Подготовка врача-стоматолога в значительной степени связана с профессиональными знаниями, опытом, нравственными качествами медицинских работников, а также умением работать в команде с другим медицинским персоналом. От этих составляющих зависит, насколько будут реализованы все современные достижения стоматологии [1—3]. Именно поэтому подготовке кадров в настоящее время уделяется большое внимание, что отражено в стратегии Министерства здравоохранения РФ [4]. Сегодня от выпускников стоматологических факультетов требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды деятельности [5, 6]. Сложные ситуации при оказании стоматологической услуги связаны с повышенной ответственностью за здоровье пациентов, высокими требованиями, предъявляемыми к врачу, множеством вариантов решения поставленных задач, а соответственно и большим объемом информации, поступающей к медицинскому персоналу. Оказание стоматологической помощи редко заключается в выполнении отдельных простых манипуляций, не требующих привлечения комплексного подхода различными специалистами [7, 8]. Следствием этого является необходимость создания принципиально новых форм обучения, и особенно это касается подготовки врачей-стоматологов. В связи с кажущейся узкой специализацией стоматологов их симуляционное обучение сводится в основном к работе на стоматологических фантомах и обходит стороной такие важные компетентностные технологии, как совместная работа в команде с будущими врачами других специальностей и средним медицинским персоналом, обучающимся в медицинском образовательном учреждении.
Цель исследования — анализ возможностей оптимизации технологии профессиональной подготовки врачей-стоматологов на этапе додипломного образования по специальности «Стоматология» посредством добавления в программу обучения компетентностно-ориентированных занятий совместно со студентами других медицинских специальностей.
Материал и методы. Объектом исследования в данном случае явились студенты стоматологических факультетов ВолгГМУ и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, получающие высшее профессиональное образование. При осуществлении подготовки кадров по специальности «стоматология», при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с другими кафедрами вуза максимально использовались возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, опираясь на академические свободы, заложенные в образовательном стандарте последнего поколения. В качестве основного механизма, который призван обеспечить обучающегося необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Если говорить о том, что профессия стоматолога не сводится только к препарированию зуба и изготовлению зубных протезов, то имеет смысл вводить в образовательный процесс многопрофильные центры и виртуальные клиники, создание которых в ряде ВУЗов уже началось. Так, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создан и работает уникальный многопрофильный симуляционный коучинг-центр, который служит для отработки врачебных практических навыков как самостоятельно, так и в группе с медицинским персоналом других специальностей. По сути, обычная многопрофильная больница или поликлиника сжимается до нескольких аудиторий. В рамках заданного сценария можно отработать, проконтролировать и довести до автоматизма действия целой цепочки специалистов. Большое количество манипуляций производятся на максимально реалистичных манекенах и настоящими инструментами. При необходимости в сценарий вводятся и настоящие пациенты-статисты с определенными показаниями и состоянием, которые по ходу сценария можно изменять для усложнения задачи и отработки правильных решений студента. Подобная же виртуальная стоматологическая поликлиника создана и на базе Волгоградского медицинского университета. Здесь межкафедральный симуляционный центр оснащен не только 3D-визуализацией клинических задач, но и фантомами для оказания неотложной помощи в стоматологическом кабинете, а будущие врачи ортопеды работают в паре со студентами медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая».
Результаты. Симуляционное обучение, которое в настоящее время активно внедряется в систему медицинского образования данных ВУЗов, — это учебный процесс, при котором обучаемый осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную. На протяжении всего обучения студентами-стоматологами ведется отработка и закрепление мануальных навыков по разделам «Кариесология», «Эндодонтия», «Пародонтология», «Неотложная помощь на стоматологическом приеме», обучение методикам проведения клинических этапов изготовления несъемных и съемных зубных протезов, знакомство с новейшими технологиями в стоматологии, в том числе имплантацией с последующим протезированием. Учитывая особенности клинических ситуаций, неверное принятое совместное с другими специалистами решение может стоить качества выполнения работы, а в реальной жизни — и здоровья пациента. Зачастую причиной врачебных ошибок является неправильная организация работы и взаимоотношений персонала. В условиях симуляционного центра возможно моделирование ситуаций межличностного взаимодействия при оказании стоматологической помощи пациентам. Во время занятий атмосфера аудиторий должна быть максимально приближена к реальной. Современные симуляторы повторяют физиологические и большинство патологических состояний реального пациента, с помощью них моделирование условий стоматологического приема становится значительно проще. Симуляция позволяет ответить на вопросы: «Насколько качественно оказана медицинская помощь?», «Как улучшить оказание медицинской помощи?».
Для оценки качества подготовки студентов во все виды аттестаций по стоматологическим дисциплинам включены практические этапы, где для каждого студента организованы задания с учетом всех современных требований и четко регламентированные по времени. Созданы симуляционные кейсы, которые предоставлялись студентам для демонстрации различных сторон своей профессиональной подготовки, а также способов взаимодействия друг с другом. Оценка работы проводилась с помощью разработанных балльно-рейтинговых таблиц, основанных на комплексном подходе к оценке работы в команде, включая технические и нетехнические (человеческие) ресурсы. В то время, как студенческий прием пациентов стал строго регламентирован, активное использование фантомных центров и виртуальных клиник, причем именно центров, где студент работает не один, а в команде с другим медицинским персоналом, показало превосходные результаты. Особенно важно это направление для студентов, которые впервые начинают изучать клинические дисциплины на 2—3 курсах стоматологических факультетов.
Результатом анализа компетентностно-ориентированного подхода в обучении стала оценка, которая позволяет выявить причины эффективной и неэффективной деятельности врачей путем последовательного разбора каждого действия или бездействия как команды в целом, так и отдельного ее участника, и формирования плана дальнейшего обучения. Наиболее трудными для усвоения навыками работы в команде являются навык лидерства, непрерывного контроля за ситуацией, готовности прийти на помощь остальным членам команды, эффективной адаптации к новым сложившимся условиям и навык командного подхода к достижению целей.
Все это подчеркнуло необходимость систематической совместной работы студентов различных специальностей, включая будущий средний медицинский персонал. Работа в команде позволяет значительно повысить производительность труда и его качество. Совместное принятие решений, моделирование ситуаций и дальнейшее внедрение результатов, принятых командой, приводит к профилактике возможных рисков. Длительная совместная работа позволяет членам команды узнать «сильные и слабые» стороны каждого, отработать до автоматизма последовательность действий, понимать друг друга «без слов», причем обучение должно быть построено таким образом, чтобы успех стоматологической помощи не зависел от постоянства команды, что позволяет адаптироваться к реальности трудовой деятельности.
Вывод. Преобразования в профессиональном образовательном пространстве делают необходимым при подготовке стоматологов внедрение обучающих моделей, основанных на личностно-ориентированных, проблемно-деятельностных, модульных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях. Наиболее оптимальной формой для обучения практическим навыкам являются занятия в междисциплинарных симуляционных центрах при стоматологических факультетах вузов. Для качественного симуляционного обучения необходимы не только фантомы, но и совместные занятия со студентами других специальностей для одновременной выработки навыков работы в команде. Эффективная работа в команде позволяет сократить число врачебных ошибок, улучшить качество оказания стоматологической помощи, а также повысить удовлетворенность пациентов стоматологической помощью и удовлетворенность медицинского персонала качеством выполняемой лечебной работы. Именно в условиях специально оборудованного центра или виртуальной клиники содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение, работу в команде, выработку норм профессионального поведения, общения с пациентами. Однако такое обучение ни в коей мере не должно заменять ни один из этапов обучения в российских вузах, а только дополнять реальную практику, способствуя повышению качества освоения практических компетенций.