Алямовский В.В.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Дуж А.Н.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Соколова О.Р.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Оценка уровня эмпатии врачей-интернов специальности «Стоматология»

Авторы:

Алямовский В.В., Дуж А.Н., Соколова О.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(1): 71‑71

Просмотров: 2673

Загрузок: 45

Как цитировать:

Алямовский В.В., Дуж А.Н., Соколова О.Р. Оценка уровня эмпатии врачей-интернов специальности «Стоматология». Российская стоматология. 2016;9(1):71‑71.
Aljamovskij VV, Duzh AN, Sokolova OR. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(1):71‑71. (In Russ.)

Термин «эмпатия» пришел в научную психологию из философии и получил распространение в первом десятилетии прошлого века. Словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» «вчувствоваться в…», которым в своей концепции эстетического воспитания Т. Липпс описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже и человека. Слово «эмпатейя» существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу, и переживание человеком своего единства с природой [1]. Одно из первых научных определений термина «эмпатия» было сделано З. Фрейдом, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [2]. В медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием»: понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление о проблеме пациента, о состоянии здоровья пациента. Развитая способность к эмпатии понимается как устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на коммуникативную сферу в системе «врач—больной» [3, 4].

В доступной литературе вопросам эмпатии врачей-стоматологов посвящены единичные работы [5—7]. Данные литературы свидетельствуют о низком уровне эмпатии как у студентов-стоматологов, которым рекомендуются игры и упражнения, стимулирующие развитие механизма эмпатии, более длительный контакт с детьми в рамках обучающих программ [6], так и у врачей-стоматологов в возрасте старше 50 лет с гипертонической болезнью, у которых отмечено снижение эмпатии и сострадания к другим людям [7]. Несмотря на высокий уровень профессионализма российских врачей, ненормированная загруженность врачей и низкая оплата труда привели к снижению эффективности лечебного процесса, снижению эмпатии и стрессоустойчивости, профессиональному выгоранию у врачей [8].

Цель исследования — определение уровня эмпатии врачей интернов-стоматологов.

Материал и методы. В исследовании принимали участие 46 интернов, проходивших обучение в на базе клиники-кафедры стоматологии ИПО КрасГМУ по специальности «Стоматология общей практики». Возраст участников исследования — от 21 до 30 лет. Средний возраст в группе — 22,80±0,21 года. Из них мужчины — 18 (39,1%), женщин — 28 (60,9%). Для определения уровня эмпатии была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», представляющая собой тест-опросник из 36 суждений, на которые респонденту предлагается ответить положительно (согласиться) или отрицательно (не согласиться). Методика позволяет кроме суммарного, выявить и отдельные показатели эмпатии: рациональный канал; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии. Интерпретация результатов исследования эмпатии производилась в соответствии с трактовкой автора методики [9]. Для обработки полученных данных использовалась программа SPSS Statistics 19.0. В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика.

Результаты. У врачей-стоматологов-интернов в исследуемой группе среднее значение суммарного показателя уровня эмпатии составило 16,70±0,53 баллов, при минимальном значении — 7 и максимальном — 24, что в соответствии с нормами теста по методике В.В. Бойко трактуется как «заниженный» уровень эмпатии. Суммарный показатель теоретически может быть в пределах от 0 до 36 баллов. Очень низкий уровень эмпатии был установлен у 26,1% (менее 14 баллов) респондентов; заниженный — у 63,0% (15—21 баллов); средний — у 10,9% (22—29 баллов). Очень высокий уровень эмпатии (30 баллов и выше) не выявлен ни у одного респондента. Среднее значение уровня эмпатии в подгруппе мужчин ниже, чем в подгруппе женщин: 16,17±1,07 (минимальное значение — 7, максимальное — 23) и 17,04±0,52 (минимальное значение — 12, максимальное — 24) баллов соответственно. Известно, что эмпатия сильнее развита у женщин, чем у мужчин [3], это подтвердило и наше исследование. Помимо общей суммарной оценки уровня эмпатии мы анализировали показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости каждого канала в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного суммарного показателя уровня эмпатии. По данной методике в структуре эмпатии различают 6 шкал (тенденций): рациональный канал; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность; идентификация в эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Наибольшее значение среднего показателя по исследуемым шкалам было зафиксировано по проникающей способности — 3,59±0,21 балла. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Проникающая способность была более выражена в подгруппе женщин, показатель составил 3,89±0,24 балла, в подгруппе мужчин — 3,11±0,36 балла. Расслабление партнера по коммуникации содействует эмпатии, а атмосфера напряженности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Наименьший показатель среднего значения по исследуемым шкалам был зарегистрирован по интуитивному каналу эмпатии — 1,80±0,18 балла. Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности врача видеть поведение пациента и действовать в условиях нехватки объективной информации, опираясь на имеющийся предыдущий опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о пациенте, которые менее зависят от стереотипов, чем осмысленное понимание собеседника. Близкие значения средних показателей продемонстрировали каналы: идентификация, рациональный и эмоциональный каналы шкалы эмпатии и установки, способствующие эмпатии. Значение среднего показателя по шкале Идентификация составила в группе 3,04±0,19 балла, в подгруппе мужчин и женщин 2,89±0,34 и 3,14±0,24, соответственно. Идентификация — это умение понять больного на основе сопереживаний, постановки себя на его место. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Рациональный канал эмпатии — среднее значение в группе 2,54±0,18 балла, более выражен в подгруппе мужчин — 2,89±0,33, чем женщин — 2,32±0,20. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. В рациональном компоненте эмпатии нет логики или мотивационного интереса к другому, это спонтанный интерес. Среднее значение эмоционального канала эмпатии в группе составило — 2,87±0,21 балла. Эмоциональный канал эмпатии, напротив, был более выражен у женщин: среднее значение в подгруппах мужчины—женщины 2,39±0,26 и 3,18±0,24 балла соответственно. Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность врача входить в одну эмоциональную «волну» с пациентом — сопереживать, соучаствовать. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Значение среднего показателя по шкале установки, способствующие эмпатии — 2,85±0,20 балла. Установки, способствующие эмпатии более выражены у анкетируемых мужчин — 3,11±0,32 балла. У женщин этот показатель составил 2,8±0,25 балла. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии соответственно, облегчают или затрудняют работу всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, если нет препятствий со стороны установок личности, различные каналы эмпатии действуют активнее.

Вывод. Врачи-интерны-стоматологи продемонстрировали в нашем исследовании «заниженный» уровень эмпатии — 16,70±0,53 балла. Эмпатия основана на умении правильно представлять врачу, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. С этой точки зрения заниженный уровень эмпатии можно рассматривать, как негативный момент в практической деятельности врача-стоматолога, например, в период сбора анамнеза, постановки диагноза. Однако деятельность врача-стоматолога характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и коммуникативной сложностью, необходимостью быстро реагировать на изменения состояния здоровья пациента, что предполагает быстрое принятие ответственных решений. В этих условиях высокий уровень эмпатии может затруднять или делать невозможным решение других задач врачебной деятельности, например, оказание лечебной помощи в ситуациях, связанных с неотложными состояниями. Анализ различных шкал эмпатии выявил, что наиболее выражена эмпатия по показателю проникающая способность в подгруппе женщин. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о присутствии у женщин важного коммуникативного свойства, которое позволяет в общении с пациентом создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Наименее развит у врачей-стоматологов-интернов интуитивный канал эмпатии. Интуитивное эмпатическое постижение пациента сводится к подсознательной обработке информации о нем на основе сопоставлений с прошлым опытом. По нашему мнению, низкий уровень интуитивного канала эмпатии связан с отсутствием или небольшим практическим опытом работы в профессии. Бесспорно, врач обязан проявлять эмпатию к пришедшему за медицинской помощью пациенту, без этого он не сможет понять всю глубину проблемы, а следовательно, оказать адекватную помощь. В учебном процессе необходимо уделять внимание формированию и развитию эмпатии у будущих врачей до достаточной степени, но не абсолютизировать роль эмпатии в структуре профессиональных качеств врача.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.