Введение
Здоровье водителей транспортных средств — приоритет многих стран, поскольку управление транспортным средством требует концентрации внимания и сопряжено с высоким уровнем ответственности [1]. Основные производственные факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье машинистов железнодорожного транспорта — гиподинамия, стресс, ненормированный график работы [2—4]. Кроме того, длительное воздействие производственных факторов, таких как шум, вибрация, может предрасполагать к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и тревожных расстройств [5, 6].
Периодические и предрейсовые медицинские осмотры работников направлены на раннюю диагностику и лечение хронических неинфекционных заболеваний, выявление факторов риска их возникновения [7]. Высокие требования и пристальное внимание к здоровью машинистов необходимы и для минимизации возможного развития экстренных состояний в кабине, таких как острый инфаркт миокарда или острое нарушение мозгового кровообращения, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности железнодорожного движения и жизни машиниста и пассажиров.
Крупнейшим железнодорожным перевозчиком в России является ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»). На ОАО «РЖД» приходится более 27% пассажирооборота и более 45% грузооборота всей транспортной системы России. Работниками компании являются более 700 тыс. человек. На Московской железной дороге работают 6126 машинистов и 4611 помощников машинистов.
АО «Центральная пригородная пассажирская компания» («ЦППК») — крупнейший пригородный перевозчик, действующий на всех направлениях Московской железной дороги и обеспечивающий пассажиропоток 1,6 млн пассажиров в сутки. В штате компании находятся более 9 тыс. человек, 1083 из них являются машинистами, а 1155 — их помощниками.
Цель исследования — изучить особенности трудовой деятельности и корригируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников железнодорожного транспорта.
Материал и методы
Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.
Участниками исследования стали 1 236 работников локомотивных бригад мужского пола, машинисты и их помощники: 778 из них работали в ОАО «РЖД» и 458 в АО «ЦППК» (табл. 1). Исследуемые группы сравнимы по возрасту, стажу работы и ряду других социальных характеристик. Исследование проведено путем анкетирования лиц, работающих в Москве в 2021 г. Машинистам и помощникам машинистов предлагалось в добровольном порядке заполнить анкету, содержавшую 45 вопросов об особенностях условий труда и образа жизни, влияющих на состояние здоровья [8]. Анкета разработана с использованием инструмента STEPS. В исследовании участвовали только мужчины, поскольку до 2021 г. женщины законодательно не могли работать на должностях машинист/помощник машиниста. Сбор первичной информации продолжался в течение 2,5 мес. Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.
Таблица 1. Характеристика работников железнодорожного транспорта, включенных в исследование
Место работы | Число машинистов, % | Состоят в браке, % | Проживают в отдельной квартире, % | n | |
ОАО «РЖД» | 70,1 | 70,8 | 71,9 | 778 | 1236 |
АО «ЦППК» | 47,2 | 61,6 | 68,6 | 458 | |
p | <0,001 | 0,020 | 0,004 | — | — |
Сбор и обработка полученных данных осуществлены с использованием программ Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью метода χ2, сравнение средних величин — на основании U-критерия Манна—Уитни. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.
Результаты
Возрастная характеристика исследуемых представлена в виде круговой диаграммы (рис. 1, 2). При сравнении обращает на себя внимание, что доля молодых людей в группе АО «ЦППК» несколько выше, чем в группе ОАО «РЖД».
Рис. 1. Возрастная структура проанкетированных работников ОАО «Российские железные дороги».
Рис. 2. Возрастная структура проанкетированных работников АО «Центральная пригородная пассажирская компания».
При сравнении групп по условиям труда обнаружено, что сменный график работы имели 72,1% сотрудников АО «ЦППК» и 29,9% сотрудников ОАО «РЖД» (табл. 2). При этом 42,3% сотрудников ОАО «РЖД» имели явочный вызывной график. Наличие переработок (1 и более в месяц) отметили участники обеих групп: 55,65% респондентов группы ОАО «РЖД» и 58,3% — группы АО «ЦППК, статистически значимых различий между группами нет.
Таблица 2. Сравнение групп по условиям организации труда
Параметр | ОАО «РЖД», % | АО «ЦППК», % | p |
График работы: | <0,001 | ||
сменный | 29,9 | 72,1 | — |
явочный твердый | 27,8 | 25,2 | — |
явочный вызывной | 42,3 | 2,7 | — |
Наличие переработок | 55,65 | 58,3 | 0,360 |
Как добирается на работу: | <0,001 | ||
общественный транспорт | 39,3 | 74,2 | — |
личный автомобиль | 43,6 | 10,5 | — |
велосипед | 0,26 | 0,66 | — |
пешком | 15 | 9,4 | — |
другое (в том числе комбинированный способ, такси, служебный транспорт) | 1,84 | 5,24 | — |
Основным способом прибытия на работу был личный автомобиль у 43,6% исследуемых группы ОАО «РЖД» и общественный транспорт у 74,2% исследуемых группы АО «ЦППК». Почти в 3 раза чаще сотрудники АО «ЦППК» выбирали велосипед как средство передвижения.
При изучении производственных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний обращает на себя внимание то, что сотрудники ОАО «РЖД» в 2 раза чаще жаловались на охлаждение кабины в зимнее время, ее перегрев в летний период и наличие сквозняков (табл. 3). Большее число сотрудников ОАО «РЖД» по сравнению с сотрудниками АО «ЦППК» отмечали вибрацию в кабине и длительное пребывание в вынужденном положении во время управления поездом.
Таблица 3. Сравнение групп по наличию производственных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний
Параметр | ОАО «РЖД», % | АО «ЦППК», % | p |
Шум в кабине | 53 | 47,6 | 0,067 |
Вибрация в кабине | 47,2 | 37,1 | <0,001 |
Охлаждение в зимний период | 48,5 | 26 | <0,001 |
Перегрев в летний период | 64,9 | 30,6 | <0,001 |
Сквозняки в кабине | 62,1 | 31,2 | <0,001 |
Недостаток физической активности во время управления поездом | 57,6 | 41 | <0,001 |
Случаи выхода на работу при ощущении недомогания | 49 | 53,1 | 0,164 |
Сотрудники АО «ЦППК» статистически значимо чаще питались нерегулярно, выбирали для приема пищи рестораны быстрого питания (табл. 4). По остальным поведенческим факторам риска — курению, злоупотреблению алкоголем, недостаточному употреблению овощей и фруктов, употреблению полуфабрикатов, готовых продуктов питания, чрезмерному употреблению соли, низкой физической активности, — статистически значимых различий между группами не было.
Таблица 4. Сравнение групп по наличию поведенческих факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний
Параметр | ОАО «РЖД», % | АО «ЦППК», % | p |
Курение | 41,5 | 43,3 | 0,540 |
Злоупотребление алкоголем | 2,06 | 0,66 | 0,054 |
Недостаточное потребление овощей | 72,1 | 64,4 | 0,045 |
Недостаточное потребление фруктов | 75,8 | 75,3 | 0,840 |
Нерегулярное питание | 23,9 | 30,8 | 0,008 |
Употребление полуфабрикатов, готовых продуктов питания | 43,7 | 47,17 | 0,240 |
Прием пищи в ресторанах быстрого питания | 33,9 | 48,9 | <0,001 |
Частое употребление соли | 41,1 | 37,1 | 0,170 |
Низкая физическая активность | 41,1 | 42,1 | 0,090 |
Средние значения индекса массы тела (ИМТ) у исследуемых обеих групп статистически значимо не различаются и соответствуют избыточной массе тела согласно классификации ожирения, предложенной Всемирной организацией здравоохранения: 26,39 (24,34; 28,73) в группе ОАО «РЖД» и 26,42 (24,26; 29,26) в группе АО «ЦППК» (табл. 5). Очевидна зависимость ИМТ от возраста: показатели ИМТ выше у представителей старших возрастных групп.
Таблица 5. Сравнение групп и возрастных подгрупп по индексу массы тела
Параметр | ОАО «РЖД» | АО «ЦППК» | p |
Индекс массы тела | 26,39 (24,34; 28,73) | 26,42 (24,26; 29,26) | 0,8 |
Индекс массы тела в зависимости от возраста, лет: | |||
18—24 | 24,69 (22,60; 26,81) | 23,55 (21,63; 25,50) | — |
25—29 | 24,84 (22,84; 27,70) | 25,81 (24,02; 29,03) | — |
30—34 | 26,30 (24,49; 28,09) | 26,75 (24,8; 29,05) | — |
35—44 | 27,04 (24,69; 29,40) | 27,77 (25,36; 30,37) | — |
45—54 | 28,06 (25,85; 29,56) | 27,31 (24,84; 29,39) | — |
55 и старше | 27,76 (25,90; 30,25) | 27,76 (26,04; 30,19) | — |
Тем не менее респонденты двух групп различались по медицинской активности (табл. 6). По сравнению с сотрудниками АО «ЦППК» сотрудники ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу за прошедший год, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Респондентов с хроническими заболеваниями в группе ОАО «РЖД» было в 2 раза больше, в 4 раза чаще сотрудников ОАО «РЖД» отстраняли от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра. Большинство опрошенных, 72,6% участников группы ОАО «РЖД» и 58,1% группы АО «ЦППК», считают, что работа негативно влияет на состояние их здоровья.
Таблица 6. Сравнение групп по медицинской активности
Параметр | ОАО «РЖД», % | АО «ЦППК», % | p |
Прием препаратов, включая витаминные и минеральные комплексы | 48,6 | 33,6 | <0,001 |
Считает, что работа негативно влияет на состояние здоровья | 72,6 | 58,1 | <0,001 |
Обращение к врачу за последние 12 мес | 64,3 | 47,2 | <0,001 |
Получение листа временной нетрудоспособности | 58 | 49,6 | 0,004 |
Вызов СМП за последние 12 мес | 5,1 | 4,6 | 0,690 |
Отстранения от рейса | 8 | 1,7 | <0,001 |
Наличие хронических заболеваний | 19 | 8,7 | <0,001 |
Вакцинация от гриппа | 49,2 | 37,3 | <0,001 |
Реконвалесцент COVID-19 | 15,7 | 19,65 | 0,074 |
В группе ОАО «РЖД» вакцинировались от гриппа 49,2% анкетируемых, в то время как доля привитых в группе АО «ЦППК» была ниже — 37,3%. Доля переболевших COVID-19 среди работников ОАО «РЖД» и АО «ЦППК» составила 15,7 и 19,65% соответственно.
Обсуждение
Результаты исследования продемонстрировали различия в условиях труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» и АО «ЦППК», которые связаны прежде всего с особенностями организации перевозок. Следует отметить, что АО «ЦППК» выполняет исключительно пассажирские перевозки, а также обладает более обновленным подвижным составом, что отражается в меньшем воздействии производственных факторов на данную группу. Дальнейшая модернизация локомотивного парка позволит улучшить условия труда машинистов [9].
Статистически значимое число проанкетированных работников отмечает наличие переработок. Это может быть обусловлено дефицитом кадров или организационными ошибками. Доказано, что сверхурочная работа увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и психических расстройств [10], поэтому минимизация количества переработок должна стать одной из целей государственных и корпоративных программ.
Машинисты и их помощники АО «ЦППК» в меньшей степени придерживаются принципов здорового образа жизни. Обращает на себя внимание, что большинство работников обеих групп имеет избыточную массу тела или ожирение. Все это указывает на необходимость продолжения методической работы по устранению ведущих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, гиподинамии, нерационального питания [11]. Существующие корпоративные программы должны быть уточнены и расширены, могут быть рассмотрены различные способы мотивирования работников [12].
Машинисты ОАО «РЖД» чаще обращаются к врачу, принимают лекарственные препараты и получают лист временной нетрудоспособности. Вероятно, это связано с более напряженным графиком работы, большей долей работников среднего возраста в возрастной структуре. Выявленная разница в медицинской активности машинистов ОАО «РЖД» и АО «ЦППК» может быть связана с различной организацией их медицинского сопровождения, системы профилактических и реабилитационных мероприятий. Полученные данные указывают на то, что данную работу необходимо совершенствовать и развивать [13, 14].
Заключение
Машинисты и помощники машинистов локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» и АО «Центральная пригородная пассажирская компания», работающие в Москве, имеют различные условия организации трудового процесса и частоту воздействия производственных факторов. Принявшие участие в исследовании работники различаются и по наличию поведенческих факторов риска.
Полученные результаты позволили выявить проблемные зоны в организации труда и охране здоровья работников железнодорожного транспорта. В дальнейшем на основе этих данных могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию условий труда и модификации образа жизни машинистов и их помощников компаний.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — К.Г. Гуревич, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — Е.А. Жидкова, Е.М. Гутор, Ю.А. Ткаченко; статистическая обработка — А.А. Орлова; написание текста — А.А. Орлова, К.Г. Гуревич; редактирование — К.Г. Гуревич, О.Н. Джиоева, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.