Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пестрикова Т.Ю.

Кафедра акушерства и гинекологии Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровск

Юрасов И.В.

Кафедра акушерства и гинекологии Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровск

Юрасова Е.А.

Кафедра акушерства и гинекологии Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровск

Чувствительность микробной флоры цервикального канала к антибактериальным препаратам у пациенток с хроническими воспалительными заболеваниями органов малого таза

Авторы:

Пестрикова Т.Ю., Юрасов И.В., Юрасова Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6970

Загрузок: 130


Как цитировать:

Пестрикова Т.Ю., Юрасов И.В., Юрасова Е.А. Чувствительность микробной флоры цервикального канала к антибактериальным препаратам у пациенток с хроническими воспалительными заболеваниями органов малого таза. Российский вестник акушера-гинеколога. 2013;13(1):46‑50.
Pestrikova TIu, Iurasov IV, Iurasova EA. The susceptibility of the microbial flora in the cervical canal to antibacterial agents in patients with chronic small pelvic inflammatory diseases. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2013;13(1):46‑50. (In Russ.)

Основным компонентом лечения воспалительных заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ) являются антибиотики. Решение вопроса адекватности и своевременности антибактериальной терапии стоит наиболее остро и нередко является жизнеобеспечивающим [1, 2].

Сложность решения данного вопроса обусловлена рядом факторов:

- многообразием этиологически значимых возбудителей (микстинфекции) ВЗОМТ;

- необходимостью использования антибиотиков широкого спектра действия или чаще комбинации антибиотиков;

- эмпиризмом начальной терапии;

- часто нерациональным применением антибиотиков и ростом вследствие этого резистентности возбудителей [2, 3].

Многообразие современных антибиотиков обеспечивает достаточные возможности их выбора, однако в основе адекватной терапии должны лежать прежде всего доказанные в ходе контролируемых клинических исследований эффективность и безопасность применения антибиотиков и обязательно данные о резистентности к ним возбудителей заболевания [1-3].

На основании вышеизложенного целью нашего исследования было изучение чувствительности микробной флоры цервикального канала к антибактериальным препаратам у пациенток с ВЗОМТ.

Материал и методы

Проведено изучение чувствительности микробной флоры цервикального канала к антибактериальным препаратам у 501 пациентки с хроническими ВЗОМТ в возрасте от 18 до 35 лет, обратившейся к гинекологу с жалобами на патологические выделения из влагалища, боли ноющего характера внизу живота и поясничной области, отсутствие беременности. Данная категория пациенток была включена нами в основную группу (ОГ). Контрольную группу (КГ) составили 84 пациентки в возрасте от 20 до 35 лет, обратившиеся к гинекологу для профилактического осмотра и подбора метода контрацепции. Результаты микроскопии мазков у пациенток КГ свидетельствовали о наличии у них II степени чистоты влагалищного содержимого.

Верификация диагноза у пациенток ОГ была основана на данных клинического, лабораторного (бактериоскопическое, бактериологическое исследования, ПЦР-диагностика, анализы крови) и инструментального (УЗИ органов малого таза, компьютерная томография) обследований, а также на результатах лапароскопии с данными морфологического исследования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у всех пациенток имели место ВЗОМТ, а также цервицит, вагинит.

Бактериологический метод (тест-системы, посев на 5% кровяной питательный агар и среды накопления) включал качественное и количественное выделение и идентификацию микроорганизмов из отделяемого цервикального канала с целью определения их чувствительности к антибиотикам. У всех выделенных микробных агентов определяли чувствительность к антибиотикам дискодиффузионным методом. Исследование проводилось до начала приема антибактериальных препаратов. Кроме этого, учитывался интервал после приема антибиотиков (более 6 нед).

Результаты проведенных исследований были подвергнуты статистической обработке с вычислением средней арифметической величины (М), ошибки средней (m) и достоверности различия между показателями (p) с учетом достоверной вероятности по критерию Стьюдента-Фишера.

Результаты и обсуждение

Изучение результатов бактериологического исследования отделяемого цервикального канала (табл. 1)

показало, что у пациенток ОГ по сравнению с аналогичными данными у женщин КГ достоверно чаще преобладали E. coli (p<0,01), Staphylococcus sрp. (p<0,05), Ureaplasma urealyticum (p<0,05), Mycoplasma genitalium (p<0,001). Candida albicans были выявлены только у пациенток ОГ.

Число микробных ассоциаций (бактериально-бактериальных и бактериально-грибковых) при обследовании бактериологическим методом пациенток ОГ составило 29,94±2,05% (150 случаев). В микробные ассоциации входили Ureaplasma urealyticum - 42 (8,38±1,24%), E. coli - 36 (7,19±1,15%), Candida albicans - 32 (6,39±1,09%), Staphylococcus haemolyticus - 17 (3,39±0,81%).

Результаты определения чувствительности микробной флоры цервикального канала к антимикробным препаратам у пациенток с хроническими ВЗОМТ представлены в табл. 2.

Показано, что у E. coli haemolyticus (грамотрицательные бактерии) выявлена высокая степень чувствительности к макролидам (азитромицин и джозамицин) и фторхинолонам (норфлоксацин, офлоксацин) по сравнению с ингибиторозащищенными пенициллинами (амоксициллин клавуланат) и цефалоспоринами (цефотаксим, цефофлоксацин, цефоперазон). Полученная разница была статистически значимой: 1) азитромицин/амоксициллин-клавуланат (p<0,001); азитромицин/цефотаксим (p<0,001); азитромицин/цефофлоксацин (p<0,001); азитромицин/цефоперазон (p<0,001); 2) джозамицин/амоксициллин клавуланат (p<0,001); джозамицин/цефотаксим (p<0,001); джозамицин/цефофлоксацин (p<0,001); джозамицин/цефоперазон (p<0,001); 3) норфлоксацин/амоксициллин клавуланат (p<0,001); норфлоксацин/цефотаксим (p<0,001); норфлоксацин/цефофлоксацин (p<0,001); норфлоксацин/цефоперазон (p<0,001); 4) офлоксацин/амоксициллин клавуланат (p<0,001); офлоксацин/цефотаксим (p<0,001); офлоксацин/цефофлоксацин (p<0,001); офлоксацин/цефоперазон (p<0,001).

Среди цефалоспоринов высокая чувствительность E. coli haemolyticus была выявлена к цефтазидиму (p<0,001).

У других представителей грамотрицательной флоры (Klebsiella, Proteus mirabilis) высокая степень чувствительности была выявлена к норфлоксацину (p<0,001) и цефтазидиму (p<0,001). Кроме этого, высокая чувствительность у E. coli haemolyticus (p<0,01) и у Klebsiella (p<0,001) была отмечена к гентамицину.

Анализ чувствительности грамположительных кокков показал (см. табл. 2), что высокая чувствительность (более 50%), по сравнению с таковой к другим макролидам, к азитромицину отмечена у Staphylococcus spp. (азитромицин/кларитромицин, p<0,05; азитромицин/рокситромицин, p<0,001; азитромицин/спирамицин, p<0,001) и Streptococcus spp. (азитромицин/джозамицин, p<0,001; азитромицин/кларитромицин, p<0,001; азитромицин/рокситромицин, p<0,001); к джозамицину - у Staphylococcus spp. (джозамицин/кларитромицин, p<0,05; джозамицин/рокситромицин, p<0,001, джозамицин/спирамицин, p<0,001) и Enterococcus faecalis (джозамицин/азитромицин, p<0,001, джозамицин/рокситромицин, p<0,001).

Среди грамположительных кокков наиболее высокая чувствительность (см. табл. 2) к фторхинолонам была отмечена у Enterococcus faecalis к моксифлоксацину: достоверно выше, чем к другим фторхинолонам (p<0,001), а также к азитромицину (p<0,001) и джозамицину (p<0,05).

Чувствительность Staphylococcus spp. к офлоксацину (p<0,001) была аналогична таковой к азитромицину и джозамицину, но наиболее высокой по сравнению с чувствительностью к моксифлоксацину (p<0,01), спарфлоксацину (p<0,001), ципрофлоксацину (p<0,001).

Наиболее высокая чувствительность Streptococcus spp. к препаратам из группы фторхинолонов была зафиксирована к офлоксацину; тем не менее данный показатель был достоверно ниже, чем чувствительность к азитромицину (p<0,05).

Высокая чувствительность Staphylococcus spp. и Streptococcus spp. была отмечена к амоксициллин клавуланату. Данный показатель для Staphylococcus spp. был достоверно выше, чем показатель чувствительности к азитромицину (p<0,001), джозамицину (p<0,001), офлоксацину (p<0,001). Чувствительность Streptococcus spp. к амоксициллин клавуланату была такой же высокой, как и к азитромицину, но достоверно превышала аналогичный показатель для джозамицина и других макролидов (p<0,001), а также для офлоксацина и других фторхинолонов (p<0,001).

По данным наших исследований, чувствительность грамположительных кокков (см. табл. 2) к цефалоспоринам была достоверно низкой по сравнению с таковой к макролидам (p<0,001), фторхинолонам (p<0,001), ингибиторозащищенным пенициллинам (p<0,001).

Изучая чувствительность представителей класса Mollicutes (см. табл. 2), мы получили данные, свидетельствующие о том, что чувствительность Ureaplasma urealyticum была достоверно высокой к джозамицину (p<0,001), спирамицину (p<0,001), доксициклину (p<0,001) по сравнению с таковой к другим макролидам, фторхинолонам.

Чувствительность Mycoplasma hominis была достоверно высокой к джозамицину (p<0,001) по сравнению с этим показателем к другим макролидам, фторхинолонам, доксициклину.

Таким образом, нами было выявлено, что по данным батериологического исследования микробные ассоциации составили 29,94±2,05%. В микробные ассоциации входили Ureaplasma urealyticum, E. coli, Staphylococcus haemolyticus.

С практической точки зрения важно снижение диагностического порога ВЗОМТ для начала эмпирического лечения, так как любая отсрочка в диагностике и лечении повышает частоту развития поздних осложнений [1, 4].

По мнению ряда исследователей, схемы лечения ВЗОМТ должны обеспечивать элиминацию широкого спектра возможных возбудителей. В то же время следует предполагать возможную резистентность микроорганизмов к традиционным антибиотикам. При госпитализации лечение целесообразно начинать с парентерального пути введения препаратов и затем переходить на пероральные формы [5-7].

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что наиболее высокая чувствительность у грамотрицательных бактерий, грамположительных кокков, представителей класса Mollicutes была отмечена к азитромицину и джозамицину по сравнению с другими группами антибактериальных препаратов. Результаты исследования следует учитывать при эмпирическом назначении антибактериальных препаратов, особенно в гинекологических стационарах, у пациенток с острым течением или обострениями ВЗОМТ.

Выводы

1. Наиболее высокая чувствительность у грамотрицательных бактерий, грамположительных кокков, представителей класса Mollicutes была отмечена к азитромицину и джозамицину по сравнению с другими группами антибактериальных препаратов.

2. Приоритетным является парентеральное назначение азитромицина с последующей коррекцией и подбором индивидуальной антимикробной терапии после получения результатов, определяющих чувствительность микробной флоры к антибиотикам.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.