Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ширковец А.В.

Кафедра акушерства и гинекологии Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России, Владивосток, Россия

Ишпахтин Ю.И.

Кафедра акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Владивосток, Россия

Матюшкина Л.С.

Кафедра акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Владивосток, Россия

Биологически активные вещества в крови беременных при угрожающих преждевременных родах

Авторы:

Ширковец А.В., Ишпахтин Ю.И., Матюшкина Л.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1076

Загрузок: 9


Как цитировать:

Ширковец А.В., Ишпахтин Ю.И., Матюшкина Л.С. Биологически активные вещества в крови беременных при угрожающих преждевременных родах. Российский вестник акушера-гинеколога. 2017;17(4):7‑10.
Shirkovets AV, Ishpakhtin YuI, Matyushkina LS. Biologically active substances in the blood of pregnant women with threatened preterm labor. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2017;17(4):7‑10. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosakush20171747-10

По данным ряда авторов [1—4], преждевременные роды составляют от 3 до 30% всех родов и 72—85% наблюдений являются причиной неонатальной смерти, не связанной с пороками, несовместимыми с жизнью.

Угроза развития преждевременных родов связана с многочисленными факторами как со стороны матери, так и плода. В ряде работ [5—7], посвященных этиологии преждевременных родов, выявлены предрасполагающие и разрешающие причины или их сочетание, но однако в 17—38% наблюдений причинной связи с ними не установлено, и именно на них приходится 38% летальных исходов у недоношенных детей.

Изучение основных этапов синтеза, метаболизма и инактивации таких биологически активных веществ, как циклические нуклеотиды — циклический аденозин-3,5-монофосфат (цАМФ) и циклический гуанозин-3,5-монофосфат (цГМФ), а также фосфолипиды, играющие важную роль в сократительной способности матки у беременных с угрожающими преждевременными родами неясного генеза, поможет выявить изменения отдельных звеньев сложного патогенеза невынашивания беременности [8—11].

Знание о дополнительных биологических маркерах может быть весьма перспективным в отношении прогнозирования и диагностики угрозы преждевременных родов, улучшения исхода беременности и тем самым снижения перинатальной заболеваемости и смертности [12—14].

Цель работы — определение содержания биологически активных веществ (циклических нуклеотидов и фосфолипидов) в крови беременной при угрожающих преждевременных родах для оптимизации их прогнозирования и диагностики.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находились 180 беременных, которые были разделены на две группы: 1-ю (контрольная) — 50 женщин с физиологическим течением беременности и 2-ю (основная) группу — 130 женщин с угрожающими преждевременными родами.

Критериями включения в основную группу были: одноплодная беременность в сроке от 34 до 37 нед, целостность плодного пузыря, длина шейки матки до 40 мм. Критериями исключения — наличие экстрагенитальной патологии, кровянистых выделений из половых путей. Пациентки основной группы получали стандартное лечение согласно приказу МЗ РФ 572-н (β-адреностимуляторы селективные, дигидропиридиновые производные, производные фенилалкиламина, глюкокортикоиды).

В комплекс обследования беременных входили стандартные клинико-лабораторные, иммунологические, гемостазиологические методы согласно приказу МЗ РФ № 572-н, а также определение циклических нуклеотидов (цАМФ и цГМФ) и оценка фосфолипидного спектра.

В сыворотке крови беременных контрольной и основной групп определяли следующие фосфолипиды (ФЛ): фосфатидилхолин (ФХ), лизофосфатидилхолин (ЛФХ), сфингомиелин (СМ), фосфатидилэтаноламин (ФЭ), фосфатидилинозит (ФИ), фосфатидилсерин (ФС), дифосфатидилглицин (ДФГ).

С целью изучения цАМФ и цГМФ кровь брали утром натощак у женщин основной группы и у пациенток контрольной группы в динамике II—III триместров. Плазму крови обрабатывали по методу K. Tovey для определения циклических нуклеотидов в заготовленных образцах, применяли радиоиммунохимический метод конкурентного связывания при помощи тест-наборов.

Микротонкослойную хроматографию фосфолипидов осуществляли на силикагеле «КСК». Для двухмерной хроматографии использовались системы растворителей: смесь хлороформа, метанола и 28% аммиака. Для обнаружения холинсодержащих фракций фосфолипидов использовали реактив Драгендорфа. Липиды, содержащие аминогруппу, обнаруживали с помощью 5% раствора гидрина в ацетоне. Для количественного определения фосфолипидов использовали 10% раствор серной кислоты в метаноле.

Результаты

В контрольной группе преобладали женщины в возрасте от 21 года до 30 лет, средний возраст составил 25,3±3 года. В основной группе, несмотря на то что также преобладали женщины оптимального репродуктивного возраста, средний возраст был несколько старше — 26±2 года. Наиболее многочисленной группой была группа первородящих (более 40%).

В контрольной группе менструальная функция не была нарушена. В основной группе преобладали первородящие женщины с поздним возрастом менархе.

Искусственные аборты в анамнезе наблюдались при угрожающих преждевременных родах в 2 раза чаще, чем при физиологическом течении беременности.

Так как одним из важных регуляторов процесса сокращения и расслабления гладкой мускулатуры матки, помимо кальция, являются цАМФ и цГМФ, для характеристики угрожающих преждевременных родов мы использовали определение этих биологически активных веществ.

У беременных контрольной группы уровни цАМФ и цГМФ на протяжении II и III триместров достоверно изменились (табл. 1) в сторону повышения цАМФ с 10,12±1,6 до 12,86±1,3 нмоль/л, а цГМФ с 3,1±0,9 до 4,52±0,5 нмоль/л (р<0,5). Соотношение цАМФ и цГМФ менялось также в сторону увеличения (2,3±1,2 и 2,84±0,3 соответственно), хотя это увеличение было недостоверным (р>0,2).

Таблица 1. СодержаниецАМФицГМФвсывороткекровиубеременныхобследованныхгрупп (X±mx), нмоль/л Примечание. * — здесь и в табл. 2: различие показателей основной и контрольной групп достоверно (р<0,05).

Содержание цАМФ в сыворотке крови обследованных беременных основной группы во II триместре беременности достоверно уменьшалось в (р<0,01), концентрация цГМФ в сыворотке крови уменьшалась в 1,3 раза. Соотношение цАМФ и цГМФ также имело тенденцию к уменьшению по сравнению с таковым в контрольной группе (см. табл. 1).

Концентрация цАМФ в сыворотке крови у обследованных основной группы в III триместре беременности достоверно снизилась в 1,4 раза (р<0,05). Уровень цГМФ и соотношение цАМФ и цГМФ сыворотки крови беременных женщин основной группы в начале III триместра беременности достоверно уменьшались.

При сравнении содержания фосфолипидных фракций в сыворотке крови беременных основной и контрольной групп были отмечены следующие особенности (табл. 2).

Таблица 2. Содержание основных фосфолипидных фракций в сыворотке крови беременных женщин изучаемых групп (X±mx), мкмоль/л

Содержание ФХ достоверно увеличивалось во II триместре беременности на 12,5% (р<0,05), в III триместре беременности достоверно не изменялось (р>0,1) по сравнению с такими же показателями в контрольной группе. У беременных основной группы уровень ФЭ достоверно не изменялся во II триместре беременности (р>0,05), в III триместре беременности достоверно уменьшался на 26% (р<0,05) по сравнению с показателями в контрольной группе. Концентрация С.М. достоверно повышалась на 71,7% во II триместре беременности (р<0,001), в III триместре беременности этот показатель достоверно не изменялся (р>0,5) по сравнению с таковым в контрольной группе. Содержание Ф.И. во II и III триместрах беременности достоверно не изменялось (р>0,1; р>0,5). Уровень ЛФХ во II и III триместрах беременности достоверно уменьшился (р<0,05). Концентрация Ф.С. повышалась на 28,4% во II триместре беременности (р<0,001), но не изменялась в III триместре. Содержание ДФГ во II и III триместрах беременности достоверно не изменялось (р<0,05).

Обсуждение

Изучение клинической характеристики беременных женщин с угрожающими преждевременными родами дает основание полагать, что развитие беременности происходит в неблагоприятных условиях. Продолжение действия патологических факторов в процессе беременности и родов существенно отражается на изучаемых показателях. В последнее время обращено внимание на то, что в физиологических сокращениях гладкой мускулатуры матки играют важную роль кальций, биологически активные вещества—ферменты—циклический аденозин — 3´, 5´-монофосфат (цАМФ) и циклический гуанозин — 3´, 5´-монофосфат (цГМФ) и фосфолипиды, которые относят к универсальным регуляторам внутриклеточного метаболизма. Указанные биологически активные вещества опосредуют действие большинства гормонов, лекарственных препаратов. В связи с этим в одну из задач исследования мы поставили изучение цАМФ и цГМФ и фосфолипидов в плазме крови у женщин с угрожающими преждевременными родами для того, чтобы в дальнейшем использовать эти показатели с целью диагностики угрожающего прерывания беременности. Мы отметили в контрольной группе повышение содержания циклических нуклеотидов во II и III триместрах. У всех женщин с угрожающим прерыванием беременности отмечено снижение этих показателей.

Имеющиеся в литературе сведения [14, 15] о содержании отдельных фосфолипидных фракций в крови как пациенток с осложнениями течения беременности, так и женщин при физиологически протекающей беременности носят разноречивый характер. Это связано с тем, что содержание фосфолипидов в организме как беременных, так и небеременных женщин значительно колеблется в зависимости от климатических условий, а также различия могут быть обусловлены тем, что определение производится разными методами.

В плазме крови женщин обеих групп определены следующие фосфолипиды: фосфатидилхолин (ФХ), лизофосфатидилхолин (ЛФХ), сфингомиелин (СМ), фосфатидилэтаноламин (ФЭ), лизофосфатидилэтаноламин (ЛФЭ), фосфатидилинозит (ФИ), фосфатидилсерин (ФС), дифосфатидилглицин (ДФГ).

Основными по составу фосфолипидами являются ФХ, ФЭ, СМ, они обладают малой метаболической активностью. Наряду с этими тремя фракциями фосфолипиды ФИ, ФС, ДФГ и лизофосфатиды являются метаболически активными, хотя их количество находится в пределах от 7 до 11%.

При сравнении содержания фосфолипидных фракций в плазме крови беременных основной и контрольной групп нами отмечается статистически достоверное снижение ФЭ, ЛФХ, достоверное увеличение содержания фосфатидилхолина, сфингомиелина и фосфатидилсерина в сыворотке крови основной группы женщин по сравнению с их содержанием в сыворотке крови пациенток контрольной группы.

Изменение содержания холиновых и кислых фосфолипидов, по-видимому, можно объяснить тем, что они содержатся в дыхательных ферментах, участвуют в переносе электронов, в транспорте катионов металлов, являются активаторами многих ферментативных реакций и, следовательно, связаны с энергетическими обменными процессами, которые при осложненном течении беременности подавлены.

Таким образом, при угрозе прерывания беременности наблюдается увеличение отношения этаноламиновых к холинсодержащим липидам и снижение содержания ЛФХ, ФЭ, увеличение уровней СМ, ФС и Ф.Х. Снижение содержания лизофосфатидов, возможно, связано с увеличением активности фосфолипаз и изменением проницаемости плазматической мембраны плаценты.

Выводы

1. Метаболизм циклических нуклеотидов изменяется при угрозе преждевременных родов. Динамика течения патологического процесса характеризуется снижением содержания цАМФ, цГМФ в сыворотке крови в 1,5—2 раза и соотношения цАМФ и цГМФ в 1,2 раза. Что касается фосфолипидов, то при угрозе преждевременных родов содержание фосфатидилхолина, сфингомиелина и фосфатидилсерина достоверно увеличено в 1,2—1,8 раза. Уровень фосфатидилэтаноламина, лизофосфатидилхолина уменьшается в 1,2 раза. Биологически активные вещества позволяют своевременно и более точно диагностировать угрозу преждевременных родов.

2. При отягощении акушерского анамнеза привычным невынашиванием или недонашиванием беременности целесообразно определение биологически активных веществ — циклических нуклеотидов и фосфолипидов, что может помочь в уточнении прогноза, диагностики и тактики ведения беременной.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.