Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воробьева Т.С.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Российская Федерация

Топольницкий О.З.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Состояние медико-социальной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба (обзор отечественной литературы)

Авторы:

Воробьева Т.С., Топольницкий О.З.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(2): 76‑76

Просмотров: 730

Загрузок: 14

Как цитировать:

Воробьева Т.С., Топольницкий О.З. Состояние медико-социальной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба (обзор отечественной литературы). Российская стоматология. 2016;9(2):76‑76.
Vorob'eva TS, Topol'nitskiĭ OZ. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(2):76‑76. (In Russ.)

Дети с врожденной челюстно-лицевой патологией проходят многоэтапный план реабилитационных мероприятий. С медицинской стороны, эти меры должны обеспечить максимально полное восстановление анатомической целостности структур и правильное функционирование органов челюстно-лицевой области (также очень важен этап ортодонтической коррекции зубных рядов). С педагогической стороны, необходимо обеспечить поддержку развития речевого аппарата ребенка за счет занятий с логопедом во время промежуточных периодов наблюдения между этапами хирургического лечения. И, наконец, психологическая поддержка детей с врожденной патологией, начатая еще в раннем возрасте, обеспечивает высокий уровень их социализации в будущем.

Цель исследования — анализ состояния реабилитационной системы психолого-педагогических мероприятий для детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Материал и методы. Проанализирована отечественная литература с результатами, полученными при использовании различных методов обследования и проводимого лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Результаты. По статистическим данным, полученным Ю.А. Коротковой в 2005 г., в контингенте инвалидов вследствие врожденной патологии у детей больше всего инвалидов вследствие аномалии системы кровообращения, костно-мышечной системы, мочевыделительной системы и расщелины губы и неба. Структура по полу отличается незначительно. Инвалиды данной категории все нуждаются в медицинской реабилитации, в том числе в стационарах общего профиля нуждаются 35,1% инвалидов, специализированного профиля — 60,1% инвалидов [1]. По мнению И.А. Чистоградовой, восстановительное лечение детей школьного возраста с челюстно-лицевой патологией носит в настоящее время нозоцентрический характер и направлено, прежде всего, на устранение анатомо-физиологического дефекта, включая косметический аспект, а также восстановление речи — то есть логопедическую коррекцию [2].

Классическая, а также предложенная В.А. Зеленским в 1993 г. программа хирургической реабилитации направлена на последовательное устранение анатомических нарушений у этой категории больных и является логическим продолжением первичной хейлопластики, в связи с чем окончательная оценка лечения подобных больных может быть проведена только после выполнения всех вышеуказанных этапов [3]. Сознательно не включаются в план реабилитационных мероприятий такие важнейшие хирургические этапы, как первичная хейлоринопластика и первичная пластика твердого и мягкого неба, так как эти манипуляции являются первично-необходимыми, направленными на восстановление анатомической целостности структур, а не реабилитационными. Что касается ортодонтической части этапной послеоперационной реабилитации, комплексная коррекция нарушений окклюзии зубных рядов у больных с врожденной расщелиной губы и неба должна включать в себя хирургические, ортодонтические и ортопедические вмешательства, направленные на восстановление артикуляционных взаимоотношений зубных рядов и эстетических параметров лица [4]. Сравнительная оценка результатов послеоперационной реабилитации детей с врожденной патологией лица в амбулаторных и санаторно-курортных условиях, выполненная Г.Р. Оганян в 2009 г., выявила достоверные преимущества санаторно-курортного этапа восстановительного лечения. По сравнительной оценке исследованных параметров, общая эффективность реабилитационных мероприятий на курорте составила 94,3% по сравнению с 65,4% в группе, находившейся на амбулаторном лечении по месту жительства. Курортные факторы при этом играют ведущую роль, оказывают выраженное корригирующее и активизирующее влияние на компенсаторно-восстановительные процессы и адаптацию органов к новым условиям, сложившимся после оперативных вмешательств [5]. В данной реабилитационной методике использовались санаторно-курортный двигательный и охранительный режим, диетическое питание, внутренний прием лечебно-столовой минеральной воды, климатотерапия, бальнеолечение, грязелечение, а также физиотерапевтические процедуры. Также по методике, предложенной М.Ю. Герасименко в 1996 г., с целью повышения адаптационных возможностей организма ребенка с врожденными расщелинами верхней губы и неба и лечения сопутствующих заболеваний следует включать до операции лекарственный электрофорез, ультрафиолетовое облучение и массаж. Электростимуляция мышц челюстно-лицевой области, проводимая до операции, позволяет повысить их функциональную активность, улучшить микроциркуляцию и реиннервацию послеоперационной области. При вторичных деформациях верхней губы и носа ультрафонофорез лидазы или йода уменьшает соединительнотканное перерождение круговой мышцы рта и повышает эффект хирургического лечения [6]. Если говорить о назначении физиотерапевтических процедур после хирургического этапа реконструкции твердого и мягкого неба, то наиболее адекватными сроками начала курса физиотерапии являются вторые сутки после уранопластики. Сочетание магнитотерапии и лазеротерапии превышает эффективность отдельного применения этих факторов. Основа логопедического восстановительного процесса у детей с врожденной расщелиной губы и неба состоит в подготовке органов артикуляции к работе над произношением звуков, в работе над дыханием и снятии носового оттенка речи, в устранения нарушений дефектных звуков, а также нормализации ритма и темпа речи. Специфика логопедических занятий заключается в уменьшении патологических проявлений, наблюдаемых при дизартрии. С этой целью успешно используются массаж, упражнения для мелкой, общей и артикуляционной моторики, помогающие регулировать тонус мышц, ощущать работу разных участков языка, губ; специальные приемы постановки звуков [7]. Как замечает Т.Ю. Дерунова, дети, у которых ринолалия сочетается с дизартрией, продвигаются в восстановлении медленнее, у них часто возникает «застревание» в работе над какой-нибудь группой звуков: трудности в постановке или автоматизации, обусловленные поражением моторных структур. При более длительных сроках работы удается получить хорошие результаты в формировании произношения звуков. В большинстве случаев полностью устраняется носовой оттенок речи, происходят постановка и автоматизация всех звуков.

И.А. Чистоградовой были выделены основные факторы, влияющие на самовосприятие и самооценку школьников с врожденной челюстно-лицевой патологией: дефекты внешности, речи, соматический и психоневрологический статусы [2]. Становление же эмоционально-ценностного компонента Я-концепции у школьников с челюстно-лицевой патологией подчиняется общим с нормально развивающимися детьми возрастным закономерностям и обусловлено особенностями их социального опыта, формирующегося в условиях сложной социальной ситуации развития. О.В. Залесская указывает, что для подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями, характерно переживание телесной рассогласованности, нескоординированности и неадекватности, слабость личностных границ, недостаточность энергетического тонуса [8]. В своей докторской диссертации Е.С. Набойченко в 2009 г. выделила два уровня формирующего пространства личности ребенка с врожденной расщелиной губы и неба (мезо- и микроуровни) и доказала, что они могут быть целенаправленно преобразованы в интересах развития личности с атипичными особенностями внешности благодаря деятельности психологической службы в рамках специализированных научно-практических центров. Эффективность разработанной и апробированной технологии психологического сопровождения развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности, включающей коррекцию супружеских, детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания и профориентационную работу с подростками и их родителями, подтверждена на основе использования субъективных и объективных критериев, включая статистические критерии [9]. В частности, психокоррекционная методика реабилитации у детей была направлена на развитие и формирование: 1) идентификацию и вербализацию ощущений, эмоционального состояния; 2) отношения к себе, самооценку; 3) формирование навыков эмоциональной стабильности у детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта; 4) знание о природе человеческой привлекательности и симпатии; 5) формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций; 6) формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку; 7) повышение самооценки ребенка.

Вывод. Существует некоторое количество предложенных методик реабилитации (хирургической, общеоздоровительной, логопедической и психокоррекционной), которые были внедрены в клинику, где практикует специалист, их разработавший, но не нашедшие широкого применения. Связано это может быть с тем, что, во-первых, в клиниках не всех городов есть возможность обеспечить санаторно-курортные условия реабилитации; во-вторых, в штате редких стационарных отделений челюстно-лицевой хирургии находится клинический психолог, работающий с детьми. Но большие клиники обычно имеют возможность применения физических факторов лечения (физиотерапия) на послеоперационных этапах, которые могли бы частично заменить, либо сымитировать факторы санаторно-курортных условий пребывания. Логопедическая работа также опирается на общепринятые рекомендации и ограничена только наличием специалиста, готового работать с ребенком, в государственном лечебном учреждении, либо в школе. Открытым остается вопрос применения психологических реабилитационных техник, универсальных для всех детей с врожденными расщелинами губы и неба, улучшающих самовосприятие пациента, повышающих качество жизни, следовательно, и социализацию.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.