Введение
За последние два десятилетия наблюдался значительный рост исследований влияния искусства на здоровье и благополучие населения в Европейском регионе ВОЗ и за его пределами. Результаты многочисленных исследований показали важную роль искусства в профилактике заболеваний, укреплении здоровья, а также в ведении и лечении заболеваний на протяжении всей жизни [1—5]. В 2019 г. вышел обзор ВОЗ, суммирующий международный опыт важной роли искусства в продвижении здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактики заболеваний и повышении приверженности лечению [1]. В основе укрепления общественного здоровья (ОЗ) лежит взаимодействие разных секторов экономики. Одним из направлений профилактики заболеваний и укрепления здоровья является привлечение сети структур ОЗ к продвижению ЗОЖ.
Искусство потенциально может влиять на улучшение физического и психического здоровья и благополучия населения, профилактику заболеваний и повышение качества жизни. Искусство способствует просоциальному поведению, достижению успеха, улучшению координации движений, повышению внимания, общей мотивации и социальной идентичности. Существуют данные наблюдательных исследований о том, что люди, занимающиеся искусством, с большей вероятностью будут вести ЗОЖ, включая здоровое питание и физическую активность, независимо от их социально-экономического статуса [2—4].
Конкретнее влияние и интеграцию искусства и культуры в обществе можно оценивать по результатам в разных сферах. Так, например, искусство оказывает влияние на поддержание благополучия, снижение депрессии у детей и молодежи, повышение уровня образования, формирование чувства социальной сплоченности и сокращения социального неравенства. Доказано положительное психологическое воздействие искусства на улучшение самочувствия и профилактику психических заболеваний у взрослых, поддержку и предотвращение дальнейшего снижения когнитивных способностей в пожилом возрасте, уменьшение физической слабости и заболеваемости неинфекционными болезнями [5].
Искусство может расширять возможности коммуникации по вопросам здоровья, поддерживать грамотность в вопросах здоровья, приносить прямую и измеримую пользу для здоровья отдельных лиц и сообществ. Несмотря на множество свидетельств эффективности искусства в укреплении ОЗ и социальной помощи, существуют структурные и поведенческие барьеры на пути признания и использования потенциального вклада искусства. Искусство недостаточно ценят и применяют, оно по-прежнему остается недоиспользованным ресурсом, который необходимо эффективно реализовать [6—8]. В нашей стране существует сеть структур ОЗ, призванных заниматься подобной практикой. Одним из первых шагов по интеграции искусства в систему укрепления ОЗ в Российской Федерации стал конкурс «Искусство быть здоровым!».
Конкурс «Искусство быть здоровым!»
Партнерством «Северное измерение» в 2021 г. объявлен конкурс грантов «Искусство быть здоровым: может ли культура способствовать улучшению здоровья и благополучия?».
Цель конкурса — развитие сотрудничества между секторами здравоохранения и культуры; пилотирование разных форм сотрудничества с целью оценки влияния мероприятий сферы искусства на здоровье и благополучие населения. В поддержку инициативы Партнерства «Северное измерение» ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России совместно с Общероссийской общественной организацией «Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний» (РОПНИЗ) провели в 2021 г. конкурс «Искусство быть здоровым!» среди центров общественного здоровья (ЦОЗ) с целью акцентирования важной роли искусства в продвижении ЗОЖ и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), а также популяризации и поддержки деятельности ЦОЗ субъектов Российской Федерации.
В задачи конкурса «Искусство быть здоровым!» входило:
— выявление наиболее методически успешных и эффективных проектов, как планируемых, так и проведенных ЦОЗ в сотрудничестве со структурами, подведомственными Министерству культуры субъектов Российской Федерации;
— содействие популяризации опыта проведения проектов/мероприятий в Российской Федерации и интеграции системы укрепления ОЗ, культуры и искусства;
— оценка возможности интеграции культуры и искусства в систему оказания медицинской помощи и предоставления социальных услуг;
— разработка подходов к интеграции культуры и искусства в коммуникационные кампании по продвижению здорового образа жизни на популяционном уровне;
— формирование на межсекторальной основе библиотеки лучших практик по внедрению искусства в систему поддержания здоровья и профилактику факторов риска развития НИЗ;
— выявление и поддержка наиболее инициативных ЦОЗ.
Организация и проведение конкурса
К участию в конкурсе приглашены ЦОЗ субъектов Российской Федерации. Общее руководство конкурсом осуществляли ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России и РОПНИЗ, обеспечившие подготовку, координацию проведения и информационное сопровождение конкурса.
Конкурс состоял из 2 этапов: на 1-м этапе (с 31.05.21 по 21.06.21) происходил прием проектов, которые планируется разработать и внедрить в дальнейшем (табл. 1), на 2-м этапе (с 31.05.21 по 31.08.21) — прием проектов, которые уже реализованы или реализуются в настоящий период (табл. 2). В течение 2 этапов для участия в конкурсе принимались наиболее успешные разработки (проекты) по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ, которые ЦОЗ в сотрудничестве со структурами, подведомственными Министерству культуры субъектов Российской Федерации, планируют к реализации, реализуют в настоящий период или уже реализовали (2019—2020 гг.).
Таблица 1. Проекты, которые планируется разработать и внедрить в дальнейшем
№ | Название проекта | Исполнитель, регион | Содержание, направление проекта | Категория |
1. | «Книга сказок о ЗОЖ» | БУЗ Вологодской области «Вологодский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | Создание и издание сборника литературных произведений (книга сказок), написанных жителями Вологодской области, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в котором показаны преимущества здорового образа жизни. Организация и проведение областного конкурса по написанию сказок о здоровом образе жизни | Литература |
2. | Изотерапия | ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» | Творческое самовыражение пациентов через рисунок; созерцание картин волгоградского художника Станислава Азарова, собранных в ГБУЗ «ВОКОД». Реализуется на постоянной основе | Изобразительное искусство |
3. | Интерактивные уроки-спектакли «Айболит» | ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия им. В.Р. Бояновой» | Обучение и популяризация здорового образа жизни среди детей и их родителей посредством серии уроков-спектаклей театра кукол «Ульгэр» | Исполнительское искусство — деятельность в жанре театра |
4. | Театр для здоровья | КГБУЗ «Красноярский краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | Театрально-танцевальные постановки для обучения детей дифференцированному подходу к выбору правил поведения, сохраняющих здоровье. Мотивирование к соблюдению различных элементов ЗОЖ, предотвращающих возникновение факторов риска развития наиболее тяжелых заболеваний. За 3 года функционирования театральной студии организовано 8 выездов в детские школьные коллективы с числом участников 2 754 человека | Исполнительское искусство — деятельность в жанре театра |
5. | «Музыка во имя жизни» | ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России | Разработка и внедрение в рамках «школы беременных» регулярных музыкальных мероприятий, мини-концертов классической музыки с участием артистов и волонтеров Тверской области. Организация мер по психологической разгрузке и культурному развитию беременных с оценкой влияния классической музыки на состояние здоровья беременных и новорожденных | Исполнительское искусство |
6. | Здоровый ты — здоровый Хабаровский край | АНО «Информационно-консультационный центр «Просвещение», Хабаровский край | Демонстрация постановки спектакля об основных правилах ЗОЖ среди детей, прокат, просмотры видеозаписи спектакля и размещения материалов на сайтах и в социальных сетях | Исполнительское искусство — деятельность в жанре театра |
7. | Спектакль о здоровом образе жизни «Елена Премудрая» | БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | Проект реализован в 2016 г. Проведение спектакля и игрового мастер-класса актерами спектакля в целях повышения уровня знаний у детей об основах ведения активного и здорового образа жизни, закрепления полученных знаний о режиме дня, личной гигиене, закаливанию, двигательной активности, рациональном питании | Исполнительское искусство — деятельность в жанре театра |
8. | 1. Искусство как средство возрождения после COVID-19 | ГБУЗ «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | 1. Одно из направлений для участников — арт-терапия в Пензенской художественной школе — 2 раза в месяц, темы мастер-классов по арт-терапии: «Я за некурящую Россию», «Я, МЫ, здоровье» и т.д. Посещение местных музеев, театров, экскурсии. Групповая танцевальная терапия, хоровое пение в Центре культуры и досуга | Изобразительное и исполнительское искусство, культура |
2. Библиомобиль — дорога здоровья! | 2. Интерактивные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры: «Город здоровья», «Мы здоровью не враги», «Мир без вредных привычек», «Дорога здоровья», «Путешествие по карте ЗОЖ»; творческие задания | |||
9. | «Гармония здоровья и искусства» | ГБУЗ Республики Тыва «Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | Одно из направлений для участников — разучивание танцев и пения под руководством работников культуры. Посещение Национального музея, художественных выставок, библиотек, культурных фестивалей и ярмарок; выставка фотографий | Исполнительское, изобразительное искусство, культура |
10. | Безопасность при эпилепсии | АНО «Социальной поддержки и реабилитации детей «Эпицентр», Москва | Распространение памяток по безопасности на сайтах медучреждений и социальных органов для уменьшения смертности от травматизма при приступах хронических заболеваний | — |
Примечание. ЗОЖ — здоровый образ жизни.
Таблица 2. Проекты, которые уже реализованы или реализуются в настоящее время
№ | Название проекта | Исполнитель, регион | Содержание, направление проекта | Категория |
1. | Фотопроект «Здоровый стиль жизни омичей» | БУЗ Омской области «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» | Организация фотовыставки под открытым небом из 33 фотографий, на которых изображены омичи разного возраста, социального статуса, ведущие физически активный образ жизни, придерживающиеся правил здорового питания, с экспертными комментариями, в которых разъясняется польза той или иной визуализированной составляющей ЗОЖ. Выставка предполагает эмоциональное вовлечение целевой аудитории посредством художественных образов. Информирование участников о составляющих ЗОЖ посредством художественно-эмоционального и информационного компонента выставки, стимулирование посетителей фотовыставки на поиск дополнительной информации о ЗОЖ. Размещение онлайн-фотовыставки на официальных сайтах и аккаунтах социальных сетей партнерских организаций. Размещение уличной фотовыставки (фотографии с текстовым тематическим сопровождением) в общественных местах как самостоятельное информационно-профилактическое мероприятие (событие). Фотовыставка или ее элементы в формате презентации могут использоваться специалистами (врачи, специалисты по работе с молодежью, педагоги, психологи) и волонтерами-медиками при проведении информационно-тематических мероприятий | Изобразительное искусство |
2. | Арт-проект «Музыка лечит» | Чувашская республиканская организация профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации | Использование музыки, живописи, театрализованных постановок и других видов искусства в оздоровлении медицинских работников. Профилактика синдрома профессионального выгорания у медицинских работников. Арт-проект «Музыка лечит» реализован в течение 2021 г. и включал в себя 5 мероприятий в виде музыкальных вечеров с участием медицинских работников и членов их семей, знакомство и прослушивание музыкальных произведений, имеющих лечебный и оздоравливающий эффект, в исполнении музыкантов и артистов Чувашской симфонической капеллы | Исполнитель-ское искусство |
3. | «Мир глазами врача» | ГАУЗ Свердловской области «Свердловский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»* | Реализация проекта начата в 2015 г. выпуском первого творческого альманаха, в котором опубликованы стихи, проза, фотографии медицинских работников Свердловской области; вышло в свет 5 альманахов для выставки. В альманах медицинские работники присылали фотографии, картины, стихотворения. Темы: «труд врача», «жизнь в медицинской среде», «увлечения авторов» | Изобразительное искусство |
4. | Школа здоровья для пожилых «Просто о сложном. Спросите доктора» | ОГБУЗ особого типа «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» г. Белгород | Ежемесячно выходят по 4 сюжета видеолекций на ютуб-канале областного центра, в социальных сетях и группах с обратной связью. Разработаны темы и количество выходов видеолекций для обучения в легкодоступной популяционной форме представителей старшего возраста следить за состоянием своего здоровья, улучшить качество жизни пожилых людей, преподать правила самомассажа, основы рационального питания и физической активности, обучить действиям при неотложных состояниях, внедрить рекомендации по профилактике осложнений хронических заболеваний | Онлайн, цифровое и электронное искусство |
Примечание. * — в настоящее время ГАУЗ Свердловской области «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики».
Проекты принимали в установленной форме презентаций (PowerPoint) и видеороликов, профессионального и любительского видео длительностью до 10—12 мин, аудиороликов, сопровождавшися поясняющим материалом. В видеоматериале должны быть представлены ЦОЗ и сотрудничающая структура (характер взаимодействия, планируемые проекты, их цели и результаты, период реализации и пр.).
Примерно 50% присланных проектов направлено на уменьшение вовлечения детей и молодежи в нездоровое поведение и на популяризацию ЗОЖ. Цель этих проектов — повышение осведомленности детей и молодежи о важности рационального питания и физической активности, о здоровьеразрушающем влиянии табака, алкоголя и наркотиков. Кроме того, проекты направлены на формирование негативного отношения к вредным привычкам, мотивации бережного отношения к своему организму, реализации возможностей сохранения и укрепления здоровья. Основной задачей одной группы проектов являлось расширение знаний о важности регулярной физической активности как неотъемлемого элемента ЗОЖ и потребности в систематической физической нагрузке. Важным аспектом другой группы проектов стала популяризация правильного питания, формирование у подростков отрицательного отношения к продуктам быстрого питания как вредным для здоровья и мотивирование к изменению рациона в сторону уменьшения потребления фастфуда, сосисок, кондитерских изделий, сладких напитков, готовых соусов, соленого перекуса и увеличения потребления разнообразных овощей и фруктов, молочных продуктов и чистой воды.
Представленные проекты — книга сказок о ЗОЖ, театральные постановки, уроки-спектакли, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры и мастер-классы, арт- и фотовыставки — преследовали цели донести и сформировать у подрастающего поколения понимание того, что образ жизни является определяющим фактором здоровья и личной ответственностью каждого. В частности, в Красноярском крае более 25 лет функционирует уникальная экспериментальная площадка Минздрава Красноярского края «Центр содействия укреплению здоровья школьников» на базе одной из самых крупных школ края МАОУ «Средняя школа №149» (2500 учащихся). В школе создана театральная студия, которая реализует просветительские проекты сохранения здоровья детей.
Краткое описание направлений и содержание проектов, присланных для участия в конкурсе, представлены в табл. 1, 2.
При разработке алгоритма оценки конкурсных проектов в качестве ориентиров применены предложенные ВОЗ критерии из обзора искусства и здоровья (2019), который состоит из пяти широких категорий [1, 9]:
— исполнительское искусство (например, деятельность в жанре музыки, танца, театра, пения и кино);
— изобразительное искусство, дизайн и ремесла (например, овладение ремеслами, мастерством дизайна, живописи, фотографии, скульптуры и текстиля);
— литература (написание произведений, чтение и посещение литературных фестивалей);
— культура (посещение музеев, галерей, художественных выставок, концертов, театров, общественных мероприятий, культурных фестивалей и ярмарок);
— онлайн, цифровое и электронное искусство (например, анимация, кино, компьютерная графика).
Эти категории сочетают в себе как активное, так и восприимчивое/эмоциональное участие, а также выходят за рамки культурных границ и характеризуются гибкостью, позволяющей развиваться новым формам искусства в последние годы.
Результаты проектов должны были показать возможности искусства:
— влиять на социальные детерминанты здоровья;
— поощрять поведение, способствующее укреплению здоровья;
— помогать в предотвращении плохого самочувствия;
— поддерживать развитие детей и ориентацию на ЗОЖ.
Критерии оценки проектов включали:
— цели и задачи, способствующие оказанию благотворного влияния на здоровье и стимулирующие взаимодействие искусства в поддержке ЗОЖ;
— степень вовлеченности участников, целевая аудитория;
— соответствие направления проектов поставленным задачам;
— мероприятия, проводимые исполнителями (объем, охват населения, методологии, используемые в работе с контингентом, и пр.);
— наличие индикаторов для оценки;
— взаимодействие между исполнителями проекта, структурами здравоохранения, а также другими социальными секторами, вовлеченными в проект; наличие поддержки со стороны представителей сектора, отвечающего за культуру, искусство и гуманитарное образование в рамках обучения медицинских работников для повышения их личных и коммуникативных навыков; взаимодействие в проекте искусства с лицами и организациями, занимающимися благотворительностью, с волонтерами, сотрудничество разных групп людей;
— эффективность проекта с возможным экономическим аспектом в соответствии с поставленными целями: достигнутые результаты, динамика показателей (снижение распространенности факторов риска развития НИЗ, повышение информированности населения по профилактике развития НИЗ, ведению ЗОЖ и пр.);
— популяризация проекта и его результатов в СМИ и т.д.;
— уникальный и креативный дизайн проекта.
Всего подано 15 заявок. В категории «Литература» заявлен один проект, и он вызвал наибольший интерес у жюри — создание и издание сборника литературных произведений (Книга сказок), написанных жителями Вологодской области, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в котором показаны преимущества ЗОЖ.
В категории «Изобразительное искусство» представлено 5 проектов, в категории «Исполнительское искусство» — 4, в категории «Исполнительское искусство — деятельность в жанре театра» — 4, в категории «Культура» — 2, в категории «Онлайн, цифровое и электронное искусство» — 1.
Критериям оценки соответствовали 13 проектов, некоторые проекты совмещали несколько категорий.
Жюри конкурса проектов, состоящее из представителей ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России и членов президиума РОПНИЗ, определило победителей путем открытого голосования, призер определен по сумме баллов конкурсной оценки.
При конкурсной оценке жюри также учитывало:
— степень участия ЦОЗ в межведомственной работе: регулярность, степень, охват взаимодействия ЦОЗ с Министерством культуры и подведомственными ему структурами, а также другими организациями, например волонтерскими, привлекаемыми в процессе реализации;
— проект и мероприятия, проводимые ЦОЗ в его рамках (объем, охват населения, методологии, используемые в работе с населением или его определенным контингентом);
— дизайн проекта;
— эффективность проекта в соответствии с поставленными целями: достигнутые результаты, динамика показателей (снижение распространенности факторов риска развития НИЗ, повышение информированности населения, специалистов медицинского и немедицинского профиля по профилактике НИЗ и ведению ЗОЖ, экономическая эффективность);
— популяризация проекта и его результатов в средствах массовой информации: на сайте ЦОЗ и других сайтах, в социальных сетях, на ТВ, радио, в СМИ.
Наиболее успешные в соответствии с методологией проведения и эффективностью проекты должны быть представлены на сайте ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России и РОПНИЗ и рекомендованы для практической работы.
По итогам оценки конкурсных работ эксперты жюри выбрали 3 проекта по следующим категориям:
1-е место — литература: БУЗ Вологодской области «Вологодский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» — «Книга сказок о ЗОЖ» (рис. 1 на цв. вклейке).
Рис. 1. БУЗ ВО «Вологодский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» присуждено 1-е место за книгу «Книга сказок о ЗОЖ» («Литература»).
2-е место — исполнительское искусство — деятельность в жанре театра: КГБУЗ «Красноярский краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики» — Театр для здоровья — театральная студия МАОУ «Средняя школа №149» г. Красноярска (рис. 2 на цв. вклейке).
Рис. 2. КГБУЗ «Красноярский центр общественного здоровья и медицинской профилактики» присуждено 2-е место за деятельность в стиле театра — Театр для здоровья. Театральная студия МАОУ «Средняя школа №149» г. Красноярска («Исполнительское искусство»).
3-е место — изобразительное искусство: БУЗ Омской области «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» — фотопроект «Здоровый стиль жизни омичей» (рис. 3 на цв. вклейке).
Рис. 3. БУЗ ОО «Омский центр общественного здоровья и медицинской профилактики» присуждено 3-е место за фотопроект «Здоровый стиль жизни омичей» («Изобразительное искусство»).
Заключение
Искусство может способствовать выполнению фундаментальной задачи укрепления ОЗ: изменению направления общественных дискуссий, сосредоточению внимания на силах, формирующих здоровье. Искусство призвано сыграть уникальную роль в изменении норм в том, как население относится к своему здоровью, и помочь согласовать действия, чтобы вовлечь максимальное количество сторон в обсуждение вопросов укрепления ОЗ [10].
Проекты данной тематики помогают повысить информированность детей и их родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, способствуют профилактике и снижению уровня заболеваемости населения хроническими НИЗ. Результаты реализации проектов конкурса «Искусство быть здоровым!» могут повлиять на социальное благополучие и поощрение здоровьесберегающего поведения у детей и молодежи, популяризацию ЗОЖ, предотвращение возникновения факторов риска развития наиболее тяжелых хронических НИЗ.
Конкурс «Искусство быть здоровым!», впервые проводившийся в Российской Федерации, стал отправной точкой нового стратегического направления в укреплении ОЗ, межведомственного взаимодействия между секторами здравоохранения и культуры. Конкурс в значительной степени развивает новые формы сотрудничества, повышает роль искусства в профилактике заболеваний, снижает распространенность факторов риска развития хронических НИЗ. Межсекторальное сотрудничество культуры, искусства и системы общественного здоровья, способствуя достижению результатов укрепления здоровья, может сделать совместные программы более доступными для различных групп населения и более эффективными. Такие проекты позволят оценить возможность интеграции искусства в систему оказания медицинской помощи и предоставления социальных услуг, разработать инновационные подходы к внедрению культуры и искусства в коммуникационные кампании по продвижению ЗОЖ на популяционном уровне; способствовать сплочению системы укрепления ОЗ и искусства, увеличить продолжительность и качество жизни населения.
В будущем планируется использовать возможности искусства и культуры для вовлечения большего числа людей в укрепление здоровья. Такие инструменты донесения информации в виде книги сказок, театральных постановок, фотовыставок являются оригинальной формой продвижения элементов ЗОЖ, оставляющей след в сердцах и умах, за этим направлением большое будущее. Проведение таких конкурсов будет способствовать вкладу в стратегию укрепления здоровья и иметь значение для развития общественного здравоохранения.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — В.А. Зиновьева, М.В. Попович, А.В. Концевая; сбор, обработка материала, написание текста — В.А. Зиновьева, М.В. Попович, Е.В. Усова; редактирование — В.А. Зиновьева, М.В. Попович, А.В. Концевая, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.