Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Данилова М.А.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава РФ, Пермь

Залазаева Е.А.

ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пермь, Россия

Междисциплинарный подход к диагностике, профилактике и коррекции зубочелюстных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом

Авторы:

Данилова М.А., Залазаева Е.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2018;11(3): 45‑48

Просмотров: 576

Загрузок: 13


Как цитировать:

Данилова М.А., Залазаева Е.А. Междисциплинарный подход к диагностике, профилактике и коррекции зубочелюстных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Российская стоматология. 2018;11(3):45‑48.
Danilova MA, Zalazaeva EA. The Interdisciplinary approach to diagnostics, prevention, and correction of the dentofacial and speech disorders in the children presenting with cerebral paralysis. Russian Journal of  Stomatology. 2018;11(3):45‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat20181103145

Рекомендуем статьи по данной теме:
Инстру­мент из­ме­ре­ния фун­кци­ональ­ных ком­му­ни­ка­тив­ных на­вы­ков и со­пос­тав­ле­ние его с тра­ди­ци­он­ным ре­че­вым тес­ти­ро­ва­ни­ем у па­ци­ен­тов с опу­хо­ля­ми го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):75-81
Ме­то­ды и ре­зуль­та­ты ней­ро­хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния дет­ско­го це­реб­раль­но­го па­ра­ли­ча. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(3):106-112
Ран­няя диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка и вос­ста­но­ви­тель­ное ле­че­ние па­ци­ен­тов с дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):24-37
За­бо­ле­ва­емость дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом в Ба­ку. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):143-146

Детский церебральный паралич (ДЦП) — актуальная медико-социальная проблема, что обусловлено его распространенностью (3—5 на 1000 новорожденных) и инвалидизацией пациентов раннего возраста [1]. Сложность проведения лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий у детей с ДЦП связана с наличием различных синдромов поражения центральной нервной системы. Раннее дизонтогенетическое поражение двигательного анализатора уже в раннем возрасте сопровождается генерализованной спастичностью [2, 3]. У детей с ДЦП нарушены формирование двигательных функций, координация тонких, дифференцированных движений, поэтому таким детям сложно ухаживать за полостью рта [4].

В отечественных и зарубежных исследованиях [5, 6] подчеркивается необходимость ранней медицинской реабилитации детей с ДЦП вплоть до достижения ими оптимальной медико-социальной адаптации, включая нормализацию моторной функции не только в конечностях и туловище, но и в других функциональных системах, в частности в челюстно-лицевой области. Некоторые авторы [7] выявили корреляцию патологии зубочелюстной системы и задержки психоневрологического развития ребенка.

Таким образом, актуальной задачей становится организация совместной работы специалистов разных профилей с целью повышения уровня мультидисциплинарной лечебно-профилактической и реабилитационной помощи данной категории пациентов [8].

Цель исследования — определить эффективность междисциплинарного подхода к диагностике, профилактике и коррекции зубочелюстных и речевых нарушений у детей с ДЦП.

Материалы и методы

В исследовании участвовали 120 детей со спастическими формами ДЦП в возрасте 3—14 лет, которые были распределены по трем группам в зависимости от формы и тяжести основного заболевания (табл. 1).

Таблица 1. Распределение обследованных пациентов по полу и формам ДЦП Примечание. Здесь и в табл. 2 и 4: ДЦП — детский церебральный паралич; в скобках процент.
Обследование проводилось на базах кафедры детской стоматологии и ортодонтии им. проф. Е.Ю. Симановской Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера и Центра комплексной реабилитации инвалидов (Пермь). В ходе клинико-анамнестического обследования оценивались неврологический и стоматологический статус, психоречевое развитие. Проводилось полное стоматологическое обследование, включая индексную оценку состояния органов и тканей полости рта [9].

Была организована система непрерывной реабилитации. Проводились комплексные и индивидуальные лечебно-профилактические ортодонтические и реабилитационные мероприятия с учетом тяжести общего состояния и индивидуального развития ребенка. Реабилитационные меры осуществлялись мультидисциплинарной бригадой реабилитологов (невролог, стоматолог детский, ортодонт, логопед) с четкими функциональными обязанностями каждого члена.

При выявлении функциональных двигательных нарушений челюстно-лицевой области применялись аппарат для коррекции миофункциональных нарушений у детей со спастическими формами ДЦП (патент на полезную модель № 116766 от 10.06.12); миорелаксирующая ортодонтическая каппа для детей с ДЦП (патент на полезную модель № 153861 от 09.07.15); съемный ортодонтический аппарат для коррекции миофункциональных нарушений у детей (патент на полезную модель № 163407 от 28.06.16).

Результаты

В результате обследования было выявлено нарушение речевого развития в виде псевдобульбарной дизартрии (спастико-паретическая, спастико-ригидная) и анартрии у 82 (68,33%) пациентов, речевое развитие соответствовало возрасту у 38 (31,67%). Так, анартрия и спастико-ригидная форма псевдобульбарной дизартрии были диагностированы у пациентов с очень тяжелыми двигательными нарушениями (двойная гемиплегия) в 10 и 83,3% соответственно, спастико-паретическая дизартрия установлена в 76,7% случаев у детей со среднетяжелыми двигательными расстройствами (спастическая диплегия). Распределение речевых нарушений у обследованных детей по ранговым местам в зависимости от спастической формы ДЦП представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение обследованных пациентов с различными вариантами речевых нарушений в зависимости от спастической формы ДЦП Примечание. φ — критерий Фишера.

Была выявлена закономерность между тяжестью двигательных и речевых расстройств. Так, у детей с тяжелыми двигательными расстройствами преобладали псевдо-бульбарная дизартрия и анартрия, а у детей с легкими и среднетяжелыми двигательными нарушениями физиологическое речевое развитие находилось на среднем уровне. Распределение пациентов с зубочелюстными аномалиями (ЗЧА) в зависимости от речевого развития пациента представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение обследованных пациентов с ЗЧА в зависимости от речевого развития пациента Примечание. Здесь и в табл. 4: ЗЧА — зубочелюстные аномалии, в скобках процент.

Как видно из данных табл. 3, тяжелые речевые расстройства (спастико-ригидная дизартрия и анартрия) наиболее распространены у обследуемых с сочетанными ЗЧА. В свою очередь спастико-паретическая дизартрия чаще встречается у детей с несочетанными аномалиями. Речевое развитие соответствовало возрасту детей с нейтральной окклюзией.

Более чем у 50% обследованных детей 2-й и 3-й групп, а также у небольшого числа обследованных 1-й группы была выявлена спастичность артикуляционных мышц. Недостаточность произвольных артикуляционных движений проявлялась в виде нарушения дыхания, глотания, затрудненного жевания. При оценке состояния окклюзии ЗЧА диагностированы у 88 (73,33%) человек, нейтральная окклюзия — у 32 (26,67%). Структура ЗЧА у детей в зависимости от спастической формы ДЦП представлена в табл. 4.

Таблица 4. Структура ЗЧА в зависимости от спастической формы ДЦП, M±m

Согласно данным табл. 4, у детей со спастической диплегией доминировали сочетанные ЗЧА. Из аномалий окклюзии преобладали дистальная, глубокая резцовая окклюзия и дизокклюзия. Нейтральная окклюзия встречалась лишь в небольшом проценте случаев. У детей с гемиплегической формой ДЦП превалировала нейтральная окклюзия. У обследованных с двойной гемиплегией преобладали сочетанные ЗЧА, нейтральная окклюзия также встречалась редко.

Проведенное нами изучение структуры и распространенности ЗЧА и речевых расстройств у обследованных указывает на то, что эти факторы приводят к синдрому взаимного отягощения.

После проведения двух курсов реабилитации (1 раз в 3 мес в течение 21 дня) было установлено, что с использованием аппаратов для коррекции миофункциональных нарушений период адаптации у пациентов проходит успешно и составляет в среднем 3—4 нед. Однако у 10% детей 2-й группы и 20% обследованных 3-й группы наблюдалось негативное отношение к аппаратам т. е. нежелание пользоваться ими.

Положительная динамика отмечалась у 43,8% детей 1-й группы, а именно уменьшение сагиттальной щели во фронтальном отделе в среднем до 1 мм за счет роста нижней челюсти в сагиттальном направлении. В дальнейшем дети стремились устанавливать нижнюю челюсть и язык в физиологически правильном положении, благодаря чему постепенно восстанавливалось миодинамическое равновесие мышц ротовой области, что способствовало улучшению функции речи (увеличилась амплитуда движений органов артикуляционного аппарата и улучшились точность их движений, а также произношение части звуков). У детей 2-й группы положительная динамика отмечалась в 25,5% случаев, в 3-й группе наблюдалось лишь незначительное улучшение.

Вывод

При речевых нарушениях и зубочелюстных аномалиях у детей со спастическими формами церебрального паралича наблюдается синдром взаимного отягощения. В результате комплексного клинического и функционального исследований стоматологического и неврологического статусов получены данные о частоте и структуре зубочелюстных аномалий и речевых нарушений у детей с различными клиническими вариантами спастических форм церебрального паралича; эти данные необходимо использовать в практическом здравоохранении для планирования лечебно-профилактической работы в реабилитационных центрах. Принципы междисциплинарного взаимодействия в профилактике и коррекции речевых и зубочелюстных нарушений у детей с церебральным параличом необходимо использовать в практическом здравоохранении с целью формирования единого информационного пространства и терминологического единства.

Все авторы в равной степени участвовали в подготовке материала.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: zalazaeva.ea@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.