Методы восстановления отсутствующих зубов с использованием дентальных имплантатов широко внедрены в практическую стоматологию. И, хотя протоколы хирургических и ортопедических этапов лечения освещены в достаточной мере, по-прежнему актуальны вопросы о влиянии формы имплантата и его поверхности на остеоинтеграцию и распределение нагрузки, вопросы прочностных характеристик конструкций имплантата и герметичности узла сопряжения в отношении микрофлоры полости рта. Немаловажны и такие характеристики системы имплантатов, как ее удобство в клиническом использовании (эргономичность).
Российская система имплантатов ЛИКО, разработанная на кафедре факультетской хирургической стоматологии и имплантологии МГМСУ под руководством профессора С.Ю. Иванова, успешно применялась в клинической практике более 12 лет. С учетом накопленного опыта и данных о возможных осложнениях при применении указанных имплантатов создано следующее поколение дентальных имплантатов. Новая система российских имплантатов имеет запатентованное название ЛИКО-М (имплантат ЛИКО Модернизированный). Авторство и новизна положений и технических новшеств подтверждены рядом патентов, а непосредственно производство имплантатов и комплектующих к ним имеет Международный сертификат Стандарта ISO 9001-2000, что соответствует правилам производства изделий медицинского назначения в Евросоюзе и России (соответствие ГОСТу Р 52249-2004).
К комплексу новых составляющих характеристик имплантологической системы ЛИКО-М относятся: макро- и микрорельеф поверхности; новый узел сопряжения; новая конфигурация перехода супраструктуры к имплантату; новая философия ортопедического этапа и возможности дальнейшего совершенствования отдельных характеристик и всей системы в целом.
Макрорельеф поверхности благодаря конфигурации своей резьбовой части равномерно распределяет нагрузку со всей поверхности имплантата на костную ткань, не только снижая напряжения, возникающие в пришеечной области (перегрузка в которой — наиболее часто встречающаяся причина резорбции), но и передавая нагрузки в глубину альвеолярного отростка. Запатентованное коническое соединение с углом, близким к конусу Морзе, и антиротационным элементом в виде 12-гранника позволяет не только ориентировать супраструктуру с углом поворота в 300°, но и запечатывать внутреннюю полость имплантата с гарантированным зазором не более 4 мк. Такой зазор делает невозможным размножение микроорганизмов в имплантно-десневой области, где располагается граница узла сопряжения имплантата и супраструктуры, и обеспечивает профилактику периимплантитов [4, 5]. Благодаря коническому соединению удалось повысить прочностные характеристики всей конструкции имплантата. Так, предельная нагрузка (Рп=1517,5 Н) для имплантатов ЛИКО-М диаметром 3,5 мм более чем на 38% превышает таковые для старых имплантатов ЛИКО. Геометрия имплантата в сборе с супраструктурой (абатментом), создающая поддержку биологической ширины десны, обеспечивает увеличение объема прилежащих мягких тканей. Это, во-первых, предохраняет маргинальный край кости от внешних воздействий, снижая риск возникновения атрофии в данном участке, и, во-вторых, дает возможность получать прогнозируемые долговременные результаты при протезировании. Имплантаты ЛИКО-М всех диаметров (3,5, 4,0 и 4,5 мм) имеют одинаковую ортопедическую платформу благодаря стандартному узлу сопряжения, что, несомненно, упрощает работу врача-ортопеда и зубного техника без ущерба для качества. Протезирование на имплантатах ЛИКО-М становится логически понятным, не требует дополнительных расходов. В системе ЛИКО-М имеется расширенный ряд абатментов (анатомически ориентированные по сторонам зуба и прилегающей десне стандартные прямые и угловые абатменты 2 диаметров, различающиеся по высоте и силуэту десневой части; обтачиваемые абатменты; индивидуально отливаемый абатмент с металлическим основанием и втулкой из беззольной пластмассы; конусный абатмент для трансокклюзионной фиксации; абатмент с экватор-атачменом; абатмент из оксида циркония; временный абатмент).
Цель исследования заключалась в оценке отдаленных результатов ортопедического лечения пациентов с использованием отечественной системы дентальных имплантатов ЛИКО-М.
Материал и методы
На базе кафедры челюстно-лицевой хирургии и имплантологии ФПКВ НижГМА были обследованы и получили лечение 274 пациента (119 мужчин и 155 женщин в возрасте от 20 до 69 лет) с диагнозом частичного или полного отсутствия зубов. В исследование были включены только практически здоровые лица без сопутствующих заболеваний, обратившиеся за консультативной и лечебной помощью за период с 2008 по 2013 г. У всех пациентов имелся достаточный объем костной ткани для установки запланированных имплантатов.
Пациенты были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли пациенты с одиночными дефектами зубных рядов (78 человек), во 2-ю — 67 человек с множественными дефектами зубных рядов верхней и нижней челюстей (ВЧ и НЧ) разной локализации, в 3-ю — 19 человек c полным отсутствием зубов ВЧ и(или) НЧ.
Всем пациентам проводили лечение с использованием дентальных имплантатов системы ЛИКО-М. Общее число установленных имплантатов — 1179 (см. таблицу).
При лечении использовалась двухэтапная методика имплантации. Пациентам 3-й группы проводили или несъемное протезирование мостовидными конструкциями (с количеством опор от 6 до 10 на 1 челюсти), или изготавливали покрывные условно-съемные протезы (на ВЧ — 6 имплантатов, на НЧ — 4).
При планировании имплантации для оценки объема костной ткани проводили ортопантомографию (ОПМГ) и по показаниям — конусно-лучевую компьютерную томографию (КТ).
Периоперационный фармакологический контроль включал в себя антимикробную химиопрофилактику местными и системными средствами, превентивное применение глюкокортикостероидов и нестероидных противовоспалительных средств, а также гемостатиков. В послеоперационном периоде назначали антибактериальную и противовоспалительную терапию на 7 сут.
При осмотре на следующий день после операции большинство пациентов жаловались на незначительную боль в зоне вмешательства. Состояние всех обследованных было удовлетворительным. У большинства пациентов 2-й и 3-й групп при осмотре отмечали незначительный отек в области вмешательства. Практически у всех пациентов к 3-му дню после операции несколько усиливался отек слизистой оболочки полости рта и окружающих мягких тканей. Слизистая оболочка была незначительно гиперемирована, в некоторых случаях покрыта фибринозным налетом по линии швов. Всем пациентам проводилась медикаментозная обработка ран 0,05% раствором хлоргексидина. К 7-му дню прослеживалась положительная динамика, все раны заживали первичным натяжением. Швы снимали на 7-е сутки после операции.
После периода заживления, который составлял 6 мес для операции на ВЧ и 3 мес — на НЧ, осуществлялся 2-й этап имплантации: открытие имплантатов и установка формирователей десны. Через 10—14 дней выполняли протезирование согласно плану лечения.
Рентгенологический контроль лечения (ОПМГ) проводили на 7-е сутки после имплантации, перед установкой формирователей десны, после окончания протезирования и в каждый последующий год диспансерного наблюдения.
Результаты лечения продемонстрированы на примере пациента, входящего в 1-ю группу (рис. 1—5, см. на цв. вклейке).
Результаты и обсуждение
Система российских имплантатов ЛИКО-М представлена взаимодействием комплекса характеристик, позволяющих, органично дополняя друг друга, обеспечивать долговременный и прогнозируемый результат успешного лечения пациентов с потерей зубов. Все конструкции после протезирования на имплантатах отвечали функциональным и эстетическим требованиям. Резорбция в пришеечной области имплантатов к 5-му году функционирования не превышала 1 мм, что соответствует общепринятым международным требованиям [1—3].
Таким образом, клиническое внедрение имплантатов системы ЛИКО-М дало оптимальный функциональный и эстетический результат при лечении пациентов с частичным и полным отсутствием зубов. Имплантаты системы ЛИКО-М могут быть рекомендованы для широкого клинического применения в лечении пациентов с различными формами отсутствия зубов.