Профилактика атрофии альвеолярной кости после удаления зубов - актуальная задача современной хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Даже при отсутствии осложнений после удаления зуба в области дефекта зубного ряда ширина альвеолярного гребня в течение первых 12 мес уменьшается на 25-50% (приблизительно на 5-7 мм), причем 2/3 этой потери кости приходится на первые 3 мес после удаления зуба.
В первые 3 мес заживления происходит также существенная потеря кости в вертикальном направлении, которая составляет от 0,9 до 3,25 мм [4, 5, 8, 10, 12].
В настоящее время предложено множество протоколов лечения, предусматривающих сохранение альвеолярного гребня, минимизации потери высоты кости и щечно-язычной ширины и (или) ускорение формирования кости в лунках после удаления. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что одним из наиболее перспективных методов является направленная тканевая регенерация (НТР) с использованием для аугментации лунки остеопластических материалов и биорезорбируемых мембран [2, 6, 7, 9, 11, 13].
Процедуры сохранения альвеолярного гребня позволяют снизить резорбцию костной ткани в участках удаления зубов, причем эффективность регенеративной терапии с использованием разных материалов-заменителей костной ткани зависит от ряда факторов. Наиболее важны, безусловно, состав и микроструктура применяемых материалов, от которых зависят скорость и качество регенерации альвеолярной кости и мягких тканей [1, 3, 14, 15].
В связи с постоянной разработкой и появлением на стоматологическом рынке новых материалов для НТР для выявления наиболее эффективных материалов и методов для профилактики резорбции костной ткани после удаления зуба необходимы постмаркетинговые исследования.
Цель исследования - клинико-рентгенологическая оценка эффективности сохранения альвеолярной костной ткани после удаления зубов с использованием остеопластических материалов и мембран.
Материал и методы
В исследование были включены 40 пациентов (16 мужчин и 24 женщины) в возрасте от 30 до 57 лет. Средний возраст пациентов составил: у мужчин - 43,2 года, женщин - 46,4 года.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами у каждого пациента полость рта (ПР) была разделена на 2 части. На этапе предимплантационной подготовки с одной стороны удаляли зубы с одномоментным заполнением лунки остеопластическими материалами (основная группа); контролем служили одноименные симметрично расположенные зубы, которые удаляли без использования остеопластических материалов, заживление лунки происходило под кровяным сгустком.
Все пациенты на этапе предварительного отбора и перед операцией имплантации проходили клинико-лабораторное обследование: оценивали общее состояние здоровья, проводили анализы крови (клинический, биохимический, коагулограмма, на гепатиты В,С, сифилис, ВИЧ).
Стоматологическое обследование проходило по общепринятой методике: выяснение жалоб, сбор анамнеза, внешний осмотр, обследование ПР, контроль гигиенического состояния ПР.
Для оценки структуры и плотности костной ткани челюстей выполняли компьютерную томографию на дентальном томографе «New Tom 3G» («Nim s.r.l.», Верона, Италия).
Предоперационная обработка осуществлялась стандартным образом и оформлялась документально. Для дезинфекции при удалении зуба применяли полоскание 0,05% водным раствором хлоргексидина. Местную анестезию, инфильтрационную и проводниковую, проводили в соответствии со стандартным протоколом. Из местных анестетиков использовали Ультракаин Форте 4% - 1,7 мл, Убистезин Форте 4% - 1,7 мл, Скандонест - 1,7 мл.
Затем производили атравматичное удаление зуба с помощью периотомов, элеваторов и бормашины, в случае необходимости - тщательное выскабливание лунки.
В общей сложности было удалено 88 зубов - не подлежащих восстановлению премоляров и моляров, из них 36 - на верхней челюсти и 52 - на нижней. В зависимости от применяемых для заполнения лунки остеопластических материалов пациенты были разделены на 3 основные группы и 1 группу сравнения.
В 1-й группе с исследуемой стороны удаляли зубы (рис. 1, а, см. на цв. вклейке)
У пациентов 2-й группы удаляли зубы с одномоментным размещением в лунке остеопластического материала Остеодент-М («РУСИМПЛАНТ», Россия) (рис. 2, а, см. на цв. вклейке).
В 3-й группе удаление зубов производили с одномоментной аугментацией лунки остеопластическим материалом «Биопласт-Дент» производства ЗАО «ОЭЗ ВладМиВа» (Россия); рис. 3, а, см. на цв. вклейке
Для сравнительного анализа у каждого пациента были удалены симметрично расположенные одноименные зубы, остеопластические материалы при этом не применялись, и заживление лунки происходило под кровяным сгустком (рис. 4, см. на цв. вклейке).
Результаты и обсуждение
Обследование пациентов через 7 дней после оперативных вмешательств показало, что болевой синдром, температурная реакция, отек мягких тканей лица, осложнения в виде расхождения швов, смещения мембраны, обнажения трансплантата отсутствовали.
В 1-й группе, в которой для аугментации лунки применяли материал Bio-Oss Collagen и мембрану Bio-Gide, уже через 7 дней рана в области 12 (46,1%) зубов полностью заживала, в остальных 14 (53,9%) случаях наблюдалась неполная эпителизация раны (рис. 5, а, см. на цв. вклейке).
Во 2-й группе (для аугментации лунки применяли материал Остеодент-М и мембрану Коллост) обследование пациентов через 7 дней после хирургического вмешательства выявило полную эпителизацию раны в области 4 (33,3%) удаленных зубов (рис. 5, б, см. на цв. вклейке).
В 3-й группе (одномоментная с удалением зуба аугментация лунки с помощью материала Биопласт-Дент и мембраны Биопласт-Дент-МК) при отсутствии осложнений через 7 дней дефект закрывался грануляционной тканью, а в области 5 (35,7%) удаленных зубов практически полностью эпителизировался (рис. 5, в, см. на цв. вклейке).
При сравнении процесса заживления лунки под кровяным сгустком и при ее заполнении остеопластическими материалами установлено, что в 4-й группе (контрольной) у всех пациентов заживление лунки происходило медленнее, чем в основных группах. Так, через 7 дней после удаления в большинстве случаев полного заживления раны не происходило, отмечалась лишь краевая эпителизация (рис. 5, г, см. на цв. вклейке).
Эффективность хирургического лечения оценивали также по данным анализа результатов рентгенологического обследования пациентов до удаления зубов и через 6 мес. В этих целях изучали компьютерные томограммы (КТ) с определением параметров ширины, высоты, структуры и плотности альвеолярной кости в области удаленного зуба.
Анализ КТ, полученных через 6 мес после удаления зубов, выявил особенности регенерации костной ткани (см. таблицу).
У пациентов 1-й группы, в которой зубы удаляли с одномоментной аугментацией лунки с помощью материала Bio-Oss Collagen и биорезорбируемой мембраны Bio-Gide, через 6 мес костный регенерат по высоте составлял 95,6% от высоты лунки, а по структуре и плотности соответствовал неизмененной костной ткани (рис. 6, см. на цв. вклейке).
По данным КТ через 6 мес после удаления зубов с одномоментной аугментацией лунки с использованием материала Остеодент-М и мембраны Коллост (2-я группа), костный регенерат занимал 81,2% от высоты лунки, имел однородную мелкоячеистую структуру, прослеживалась граница между регенератом и костными стенками. Среднее снижение высоты альвеолярного гребня в этой группе составило 1,25±0,16 мм; различия с контролем достоверны (p<0,05).
При использовании для аугментации лунки материала Биопласт-Дент и биорезорбируемой мембраны Биопласт-Дент-МК (3-я группа) через 6 мес сформированный в лунке регенерат имел мелкоячеистый рисунок костной ткани, она выявлялась по всему объему альвеолярного дефекта практически без разграничения с окружающей костью, прослеживался ровный контур вершины альвеолярного гребня без снижения его уровня или с небольшой атрофией по краю гребня. Степень заполнения лунки удаленного зуба вновь образованной костной тканью - 91,6% от высоты лунки, а снижение высоты гребня в этой группе было в среднем равно 0,62±0,09 мм (p<0,05).
При изучении процессов регенерации костной ткани лунки в контрольной группе (заживление под кровяным сгустком) установлено, что в большинстве наблюдений не происходило заполнения лунок костной тканью до вершины альвеолярного гребня. КТ через 6 мес после удаления зуба показала лишь частичное восстановление костной ткани в области дефекта (в среднем - 33,0%). В ряде случаев была заметна граница регенерата и стенки альвеолярной лунки. Структура костной ткани перед имплантацией у пациентов группы сравнения соответствовала крупноячеистой трабекулярной кости (рис. 7, см. на цв. вклейке)
Таким образом, рентгенологическое исследование выявило положительное влияние биопластических материалов на процессы перестройки и восстановления объема костной ткани лунок удаленных зубов. Аугментация лунки с помощью материала Bio-Oss Collagen и биорезорбируемой мембраны Bio-Gide позволяла создать наиболее благоприятные условия для отсроченной имплантации.