Шарапова О.В.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия;
кафедра акушерства и гинекологии ГБОУ «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Байбиков Д.Р.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия;
кафедра Высшей школы управления здравоохранением ГБОУ «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Баклаенко Н.Г.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия

Деятельность медицинских организаций родовспоможения в условиях оптимизации и интеграции с многопрофильными больницами

Авторы:

Шарапова О.В., Байбиков Д.Р., Баклаенко Н.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3415

Загрузок: 80


Как цитировать:

Шарапова О.В., Байбиков Д.Р., Баклаенко Н.Г. Деятельность медицинских организаций родовспоможения в условиях оптимизации и интеграции с многопрофильными больницами. Российский вестник акушера-гинеколога. 2016;16(4):4‑14.
Sharapova OV, Baibikov DR, Baklaenko NG. The activities of medical obstetric facilities during optimization and integration with multidisciplinary hospitals. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2016;16(4):4‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosakush20161644-14

a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:74920:"

В современных условиях совершенствования финансово-экономической модели здравоохранения, направленной на обеспечение гарантированных доступности и качества медицинской помощи населению, особое место занимает модернизация структуры системы здравоохранения и конкретных медицинских организаций. Как показала многолетняя практика, внедрение эффективных организационных технологий в службу родовспоможения и детства способствовало снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности [1].

По данным Минздрава Р.Ф. [1], в 2012 г. в России рождаемость превысила смертность населения и остановлена убыль населения, продолжавшаяся в течение 20 лет, начался естественный прирост населения (рис. 1). При этом материнская и младенческая смертность были снижены с 1992 г. в 4 и почти в 2,5 раза соответственно (табл. 1, 2).

Таблица 1. Материнская смертность в РФ (число умерших на 100 000 родившихся живыми) Примечание. * - с учетом Крымского федерального округа.

Таблица 2. Младенческая смертность в РФ (число умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми)

Рис. 1. Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности в РФ.

Этому, несомненно, способствовали значительные меры государственной поддержки службы в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, программ модернизации и другие меры.

Одним из компонентов в комплексе мер по оптимизации медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям являлись централизация и интеграция учреждений родовспоможения как в структуре службы, так и с общей сетью здравоохранения.

Рациональное планирование и развитие сети учреждений родовспоможения, как и всей системы здравоохранения, осуществлялись с учетом особенностей инфраструктуры территорий, расселения, доступности оказания медицинской помощи, уровня рождаемости, характера акушерской и экстрагенитальной патологии, социально-экономических условий. Как показала многолетняя практика, интеграция учреждений родовспоможения в систему многопрофильных больниц и поликлиник позволила значительно повысить эффективность деятельности службы. При этом акушерские отделения, входящие в состав крупных многопрофильных больниц, организационно оправданы и экономически рентабельны больше, чем самостоятельные родильные дома. В этом случае значительно проще решаются сложные проблемы материально-технического обеспечения учреждения, проведения большего объема многопрофильных клинических исследований, привлечения консультативной помощи врачей различных специальностей, оказания анестезиологической и реанимационной помощи, организации службы крови, рационального использования дорогостоящей аппаратуры и др.

Интеграция и централизация акушерско-гинекологической помощи позволили изменить профиль и структуру учреждений (подразделений) родовспоможения - увеличить число коек в отделениях (палатах) патологии беременных, выделить палаты (койки) для недоношенных и больных новорожденных, а также создать лабораторно-диагностическую службу и специализированные виды акушерской помощи.

Наряду с этим с целью оптимизации оказания акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности развились выездные формы помощи - выездные женские консультации и др.

В 60-70-е годы XX века в России была сформирована двухуровневая система оказания помощи матерям и детям. Наряду с родильными домами для оказания помощи при физиологических родах была создана сеть специализированных родильных домов для женщин с той или иной соматической патологией. Их создание было направлено в первую очередь на снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.

Основные преимущества этой системы - в концентрации ресурсов службы на решение сложных проблем рационального ведения беременности, родов и послеродового периода у женщин с тяжелой соматической патологией - сахарным диабетом, заболеваниями почек и сердца, септическими заболеваниями, невынашиванием беременности и др., а также в разработке тактики и технологий ведения раннего неонатального периода у детей, родившихся у этих матерей. При крупных родильных домах (отделениях) создавались отделения реанимации и интенсивной терапии, что способствовало снижению ранней неонатальной смертности.

Важным этапом совершенствования акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности в РФ было внедрение 5 этапов ее оказания, регламентированное приказом Минздрава СССР № 1059 от 27.10.82. При этом были определены перечни лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), соответствующие различным этапам оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности, объемы оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам на различных этапах в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, а также показания к их госпитализации в учреждения родовспоможения различных этапов, начиная с первичной медико-санитарной помощи на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах), амбулаториях с использованием выездных форм помощи (1-й этап) и до специализированных и многопрофильных ЛПУ, профильных научно-исследовательских институтов (НИИ), кафедр медицинских вузов (5-й этап). Положения этого приказа соответствовали международным стандартам по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению, определенные документами (Декларацией) Международной Алма-Атинской конференции по первичной медико-санитарной помощи (сентябрь 1978 г.) [2].

В настоящее время Минздравом России принят приказ № 371-н от 23.06.15 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 543н от 15.05.12 «Об утверждении Положения об организации оказания медико-санитарной помощи взрослому населению», в части организации медицинской помощи сельским жителям. Приказ определяет критерии, согласно которым в населенных пунктах должны быть открыты врачебные амбулатории, ФАП или фельдшерские здравпункты, а также регламентирует оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы.

Формирование этапности, централизация и интеграция акушерско-гинекологической помощи осуществлялись последовательно с учетом дифференцированного подхода к ее оказанию в зависимости от степени риска перинатальной патологии, состояния здоровья беременных, необходимых объемов медицинской помощи матери и ребенку, наличия современных технологий, а также квалификации кадров учреждений.

При этом по мере совершенствования акушерской помощи в зависимости от контингентов беременных в условиях многопрофильных больниц, развития перинатальных центров, специализированных и высокотехнологичных видов помощи, начиная с 80-х годов прошлого века в стране сформировалась трехуровневая система стационарной акушерской помощи [3-8].

Развитие с 80-х годов перинатальных центров в стране с учетом отечественного и зарубежного опыта явилось чрезвычайно эффективной организационной формой интеграции в структуре службы акушерской и педиатрической помощи [9]. В начале реализации идеи по созданию этих учреждений (подразделений) главной организационной стратегией была концентрация в одном учреждении родовспоможения беременных высокого перинатального риска и новорожденных, родившихся в тяжелом состоянии (недоношенность, родовая травма, асфиксия, пороки развития и т. д.), с целью оказания им необходимой медицинской помощи на основе использования современного оборудования и обеспечения высококвалифицированными кадрами. При этом в системе родовспоможения наряду с акушерскими отделениями (подразделениями) создавались отделения 2-го этапа выхаживания, патологии и реанимации новорожденных, т. е. необходимая высококвалифицированная медицинская помощь приближалась к женщине с осложненным течением беременности, плоду (in vitro), первым минутам и часам жизни ребенка [8, 10-12].

В структуре перинатального центра, в отличие от родильного дома, предусмотрены условия для оказания экстренной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни матери и новорожденного. В случае рождения детей в тяжелом состоянии экстренная помощь, включая срочную операцию новорожденному, выполняется в условиях перинатального центра.

Дальнейшее выхаживание детей, родившихся в тяжелом состоянии, производится в перинатальном центре при участии матери и не требует транспортировки в другое лечебное учреждение. Такой подход позволяет концентрировать в одном учреждении значительное число беременных и новорожденных с наиболее тяжелой патологией, что повышает эффективность использования ресурсов.

Одним из первых в стране перинатальных центров, в структуре которого, наряду с акушерскими поликлиниками, были организованы отделения 2-го этапа выхаживания, патологии и реанимации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка, в настоящее время - ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России. Такие же функции в то время выполняли профильные НИИ в других городах страны.

По данным Минздрава России (материалы коллегии от 28.09.12, Государственная программа «Развитие здравоохранения РФ»), формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и детям на основе развития сети перинатальных центров показало высокую эффективность их деятельности по повышению качества акушерской и неонатальной помощи, снижению материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности (рис. 2).

Рис. 2. Показатели материнской и младенческой смертности в субъектах РФ в зависимости от наличия перинатальных центров.

Важным стимулом к дальнейшему развитию сети этих учреждений в стране явилось выделение государственных инвестиций на их строительство в рамках распоряжения Правительства Р.Ф. № 1734-р от 04.12.07. В соответствии с этим распоряжением в 2008-2014 гг. было осуществлено финансирование проектирования, строительства и оснащения 2 федеральных перинатальных центров, а также софинансирование из федерального бюджета строительства и оснащения 19 областных (краевых, республиканских) и оснащения 3 перинатальных центров в 22 субъектах РФ.

Распоряжением Правительства Р.Ф. № 2302-р от 09.12.13 утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, предусматривающая строительство в 2013-2016 гг. еще 32 перинатальных центров в 30 регионах страны.

В настоящее время, по данным Росстата, в стране на 01.01.15 общее число перинатальных центров составило 124, их них самостоятельных - 61, и 63 входят в состав многопрофильных больниц.

Как показала практика деятельности этих учреждений за последние годы, наиболее эффективным является создание (интеграция) перинатальных центров, как и других организаций родовспоможения, в составе многопрофильных больниц или специализированных центров (ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова М.З. России», ФГБУ «Северо-западный Федеральный научный центр им. В.А. Алмазова М.З. России» и др.).

Такая организационная модель позволяет преодолеть изолированность акушерской помощи и дает возможность оказания многопрофильной высокотехнологичной медицинской помощи женщинам и детям, включая ведение беременности и родов при тяжелых соматических заболеваниях матери, выхаживание детей с низкой и экстремально низкой массой тела и неонатальную хирургию.

В настоящее время приказом Минздрава Р.Ф. № 572-н от 01.11.12 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) регламентированы правила организации деятельности медицинского учреждения, стандарт его оснащения, рекомендуемые штатные нормативы, а также трехуровневая система оказания акушерской помощи и система маршрутизации в зависимости от состояния здоровья беременной, степени риска возникновения осложнений в родах и перинатальной патологии.

Приказом Росстата № 645 от 20.12.12 утверждена новая отчетная статистическая форма № 232 «Сведения о регионализации акушерской и перинатальной помощи в родильных домах (отделениях) и перинатальных центрах» как «вкладыш» к отчетной форме № 32. Основная цель введения «вкладыша» - представление дифференцированных сведений о числе и характере родов, родившихся детях, перинатальных потерях, акушерских операциях, числе переведенных из данного акушерского стационара и числе умерших беременных, рожениц и родильниц на трех уровнях (этапах) оказания акушерской помощи.

Оптимизация оказания акушерской помощи, ее организация и этапность совершенствовались в соответствии с развитием и модернизацией всей системы здравоохранения с учетом региональных особенностей, потребностей населения, инфраструктуры и демографической ситуации территорий, а также номенклатуры медицинских организаций.

В настоящее время номенклатура медицинских организаций, в том числе в области охраны материнства и детства, определена приказом Минздрава России № 529-н от 06.08.13 «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». Основными ЛПУ, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь, являются родильный дом, перинатальный центр (самостоятельный или объединенный с многопрофильной больницей), гинекологическая больница, женская консультация, акушерские и гинекологические отделения городских, областных, районных (межрайонных), участковых и других больниц, ФАПы.

Кроме того, медицинская помощь женщинам и детям оказывается в медико-генетических консультациях, центрах охраны материнства и детства, охраны здоровья семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах вспомогательных репродуктивных технологий, в учреждениях скорой медицинской помощи, санаторно-курортных учреждениях и др. Приказом определена номенклатура медицинских организаций государственной системы здравоохранения по территориальному признаку: федеральные, краевые, республиканские, областные, окружные, муниципальные, межрайонные, районные, городские.

Медицинские учреждения, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический».

Следует отметить, что приказ № 529-н от 06.08.13 - первый нормативный документ по номенклатуре ЛПУ, включающий конкретизацию и определение взаимоотношений и взаимодействий между учебными (научными) базами образовательных (научных) учреждений и медицинскими организациями.

Основные направления по совершенствованию управления медицинскими организациями и системой здравоохранения в целом, повышению эффективности использования финансовых средств государственными (муниципальными) учреждениями, их переоснащение и информатизация определены федеральными законами: № 83-ФЗ от 08.05.10; № 326-ФЗ от 20.11.10; № 323-ФЗ от 21.11.11; № 44-ФЗ от 05.04.13 и др. [13-16]; государственными и региональными программами модернизации и развития здравоохранения, программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ведомственными нормативными документами по организации медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям в современных условиях.

При этом основополагающим документом, определившим стратегические направления государственной политики по вопросам развития и модернизации системы здравоохранения и деятельности конкретных медицинских организаций по оптимизации их финансово-экономической модели и инфраструктуры, явился Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.10 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями и дополнениями) [13].

Закон изменил правовое положение государственных и муниципальных учреждений, условия и стимулы для оптимизации использования ими финансовых средств. Главная цель этих изменений - повышение эффективности деятельности медицинских организаций и качества медицинской помощи населению.

Законом определены типы учреждений (бюджетные, казенные, автономные и частные), их функции, полномочия и права. В соответствии со статьей 9 п. 1 государственными и муниципальными учреждениями признаны учреждения, созданные Российской Федерацией и муниципальным образованием.

Типами государственных и муниципальных учреждений признаны: автономные, бюджетные и казенные.

Важной составляющей совершенствования финансово-экономической модели здравоохранения в современных условиях является повышение качества управления медицинскими организациями. Это вызвано многими процессами, которые происходят в сфере здравоохранения: увеличением государственных финансовых ресурсов, направленных на реализацию программы государственных гарантий, формированием преимущественно одноканального финансирования, необходимостью существенного повышения эффективности расходования государственных средств.

С 2015 г. вся финансовая система здравоохранения переведена на одноканальное финансирование. Текущая деятельность медицинских организаций, включая скорую помощь и все виды высокотехнологичной помощи, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) по полному тарифу. Субсидии из бюджета остаются только на развитие, закупку оборудования и т. д. При этом в систему ОМС внедряются новые методы оплаты работы медицинских организаций не просто за посещение или по профильному койко-дню, а за законченный случай лечения на основе клинико-статистических групп: для амбулаторной помощи - единый для всей страны подушевой норматив с оплатой за результативность, что позволило базовым территориальным программам ОМС стать бездефицитными. Ранее в разных регионах России финансовое обеспечение здравоохранения в расчете на одного гражданина различалось в несколько раз.

Это значительно усиливает роль планирования объемов медицинской помощи и средств, которые поступают из системы ОМС, что требует от руководителей медицинских организаций и их заместителей по экономическим вопросам серьезных расчетов и профессиональной компетенции [1].

Особых компетенций в администрировании требует также возрастающая роль государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

За последние годы в стране в 3 раза увеличилось число частных учреждений, работающих в рамках программы государственных гарантий, что составляет 21% от всех медицинских организаций​1​᠎.

В то же время бюджетное учреждение в соответствии с п. 4 статьи 9.2 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.10 (с изменениями и дополнениями) вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, за плату [13]. Роль доходов от платных медицинских услуг возрастает в условиях сокращения государственного финансирования [17].

Приказом Росстата № 308 от 15.05.14 утверждена годовая форма статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», по которой осуществляются сбор и обработка статистических данных о деятельности медицинских организаций государственной (муниципальной) формы собственности независимо от их ведомственной подчиненности, а также медицинских организаций иных форм собственности, функционирующих на территории субъекта РФ, оказывающих медицинскую помощь населению в соответствии с территориальными программами госгарантий и программами обязательного медицинского страхования. Ежегодная отчетность по форме № 62 представляется о деятельности медицинских организаций по типам, организационно-правовым формам и формам собственности, объемам оказания финансирования медицинской помощи медицинскими организациями федерального подчинения и по субъектам РФ и т. д. Каждый субъект Российской Федерации реорганизационные мероприятия по оптимизации системы здравоохранения и инфраструктуры медицинских организаций, в том числе и родовспоможения, проводит с учетом региональных особенностей. Безусловно, механизмы оптимизации в городах и селах разные. Они определяются расстояниями между населенными пунктами, состоянием дорог, особенностями климата, но закономерности оптимизации едины, в основе - создание трехуровневой системы, позволяющей каждому гражданину, независимо от места проживания, обеспечить своевременное оказание медицинской помощи​2​᠎. Однако в связи с тем, что реформирование (оптимизация) системы здравоохранения в современных условиях осуществляется интенсивно, в более короткие сроки, чем в предыдущие годы, руководители органов управления и медицинских организаций не всегда могут оперативно перестроиться в соответствии с требованиями новых нормативных документов [18].

В связи с этим при сокращении коечного фонда и медицинских организаций (ФАПов, врачебных амбулаторий и др.), особенно в отдаленных сельских районах, оказание первичной медицинской помощи становится малодоступным. Так, по данным Росстата с 2005-2013 гг., число ФАПов было сокращено на 7475. С мая 2013 г., по данным Минздрава Р.Ф., сокращение ФАПов прекращено. По данным проверки Счетной палаты 17,5 тыс. населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры, а в ряде регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) не обеспечено оказание первичной медико-санитарной помощи посредством выездных форм работы​3​᠎. По данным Счетной палаты, сокращение коечного фонда и его централизация на уровне районных больниц проводились более быстрыми темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и несоответствующим потребностям населения. Всего на конец 2014 г. в медицинских организациях сокращено 33 757 коек (табл. 3).

Таблица 3. Динамика изменения численности акушерских коек в медицинских организациях

Современные проблемы оптимизации и ресурсного обеспечения особенно чувствительны для службы родовспоможения. Сокращение числа медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ФАПов и др.), и числа акушерских коек, особенно в малонаселенных регионах с низкой транспортной доступностью, в настоящее время приобретает особую актуальность и требует всестороннего анализа не только с позиций экономической рентабельности, но и с точки зрения доступности экстренной акушерской помощи, каковой является помощь в родах. В связи с этим разработанные планы маршрутизации без учета возможностей обеспечения медицинской помощью женщин во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденных могут быть невыполнимыми​4​᠎.

Минздрав РФ обратил внимание регионов на необходимость соблюдения условий маршрутизации беременных, обеспечения достаточного количества акушерских коек при интеграции медицинских организаций: обеспечение бесперебойной работы санитарного транспорта, при необходимости сохранение ургентной акушерской помощи. Сокращаемые для беременных и рожениц койки перепрофилировать в койки патологии беременности и сестринского ухода (письмо № 15−4/10/2−1838 от 19.03.3 «О сокращении акушерских коек в муниципальных районах»).

Совершенствование (оптимизация) организации медицинской помощи в столичных (городских) и региональных больницах осуществляется в соответствии с приведенными выше законодательными актами и программами модернизации и развития системы здравоохранения в РФ и региональными нормативными документами.

По данным Минздрава Р.Ф., программы модернизации разрабатывались с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках и лишь 30% - в стационарах. Для сравнения - в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи является прямо противоположным - 30 и 70% соответственно​5​᠎.

Система здравоохранения Москвы представлена различными типами медицинских организаций с различными формами собственности и подчиненности, имеет свои особенности организации и резервы повышения эффективности деятельности.

Важнейшим показателем эффективности стационарной помощи является функция койки: средняя занятость больничной койки, по данным Росстата в целом по РФ в 2013 г. составила 260 дней вместо расчетных 330, по Москве - 310, а по отдельным профилям: хирургические - 306, инфекционные - 176 и т. д. Для беременных и рожениц средняя занятость койки в 2013 г. в целом по России составила 275, патологии беременности - 309, а по Москве соответственно 208 и 247 дней (табл. 4).

Таблица 4. Показатели работы акушерской койки, дни

По данным Минздрава Р.Ф., в 2013 г. примерно 30% стационарных коек в столице простаивали, а за последние 3 года в период оптимизации ресурсов в Москве сокращено несколько тысяч коек, однако объем медицинской помощи при этом даже увеличился, а на оставшихся койках проведено больше операций, чем в 2011 г., на ¼ увеличился объем высокотехнологичной медицинской помощи [1].

В Москве и других регионах РФ, как и стране в целом, несмотря на сокращение акушерских коек (см. табл. 3), в результате реализации федеральных и региональных программ в области охраны материнства и детства, оптимизации системы здравоохранения с учетом региональных особенностей, рационального развития сети медицинских организаций и использования ресурсов, внедрения новых организационных и лечебно-диагностических технологий в последние годы достигнуто снижение материнской и младенческой смертности (см. табл. 1, 2).

В организации акушерско-гинекологической помощи населению города Москвы также имеются существенные проблемы, связанные прежде всего с несовершенством структурной организации и распределением функций между отдельными учреждениями (подразделениями) службы. Данные проблемы проявляются высокой долей необоснованных госпитализаций, недостаточным уровнем преемственности амбулаторного и стационарного этапов оказания медицинской помощи беременным и родильницам, а также пациенткам с гинекологическими заболеваниями (госпрограмма развития здравоохранения Москвы на 2012-2016 гг.). Указанные проблемы решались в процессе оптимизации столичного здравоохранения за счет проведения структурной реорганизации службы, интеграции с многопрофильными больницами и усиления контроля за маршрутизацией пациентов и обеспечением преемственности на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Суть повышения эффективности системы здравоохранения (в том числе московского) - не сократить коечный фонд, а направить высвобождающиеся ресурсы неэффективно работающей сети здравоохранения (пустующие или дублирующие друг друга мощности, неэффективно работающие койки и т. д.) на внедрение современных технологий, повышение качества медицинской помощи населению.

Минздравом России издан приказ № 422-н от 07.07.15 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Приказ устанавливает критерии оценки качества медицинской помощи, которые формируются в соответствии с законодательством по группам заболеваний или состояний на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Критерии, установленные приказом, действительны для медицинских организаций любой организационно-правовой формы.

Качество медицинской помощи определяется совокупностью характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильностью выбора методов профилактики, диагностики, лечения, отсутствием риска для пациентов, степенью достижения запланированного результата и оптимальностью использования ресурсов.

Для обеспечения необходимого качества оказания медицинской помощи в соответствии с потребностями пациентов необходимо повысить эффективность всего лечебно-диагностического процесса, упорядочить инфраструктуру медицинской организации, правильно распределить ответственность и объемы помощи между поликлиническими и стационарными уровнями, дневными и круглосуточными стационарами.

Результаты оптимизации медицинской (акушерско-гинекологической) помощи можно проследить на примере Москвы. В Москве в 2013-2014 гг., как и в целом по стране, в рамках реализации указанных законодательных актов, программ модернизации и развития здравоохранения Москвы, с целью концентрации необходимых ресурсов осуществлена реорганизация (оптимизация) медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям, внедрена трехуровневая система оказания медицинской помощи, осуществлена модернизация материально-технической базы организаций родовспоможения и их интеграция с многопрофильными больницами. В Москве создано 40 многопрофильных больничных комплексов, которые объединены по определенным принципам, что позволило значительно улучшить качество оказания медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям.

Таким образом, присоединение родильных домов и перинатальных центров к многопрофильным больницам дало возможность за годы модернизации оказывать все виды многопрофильной медицинской помощи женщинам и детям при осложненном течении беременности, родов и перинатального периода и значительно снизить материнскую и младенческую смертность в Москве даже с учетом более жестких критериев ВОЗ, которые были введены в России с 2012 г. Эти показатели в 2013 г. соответственно составили 8,1 на 100 000 родившихся живыми (в РФ - 11,3) и 7,6 на 1000 родившихся (в РФ - 8,2)​6​᠎.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 714-РП от 09.12.14 и приказом Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) № 1105 от 23.12.14 окружные дирекции здравоохранения (кроме ТиНАО) упразднены и прекратили свою работу с 1 апреля 2015 г. Координация же работы созданных больничных клинических комплексов осуществляется Государственным казенным учреждением «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы».

На основании Постановления Правительства Москвы № 1075 ПП от 21.12.10 и в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Москвы № 1055 от 30.10.13 один из таких комплексов создан на основании объединения ГБУЗ Роддом № 4 ДЗМ и ГКБ № 64 ДЗМ. Ранее Приказом Департамента здравоохранения Москвы № 492 от 31.05.11 к родильному дому была присоединена женская консультация № 13. Интеграция указанных медицинских организаций направлена на оптимизацию лечебно-диагностического процесса, обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению, рациональное использование материальных ресурсов лечебно-профилактических учреждений и совершенствование организации их деятельности.

Созданный клинический комплекс (больничная организация) - ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ является крупнейшим медицинским комплексом Москвы, который оказывает медицинскую помощь населению преимущественно Юго-Западного административного округа (ЮЗАО) на различных этапах: как первичную медико-санитарную в поликлинических подразделениях, так и многопрофильную стационарную специализированную и высокотехнологичную.

В состав комплекса входят родильный дом (филиал № 1), женская консультация (филиал № 2) и многопрофильный стационар на 830 коек терапевтического, кардиологического, неврологического, хирургического профилей (рис. 3).

Рис. 3. Структура и объемы помощи ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ.

В работу родильного дома внедрены современные методы рационального ведения родов, диагностики и лечения осложнений беременности, родов, послеродового периода, патологических состояний, обусловленных тромбофилическими и геморрагическими осложнениями, массивных акушерских кровотечений, антифосфолипидного синдрома, привычного невынашивания беременности. Широко применяются семейно-ориентированные технологии, эффективность которых доказана многолетней практикой - партнерские роды, раннее прикладывание к груди с приоритетом грудного вскармливания, совместное пребывание матери и ребенка в родовой и послеродовой палате, сокращение сроков пребывания в акушерском стационаре (до 2-4 дней) при физиологических родах. Все эти меры являются эффективной профилактикой осложнений и заболеваний, в том числе внутрибольничных инфекций, а также способствуют повышению эффективности работы койки и оптимизации использования коечного фонда. В соответствии с рекомендациями ВОЗ по поддержке альтернативного, щадящего и бережного ведения родов в родильном доме более 15 лет применяется альтернативное родоразрешение - «вертикальные роды», предусматривающие свободное поведение женщины в родах, что способствует более физиологичному и менее травматичному (особенно для плода) ведению второго периода родов. В последние годы в практику работы родильного дома внедрены новые перинатальные технологии: нейросонография, позволяющая качественно пересмотреть алгоритм диагностики нарушений мозгового кровообращения у новорожденного и внести изменения в классификацию внутричерепных кровоизлияний гипоксического генеза: алгоритм аудиологического обследования новорожденных с ранними нарушениями слуха. Обследование осуществляется со 2-го дня после рождения с применением методов вызванной акустической эмиссии и отоскопии. Наряду с этой технологией проводится офтальмологическое обследование новорожденных с целью выявления ранней офтальмопатологии с применением бинокулярного и панорамного офтальмоскопов. В практику работы родильного дома также внедрены новые технологии и новые подходы к выхаживанию недоношенных и маловесных детей - пренатальная гормональная терапия, современные методы респираторной поддержки новорожденных и др.

Родильный дом № 4 (филиал № 1 ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ) является ведущим учреждением Москвы по внедрению информационных технологий в лечебно-диагностический процесс, оснащенным самой современной компьютерной техникой. Достигнутые успехи в охране здоровья матери и ребенка позволили роддому занять одно из ведущих мест среди родильных домов Москвы. В 2013 г. родильный дом стал лауреатом ежегодного фестиваля в области здравоохранения «Формула жизни» в номинации «Родильный дом года».

Городская клиническая больница - не только многопрофильный х

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.