Повышение качества лечения зубов с осложнениями кариеса является одной из сложных и многоступенчатых проблем, которое служит профилактикой одонтогенных воспалительно-дистрофических заболеваний челюстно-лицевой области и в конечном итоге влияет на качество жизни человека [1—4]. Решению этой проблемы посвящены в последнее десятилетие многочисленные исследования, которые показывают недостаточную эффективность применяемых методов, несмотря на непрерывное совершенствование инструментария, техники и методики эндодонтического вмешательства [5, 6]. Электротерапевтические методы воздействия в комплексе эндодонтического лечения позволяют повысить качество этих манипуляций, что оказывает положительное влияние на конечный результат [7].
Цель исследования — повышение эффективности лечения хронического апикального периодонтита с использованием методов трансканального воздействия постоянным электрическим током.
Материал и методы. Были обследованы 105 пациентов с различными формами апикального периодонтита в возрасте от 18 до 63 лет, которые были разделены на две группы по виду комплексного лечения, где использовались: 1) депофорез — 46 человек (группа сравнения); 2) апекс-форез — 59 пациентов (основная группа). В каждой группе выделяли три подгруппы, в зависимости от поставленного диагноза: 1) апикальная гранулема — 14 и 21 больных соответственно; 2) периапикальный абсцесс со свищом — 15 и 19 пациентов; 3) периапикальный абсцесс без свища — 17 и 19 пациентов соответственно.
Результаты. Во 2-й группе больных (59 человек) с хроническим апикальным периодонтитом в комплексное лечение включали электротерапевтическое воздействие, предложенное О.И. Ефановым и соавт. (2005), — апекс-форез, обследование проводили до лечения, через 6 и 12 мес после окончания лечения для выявления сравнительной эффективности методики.
В 1-й подгруппе больных при апикальной гранулеме основную роль в диагностике заболевания играло рентгеновское исследование, при котором выявлялся очаг деструкции кости у верхушки зуба с четкими краями диаметром до 5 мм, окруженной зоной перифокального остеосклероза. Площадь очага по номограмме составляла в среднем 9,6 мм2.
После окончания лечения больные отмечали улучшение общего состояния и не предъявляли жалоб (95%). На контрольной рентгенограмме хорошее качество пломбирования корневых каналов отмечено у 63%, удовлетворительное — у 37% больных. Все леченые зубы, по мнению больных, полноценно выполняли свою основную функцию — жевание.
Через 6 мес после лечения больные не предъявляли жалоб (98,7%), патологических изменений в области леченых зубов не выявлялось, регионарные лимфатические узлы были безболезненны, но увеличены у 15% больных. На рентгенограмме выявлялась облитерация очага деструкции кости у верхушки зуба у 39% больных, уменьшение очага на 37% до средней площади 6,1 мм2 (р<0,05) у 61%. На иммунограмме отмечалось увеличение цифровых показателей эпителиальных клеток, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоза в пределах 18—39% и уменьшение нейтрофилов, лимфоцитов, Е-РОЭ, Е-РОН на 7—33% по сравнению с таковыми до лечения.
Через 12 мес жалобы и клинические изменения в области леченых зубов отсутствовали, но у 11% больных пальпировались безболезненные регионарные лимфатические узлы. На рентгенограмме облитерация очага деструкции кости у верхушки зуба выявлена у 87%, уменьшение размеров очага на 67% в среднем до 3,2 мм2 — у 13% больных (р<0,05). На иммунограмме отмечено увеличение цифровых показателей эпителиальных клеток, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоз в пределах 24—60% и снижение нейтрофилов, лимфоцитов, Е-РОЭ, Е-РОН на 9—26% по сравнению с таковыми до лечения.
Таким образом, полученные клинико-рентгенологические данные показывают, что если через 6 мес у больных с апикальной гранулемой отмечались выраженные положительные результаты, то на иммунограмме выявлялась лишь тенденция к нормализации функциональной активности защитных клеточных факторов, которая через 12 мес достигала сдвигов цифровых показателей до 60—80% от таковых в материале, взятом на симметричной здоровой стороне.
Во 2-й подгруппе больных при периапикальном абсцессе со свищом при типичной клинической картине на рентгенограмме выявлялись очаги деструкции кости у верхушки зуба с неровными рваными контурами, с зоной остеопороза, полностью разрушенной замыкательной пластинкой, наличие полосы затемнения соответствовало свищевому выходу на десне, что является главным отличием от других форм хронического апикального периодонтита. Наличие остеопороза и отсутствие остеосклероза говорит об агрессивном течении воспалительного процесса. Площадь очага деструкции по номограмме составляла в среднем 11,7 мм2.
Через 6 мес после лечения больные жалоб не предъявляли (95%), патологических изменений в области леченных зубов не выявлялось, но у 23% пальпировались безболезненные регионарные лимфатические узлы. На рентгенограмме признаков свищевого хода не отмечалось, очаг деструкции кости у верхушки зуба облитерировался у 39% и уменьшился у 61% больных на 36% до размера 7,5 мм2, на фоне снижения явлений остеопороза. На иммунограмме отмечено увеличение цифровых показателей эпителиальных клеток, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоза в пределах 22—32% и уменьшение нейтрофилов, лимфоцитов, Е-РОЭ, Е-РОН на 60—18% по сравнению с таковыми до лечения.
Через 12 мес больные жалоб не предъявляли, клиническое обследование не выявило патологических изменений в области леченых зубов, кроме безболезненного увеличения регионарных лимфатических узлов. На рентгенограмме обнаружена облитерация очага деструкции у 68% и уменьшение размеров на 63% до средней площади 4,3 мм2 у 32% больных. Признаков перифокального остеопороза не обнаружено у 98%, а у 61% больных отмечено развитие перифокального остеосклероза. На иммунограмме выявлено увеличение цифровых показателей эпителиальных клеток, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоза на 26—57% и уменьшение нейтрофилов, лимфоцитов, Е-РОЭ, Е-РОН в пределах 45—22% по сравнению с таковыми до лечения.
Таким образом, показатели иммунограмм выявили значительные нарушения местного иммунитета, указывающие на высокую активность и агрессивное течение воспалительного процесса в периодонте и нарушения функциональной защитной способности местных клеточных факторов, которые после лечения через 6 мес выявили положительную тенденцию отклика воспалительного процесса на проведенное лечение, подтвержденное полученными клинико-рентгенологическими и иммунологическими данными. Через 12 мес положительные результаты выявлены у всех больных, происходило динамическое увеличение показателей местного клеточного иммунитета, свидетельствующее о его восстановлении, стабилизации функциональной активности клеток, подтверждающее прекращение воспалительного процесса в периапикальном очаге у верхушки корня зуба.
В 3-й подгруппе больных с периапикальным абсцессом без свища при типичной клинической картине рентгенологически выявлялись очаги деструкции кости у верхушки корня зуба с неровными рваными краями с зоной перифокального остеопороза и разрушением замыкающей пластинки. Площадь очага деструкции по номограмме в среднем составляла 10,5 мм2. Признаков остеосклероза не отмечалось, что говорит об агрессивности течения воспаления в периодонте. После окончания лечения было отмечено улучшение общего состояния больных, отсутствие или снижение жалоб (87%), на контрольной рентгенограмме выявлено хорошее 70% и удовлетворительное (30%) пломбирование корневых каналов леченых зубов.
Через 6 мес после лечения жалоб больные не предъявляли (96%), клиническое обследование не выявило патологических изменений в области леченых зубов, у 19% больных отмечалось безболезненное увеличение регионарных лимфатических узлов. На рентгенограмме отмечена облитерация очага деструкции кости у верхушки корня зуба (42%) и уменьшение на 32% в среднем до площади 7,2 мм2 (р>0,05) при явлениях остеопороза (58%). На иммунограмме увеличились цифровые показатели эпителиальных клеток, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоза на 59—30% и снизились нейтрофилы, лимфоциты, Е-РОЭ, Е-РОН в пределах 26—6% по сравнению с таковыми до лечения, что говорит об активации клеточных защитных механизмов иммунитета.
Через 12 мес жалоб больные не имели. Клиническое обследование не выявило патологических симптомов в области леченого зуба, регионарные лимфатические узлы были безболезненные, но увеличенные при пальпации у 14% больных. На рентгенограмме облитерация очага деструкции у верхушки корня зуба выявлялась у 73%, уменьшение размеров очага на 64% до средней площади 3,8 мм2 — у 27%, признаков перифокального остеопороза не отмечалось, но развился остеосклероз у 68% больных, что говорит о регрессировании течения воспалительного процесса.
На иммунограмме цифровые показатели возросли — эпителиальные клетки, Д-РОЭ, Д-РОН, Д-фагоцитоз в пределах 220—67%, и снизились — нейтрофилы, лимфоциты, Е-РОЭ, Е-РОН на 77—29% по сравнению с таковыми до лечения.
Вывод. Полученные результаты показали, что апекс-форез при лечении больных с периапикальным абсцессом без свища дал положительный результат во временной динамике 6 и 12 мес. Если клинико-рентгенологические и иммунологические показатели через 6 мес имели тенденцию к нормализации процессов в периодонте, что говорит о снижении активности воспалительного процесса, то через 12 мес эти показатели возросли на 52—86%, а фагоцитоз — 100%, т. е. до уровня таковых при здоровом периодонте, что говорит о прекращении воспалительного процесса в ткани.