Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Материалы 16-го Всероссийского стоматологического форума и выставки Дентал-ревю 2019, 11—13.02.19, Москва, Россия (часть 4). Ортопедия (продолжение)

Журнал: Российская стоматология. 2019;12(4): 18‑71

Просмотров: 715

Загрузок: 33

Как цитировать:

Материалы 16-го Всероссийского стоматологического форума и выставки Дентал-ревю 2019, 11—13.02.19, Москва, Россия (часть 4). Ортопедия (продолжение). Российская стоматология. 2019;12(4):18‑71.
Abstracts 16th All-Russian dental forum DENTAL REVIEW 2019, 11—13.02.19, Moscow, Russia (part 4). Orthopedic dentistry (extension). Russian Journal of  Stomatology. 2019;12(4):18‑71. (In Russ.)

a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65531:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:108217:"

Реализация компетентностного подхода в преподавании модуля (дисциплины)

Е.В. Истомина, Н.А. Цаликова, М.Г. Гришкина

Кафедра ортопедической стоматологии и гнатологии ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Особенностью современных рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС ВО, является реализация идей компетентностного подхода. Компетентностный подход — подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве последнего рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность и готовность специалиста действовать в профессиональной ситуации [1, 3]. Можно сказать, что компетентность обучающихся — это совокупность освоенных ими компетенций. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности. Компетенции — это способности и навыки, которые важны в будущей работе врача-стоматолога после окончания обучения и, следовательно, должны передаваться с уровня обучения до рабочих мест. Цель профессиональной подготовки врача-стоматолога — личностно-профессиональное развитие обучающегося, а задача образования — формирование социально-профессиональной направленности, компетентности и профессионально важных качеств. Как указывалось выше, основным требованием к подготовке специалиста — врача-стоматолога и повышению уровня и содержания образования сегодня является компетентностный подход. Главная причина обращения к компетентностному подходу — это рассинхронизация требований к выпускникам вузов в системе их подготовки и со стороны рынка труда. В соответствии с Государственной программой и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.13 № 23 предусмотрено обязательное применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ [3]. В соответствии с этими требованиями важно установить связи между компетенциями ФГОС и требованиями профессионального стандарта врача-стоматолога. Профессиональный стандарт (утвержден Минтруда России от 10.05.16 № 227Н) содержит характеристику квалификации в виде трудовых функций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности врача-стоматолога. Сопряжение требований образовательного и профессионального стандартов предусмотрено нормативными документами, регламентирующими обязательное применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования. Следовательно, при разработке рабочей программы модуля (дисциплины), входящего в состав основной образовательной программы, важно представить дескрипторы — признаки проявления каждой компетенции образовательного стандарта высшего образования в терминах трудовых функций или трудовых действий профессионального стандарта врача-стоматолога. В дальнейшем необходимо связать каждый дескриптор с результатами обучения модуля. Дескриптор — описательный элемент, задающий требования к уровню сформированности компетенции. Как правило, формулировки компетенций в образовательных стандартах носят обобщенный характер и поэтому должны быть расписаны под планируемые результаты обучения, которые выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности. Планируемые результаты обучения характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Несмотря на то что компетентностные дескрипторы представляют собой видимые преподавателям и студентам результаты обучения, формирование набора дискретных компетенций у студента не обязательно приведет к появлению скоординированной способности выполнить сложную задачу на высоком уровне мастерства. Для приближения к этой ситуации важна продуманная работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. При преподавании любого модуля (дисциплины) в соответствии с компетентностным подходом преподавателям кафедр ставится задача разработать технологию обучения студентов от нормативного документа, каким является рабочая программа модуля, входящая в основную образовательную программу университета, до технологии преподавания отдельной темы. Как выделить главное и необходимое в обучении, в преподавании конкретного модуля, т. е. в достижении результатов обучения, формируя определенную компетентность или ее часть? Общеизвестно, что гарантия качества образования обеспечивается качественными условиями обучения, качественным образовательным процессом и качественным оцениванием его результатов. Оценка компетенций — очень сложная задача, как в теоретическом, так и практическом плане. Основная трудность связана с тем, что компетенции формируются и проявляются только в деятельности обучающихся, а следовательно, при компетентностном обучении и оценивании эту деятельность необходимо планировать и организовывать, обеспечивать высокую мотивацию при оценивании. Для оценивания компетенций необходимо описать результаты (дескрипторы) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны обучающимся, преподавателям, коллегам, работодателям. Также следует оценить, реально ли достичь результаты образования по конкретной теме, модулю имеющимися ресурсами и в пределах отведенного времени. При контроле и оценке сформированности компетенций у обучающихся преподаватели нередко испытывают значительные затруднения из-за имеющей место определенной размытости представлений о сущности и структуре компетенций, а значит, о способах и средствах их контроля и оценки. Возникает ситуация, когда проектируемая система высшего образования ориентирована на формирование у обучающихся компетенций, а в реальном процессе формируются и на выходе фактически диагностируются традиционные знания, умения и навыки [2]. Следует добиваться максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по модулям (дисциплинам) профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности. Компетенции не равны сумме знаний, умений и навыков, не сводимы к отдельной учебной дисциплине [1]. Компетенции интегративны, так как объединяют знания, умения, навыки и (или) опыта деятельности, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях. Введение компетентностного подхода требует существенного пересмотра методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. В образовании, ориентированном на результаты обучения, особенно много зависит от того, созданы ли адекватные компетентностному подходу системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся по дисциплине [2]. Поэтому измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, несмотря на то что уже многое достигнуто в этом направлении. Таким образом, для оценивания компетенций нужно разрабатывать специальные измерители, имеющие многостадийную структуру, включающие разнообразные задания практического и ситуационного характера и требующие при выполнении задания от испытуемых проявления не столько знания и умения, сколько действительно компетентности. Проявление компетенции носит отсроченный характер. Они осваиваются в процессе обучения, а проявляются гораздо позже в профессиональной деятельности, поэтому оценить уровень их освоения до начала профессиональной деятельности достаточно проблематично. Следовательно, должны быть разработаны измерители, имеющие высокую прогностичность. Нецелесообразно при оценке компетенций использовать традиционные оценочные методы и средства. В настоящее время материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы, а также методические материалы, определяющие процедуры их оценивания, все еще требуют углубленной доработки.

Литература

1. Ефремова Н.Ф. Оценка достижений студентов при компетентностном обучении педизмерений. 2014. (Интернет-ресурс).

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения. Высшее образование в России. 2016;1 (197):43−52.

3. Челышкова М.Б. Оценка профессиональных компетенций. 2015. (Интернет-ресурс).

Клиническая оценка эффективности различных методов ретракции десны при изготовлении ортопедических конструкций

С.В. Крамар, Н.И. Крихели, К.А. Борисенко

ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

При изготовлении несъемных ортопедических конструкций ретракция десны является одним из важнейших этапов для получения качественного оттиска, так как часто приходится работать в придесневой и поддесневой областях при значительном разрушении зубов. Целью данной манипуляции является отведение маргинальной десны для дальнейшего отображения границ препарирования на оттиске и рабочей модели. Сложность заключается в разнообразности клинических условий у каждого конкретного пациента. Например, тип слизистой пациента, наличие глубоких парадонтальных карманов, или наоборот, неглубокой десневой борозды, часто реставрации изготавливаются при наличии значительных поддесневых разрушений. В некоторых случаях провести качественную ретракцию десневого края практически невозможно. На данный момент существует множество методов ретракции десны: механическая ретракция десны, при которой в зубодесневую борозду вводят различные материалы, которые отодвигают десну от зуба (кольца, использование силиконовых колпачков, ретракция посредством нитей различного диаметра), химическая ретракция десны, когда применяются различные химические соединения с эффектом вазоконстрикторов и гемостатичесого действия (использование растворов, гелей и паст для ретракции с содержанием сульфата алюминия, эпинефрина и других). Однако применение подобных препаратов может вызывать обострение различных заболеваний, таких как аллергические реакции и сердечно-сосудистые заболевания. Также некоторые химические соединения способны оказывать влияние на полимеризацию оттискных материалов. Комбинированная ретракция десны — использование нитей, пропитанных химическими веществами, применение сухих нитей и гелей поочередно. Хирургическая ретракция десны — при помощи скальпеля, лазера — применяется при очень глубоких поддесневых разрушениях, когда невозможно обойтись другими методами ретракции. Данный метод ретракции является необратимым. Однако, несмотря на все это многообразие методик, отсутствует какой-либо универсальный метод ретракции, который подходил бы и применялся при любых клинических случаях.

Цель исследования — исходя из всего вышесказанного, мы решили применить на практике с целью сравнения эффективности различных методов ретракции десневого края и последующей разработки практических рекомендаций по применению следующих методов ретракции: 1) механическая ретракция с использованием ретракционных нитей без пропитки; 2) химическая ретракция с использованием паст; 3) комбинированная ретракция с применением нитей, пропитанных химическими растворами и гелями; 4) ретракция десны с применением тефлоновой ленты. Для сравнения данных методов между собой и выяснить преимущества и недостатки каждого метода в аналогичных клинических условиях. Выработать показания к каждому из методов, рекомендации по их использованию в различных клинических условиях.

Материал и методы. В исследовании принимали участие 18 пациентов с дефектами коронковой части зубов и зубных рядов, которым необходимо было протезирование несъемными зубными протезами, в возрасте от 25 до 70 лет. Данным пациентам были изготовлены металлокерамические мостовидные протезы и одиночные коронки, а также безметалловые конструкции, такие как виниры, вкладки, коронки. Нами было исследовано 63 отпрепарированных зуба. После препарирования зубов всем пациентам были изготовлены временные конструкции, которые фиксировали на временный цемент. Получение оттисков проводили через неделю после препарирования зубов с помощью А-силиконового материала Elite HD. Перед получением оттисков исследовали глубину зубодесневой бороздки пародонтологическим зондом вокруг каждого зуба в четырех точках, от конечной линии препарирования до дна зубодесневой борозды. В 1-й группе пациентов не имелось заболеваний пародонта и парадонтальных карманов не отмечалось. Глубина зубодесневой борозды равнялась не более 0,5 мм. В 1-й группе для ретракции десны использовали тефлоновую ленту. Снимали двухслойные двухэтапные оттиски. Во 2-й группе глубина парадонтальных карманов составляла не менее 2 мм, использовали метод ретракции с помощью паст. Применение ретракционной пасты не наносит травму тканям десны, в отличие от других методов ретракции, и считается наиболее щадящим способом ретракции. Использовали пасты Траксодент и Алюмосил. Также сняли двухслойные двухэтапные оттиски. В 3-й группе глубина парадонтальных карманов составляла от 2—4 мм. Применили ретракцию механическим методом с использованием ретракционных нитей, не пропитанных химическим раствором. Использовали ретракционную нить фирмы «Ultrapak» размером #000, #00 и #1. Снимали двухслойные двухэтапные оттиски. В 4-й группе мы определили пародонтальные карманы глубиной более 4 мм. В этой группе мы использовали сочетанный метод ретракции десневого края с помощью ретракционных нитей с использованием паст Траксодент и Алюмосил. Использовали нити фирмы «Sure cord» двух размеров — #000, #0, #1 и более. Тонкая нить способствует раскрытию поддесневой зоны, а нить с пропиткой — гемостазу десны. Вторая нить перед снятием оттисков извлекалась. Изготавливали двухслойные двухэтапные оттиски.

Результаты и обсуждение. Исследования, проведенные в 1-й группе, дали положительные результаты. У пациентов данной группы вместо ретракционной нити мы использовали тефлоновую ленту, поскольку тефлоновая лента с большей легкостью пакуется в неглубокую бороздку и за счет своей пластичности хорошо адаптируется к неглубокой борозде и создает условия для дальнейшего затекания корригирующего слоя в борозду. Но в отличие от ретракционных нитей, тефлоновую ленту невозможно пропитать гемостатическими растворами, что можно считать недостатком данной методики ретракции. Ретракция десны у 2-й группы пациентов дала удовлетворительные результаты, ретракция десны была проведена пастами — Алюмосил («Alumosil») и Траксодент («Traxodent»), однако результат был хуже, чем в группе, где с этими же пастами мы использовали дополнительно ретракционную нить. В отличие от ретракционных нитей, ретракция десны пастами наносит минимальную травму зубодесневому соединению. Ретракцию десны у 3-й группы пациентов мы проводили ретракционными нитями. Несмотря на то что данная методика дает хорошие результаты, есть и недостаток у этого метода. Ретракция десны механическим методом с помощью ретракционных нитей (не пропитанных химическим раствором) может наносить сильное травмирующее действие на мягкие ткани. Особенно при невыраженной зубодесневой борозде, а также у таких пациентов очень затруднительно проводить пакование нити в борозду. Результаты проведенного исследования в 4-й группе показали, что при наличии выраженных пародонтальных карманов лучшим методом ретракции является техника нескольких нитей, так как техника одной нити в данном случае не была бы достаточной для ретракции десны и, следовательно, при снятии оттисков не получилось бы проснять поддесневую область (за уступное пространство). Это привело бы к плохой припасовке будущих коронок и мостовидного протеза. При применении данной техники у пациентов для пропитки второй нити мы использовали Ретрагель, который содержит в своем составе хлорид алюминия и другие сосудосуживающие и антисептические компоненты. Использование гелей наиболее универсально, так как они не вытекают из борозды и обеспечивают более надежный гемостаз. Поэтому можем сказать, что для химической ретракции целесообразно использовать гели. Несмотря на то что хлорид алюминия уступает место по гемостатическому эффекту эпинефрину, его действие в этом случае было достаточным. В отличие от эпинефрина хлорид алюминия не вызывает повышения артериального давления, что было очень важным для нас.

Вывод. В результате проведенных исследований мы можем сделать следующие выводы: механическая ретракция десны ретракционными нитями, по сравнению с другими методами, является достаточно травматичным методом. Однако использование данного метода ретракции наиболее безопасно у пациентов с явлениями пародонтита различных степеней тяжести. Комбинированная ретракция десны ретракционными нитями, пропитанными химическими веществами (Траксодент, «Ретрагель», с хлоридом алюминия), подбирается индивидуально, так как у каждого гемостатика имеются свои особенности, показания и противопоказания, однако использование гелей, обладающих сосудосуживающими способностями, помогает с большей легкостью добиться качественной ретракции и сухости придесневой области на время получения оттиска. Ретракция десны тефлоновой лентой дает хорошие результаты при неглубокой зубодесневой борозде, за счет легкой адаптации материала к рельефу зоны препарирования. Однако сама процедура ретракции была более трудоемкой, чем при использовании ретракционных ничей и гелей.

Литература

1. Оттискные материалы в стоматологии. Под ред. Ибрагимова Т.И., Цаликовой Н.А. М.: Практическая медицина, 2007. 128 с.

2. Ряховский А.Н., Ерошкина Е.А., Уханов М.М. Ретракционные пасты. Клинический обзор.

3. Ерошкина Е.А. Клинико-лабораторная сравнительная оценка различных методов ретракции десны при снятии оттиска.

4. Ерошкина Е.А., Ряховский А.Н., Халкечева Л.Н., Стрекалова Е.Л. Влияние ретракции десны и типа оттискного материала на глубину проникновения корригируюшего материала в зубодесневую бороздку.

5. Николаев Ю.М. Анализ систем ретракции десны в клинике ортопедической стоматологии. Проблемы стоматологии. 2012;1:50−54.

Сравнительная оценка методов профессиональной гигиены ортопедических конструкций с опорой на имплантаты

Н.И. Крихели, С.В. Крамар, О.В. Крамар, Д.Б. Аюрова

Кафедра клинической стоматологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Актуальность. В настоящее время важной целью в стоматологии является восстановление эстетического и функционального контура зубных рядов, комфорта дикции и здоровья пациента. Для решения подобных задач все больше стоматологи используют ортопедические конструкции с опорой на имплантаты. С каждым годом количество установленных дентальных имплантатов возрастает, в 2017 г. в России были пролечены 20—25 тыс. пациентов. Мировой рынок показывает удвоение объема продаж с 3,4 млрд долларов в 2011 г. до 6,6 млрд долларов в 2018 г. По сравнению с другими методами лечения адентии популярность лечения путем имплантатов составляет 70%, мосты и коронки 12%, а съемные протезы 10%. Успех приживаемости имплантатов зависит не только от правильно проведенной процедуры имплантации и ортопедического лечения, но и от мотивированности самого пациента в уходе за имплантатами. Гигиена полости рта остается наиболее важным аспектом выживаемости имплантатов. Область дентальных имплантатов наиболее чувствительна к микроорганизмам зубного налета, который образуется чаще всего на коронках и пришеечной поверхности как супраконструкций имплантатов, так и самих имплантатов. Чрезмерное скопление патогенной микрофлоры приводит к значительному воспалению в периимплантатных тканях. Поэтому каждому пациенту необходима как индивидуальная, так и профессиональная гигиена полости рта. Удаление зубных отложений с поверхности собственно абатмена имеет свои особенности, продиктованные свойствами титана. Известно, что титан и его сплавы — поверхностно чувствительные металлы, в которых отдельные дефекты резко снижают работоспособность материала. В группу инструментов, которые повреждают поверхностный слой титана, входят нейлоновые щетки, Air-Flow с использованием порошка бикарбоната натрия, стальные ультразвуковые кюреты, скалеры (которые наносят макроповреждения). В дефектах в виде микротрещин, царапин и пор присутствует оксид железа, который резко ухудшает биоинертные свойства материала. Также из-за образовавшихся дефектов повышается адгезия микроорганизмов к шероховатой поверхности имплантата, что увеличивает вероятность возникновения периимплантита и перимукозита. Соответственно наиболее однородной поверхность остается при обработке пластмассовыми инструментами: имплакеры, тефлоновые насадки.

Цель исследования — выяснить эффективность допустимых методов профессиональной гигиены для имплантатов, повысить уровень профилактических мероприятий у пациентов с имплантатами.

Материал и методы. 9 пациентов с дентальными имплантатами, установленными на базе МГМСУ, приняли участие в исследовании. Было выбрано 3 разных метода профессиональной гигиены: 1) резиновые колпачки; 2) ультразвуковые насадки PI (EMS) с пластиковым покрытием; 3) технология Perio-Flow — воздушно-абразивная над- и поддесневая обработка с применением порошка Air-FlowPerio (EMS) на основе глицина с размером частиц 25 мкм. В результате пациентов разделили на группы в соответствии с выбранными методами чистки. Перед проведением профессиональной гигиены были проведены дополнительные исследования по определению индексов гигиены, для оценки состояния мягких тканей в области имплантатов и наличию твердых отложений на имплантатах и супраструктурах через 5, 15, 30 дней. Был использован модифицированный индекс гигиены имплантатов. В основу этого индекса вошел упрощенный индекс Грина—Вермиллиона; Gingival Index (десневой индекс) — Loe& Silness. После проведения чистки была проведена ирригация антисептиком (0,05% раствор хлоргексидина, 3% раствор перекиси водорода). Каждому пациенту были даны рекомендации по индивидуальной гигиене на имплантатах. Для достоверности исследования использовался также микробиологический анализ зубного налета до проведения профессиональной гигиены, через 5, 15 и 30 дней. Производились окраска зубного налета по Грамму и его микроскопирование.

Результаты и обсуждение. Обследование до проведения профессиональной гигиены показало высокие значения индекса ИГИМ — среднее значение во всех группах 0,8 (достаточный показатель гигиены), при выяснении индекса GI средний показатель по группам 0,9 (гингивит легкой тяжести), при зондировании небольшая кровоточивость и гиперемия. За время исследования в 1-й группе, в которой использовались ручные методы профессиональной гигиены, показатели индексов изменялись с разной динамикой, так в 5 дней показатель ИГИМ был равен — 0,5, а GI — 0,7. Далее через 15 дней динамика изменений стала приобретать обратный ход, индекс ИГИМ увеличился — 0,7, а GI — 0,8. К 30 дням ИГИМ и GI вернулись к изначальному значению. Во 2-й группе с использованием ультразвуковой насадки на 5-й день значение ИГИМ=0,3, а GI=0,5. На 15-й день индексы практически не изменились, при проверке в 30-й день индексы увеличились на 0,1. В 3-й группе с использованием Аir-Flow и глицинового порошка видоизмененный индекс OHI-S спустя 5 дней изменился до 0,4, а десневой индекс был равен 0,5. Через 15 дней индексы увеличились на 0,1. На 30-й день индексы были равны 0,65 и 0,71 соответственно. Проведенные исследования показывают наиболее эффективный с точки зрения индексной оценки метод профессиональной гигиены имплантатов. По результатам микробиологического анализа в поле зрения самое большое количество микроорганизмов наблюдается у 1-й группы, в которой проводилась только механическая очистка; наилучшим результатом обладает 2-я группа, в которой использовалась ультразвуковая очистка. По сравнению с налетом на естественных зубах в налете из области имплантатов чаще встречаются фузобактерии, отдельные диплококки и вайлонелы.

Вывод. Область дентальных имплантатов наиболее чувствительна к микроорганизмам зубного налета, что увеличивает необходимость более частой профессиональной гигиены. Наиболее эффективным методом профессиональной гигиены для пациентов с имплантатами является ультразвуковая обработка с тефлоновыми насадками. Только механическая очистка поверхностей имплантатов и супраструктур не дает долгосрочного положительного эффекта. Технология Perio Flow показала промежуточные результаты, что говорит о недостаточном санирующим эффекте. Микробиологические исследования и гигиенические тесты позволяют объективно оценить гигиеническое состояние пациента в течение всего времени наблюдения.

Summary. The use of appropriate professional hygiene is crucial for the successful survival of a dental implant. However, there is no consensus on the type and methodology of such instruments. The purpose of this study was to characterize the possible methods of professional hygiene on implants. As a result, the most effective was the ultrasonic scaler with plastic nozzles. Probably this method produces the best hygiene at the micro level.

* * *

Влияние препарирования зубов на ткани операционного поля

Ю.Н. Круглик, А.Ю. Круглик, Е.В. Шнип

УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

В ортопедической стоматологии одной из актуальных задач является обеспечение безопасности препарирования зубов на последующее состояние зубных тканей.

Цель исследования — при подготовке зубов необходимо сошлифовывать значительное количество твердых тканей, это следует рассматривать как вид хирургического вмешательства. Препарируя зубы под коронки, врач стоматолог-ортопед обязан принять профилактические меры для сохранения жизнеспособности тканей зуба.

Материал и методы. В результате трения абразивного материала о твердые ткани зуба механическая энергия преобразуется в тепловую, а возникающее тепло проводится в глубь зуба и может оказать отрицательное влияние на ткани зуба. Степень нагрева зуба зависит от частоты вращения инструмента, его диаметра, давления, оказываемого на зуб, остроты режущих граней зерен абразива, прочности связи зерен, продолжительности контакта абразива с зубом. Процесс препарирования зубов сопровождается возникновением на сошлифованной поверхности множества высокотемпературных очагов, возникающих в результате работы деформирования материала и работы трения. В данном случае определяющую роль имеет обильный приток тепла в участке препарирования. По данным литературы, критической температурой является 41,5 °С. При проникновении этой температуры и выше в полость зуба в прилежащей к дефекту части коронковой пульпы отмечалась нечеткая граница между слоем предентина и одонтобластов, местами слой предентина и одонтобластов, а иногда слой предентина не прослеживался. Степень изменений, их выраженность варьируют от образования очагов вакуолизации и кистозных полостей до кистозного перерождения пульпы, а иногда и полное разрушение структуры в результате ее ожога. Нами на зубах собак изучена реакция пульпы зуба на проникновение температуры 41,5 °С и выше в полость зуба. Исследовали 82 зуба собак (49 из них подверглись препарированию, а 33 контактных симметричных зуба служили контролем). Гистологические срезы окрашивались гематоксилином и эозином. Использовались такие режимы препарирования, которые обеспечивали бы распространение критической температуры (41,5 °С и выше) на 4 и 2 мм вглубь, учитывая, что у собак во фронтальном участке пульпа расположена на глубине 2,4—3,7 мм от режущего края, в первом случае пульпа подвергалась, а во втором — не подвергалась воздействию указанной температуры.

Результаты. При препарировании, обеспечивающем проникновение температуры 41,5 °С на глубину 2 мм, патологические изменения в пульпе и твердых тканях были незначительны и обратимы. В пульпе зубов, служащих контролем, отмечались незначительные сосудистые нарушения, которые, по-видимому, обусловлены рефлекторной ответной реакцией организма на оперативное вмешательство. В некоторых случаях в дентинных канальцах пришеечной части коронковой пульпы определялись единичные ядра одонтобластов, что было вызвано сдавлением зуба во время его вычленения из челюсти.

Вывод. Полученные нами данные позволяют заключить, что препарирование зубов при режимах, обеспечивающих проникновение выше критической температуры в полость зуба, вызывает в пульпе значительные патологические изменения.

Литература

1. Ломиашвили Л.М. и др. Минимально-инвазивные методы лечения кариеса зубов. Клиническая стоматология. 2010;1:30−33.

2. Максимовский Ю.М., Фурлянд Д.Г. Средства и методы препарирования зубов. Новое в стоматологии. 2001;2:3−11.

* * *

Лечение хронического простого периодонтита с использованием лазерной фотодинамической терапии: оценка эффективности с использованием индексов OHI-S, SBI и PI

А.В. Кувшинов

УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Лазерная фотодинамическая терапия — метод, основанный на бактерицидном действии синглетного кислорода, образующегося в тканях при активации специфического фоточувствительного вещества излучением, соответствующим пику его поглощения [1—3]. Важнейшим преимуществом метода является прицельное воздействие на микрофлору патологического очага, после которого поверхность слизистой оболочки остается практически стерильной.

Цель исследования — повышение эффективности комплексного лечения заболеваний периодонта.

Материал и методы. В работе были обследованы 37 человек с диагнозом «хронический простой периодонтит» в возрасте от 32 до 52 лет без выраженной соматической патологии. Пациенты были разделены на две группы, основную и контрольную, 19 и 18 человек в каждой соответственно. Клиническое обследование осуществлялось с использованием субъективных и объективных методов. Субъективные методы включали сбор жалоб, анамнеза жизни и анамнеза болезни. Анамнез жизни предусматривал выявление вредных привычек и производственных факторов, особенностей питания, перенесенных и сопутствующих заболеваний, а также характер соблюдения гигиенического режима полости рта. В анамнезе болезни выясняли длительность и характер протекания заболевания, проводилось ли ранее лечение, и каковы были его результаты. Объективные методы включали общий осмотр тканей челюстно-лицевой области и полости рта, визуальную, инструментальную и индексную оценку состояния тканей периодонта. При общем осмотре проводилась оценка конфигурации лица, состояния регионарных лимфоузлов и красной каймы губ, определение вида прикуса, состояния уздечек губ и языка, выявление возможных факторов риска. При визуальном и инструментальном исследовании тканей периодонта оценивались такие признаки, как цвет, консистенция, отечность, болезненность, наличие элементов поражения, признаки атрофии и гипертрофии десны, вид и объем зубных отложений, характер десневой жидкости. Определялись наличие и глубина патологического зубодесневого кармана. Для индексной оценки состояния тканей периодонта использовались индекс гигиены полости рта Грина—Вермиллиона (OHI-S), индекс кровоточивости Мюллемана (SBI) и периодонтальный индекс Рассела (PI). Пациентам основной группы осуществлялся следующий комплекс лечебных мероприятий: санация полости рта, коррекция личной гигиены, проведение профессиональной гигиены, избирательное пришлифовывание зубов, кюретаж периодонтальных карманов, фотодинамическая терапия. Вторая группа (контрольная) включала 18 человек. В данной группе выполнялись все вышеперечисленные периодонтологические процедуры, но без проведения фотодинамической терапии. Клиническая оценка состояния тканей периодонта осуществлялась до лечения и через 5—7 сут после его проведения. Регистрация отдаленных результатов производилась через 6 и 12 мес.

Результаты. Пациенты предъявляли жалобы на сильную кровоточивость при чистке зубов и откусывании пищи, изменение внешнего вида десны и периодически возникающие болезненные ощущения в ней, наличие подвижности зубов. При клиническом осмотре были отмечены значительный цианоз межзубных сосочков, изменение их конфигурации, кровоточивость при зондировании. При пальпации десны выделялось серозное, реже гнойное содержимое. Глубина карманов составила 4—6 мм. Данные индексной оценки в основной группе были следующими: показатель Грина—Вермиллиона превышал значение нормы в 3,7 раза и составлял 2,26±0,18; значения индексов Мюллемана и Рассела равнялись 2,4±0,45 и 4,6±0,15 соответственно. Практически не отличались данные по группе контроля: OHI-S — 2,08±0,12; SBI — 2,2±0,35; PI — 4,9. Результатами проведенного лечения стали отсутствие жалоб и нормализация клинического состояния периодонтальных тканей: десна приобрела бледно-розовый цвет, исчез цианотичный оттенок, межзубные сосочки плотно прилегали к зубам, кровоточивость при зондировании отсутствовала. Значительно уменьшилась подвижность зубов. Индексные показатели в основной группе составили: OHI-S — 0,32±0,12; SBI — 0; PI — 1,1±0,05; в контрольной — OHI-S — 0,39±0,06; SBI — 0; PI — 1,21±0,08. Сразу после проведенного лечения ситуация в группах практически не отличалась. Особенности динамики патологического процесса начинали проявляться лишь спустя определенное время. Так, через 6 мес показатели индексной оценки в основной группе практически не отличались от результатов предшествующего обследования и составили: OHI-S — 0,36±0,15; SBI — 0; PI — 1,22±0,05. В то время как в контрольной группе пр

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.