Копецкий И.С.

Кафедра терапевтической стоматологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

Никольская И.А.

Кафедра терапевтической стоматологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

Агаев Р.Р.

Медсанчасть №1 АМО ЗИЛ, Москва, Россия

Коркач-романов С.В.

ООО «СПЛАТ-КОСМЕТИКА», Москва, Россия

Несмиянов П.П.

ООО «СПЛАТ-КОСМЕТИКА», Москва, Россия

Ретроспективное когортное исследование клинико-экономической эффективности применения продуктов гигиены полости рта разных производителей

Авторы:

Копецкий И.С., Никольская И.А., Агаев Р.Р., Коркач-романов С.В., Несмиянов П.П.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2018;11(2): 3‑6

Просмотров: 1493

Загрузок: 75


Как цитировать:

Копецкий И.С., Никольская И.А., Агаев Р.Р., Коркач-романов С.В., Несмиянов П.П. Ретроспективное когортное исследование клинико-экономической эффективности применения продуктов гигиены полости рта разных производителей. Российская стоматология. 2018;11(2):3‑6.
Kopetsky IS, Nikolskaya IA, Agaev RR, Korkach-romanov SV, Nesmiyanov PP. Retrospective cohort study of clinical and economical effectiveness of dentifrices from different manufacturers. Russian Journal of Stomatology. 2018;11(2):3‑6. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat201811223-6

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ми­не­раль­ный сос­тав слю­ны и ин­тен­сив­ность ка­ри­еса у под­рос­тков в г. Сык­тыв­кар, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):48-54
Ка­ри­ес зу­бов у 15-лет­них под­рос­тков Ар­кти­чес­кой зо­ны Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор и ме­та­ана­лиз. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):66-72
Ви­та­мин D и его роль в за­бо­ле­ва­ни­ях по­лос­ти рта. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):81-86

Определение экономической нагрузки заболеваний является необходимым для понимания и планирования ресурсов, которые могут быть сэкономлены при успешной профилактике или должны быть направлены на решение проблем с заболеваемостью. В стоматологической практике исследования, связанные с экономической нагрузкой и профилактикой предотвратимых заболеваний, позволяют обеспечить информацией не только регуляторные органы, принимающие решения в области общественного здравоохранения. ВОЗ оценивает стоматологические заболевания как находящиеся на четвертом месте по дороговизне лечения, при этом оцениваются лишь прямые затраты [1]. Примерно 5% расходов здравоохранения составляют расходы на стоматологическое лечение, при этом персональные траты пациентов не учитываются [2]. По недавним подсчетам, в странах Восточной Европы, куда была включена и Российская Федерация, ежегодные потери на оказание стоматологической помощи составляют 6,12 млрд долл. США, при этом огромную часть затрат составляют затраты на процедуры, связанные с лечением предотвратимых заболеваний — кариеса и пародонтита [3]. С учетом тенденции к несвоевременным обращениям за стоматологической помощью среди населения РФ, приводящим к потере зубов, очевидна также отрицательная динамика индекса DALY, что также неблагоприятно отражается на экономической ситуации [1, 3]. Косвенным показателем денежных потерь и потерянных трудодней при лечении заболеваний полости рта может служить частота визитов к стоматологу [4].

Таким образом, точных данных по экономической нагрузке предотвратимых состояний ротовой полости недостаточно, но уже имеющиеся данные позволяют обозначить масштаб проблемы как катастрофический. Имеется также недостаток данных по экономическому эффекту применения самостоятельных профилактических мероприятий пациентами, что осложняет принятие ими взвешенных решений по выбору способов гигиены [5]. Более того, исследования эффективности даже самых распространенных профилактических практик не улучшают понимание ситуации [6]. В то же время даже незначительные изменения гигиенических привычек могут привести к заметному снижению экономической нагрузки (по некоторым оценкам, 1 долл. США, вложенный в профилактику стоматологических заболеваний, экономит до 80 долл. США, потраченных на лечение) [7, 8], что обусловливает необходимость проведения исследований в данном направлении.

Цель исследования — сравнение эффективности использования продукции ООО «СПЛАТ-Косметика» со средствами гигиены полости рта других производителей в отношении частоты обращения за стоматологической помощью.

Материал и методы

Исследование носило характер ретроспективного когортного с оценкой следующих параметров:

— среднее количество визитов и процедур на пациента в год;

— среднее количество времени, потраченное на пациента стоматологом за год;

— среднее количество денежных средств, потраченных пациентом на стоматологическую помощь за год.

Заполнение анкет производилось врачами-стоматологами на основании информации, полученной из случайной выборки архивных документов (амбулаторных карт) пациентов за период с 2007 по 2017 г. 13 клинических центров в различных регионах России (Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь) с целочисленной дискретизацией данных по годам (1—10 лет).

Группы исследования:

— пациенты, использующие продукцию ООО «Сплат-Косметика» — зубные пасты и ополаскиватели Splat Professional, Splat Special, Innova, Iney;

— пациенты, использующие средства гигиены полости рта (зубные пасты и ополаскиватели) других производителей.

Критерии включения:

— пациенты в возрасте от 18 до 45 лет;

— пациент наблюдается у врача-исследователя не менее 1 года;

— пациенту доступна информация о количестве визитов к врачу-исследователю за изучаемый период;

— пациенту доступна информация о количестве процедур за изучаемый период;

— пациенту доступна информация об общем времени, потраченном на него врачом-исследователем на визитах за изучаемый период;

— пациенту доступна информация о стоимости стоматологической помощи, предоставленной врачом-исследователем, за изучаемый период.

Критерии не включения:

— количество собственных зубов менее 20;

— пациент получал в течение изучаемого периода стоматологическую помощь у других стоматологов;

— пациент не помнит, какие средства гигиены полости рта (зубная паста, ополаскиватель) использовал за изучаемый период;

— пациент использовал совместно с продукцией ООО «Сплат-косметика» средства гигиены полости рта других производителей в изучаемый период.

Статистические методы

Непрерывные (количественные) данные представлены с помощью количества наблюдений, среднего арифметического, стандартного (среднеквадратического) отклонения, медианы, минимума и максимума. Качественные данные (порядковые, номинальные) представлены с помощью абсолютных частот (количества наблюдений), относительных частот (процентов). Для анализа результатов использовался непараметрический двусторонний тест Манна—Уитни с 5% уровнем достоверности.

Результаты и обсуждение

Всего в анализ были включены 1392 анкеты. Средний возраст пациентов составил 31 год (18—45 лет), из которых 599 пациентов мужского пола и 793 — женского.

В 810 анкетах по результатам анализа было отмечено использование пациентами зубных паст и ополаскивателей исключительно производства «ООО СПЛАТ-Косметика» (серии Professional, Special, Innova и Iney) (1-я группа). Медиана возраста пациентов составила 29 лет, 342 пациента мужского пола и 468 пациентов — женского. В 582 анкетах отмечено использование зубных паст других производителей (любые, кроме производства ООО «СПЛАТ-Косметика») (2-я группа), 257 мужчин и 325 женщин с медианой возраста 29 лет. Таким образом, демографические показатели в обеих группах были сходными (табл. 1).

Таблица 1. Демографические характеристики пациентов и используемые продукты

Среднее количество визитов за весь период в 1-й группе составило 4,81, при этом среднее количество проведенных процедур составило 6,46, а их стоимость — 19057,70 руб. Во 2-й группе все перечисленные показатели отличались в большую сторону: среднее количество визитов — 5,48, количество процедур — 7,23, стоимость — 23232,86 руб.

В табл. 2 приведены

Таблица 2. Временные и денежные затраты при посещении стоматолога в исследуемых группах
среднегодичные данные по исследованным параметрам. Обнаружено, что среднегодичное количество времени, затраченного на визиты к стоматологу, во 2-й группе в 1,3 раза превышает таковое по сравнению с 1-й группой. Затраты на оказываемые услуги, отраженные в виде показателя среднегодовой стоимости, были в 1,5 раза выше во 2-й группе, чем в 1-й группе, а стоимость каждого визита — в 1,2 раза. С поправкой на множественные сравнения статистически значимые различия обнаружены в количестве визитов, процедур и времени в год, а также в общегодовой стоимости и стоимости одного визита.

В среднем затраты пациентов в исследуемых группах превышали средние траты населения РФ на лечение и санацию, составляющие порядка 1500 руб. в год [9].

Заключение

Таким образом, выявлено, что пользователи продукции ООО «СПЛАТ-Косметика» в среднем тратили меньше времени и денежных средств на стоматологическое лечение, чем пользователи продукции других производителей; в денежном выражении среднегодовые расходы у пользователей продукции ООО «СПЛАТ-Косметика» были на 4700 руб. в год меньше по сравнению с расходами пользователей продукции иных производителей. С учетом некоторой стагнации рынка стоматологических услуг, обусловленного глобальными трендами, эти данные представляют ценность для стоматологов как специалистов системы здравоохранения, влияющих на выбор потребителями продукции конкретных торговых марок.

Можно предположить, что у пользователей продукции ООО «СПЛАТ-Косметика» уменьшение доли расходов происходило за счет оказания дорогостоящих услуг (например, лечение глубокого кариеса) или многократно повторяющихся услуг (например, лечение кариеса нескольких зубов).

Насколько нам известно, это первое исследование такого типа, характеризующее затраты материально-временных ресурсов пациентами стоматологических учреждений в зависимости от используемых средств гигиены полости рта. Естественным ограничением нашего исследования является то. что мы не имели возможности проанализировать влияние конфаундинг-факторов, не указанных в историях болезни — в частности, социально-экономический статус. Также исследование было ограничено тринадцатью центрами, что искусственно сузило когорту исследуемых. Мы оценивали лишь прямые затраты на стоматологические услуги, не принимая в расчет потерю трудодней, и сопутствующие расходы.

Участия авторов:

Непосредственное проведение исследования — И.С.К., Р.Р.А.,

Дизайн исследования и обработка результатов, написание статьи — С.В.К.Р., П.П.Н.

Все авторы ознакомились с текстом статьи, вносили правки и дали согласие на ее публикацию.

Конфликт интересов:С.В.К.-Р., П. П. Н. являются сотрудниками ООО «СПЛАТ-Косметика».

*e-mail: nesmiyanov@splat.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.