Бронхиальная астма является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста. В общей популяции она встречается более чем у 5% населения, значительно варьируя в различных географических регионах мира от 1 до 30%. Согласно эпидемиологическим исследованиям в Российской Федерации за последние 20 лет распространенность бронхиальной астмы заметно выросла, особенно среди детей, и достигает 10% [1].
Нарушение системы местного иммунитета полости рта у больных бронхиальной астмой играет роль в поддержании хронического воспаления, создает неблагоприятные условия для формирования твердых тканей зубов и тканей пародонта [2].
До настоящего времени влияние бронхиальной астмы на здоровье полости рта у детей изучено недостаточно. Возможно, механизм возникновения кариеса и других заболеваний полости рта тесно связан с основой фармакотерапии бронхиальной астмы — базисной терапией, под которой понимают регулярное длительное применение препаратов, купирующих аллергическое воспаление в слизистой оболочке дыхательных путей.
К препаратам базисной терапии относятся топические глюкокортикостероиды (беклометазон, будесонид, флутиказон), антагонисты лейкотриеновых рецепторов (монтелукаст), селективные β
К вероятным последствиям базисной терапии бронхиальной астмы относятся: увеличение интенсивности и распространенности кариеса твердых тканей зубов, возникновение эрозий, ксеростомия, гингивит, пародонтит, кандидоз слизистой оболочки полости рта, изменение вкуса [3].
К возможным причинам возникновения кариеса твердых тканей зубов можно отнести:
— уменьшение скорости слюноотделения, вызванное β
— увеличение количества лактобацилл и Streptococcus Mutans;
— снижение pH слюны и зубной бляшки за счет использования ингаляторов;
— содержание легко ферментируемых углеводов в медикаментозных средствах;
— увеличение частоты потребления кариесогенных напитков.
Возможными причинами возникновения заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта являются:
— снижение защитных свойств слюны, вызванное снижением слюноотделения и уменьшением концентрации sIgA;
— сухость полости рта, вызванное дыханием через рот;
— изменение иммунного ответа и увеличение концентрации IgE в десневой жидкости;
— минерализация зубных отложений, вызванная повышением уровня кальция и фосфора в слюне;
— снижение минеральной плотности костной ткани, связанной с использованием ингаляционных кортикостероидов.
В связи с этим оценка состояния полости рта у детей с бронхиальной астмой является своевременной и актуальной.
Цель исследования — оценка особенностей состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта у больных бронхиальной астмой.
Материал и методы. В исследование включены 78 детей. В основную группу вошли 64 пациента с бронхиальной астмой от 4 до 16 лет (42 мальчика и 22 девочки). Легкая степень тяжести бронхиальной астмы диагностирована у 10 пациентов, средняя — у 44, тяжелая — у 10. 14 детей от 6 до 15 лет (9 мальчиков и 5 девочек) входили в группу контроля.
Всем пациентам был проведен осмотр полости рта, оценены индексы интенсивности кариозного процесса (кп), КПУ + кп, КПУ, индекс гигиены полости рта Грина—Вермиллиона, индекс эффективности гигиены полости рта PHP.
Интенсивность кариозного процесса в постоянном прикусе оценивали с помощью индекса КПУ (сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов у одного пациента). Индекс КПУ + кп использовали в сменном прикусе (сумма постоянных и временных зубов, пораженных кариесом, пломбированных или удаленных). Интенсивность кариеса в период временного прикуса оценивали при помощи индекса кп (сумма кариозных и пломбированных молочных зубов).
Оценка значений индексов проводилась по следующей шкале: 6—10 баллов — высокая интенсивность кариеса, 3—5 баллов — умеренная, 1—2 балла — низкая [4].
Результаты. При осмотре полости рта индекс гигиены по Грину—Вермиллиону, а также индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) в основной группе был удовлетворительным, в группе контроля — хорошим. Вероятно, дети, находящиеся в стационаре и оставшиеся без присмотра родителей, пренебрегали правилами личной гигиены полости рта, что обусловило повышенное количество зубных отложений и необходимость профессиональной гигиены.
При изучении состояния слизистой оболочки полости рта у детей, страдающих бронхиальной астмой, у 49% пациентов выявлены изменения со стороны красной каймы губ в виде сухой формы эксфолиативного (31,5%) и ангулярного (17%) хейлита; хронические трещины губ и углов рта (10,9%). Отмечалось повышенное шелушение кожи в углах рта у 15,3% детей. В контрольной группе только у 14,3% детей наблюдались признаки эксфолиативного хейлита.
В 41,2% основной группы и в 42,9% группы контроля наблюдалась патология прикуса, которая выражалась в виде скученности зубов во фронтальном отделе, глубокой резцовой окклюзии, прямого прикуса.
Заболевания пародонта в группе детей, страдающих бронхиальной астмой, встречались в 22% случаев, что достоверно выше, чем в группе контроля.
Развитие изменений и заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ и языка во многом обусловлены преобладанием ротового дыхания и наличием одышки у детей с бронхиальной астмой, особенно в период приступа.
Интенсивность кариозного процесса у детей с бронхиальной астмой была выше, в сравнении с контрольной группой, и составила 3,79±3,62 во временном прикусе, 4,14±4,26 — в сменном, 2,46±2,43 — в постоянном прикусе.
Решая поставленные задачи, мы изучили возможное влияние тяжести бронхиальной астмы на интенсивность кариозного процесса. Для этого мы разделили пациентов основной группы на группы в зависимости от интенсивности кариозного процесса по показателям индекса КПУ + кп.
В ходе исследования установлено, что интенсивность кариозного процесса в сменном прикусе (КПУ + кп) имела тенденцию к увеличению по мере нарастания степени тяжести бронхиальной астмы и составила у детей с легкой степенью тяжестью 2,83±3,13, со средней — 3,79±3,75, с тяжелой — 6,33±4,37.
Во временном и постоянном прикусе таких закономерностей установлено не было.
Можно предположить, что высокая интенсивность кариеса у пациентов с тяжелой степенью бронхиальной астмы, вероятно, ассоциирована с фармакологической группой, дозой лекарственного препарата, что согласуется с данными, полученными N. Shashikiran и M. Thomas [5, 6].
В ходе исследования нами не прослежено статистически достоверной связи между интенсивностью кариозного процесса и базисной терапией, включающей препараты, содержащие моногидрат лактозы (симбикорт — менее 1 мг/доза, форадил — до 25 мг в одной капсуле) для улучшения вкуса лекарственного средства.
Следует отметить, что на сегодняшний день данные относительно влияния дозы ингаляционных препаратов, длительности их применения, техники ингаляций на увеличение интенсивности и распространенности кариеса твердых тканей зубов у детей с бронхиальной астмой являются дискутабельными.
Вывод. Изменения со стороны красной каймы губ, слизистой оболочки полости рта, пародонта встречаются чаще у детей с бронхиальной астмой. Интенсивность кариозного процесса у больных бронхиальной астмой выше, чем в контрольной группе детей. У детей с бронхиальной астмой интенсивность кариозного процесса в сменном прикусе (КПУ + кп) имеет тенденцию к увеличению по мере нарастания тяжести бронхиальной астмы.