Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Демко И.В.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Гордеева Н.В.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Соловьева И.А.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Мамаева М.Г.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Крапошина А.Ю.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Гордеев В.В.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Вербицкая Е.А.

КГБУЗ «Краевая клиническая больница»

Соколова Н.А.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Фишер Е.В.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Гиперчувствительный пневмонит: клинический случай

Авторы:

Демко И.В., Гордеева Н.В., Соловьева И.А., Мамаева М.Г., Крапошина А.Ю., Гордеев В.В., Вербицкая Е.А., Соколова Н.А., Фишер Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1812

Загрузок: 66


Как цитировать:

Демко И.В., Гордеева Н.В., Соловьева И.А., Мамаева М.Г., Крапошина А.Ю., Гордеев В.В., Вербицкая Е.А., Соколова Н.А., Фишер Е.В. Гиперчувствительный пневмонит: клинический случай. Профилактическая медицина. 2023;26(7):88‑92.
Demko IV, Gordeeva NV, Solovyeva IA, Mamaeva MG, Kraposhina AYu, Gordeev VV, Verbitskaya EA, Sokolova NA, Fisher EV. Hypersensitive pneumonitis: clinical case. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(7):88‑92. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232607188

Введение

Гиперчувствительный пневмонит (ГП) — воспалительное и/или фиброзирующее заболевание легочной паренхимы и мелких дыхательных путей, возникающее у предрасположенных лиц в результате иммунноопосредованной реакции на ингаляционные антигены [1]. ГП возникает у предрасположенных людей после повторной встречи с антигеном (сенсибилизированный организм). В результате развивается иммунный ответ, сопровождающийся лимфоцитарным воспалением с формированием гранулем [2].

Тяжело оценить распространенность данного заболевания, так как в большинстве случаев оно не выявляется или диагностируется неправильно, а также все еще отсутствуют общепринятые критерии диагностики ГП.

К настоящему времени описано более 200 антигенов, способных вызывать развитие ГП [3]. В качестве этиотропных антигенов могут выступать антигены грибов, микроорганизмов, животных, птиц, низкомолекулярные неорганические химические вещества, лекарственные препараты, с которыми пациент контактирует в быту, на рабочем месте и прочее [1].

Очень частой формой ГП является «легкое любителей птиц». Среди голубеводов частота ГП колеблется от 0,5 до 22% [4]. К развитию «легкого любителей птиц» может привести контакт практически с любым видом птиц, чаще всего данная форма ГП отмечается при контакте с попугаями, голубями, канарейками. Нередко развитие ГП связано с контактом с домашней птицей (куры, гуси, утки, индюки и др.). Наиболее антигенными выделениями из птичьих экскрементов и воскообразного покрытия перьев птиц являются интестинальный муцин, IgA и IgG [5].

Патогномоничные симптомы для ГП отсутствуют. Пациенты часто предъявляют жалобы на одышку, непродуктивный кашель, потерю веса, слабость и иногда на субфебрильную лихорадку [6—9]. Заболевание может начаться в течение нескольких дней или развиваться постепенно в течение нескольких месяцев, лет. При устранении контакта с антигеном возможны полная стабилизация состояния пациента и полный регресс симптоматики.

Диагностические критерии гиперчувствительного пневмонита [8]:

1. Воздействие вовлеченного в патологический процесс агента:

A. История воздействия.

B. Исследования среды, подтверждающие действия агента.

C. Наличие специфических антител (IgG против соответствующего агента).

2. Клинические и рентгенологические данные в пользу ГП:

A. Респираторные проявления/симптомы, появляющиеся и усиливающиеся после контакта с агентом.

B. Изменения на рентгенограмме/Компьютерной томограмме органов грудной клетки (изначально центрально-дольчатые помутнения в виде матового стекла или узелков с признаками захвата воздуха в средней и верхней части долей легкого, по мере прогрессирования заболевания и фиброзных изменений наблюдается картина сотового легкого).

C. Изменения, выявляемые при спирометрии (прирост форсированной жизненной емкости легких> 12%) и изучении газового состава крови.

D. Низкое соотношение CD4:CD8.

E. Биопсия легочной ткани (гистологическое исследование).

Применение данных критериев часто ограничено в клинической практике, так как заболевание поздно диагностируется, и корреляция между развивающимися симптомами и воздействием опасного агента обычно остается нераспознанной.

Представленный клинический случай демонстрирует трудности дифференциальной диагностики ГП у пациентки, имеющей, казалось бы, типичные клинические проявления.

Клинический случай

Пациентка Э., 1970 года рождения, поступила в отделение пульмонологии КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Красноярска с жалобами на одышку и чувство нехватки воздуха при минимальной нагрузке, сухой редкий кашель, выраженную слабость, потливость.

Из анамнеза: в течение года отмечала постепенное нарастание одышки. В мае 2021 г. в связи с появлением одышки обследована в поликлинике КГБУЗ «Краевая клиническая больница» у врача-аллерголога и врача-пульмонолога, исключены бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких, причина одышки не установлена. С учетом наличия жалоб на беспричинное чувство тревоги, беспокойство, субфебрильную температуру в течение последних трех месяцев, тахикардию обследована врачом-эндокринологом, со слов пациентки, установлен диагноз: узловой зоб, эутиреоз.

В июле 2021 г. в связи с усилением одышки самостоятельно обратилась в приемное отделение КГБУЗ «Краевая клиническая больница». По данным эхокардиографии (Эхо-КГ): аорта уплотнена. Недостаточность митрального клапана I степени. Полости сердца не увеличены. Межжелудочковая перегородка и задняя стенка левого желудочка (ЛЖ) не утолщены. Диастолическая функция ЛЖ нарушена по 1-му типу. Сократительная способность миокарда ЛЖ удовлетворительная. Участки гипокинезии не определяются. Расширен ствол легочной артерии (ЛА), правой (2,3 см) и левой (2,0 см) ветвей ЛА. Недостаточность клапана ЛА I—II степени. Недостаточность трикуспидального клапана (ТК) I—II степени. Минимальная легочная гипертензия. Систолическое давление в ЛА 35 мм рт.ст. Перикардиального выпота нет.

По данным мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) органов грудной клетки (ОГК) с ангиопульмонографией (АПГ): явные очаговые или инфильтративные изменения в легких не дифференцируются, МСКТ-признаки распространенных застойных явлений; выраженная лимфоаденопатия средостения. Заключение: МСКТ-признаков тромбоэмболии ЛА нет.

Пациентка консультирована врачом-кардиологом, установлен диагноз: Гипертоническая болезнь III стадии, риск 4. Расширение ствола ЛА, правой и левой ЛА. Недостаточность клапана ЛА I—II степени. Недостаточность ТК I—II степени. Сердечная недостаточность (СН) IIA (с сохраненной фракцией выброса 65%). Сахарный диабет (СД) 2-го типа, инсулинотерапия. Рекомендовано наблюдение кардиолога амбулаторно, Эхо-КГ в динамике через 6 месяцев, холтеровское мониторирование амбулаторно планово.

21.09.21 бригадой СМП доставлена в стационарное отделение скорой медицинской помощи КГБУЗ «Краевая клиническая больница» с жалобами на выраженную одышку, чувство нехватки воздуха при физической нагрузке, с диагнозом: Острый коронарный синдром без подъема сегмента ST.

В приемном отделении обследована врачом-кардиологом. По данным лабораторных исследований, маркеры повреждения сердечной мышцы (тропонин I, креатинфосфокиназа, креатинфосфокиназа МВ-фракция) в пределах нормальных значений, уровень D-димера не превышает нормы, C-реактивный белок — 4,6 мг/л, в клиническом анализе крови выявлен эритроцитоз, гемоглобин — 169 г/л. При проведении дуплексного исследования вен нижних конечностей признаки тромбоза не выявлены. По данным Эхо-КГ, нет динамики по сравнению с данными от июля 2021 г. При рентгенологическом исследовании органов грудной полости выявлен застой в малом круге кровообращения. С целью дообследования проведена МСКТ ОГК, отмечено, что явных очаговых или инфильтративных изменений в легких нет, выявлены МСКТ-признаки распространенных застойных явлений, симптом мозаичной плотности (рис. 1).

Рис. 1. Результаты мультиспиральной компьютерной томографии органов грудной клетки до начала терапии системными глюкокортикостероидами.

В связи с отсутствием явной кардиальной патологии, объясняющей застойные явления в легких, на консультацию приглашен врач-пульмонолог. На основании жалоб, анамнеза, данных клинико-лабораторного и инструментального обследования, наличия выраженной дыхательной недостаточности установлен предварительный диагноз: Интерстициальный легочный процесс, неуточненный. Дыхательная недостаточность II степени. Пациентка госпитализирована в пульмонологическое отделение для дальнейшего обследования и лечения.

Из анамнеза жизни: контакт с инфекционными больными отрицает. В эпидемиологические неблагоприятные очаги не выезжала. Бытовые условия удовлетворительные: проживает в панельном доме, отопление центральное, в квартире плесени нет. Домашние животные: кошка (много лет), два голубя (принесла раненых с улицы около двух лет назад). Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатит, туберкулез, сифилис отрицает. Наличие хронических заболеваний: СД 2-го типа, получает инсулинотерапию. Лекарственный анамнез не отягощен. Не курит и никогда не курила. Алкоголем не злоупотребляет. Не вакцинирована против пневмококковой инфекции, гриппа и коронавирусной инфекции. Оперативные вмешательства: холецистэктомия, внематочная беременность. Гинекологический анамнез: менопауза с 38 лет.

Объективно. Сознание ясное, состояние средней степени тяжести. Телосложение гиперстеническое; масса тела 74 кг; рост 168 см; индекс массы тела 26,2 кг/м2. Кожный покров обычной влажности, бледно-розового цвета, в естественных складках — локтевых сгибах, подмышечных впадинах, шее, области под грудью и на передней поверхности грудной клетки симметрично расположены розово-красные пятна, резко отграниченные от здоровой кожи, со слабо шелушащейся поверхностью, диаметром до 10—15 см, склонные к слиянию.

Слизистые оболочки чистые. Миндалины не увеличены. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Молочные железы без особенностей. Костно-мышечная система без видимой деформации. Носовое дыхание не затруднено. Грудная клетка правильной формы. Притупления перкуторного звука нет. Дыхание жесткое. По всем легочным полям выслушивается крепитация. Частота дыхания в покое на инсуффляции кислорода 18/мин. SaO2 97% на кислороде, SaO2 90—94% на воздухе. Тоны сердца приглушены. Шум отсутствует. Частота сердечных сокращений 78 уд/мин. Артериальное давление (АД) на правой руке 110/70; АД на левой руке 110/70 мм рт.ст. Язык чистый. Живот не вздут, участвует в акте дыхания, при пальпации мягкий, безболезненный во всех отделах; печень безболезненная. Стул не нарушен. Почки не пальпируются. Мочеиспускание не нарушено. Симптом XII ребра отрицательный с обеих сторон. Пастозность голеней.

С учетом наличия на МСКТ картины мозаичной плотности, которая сохраняется в течение нескольких месяцев, очерчен следующий диагностический поиск:

1. Сосудистые заболевания с вовлечением малого круга кровообращения.

2. Обструктивные заболевания/болезни малых дыхательных путей.

3. Интерстициальные заболевания легких.

В виду того, что по данным Эхо-КГ у пациентки выявлено расширение ствола ЛА, правой (2,3 см) и левой (2,0 см) ветвей ЛА, имелась недостаточность клапана ЛА I—II степени, выполнено МСКТ ОГК с АПГ с целью выявления дефектов наполнения легочной артерии и ее ветвей. Заключение: в артериальной фазе дефекты наполнения в ЛА и ее ветвях не выявлены. КТ-признаков тромбоэмболии ЛА нет. Заключение врача-кардиолога: Гипертоническая болезнь II стадии, контролируемая АГ, риск 4 (очень высокий). Целевой уровень АД <130/80 мм рт.ст. Осложнения: Сердечная недостаточность с сохранной фракцией выброса левого желудочка (65%) I степени по Василенко—Стражеско, II ФК по Нью-Йоркской ассоциации сердца (NYHA) (невозможно оценить в данный момент). Назначена терапия: Лозартан 50 мг по 1 табл. 1 раз в день утром, Верапамил 80 мг по 1/2 табл. 2 раза в день, Индапамид 1,5 мг 1 раз в день утром.

Таким образом, патология сердечно-сосудистой системы не является причиной текущей госпитализации пациентки.

Для уточнения патологии респираторной системы проведено исследование функции внешнего дыхания. Показатели спирометрии: объем форсированного выдоха 1 (ОФВ1) (FEV1): 66%. Форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) (FVC): 74%. Индекс Генслера (FEV1/FVC): 75,7%. Проба с бронходилататором (Сальбутамол 400 мкг): ОФВ1 (FEV1) — 77%. ФЖЕЛ (FVC) — 84%. Индекс Генслера (FEV1/FVC) — 78,3%. Заключение. Невозможно достоверно оценить показатели проходимости дыхательных путей до пробы в связи с легким снижением уровня ФЖЕЛ при нормальных значениях индекса Генслера. Бронходилатационная проба положительная, прирост ОФВ1 на 18%. После пробы легкие нарушения проходимости дыхательных путей, ФЖЕЛ в норме. При исследовании диффузионной способности легких по монооксиду углерода выявлено снижение показателя до 44,8%.

С учетом того, что у пациентки при осмотре выявлен дерматомикоз кожных складок, в анамнезе были оперативные вмешательства (холецистэктомия, внематочная беременность), из диагностического круга нельзя было исключить пневмоцистную пневмонию. При исследовании крови на антитела к ВИЧ и антиген p24 получен отрицательный результат. Проведено иммунологическое исследование, изменений в иммунограмме нет.

Параллельно проведен онкопоиск. По данным ультразвукового исследования (УЗИ) органов брюшной полости и почек, выявлены гепатомегалия, умеренные диффузные изменения в печени, диффузные изменения в поджелудочной железе. При фиброгастродуаденоскопии выявлен умеренно выраженный бульбит, диффузный умеренно выраженный поверхностный гастрит с признаками атрофии слизистой оболочки с наличием единичных эрозий в антральном отделе. Helicobacter pylori-уреазный тест + (проведена эрадикационная терапия). По результатам УЗИ матки и придатков, дополнительные образования в полости малого таза не выявлены. По данным трахеобронхоскопии: атрофический эндобронхит. При осмотрах врачом-гинекологом, врачом- проктологом патология не выявлена.

В результате УЗИ щитовидной железы (ЩЖ) выявлены очаговые образования ЩЖ. TI-RADS (Thyroid Imaging Reporting and Data System) 3-4. Эхоструктурные изменения ЩЖ. Консультирована врачом-эндокринологом: в анамнезе (со слов пациентки) узлообразование и нарушение функции ЩЖ. Тиреотропный гормон 0,08 <мМЕ/л (0,35—4,94) — подавлен. Свободный тироксин 14,71 ммоль/л (9,01—19,05). Диагноз: Узловой зоб ЩЖ. Не исключается токсическая аденома. В плановом порядке рекомендовано сканирование ЩЖ.

Проведен консилиум с участием врачей-пульмонологов, врача-рентгенолога, врача-кардиолога, в результате сделано следующее заключение: с учетом клинической картины, данных анамнеза (возникновение и нарастание одышки с момента появления в квартире птиц), данных рентгенологического исследования, исключения другой патологии, установлен диагноз: Гиперчувствительный пневмонит, подострое течение. Сопутствующий диагноз: Сахарный диабет 2-го типа, инсулинозависимый. Целевой уровень HbA1c <7,5. Узловой зоб ЩЖ. Гипертоническая болезнь II стадии, контролируемая АГ, риск 4 (очень высокий). Целевой уровень АД <130/80 мм рт.ст. СН IIA с сохранной ФВ (63%) (II ФК по NYHA). Дерматомикоз кожных складок. Умеренно выраженный бульбит. Диффузный умеренно выраженный поверхностный гастрит с признаками атрофии слизистой оболочки с наличием единичных эрозий в антральном отделе. Helicobacter pylori+.

В отделении начата терапия системными глюкокортикостероидами (СГКС) — Преднизолон внутривенно капельно в суточной дозе 120 мг, в результате которой отмечено значительное клиническое улучшение в виде уменьшения выраженности одышки в покое и при физической нагрузке. Сатурация на воздухе повысилась до 96%, пациентка перестала нуждаться в инсуффляции увлажненным кислородом. Повысилась толерантность к физической нагрузке, на контрольной МСКТ ОГК положительная динамика в виде значительного уменьшения зон матового стекла. При исследовании диффузионной способности легких по монооксиду углерода в динамике выявлено повышение показателя до 56,8% (рис. 2).

Рис. 2. Результаты мультиспиральной компьютерной томографии органов грудной клетки спустя 14 дней после начала терапии системными глюкокортикостероидами.

Пациентка выписана под наблюдение врача-пульмонолога и врача-терапевта участкового. Рекомендовано: исключить нахождение домашних животных и птиц в квартире, убрать перьевые подушки, продолжить прием таблетированной формы СГКС в суточной дозе 30 мг по преднизолону в течение 3 месяцев, дозу преднизолона не снижать до следующей консультации врача-пульмонолога, повторный визит к врачу-пульмонологу с повторной МСКТ ОГК через 3 месяца.

Заключение

На фоне появления все большего количества провоцирующих агентов и длительного контакта, приводящих к сенсибилизации и гиперчувствительности организма, мы все чаще сталкиваемся с диагнозом гиперчувствительный пневмонит. Представленный клинический случай в очередной раз демонстрирует сложность дифференциальной диагностики данной патологии. Однообразие симптомов и отсутствие специфичных симптомокомплексов обусловливают трудности в диагностике. Необходимо помнить, что позднее установление диагноза чревато развитием необратимых поражений стороны легких и сердца, которые могут привести не только к ухудшению качества жизни, но и к снижению продолжительности жизни.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.