Лечение дисбактериоза слизистой оболочки рта (СОР) остается актуальным даже при применении новых высокоэффективных препаратов. Одной из причин этого является снижение иммунобиологической реактивности организма [1, 7]. При снижении системного и мукозального иммунитета наблюдается интенсивный рост и размножение микроорганизмов, что предрасполагает к развитию дисбактериоза СОР [8, 10, 12]. Патофизиологические и клинические исследования убедительно показывают необходимость при лечении данного заболевания нормализовать локальный иммунитет [6, 9, 11]. Это позволяет повысить эффективность лечения и, что особенно важно, предотвратить возникновение рецидивов.
Цель настоящего исследования — обоснование применения ликопида в комплексном лечении пациентов с дисбактериозом слизистой оболочки рта.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели в отделении заболеваний СОР ЦНИИС было проведено комплексное клинико-лабораторное обследование и лечение 76 пациентов (45 женщин и 31 мужчина) 25—65 лет.
Всем пациентам при первичном обращении проводилось микробиологическое исследование на дисбактериоз СОР по общепринятой методике [3, 5]. При выявленных соматических нарушениях больных консультировали соответствующие специалисты (стоматоневролог, гастроэнтеролог, эндокринолог и др.).
Все обследованные были распределены на 2 группы. Контрольная группа была представлена 23 пациентами, которым проводилось комплексное лечение: применение противогрибковых, противомикробных препаратов, эубиотиков и бактериофагов. Основную группу составили 53 пациента, которым в дополнение к стандартной схеме лечения применили иммунокорригирующую терапию препаратом Ликопид. Доза данного препарата варьировала в зависимости от степени тяжести заболевания. Ликопид — отечественный иммуномодулятор, действующим началом которого является N-ацетилглюкозаминил-N-ацетилмурамил наланил-Д-изоглютамин, представляющий собой фрагмент клеточной стенки бактерий. Являясь иммуномодулятором микробного происхождения, Ликопид действует преимущественно на макрофагальное звено иммунного ответа и опосредованно через это звено изменяет работу Т- и В-системы иммунитета. При этом возрастает бактерицидная и цитотоксическая активность фагоцитов, нормализуется синтез специфических антител и цитокинов [4].
В настоящем исследовании мы изучали бактерицидную активность ротовой жидкости у 76 пациентов с дисбиотическими изменениями СОР до и после лечения.
Ротовую жидкость (3—5 мл) собирали в течение 10 мин натощак без предварительных гигиенических мероприятий. Полученную пробу центрифугировали в течение 20 мин при 1500 g для удаления посторонних включений и замораживали при температуре –20 °С до момента постановки реакции.
Общую бактерицидную активность ротовой жидкости оценивали с помощью лазерной проточной цитометрии [2]. Реакцию ставили в 96-луночном круглодонном планшете. К 90 мкл ротовой жидкости добавляли 90 мкл флюоресцеин-5-изотиоцианата (ФИТЦ) («Molecular Probe») и вносили суточную культуру St. aureus (10 млн/мл) в течение 3 ч при 37 °С. После инкубации бактерии осаждали центрифугированием при 1000 g в течение 10 мин и ресуспендировали в 200 мкл пропидиума йодида (ПИ; 2,5 мг/мл) на фосфатно-солевой буфер. Через 10 мин образцы анализировали на проточном цитофлюориметре FACS Calibur («Becton Dickinson») в программе CellQuest. Оценивали процент двойных позитивных бактерий (ФИТЦ+, ПИ+) среди ФИТЦ+St. aureus на гистограмме.
Результаты и обсуждение
При микробиологическом исследовании у всех пациентов был выявлен дисбактериоз различной степени выраженности: дисбиотический сдвиг — у 17,5%, дисбактериоз I—II степени тяжести — у 33,1%, III степени — у 36% и IV степени тяжести — у 13,4% (рис. 1).
Бактерицидная активность ротовой жидкости у пациентов основной группы при дисбиотическом сдвиге и дисбактериозе I—II степени тяжести до лечения составляла 35,0±4,0 и 40,16±2,31%; при дисбактериозе III и IV степени тяжести — 50,83±6,01 и 64,83±5,98%.
Результаты изменения уровня бактерицидной активности ротовой жидкости у пациентов основной группы с дисбиотическим сдвигом (36,33±12,34%) и дисбактериозом I—II степени тяжести (55,6±23,88%), которым в дополнение к стандартной схеме лечения применили иммунокорригирующую терапию препаратом Ликопид, свидетельствуют о значительном повышении бактерицидности ротовой жидкости после лечения по сравнению с содержанием данного показателя у пациентов, получающих комплексное лечение по обычной методике (рис. 2).
Таким образом, проведенные нами исследования дали возможность применения следующих схем лечения: всем пациентам с дисбактериозом СОР различной степени тяжести были рекомендованы обследование у гастроэнтеролога, санация полости рта, антисептические полоскания (Асепта или Listerine, Мексидол-dent, полоскание или туалет языка содовым раствором), витаминотерапия (преимущественно витамины группы В).
Пациентам с дисбиотическим сдвигом назначали местно эубиотик: Ацилакт и Бифилиз; при дисбактериозе I—II степени тяжести — антимикробные или противогрибковые препараты в зависимости от доминирования микрофлоры полости рта после определения чувствительности (Флюкостат, Дифлюкан); эубиотики местно: Ацилакт или Нормазе, а также общего действия: Хелак-форте, Лактобактерин, Нормофлорин, Бифидумбактерин и др.; курс общей иммунокоррекции — Ликопид по 1 мг 3 раза в сутки, внутрь, за 30—40 мин до еды в течение 14 дней; при дисбактериозе III—IV степени тяжести — антимикробные или противогрибковые препараты в зависимости от доминирования микрофлоры после определения чувствительности (Трихопол, Флюкостат, Дифлюкан и т.п.); эубиотики местного и общего действия; иммунокорректор общего действия — Ликопид по 10 мг в сутки в течение 14—20 дней.
Критерием эффективности лечения в основной и контрольной группе пациентов с дисбактериозом СОР считали исчезновение жалоб, неприятных субъективных ощущений (боль, чувство жжения, дискомфорта и сухости СОР), уменьшение или исчезновение клинических симптомов (десквамация, гиперемия, налет), количества рецидивов.
Для оценки эффективности комплексного лечения все пациенты основной и контрольной групп были разделены на 4 категории: 1) полное выздоровление — отсутствие жалоб, исчезновение клинических симптомов, нормализация микробного пейзажа; 2) значительное улучшение — отсутствие жалоб, исчезновение клинических симптомов, превышение 1 вида условно-патогенного микроорганизма при сохранении нормального видового состава микрофлоры полости рта; 3) улучшение — уменьшение жалоб, объективное улучшение клинической картины, переход степени выраженности дисбактериоза в более благоприятную стадию; 4) без эффекта — наличие жалоб, выраженность дисбиотических изменений на СОР, наличие условно-патогенных видов микроорганизмов с резким увеличением количества грибов рода Сandida(см. таблицу).
Как видно из представленной таблицы, количество пациентов с полным выздоровлением в основной группе составило 13,2%, тогда как в контрольной группе, в которой лечение проводилось по стандартной схеме, — только в 8,7% случаев от общего количества больных. Этот факт подтверждает эффективность включения в комплексную терапию больных препарата Ликопид. Однако количество пациентов основной группы без наличия какого-либо эффекта от проведенного лечения даже при включении препарата Ликопид наблюдалось в 6,0% случаев, что характерно для пациентов с дисбактериозом СОР IV степени тяжести.
Включение Ликопида в комплексное лечение пациентов с дисбактериозом СОР различной степени тяжести является патогенетически обоснованным и позволяет значительно повысить эффективность антибактериальной и противогрибковой терапии, что выражается в увеличении длительности ремиссии и уменьшении количества рецидивов.
Таким образом, разработанные нами схемы комплексного лечения пациентов с дисбактериозом СОР различной степени тяжести можно рекомендовать к внедрению в практическое здравоохранение.