Орестова Е.В.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Мохов В.А.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Тон К.В.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Исследование изменений системы ценностей и способов совладания со стрессом в связи с динамикой алекситимического статуса у студентов I-III курсов

Авторы:

Орестова Е.В., Мохов В.А., Тон К.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(4): 43‑48

Просмотров: 821

Загрузок: 9


Как цитировать:

Орестова Е.В., Мохов В.А., Тон К.В. Исследование изменений системы ценностей и способов совладания со стрессом в связи с динамикой алекситимического статуса у студентов I-III курсов. Российская стоматология. 2011;4(4):43‑48.
Orestova EV, Mokhov VA, Ton KV. Changes in the system of values and coping strategies in connection with dynamics of the alexithymic status in the II and III-year students. Russian Journal of Stomatology. 2011;4(4):43‑48. (In Russ.)

Алекситимия (понятие, введенное в 1973 г. Сифнеосом) - невозможность выразить словами, описать свои эмоции, отделить чувства от телесных ощущений. Интерес к этому феномену обусловлен ростом нарушений эмоционального здоровья современного человека. С одной стороны, это связано с возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, экологические катаклизмы. С другой стороны, как отмечают отечественные и западные исследователи, значительная часть современных людей негативно относится к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль как в политической, так и в личной жизни человека. Эмоциональный мир личности в рамках современного общества зачастую находится вне его поля внимания. Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование приводит к утрате навыков психогигиены в эмоциональной жизни, ослаблению и потере эмоционального здоровья, что в свою очередь имеет серьезные неблагоприятные последствия для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом.

В общем понимании алекситимия представляет собой затрудненность осознавать и описывать свои эмоциональные переживания и определять их у других людей [1]. Изучение алекситимии как фактора, препятствующего осознанному контакту человека со своей эмоциональной сферой, создающего затруднения в коммуникативной сфере личности, являющегося предпосылкой в развитии целого спектра психосоматических заболеваний, становится важным и значимым в контексте исследования межличностных отношений, формирования малых групп и стратегий преодоления человеком стрессов. Межличностные отношения - взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию, сопровождающемуся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая подразумевает под собой спектр различных параметров. В отечественной психологии данной темой занимались многие авторы, но до сих пор не были установлены связи между формированием малой группы и наличием алекситимического статуса у условно здоровых людей.

В отечественной психологии традиционно подчеркивается роль развития эмоциональной сферы в формировании как психики, так и всей личности в целом [5]. Кроме того, эмоции являются ведущим регулятором деятельности, включенным также и в контроль деятельности. Изучение эмоционального здоровья в рамках теории алекситимии позволяет напрямую увидеть связь между проблемами в области эмоциональной рефлексии и саморегуляции, во-первых, с развитием личности и, во-вторых, с нахождением своего места в малой группе, стратегиями преодоления стресса и удовлетворенностью ситуацией.

Таким образом, мы предполагаем, что чем выше уровень алекситимии, тем более негативно это отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых трех курсах у студентов вузов.

На основании результатов подобного изучения можно будет создать психокоррекционную программу по компенсации алекситимического статуса путем повышения эмоциональной грамотности и обучению навыкам эффективного совладания со стрессом, разрешению внутренних конфликтов, расширению способности к рефлексии, определив основные «мишени» психологического вмешательства. Данная программа будет преследовать цели улучшения способности к регуляции и осознавания своего поведения в группе, что является немаловажным фактором в различных сферах жизни человека.

Указанные обстоятельства определяют актуальность и значимость исследования.

Основные положения исследования

В лонгитюдном исследовании (результаты которого будут частично представлены в этой статье) приняли участие 45 студентов одной учебной группы. Обследование проводилось с осени 2007 г. по весну 2010 г. После подписания испытуемыми информированного согласия, одобренного этическим комитетом МГМСУ, приблизительно в одно и то же время года проводилось разовое обследование всей группы испытуемых с повторностью 3 раза в год. В представленных данных не фигурируют выбывшие (в силу отчисления) за период проведения исследования испытуемые (изначально испытуемых было 50 человек).

Цель исследования - изучение особенностей динамики уровня алекситимии, используемых копинг-стратегий, наличия внутриличностных конфликтов в процессе обучения студентов вузов на первых трех курсах.

Объектом исследования в первую очередь является уровень алекситимии у студентов первых трех курсов вузов. Предмет исследования - особенности связей уровня алекситимии с другими характеристиками личности и ее социальной адаптации и их динамика.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: чем выше уровень алекситимии, тем более негативно это отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых трех курсах у студентов вузов.

Исследование проводилось анонимно от экспериментатора. Испытуемым был выдан список в начале исследования с фамилиями членов группы, каждый из них вписал напротив своей фамилии придуманный им псевдоним, который и использовался в качестве подписи опросных листов и для социометрического исследования. Список соответствия фамилий и псевдонимов на протяжении всего лонгитюдного исследования хранился у старосты группы и был не доступен экспериментатору.

Характеристика используемых методик

Для обследования были использованы четыре опросниковых метода.

1. Торонтская алекситимическая шкала (TAS) [2] создана G. Taylor и соавт. с применением концептуально-ориентированного, факторного подхода. По 26 утверждениям, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя шкалу Ликерта (от «совершенно несогласен» до «совершенно согласен»), испытуемые заполняют опросный лист. При этом часть пунктов имеет положительный код, а другая часть - отрицательный, чтобы избежать однонаправленного согласия в ответах. Опросник опробован авторами на 542 студентах.

2. Опросник SACS - «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл) [3] направлен на диагностику преобладающих стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления. Однако большинство из них построено вокруг двух стратегий психологического преодоления: 1) проблемно-ориентированный копинг (усилия направляются на решение возникшей проблемы); 2) эмоционально-ориентированный копинг (изменение собственных установок в отношении ситуации).

В качестве альтернативного подхода С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и опросник SACS, построенный на ее основе. В отличие от предыдущих моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения.

Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Введение просоциальной и асоциальной осей основывается на том, что: а) многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют межличностный компонент; б) даже индивидуальные усилия по преодолению имеют потенциальные социальные последствия; в) действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми. К тому же обращение к индивидуальному и социальному контексту преодоления дает возможность более сбалансированного сравнения между мужчинами и женщинами.

Опросник содержит 54 утверждения, касающиеся поведения в напряженных ситуациях. Испытуемый должен оценить, как он обычно поступает в данных случаях, используя шкалу Ликерта (от «совершенно несогласен» до «совершенно согласен»).

Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

«Здоровое» преодоление (копинг) является активным и просоциальным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека.

3. В исследовании использовалась первая часть ценностно-ориентированной системы методик «Диагностика внутриличностных конфликтов» Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» [4].

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «ценность» (Ц) и «доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц–Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше, Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д>Ц, будет, напротив, означать состояние «внутреннего вакуума», внутренней опустошенности, снижения побуждений.

Процедура исследования заключается в следующем. Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз - по «ценности» (первая матрица) и второй раз по «доступности» (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «ценности» (Ц) и сколько раз по «доступности» (Д). Результаты подсчета заносятся в таблицу.

Анализ полученных результатов

Из представленных в табл. 1

данных видно, что есть возрастающая тенденция по уровню алекситимии с I на III курс у студентов вузов. Скорее всего это можно связать с получением большого количества аналитических знаний во время обучения на начальных курсах и образованием новых внешних авторитетов, что некоторым образом осложняет доверие собственным ощущениям и своей эмоциональной сфере.

По данным табл. 2

также видна динамика снижения выраженности такой адаптивной стратегии преодоления стресса, как активная (ассертивные действия), что также может быть следствием влияния внешних авторитетов и блокировкой таким образом опоры на собственное мнение и уже знакомые способы совладания со стрессовой ситуацией.

В то время как такая неадаптивная, как асоциальная, копинг-стратегия (агрессивные действия) имеет тенденцию возрастать. Возможно, в данном случае имеет место буферный компенсаторный механизм, играющий роль переходного к осознаванию более высокого уровня и усвоению новых способов обращения с социумом. А агрессивные действия, как известно, являются самым простым способом отреагирования избыточного напряжения.

Из табл. 3

видно, что при переходе со II на III курс значимо возрастает ценность материально-обеспеченной жизни. При приближении к «экватору» обучения студенты начинают более глубокое изучение специализированных предметов, что, безусловно, ставит повторный вопрос выбора (но уже более специфического) особенностей дальнейшей деятельности. Это влечет за собой размышления на тему своей эффективности в работе, что, в частности, выражается в материальной форме. Кроме того, приобретая все большее ощущение собственной значимости в профессии, студент III курса хочет найти этому материальное подтверждение.

Любопытно, что доступность по этой шкале в среднем падает от I к III курсу (табл. 4),

что подтверждается значимостью по разнице (табл. 5).
Из чего можно сделать вывод, что конфликт ценности и доступности материально-обеспеченной жизни приобретает значимость к середине обучения.

Из табл. 4 и 5 видно, что студенты скорее переоценивают относительную доступность таких сфер жизни, как здоровье, красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, творчества. Что вполне объяснимо вступлением в полноценное использование данных природой ресурсов тела и фантазии, присущих этому возрасту.

Любопытна динамика такого параметра, как уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений). Ее доступность падает от I ко II курсу и возрастает от II к III курсу. По данным табл. 5 понятно, что на II курсе возникает резкий дефицит этой уверенности (субъективно падает доступность), возможно, это как-то связано с теми же причинами, что и возрастание уровня алекситимии.

Доступность счастливой семейной жизни резко падает к III курсу, что, возможно, также связано со спецификацией и более глубоким погружением в профессиональную деятельность.

Рассмотрение корреляционных связей между уровнем алекситимии и копинг-стратегиями подтверждает утверждение о том, что повышение алекситимического статуса соответствует снижению способности использовать наиболее адаптивную стратегию преодоления стресса - активную (ассертивные действия) (табл. 6).

Кроме того, выраженность этих двух параметров противоположно возрастает от I к III курсу обучения.

Нелишне заметить, что на III курсе также значимой оказывается отрицательная корреляция уровня алекситимии с выраженностью использования такой вторичной адаптивной стратегии преодоления стресса, как просоциальная (действия - поиск социальной поддержки), что подтверждает теорию о разрушении устойчивости личностной структуры вследствие раскачивания привычных принципов и знакомых способов мышления и осознавания.

Также существует положительная связь уровня алекситимии с таким неадаптивным копингом, как непрямая стратегия преодоления стресса (избегание). Эта связь особо выражена на I и III курсах. Это заметно и в процессе обучения. Зачастую студентам на I курсе легче не прийти на сдачу зачета, нежели оказаться в непривычной ситуации. Ко II курсу в силу большего знакомства со способами взаимодействия в вузе студенту легче адаптироваться в таких тревожных ситуациях, как зачеты и экзамены. К III курсу снова возникает стремление к избеганию в силу усложнения программы и изменения требований с теоретических на практические и аналитические.

Из табл. 7 и 8

видно подтверждение вышеуказанного предположения об отрицательной связи между уровнем алекситимии и такой сферой жизни, как уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений). Как ощущение ценности, так и ощущение доступности уверенности в себе обратным образом связано со способностью опознавать и вербализовать свои эмоциональные переживания. Это особо явно видно на примере доступности этого переживания на срезе II курса.

Ценность же наличия хороших и верных друзей повышается в случае высоких уровней алекситимии на I курсе. Возможно, это опять же носит компенсаторный характер.

В целом можно сказать, что по результатам проведенного исследования выявлено повышение среднего показателя по уровню алекситимии с I к II курсу у студентов вузов, снижение выраженности использования адаптивных стратегий преодоления стресса и их взаимосвязь, что может объясняться сменой способов переработки поступающей извне информации вследствие большого количества теоретических и аналитических знаний. Кроме того, меняются ценности личности в период обучения на первых 3 курсах вуза, что выражается в целом в смене ценности сферы отношений на профессиональные и материальные сферы. Также ярко выражена оценка доступности физических и творческих сфер личности. Важным результатом исследования стал факт некоторого разрушения уверенности в себе (свободы от внутренних противоречий и сомнений), что также может быть признаком пересмотра системы ценностей.

Таким образом, предположение о том, что повышение уровня алекситимии негативно отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых 3 курсах у студентов вузов подтвердилось.

Стало очевидным, что студенты переживают определенный кризис смены взглядов и ценностей, что вполне вероятно связано с получением большого объема теоретических и аналитических знаний, заменой старых способов взаимодействия с окружением на новые. А значит, существует актуальность создания вспомогательных мероприятий для студентов начальных курсов для поддержания их самоощущения и профессионального становления. Дальнейшая разработка данного исследования позволит более четко определить мишени воздействия и разработать программу методического вмешательства.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.