы
Исследование проведено на основе международного протокола «Ending inappropriate promotion of commercially available complementary foods for infants and young children between 6 and 36 months in Europe (ВОЗ, 2019)» [10], адаптированного для выполнения на территории России командой исследователей совместно с экспертами Европейского регионального бюро ВОЗ.
Дизайн исследования. Перекрестное исследование готовых продуктов питания для детей до 3 лет.
Критерии включения/невключения в исследование. Готовые продукты питания, предназначенные для детей грудного и раннего возраста до 36 мес, определяются как: а) имеющие в маркировке слова «младенцы», «дети грудного возраста», «малыши», «дети раннего возраста»; б) маркированные как предназначенные или рекомендованные для введения в рацион детей в возрасте до 36 мес; в) имеющие на маркировке изображение ребенка, которому на вид менее 36 мес, или ребенка, который ест из бутылочки; г) любым иным образом преподносящиеся как пригодные для питания детей в возрасте до 36 мес.
К числу продуктов, не подпадающих под приведенное выше определение и исключенных из настоящего исследования, относятся следующие: а) заменители грудного молока — продукция, содержащая любое молоко (или продукты, которые могут быть использованы для его замены, например, обогащенное соевое молоко) в жидкой и порошковой форме, специально маркированной для кормления младенцев и детей до 3 лет (включая последующие смеси и молочные продукты); б) продукты, не продающиеся как предназначенные для детей в возрасте до 36 мес; в) витаминно-минеральные добавки к пище.
Выборка. В России продукты детского питания представлены в продаже в разных торговых точках, включая интернет-магазины. Последние стали особо популярны с 2020 г. в связи с ограничениями по причине пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом ассортимент предлагаемой продукции одинаков как в интернет-магазинах, так и в обычных супермаркетах.
Выделены крупнейшие компании, специализирующиеся на продаже товаров для детей и имеющие известные сайты интернет-магазинов в России — «Детский мир» (www.detmir.ru), «Кораблик» (www.korablik.ru), «Утконос» (www.utkonos.ru). Кроме того, отобраны продукты детского питания, доступные в популярных среди населения сетях супермаркетов «Пятерочка» (www.5ka.ru) и «Магнит» (www.magnit.ru).
Анализ данных веб-сайтов позволил выявить наиболее часто покупаемые продукты детского питания следующих торговых брендов: «ФрутоНяня», «Агуша», «Hipp», «Gerber», «Nestle», «Heinz», «Тема», «Fleur Alpine», «Бубушкино лукошко», «Умница», «Semper». Из представленного ассортимента каждого бренда выбраны продукты детского питания, соответствующие критериям включения. Из выборки исключены продукты торговых брендов «Nutrilon» и «NAN», так как эти продукты питания относятся к категории «заменители грудного молока». Основная информация о составе и маркировке продуктов питания собрана на основании данных, представленных в интернет-магазинах.
Кодирование. Продукты закодированы по следующим показателям: источник информации (упаковка или веб-сайт); наименование продукта на лицевой стороне упаковки; торговая марка продукта (торговый бренд); размер упаковки продукта; наименование компании изготовителя; категория продуктов питания; состав пищевой продукции; показатели пищевой ценности продукта; информация о маркировке.
В соответствии с проектом «Модель профилей питательных веществ» Европейского регионального бюро ВОЗ (2019) [10] исследуемые продукты питания и напитки распределены по категориям и подкатегориям, представленным в табл. 1.
Таблица 1. Категории продуктов питания и напитков
Категория | Подкатегория |
1. Сухие, порошковые и быстрорастворимые зерновые/крахмалистые продукты | 1.1 Сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты |
2. Готовые к употреблению продукты или полуфабрикаты, которые можно есть с ложечки | 2.1 Десерты на молочной основе и зерновые продукты. 2.2 Фруктовое пюре с добавлением овощей, круп и молока или без них. 2.3 Овощное пюре. 2.4 Пюре из овощей с добавлением круп. 2.5 Пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу. 2.6 Пюре из мяса или рыбы, упомянутых в названии продукта первыми. 2.7 Пюре из мяса или рыбы, НЕ упомянутых в названии продукта первыми. 2.8 Пюре, состоящее только из мяса, рыбы или сыра |
3. Блюда с крупными кусочками для детей грудного и раннего возраста | 3.1 Мясные, рыбные или сырные блюда с крупными кусочками. 3.2 Блюдо на овощной основе с кусочками |
4. Сухие закуски и снеки | 4.1 Кондитерские изделия, сладкие пасты и фруктовые жевательные изделия. 4.2 Фрукты (свежие или сушеные целые фрукты или кусочки). 4.3 Другие закуски и снеки |
5. Соки и другие напитки | 5.1 Однокомпонентные или смешанные фруктовые, овощные соки или другие напитки без смесей. 5.2 Коровье молоко и заменители молока с добавлением сахара или подсластителя. |
Информация о пищевой ценности продукта. Согласно рекомендациям ВОЗ, маркетинг продукта может быть разрешен, если содержание соответствующих веществ не превышает пороговых значений, установленных на 100 г/мл для этой категории продуктов [11].
Содержание нутриентов в продукте питания фиксировалось на основании информации, размещенной на этикетках, включая энергетическую ценность в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж), содержание белков, углеводов, жиров, в том числе насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, сахара, соли и/или натрия. Кроме того, фиксировалось наличие добавленного сахара, концентрированного фруктового сока и других подсластителей в перечне ингредиентов. Показатель количественного содержания соли в продукте питания был преобразован в натрий (1 г соли = 0,4 г натрия), и все значения выражены в мг. Из анализа не исключали никакие продукты, даже если показатели содержавшихся в них нутриентов относились к числу значений с сильными отклонениями. Тем не менее все самые высокие или самые низкие значения проверены, а также проверена точность категоризации продуктов.
Рассчитано количество нутриентов в граммах в пересчете на 100 ккал. Необходимость такого расчета обусловлена тем, что некоторые продукты продаются в сухом или порошкообразном виде и требуют разведения водой или молоком. На этикетках содержание нутриентов иногда указано на основе сухого вещества, а иногда — для продукта, готового к употреблению, и сопоставить такие величины (т.е. сухой и готовый к употреблению продукты) в граммах проблематично. Более целесообразно сравнивать содержание нутриентов в таких продуктах, пересчитывая их содержание в граммы на калорию (или 100 ккал).
Статистическую обработку данных проводили в программе Microsoft Excel 2016. Для количественных переменных рассчитаны медиана, минимальное и максимальное значения, а также первый и третий квартили, что графически представлено в диаграммах box-plot в разделе «Результаты».
Результаты
В общей сложности собраны и проанализированы данные о 227 готовых продуктах, предназначенных для питания детей до 3 лет. Большую часть выборки составили продукты из категорий: «готовые к употреблению продукты», включая фруктовые (n=42, 18,5%) и овощные (n=29, 12,8%) пюре, пюре из мяса, рыбы или сыра (n=26, 11,5%); «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты» (n=27, 11,9%), включая преимущественно сухие каши, «соки и другие напитки» (n=26, 11,5%) (рис. 1). Исследователи не обнаружили на российском рынке продукты питания для детей возрастной группы 6—36 мес нескольких категорий: «пюре из овощей с добавлением круп» (2.4), «пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу» (2.5), «блюдо на овощной основе с кусочками» (3.2) «свежие или сушеные целые фрукты» (4.2).
Рис. 1. Распределение продуктов питания и напитков по категориям в соответствии с Моделью ВОЗ.
Рис. 1—5: Категории питания см. табл. 1.
На этикетке каждого продукта зафиксирован минимальный целевой возраст, для которого продукт рекомендован к употреблению производителем (табл. 2). Значительная часть исследуемых продуктов питания (n=89, около 40% всей выборки) маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 мес. Наиболее распространенными категориями таких продуктов являются овощные (n=29) и фруктовые (n=24) пюре, сухие каши и хлопья (n=18), соки и другие напитки (n=14) (см. табл. 2).
Таблица 2. Распределение продуктов питания и напитков по возрастным категориям
Код | Категория продуктов питания | Возрастная категория, месяцы | ||||
Количество | до 6 | 6—8 | 9—11 | 12 и старше | ||
1 | Сухие, порошковые и быстрорастворимые зерновые/крахмалистые продукты, n (%) | 27 | 18 (66,7) | 8 (29,6) | — | 1 (3,7) |
1.1 | Сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты, n (%) | 27 | 18 (66,7) | 8 (29,6) | — | 1 (3,7) |
2 | Готовые к употреблению продукты или полуфабрикаты, которые можно есть с ложечки, n (%) | 138 | 54 (39,1) | 75 (54,4) | 4 (2,9) | 5 (3,6) |
2.1 | Десерты на молочной основе и зерновые продукты, n (%) | 10 | 1 (0,7) | 9 (6,5) | — | — |
2.2 | Фруктовое пюре с добавлением овощей, круп и молока или без них, n (%) | 42 | 24 (17,4) | 17 (12,3) | — | 1 (0,7) |
2.3 | Овощное пюре, n (%) | 29 | 29 (21) | — | — | — |
2.4 | Пюре из овощей с добавлением круп, n (%) | 0 | — | — | — | — |
2.5 | Пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу, n (%) | 0 | — | — | — | — |
2.6 | Пюре из мяса или рыбы, упомянутых в названии продукта первыми, n (%) | 17 | — | 15 (10,9) | 1 (0,7) | 1 (0,7) |
2.7 | Пюре из мяса или рыбы, НЕ упомянутых в названии продукта первыми, n (%) | 14 | — | 8 (5,8) | 3 (2,2) | 3 (2,2) |
2.8 | Пюре, состоящее только из мяса, рыбы или сыра, n (%) | 26 | — | 26 (18,9) | — | — |
3 | Блюда с крупными кусочками для детей грудного и раннего возраста | 8 | — | 7 (87,5) | 1 (12,5) | — |
3.1 | Мясные, рыбные или сырные блюда с крупными кусочками, n (%) | 8 | — | 7 (87,5) | 1 (12,5) | |
3.2 | Блюда на овощной основе с кусочками, n (%) | 0 | ||||
4 | Сухие закуски и снеки | 27 | 3 (11,1) | 5 (18,5) | 4 (14,9) | 15 (55,5) |
4.1 | Кондитерские изделия, сладкие пасты и фруктовые жевательные изделия, n (%) | 7 | — | — | — | 7 (25,9) |
4.2 | Фрукты (свежие или сушеные целые фрукты или кусочки), n (%) | 0 | — | — | — | — |
4.3 | Другие закуски и снеки, n (%) | 20 | 3 (11,1) | 5 (18,5) | 4 (14,9) | 8 (29,6) |
5 | Соки и другие напитки, n (%) | 27 | 14 (51,9) | 12 (44,4) | — | 1 (3,7) |
5.1 | Однокомпонентные или смешанные фруктовые, овощные соки или другие напитки без смесей, n (%) | 26 | 14 (51,9) | 11 (40,7) | — | 1 (3,7) |
5.2 | Коровье молоко и заменители молока с добавлением сахара или подсластителя, n (%) | 1 | — | 1 (3,7) | — | — |
Всего | 227 | 89 | 107 | 9 | 22 |
Пищевая ценность продуктов питания
Энергетическая ценность
Детям грудного и раннего возраста необходимы продукты питания и напитки с высокой энергетической ценностью. Согласно Модели профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10] и стандартов Кодекса Алиментариус [12], энергетическая ценность продуктов питания для детей этой возрастной группы должна составлять не менее 60 ккал на 100 г для категории «готовые к употреблению продукты» и не менее 400 ккал на 100 г для категории «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты».
Энергетическая ценность (ккал на 100 г) исследуемых продуктов (рис. 2) варьировалась от 13 ккал на 100 г (овощное пюре) до 462 ккал на 100 г (сухие каши). Однако 44% (n=12) сухих каш и хлопьев содержали менее рекомендованных 400 ккал на 100 г сухого веса, 62% (n=26) фруктовых пюре — менее 60 ккал на 100 г. Печенье, батончики и другие снеки (категория 4), являясь по своей природе высококалорийными, имели очень высокую энергетическую ценность: более 50% продуктов содержали свыше 390 ккал на 100 г. Продукты, в составе которых указан сахар или другие подсластители, отличались более высокой энергетической плотностью.
Рис. 2. Энергетическая ценность продуктов питания и напитков по категориям.
Содержание белка
Для детей раннего возраста важно достаточное поступление с пищей белка животного и растительного происхождения. Стандарты Кодекса Алиментариус [12] устанавливают минимальный уровень содержания белка от 3 до 7 г на 100 ккал для некоторых категорий пищевых продуктов (мясные и рыбные блюда, крупы, некоторые молочные продукты). Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) устанавливает пороговый уровень содержания белка, равный 3 г на 100 ккал для продуктов, готовых к употреблению, и менее 5 г на 100 ккал для продуктов из категории «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты» [10].
Содержание белка в исследуемых продуктах варьировалось от 0,2 г до 16,3 г на 100 ккал (рис. 3). Диапазон значений для блюд на мясной и рыбной основе составил от 3,1 г до 12,9 г на 100 ккал, для фруктовых и овощных пюре — от 0,2 г до 10 г на 100 ккал с максимальным значением для пюре из брокколи; 37% сухих каш содержали менее рекомендованных 3 г белка на 100 ккал.
Рис. 3. Содержание белка в продуктах питания по категориям.
Содержание жиров
Важно, чтобы рацион питания детей грудного и раннего возраста включал достаточное количество жира, который обеспечивает поступление в организм необходимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов, а также способствует увеличению энергетической ценности. В то же время избыточное потребление жиров может способствовать избыточному потреблению энергии и повышать риск детского ожирения и алиментарных хронических неинфекционных заболеваний в более позднем возрасте [13].
Стандарты Кодекса Алиментариус устанавливают верхние пороговые значения для содержания общего жира в продуктах детского питания от 3 г до 6 г на 100 ккал [12]. Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) устанавливает максимальные уровни содержания общего жира от 4,5 г до 6 г на 100 ккал в зависимости от категории продуктов питания [10].
Содержание общего жира в исследуемых продуктах варьировалось от 0,1 г до 8,6 г на 100 ккал (рис. 4). Диапазон значений для сухих каш составил от 0,1 г до 3,9 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5 г на 100 ккал), для фруктовых/овощных пюре от 0,1 г до 5,5 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5 г на 100 ккал), пюре из мяса или рыбы — от 2,9 г до 8,6 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5—6 г на 100 ккал).
Рис. 4. Содержание общего жира в продуктах питания по категориям.
Насыщенные жиры и трансизомеры жирных кислот
Стандарты Кодекса Алиментариус [12] и Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10] не устанавливают пороговых значений содержания насыщенных жиров в продуктах питания. Однако по рекомендации ВОЗ, общее потребление насыщенных жиров для детей старше 2 лет и взрослых не должно превышать 10% от суточной калорийности рациона. Кроме того, продукты питания для детей грудного и раннего возраста не должны содержать трансжирных кислот промышленного производства.
Содержание насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот в исследуемых продуктах не оценивали, так как информация о количественном содержании этих нутриентов отсутствует на этикетке, а ее указание не является обязательным требованием в соответствии с российским законодательством о маркировке.
Соль/натрий
Дети грудного возраста не должны получать пищевые продукты с добавлением соли [14]. Начиная с 2-летнего возраста, по рекомендации ВОЗ необходимо ограничивать максимальное потребление натрия до 2 г в день (что эквивалентно 5 г соли в день). Согласно национальным рекомендациям, при приготовлении пищи для детей 1—3 лет обычно достаточно до 3 г соли в сутки (1/2 чайной ложки) [15]. Досаливание продуктов промышленного производства для детей 1—3 лет запрещено.
Стандарты Кодекса Алиментариус включают ряд пороговых значений для содержания натрия в некоторых категориях продуктов питания [12]. Согласно Модели профилей питательных веществ, пороговый уровень содержания натрия составляет 50 мг на 100 ккал [10].
На этикетках большинства исследуемых продуктов (78%, n=177) отсутствовала информация о количественном содержании соли или натрия. Тем не менее содержание натрия/соли в 36% (n=18) продуктов из категорий пюре из мяса или рыбы (2.6, 2.7), а также мясные, рыбные или сырные блюда (3.1) значительно превышало рекомендуемый уровень (рис. 5).
Рис. 5. Содержание натрия в продуктах питания по категориям.
Добавленный сахар
Согласно рекомендациям ВОЗ, продукты питания всех категорий, разрешенных к маркетингу для детей 6—36 мес, не должны содержать добавленный сахар или подсластители [10]. Как показало настоящее исследование, 41% (n=94) продуктов содержали сахар или подсластители в составе, а на этикетке 95% продуктов не указано количество добавленного сахара.
Обсуждение
В Европейском регионе ВОЗ по-прежнему широко распространено ненадлежащее продвижение готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста, несмотря на глобальные обязательства по решению этой проблемы. В Европе от 28 до 60% продуктов детского питания продаются как подходящие для детей в возрасте до 6 мес, что нарушает Международный Свод правил по сбыту заменителей грудного молока [9] и рекомендации ВОЗ [8]. Важно отметить, что даже в тех случаях, когда действующее в стране законодательство разрешает маркетинг продуктов питания для детей в возрасте до 6 мес, как Свод, так и рекомендации ВОЗ призывают производителей соблюдать принципы, закрепленные в этих документах.
Данное исследование стало первым в России и странах СНГ по оценке доступности и состава готовых продуктов питания для детей до 3 лет. Подобные работы по единому международному протоколу проведены ранее в ряде стран Европейского региона (Австрия, Болгария, Венгрия, Дания, Израиль, Польша) [16, 17].
Значительная доля исследуемых продуктов питания (около 40%) в России маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 мес. Результат во многом сопоставим с практикой в других странах. Так, в Польше этот показатель составил 43%, в Австрии — 44% и в Венгрии — 53%, в Болгарии доля таких продуктов оказалась выше — 60%, а в Израиле ниже — 28% [16, 17].
Российское исследование не позволило в полной мере отнести исследуемые продукты к категории разрешенных к маркетингу детям в возрастной группе 6—36 мес согласно Модели профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10]. Выявлена высокая доля отсутствующей информации о количественном содержании добавленного сахара, соли, насыщенных жиров на этикетке большей части продуктов питания. В частности, 95% (n=219) продуктов питания не имели информации о содержании добавленного сахара, 78% (n=180) — о содержании соли или натрия, а 95% (n=218) продуктов — насыщенных жиров. Для сравнения, в других странах (Польша, Австрия, Венгрия, Болгария, Израиль) такая информация присутствует на этикетке от 96% до 100% продуктов [16, 17].
Результаты исследования выявили важную проблему — необходимость совершенствования требований к информации, содержащейся на этикетках продуктов питания, в нашей стране. Маркировка продуктов питания в России осуществляется в соответствии с нормами и требованиями Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национальными нормативными актами. Требования к маркировке в странах — членах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия) в целом согласованы для продуктов, ввозимых на территорию, в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС) для каждой категории продуктов [18—22]. В соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [18] в общих требованиях к указанию в маркировке пищевой ценности продуктов питания является обязательным обозначение энергетической ценности, количества белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Однако ни в ТР ТС 022/2011, ни в ГОСТе Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» [23], ГОСТе 53598-2009 «Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию» [24] не прописана обязанность производителя пищевой продукции детализировать информацию о количестве добавленного сахара, соли и насыщенных жиров.
Результаты настоящего исследования подтверждают выводы предыдущего российского исследования [25] по изучению маркетинга продуктов питания и напитков на телевизионных каналах с детской аудиторией в России, о необходимости более строгого законодательного регулирования в отношении предоставления информации о продукте для потребителя. Необходимы более строгие меры для улучшения маркировки пищевых продуктов, чтобы обеспечить родителям возможность делать осознанный и более правильный выбор для своих детей.
Заключение
Это первое исследование в России, оценившее маркировку и продвижение готовых продуктов питания для детей до 3 лет. Показано, что высокая доля продуктов питания маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 месяцев. На этикетке большинства продуктов питания отсутствует информация о количественном содержании соли, добавленного сахара и насыщенных жиров. Больше ресурсов следует направить на разработку национальной политики для регулирования рынка детского питания в России с целью сохранения и поддержания здоровья детского населения.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Концевая, H. Rippin, K. Wickramasinghe; сбор и обработка материала — Д.К. Муканеева, А.А. Анциферова, H. Rippin; статистический анализ данных — Д.К. Муканеева; написание текста — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая; редактирование — А.В. Концевая, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors declare no conflict of interest.